Обучение грамоте 1 класс Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
В курсе обучения грамоте в УМК «Школа России» выделяются три периода:
  1. Подготовительный (добуквенный) период - 31 час (14 часов на обучение чтению, 17 часов на обучение письму).
  2. Букварный (основной) период - 120 часов (53 часа на обучение чтению, 67 часов на обучение письму) + 10 часов резерва.
  3. Послебукварный период - 36 часов (16 часов на обучение чтению, 20 часов на обучение письму) + 10 часов резерва.

Цель программы:
  • заложить основы фор­мирования функционально грамотной личности
  • обеспечить языковое и ре­чевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка
  • создать условия для формирования первоначального навыка чтения как одного из важнейших видов речевой и мыслительной деятельности
Задачи: Задачи подготовительного периода: Развитие
  1. фонематического слуха детей;
  2. умения вычленять звуки из слова;
  3. производить слого-звуковой и звуковой анализ слов;
  4. сравнивать звуки в, похоже, звучащих словах.
  5. Введение понятий: слово; предложение; гласные; ударение; слог.
Обучение
  1. подбору разных слов для называния одного и того же предмета;
  2. составлению схемы слова;
  3. составлению предложения по картинкам;
  4. изображению предложения в виде схемы.
Подготовка к обучению письму: раскрашивание; рисование; штриховка в разных направлениях; обведение по контуру; написание элементов букв. Задачи букварного периода:
  1. введение и закрепление позиционного принципа чтения;
  2. обучение слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слова (орфографическая пропедевтика);
  3. анализ печатного и письменного образа буквы;
  4. упражнения в написании элементов букв, букв, соединений, слов и предложений;
  5. упражнения в списывании слов, предложений, текстов с печатного образца
  6. обогатить словарь учащихся и развивать устные (слушание и говорение) и отчасти письменные (письмо) виды речи
  7. развивать фонематический слух
  8. научить делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками
  9. учить обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевать процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целым словом чтения предложений и связных текстов
  10. учить устанавливать их взаимосвязи и последовательность; обращаться к помощи звукобуквенных и слоговых схем, схематической записи предложений
  11. совершенствовать речевой аппарат
  12. вырабатывать отчётливое и достаточно громкое правильное произношение слов, слогов, звуков
Задачи послебукварного периода:
  1. развивать умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих
  2. учить пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций картин
  3. формировать сознательное, правильное, плавное слоговое чтение, с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой
  4. развивать связную речь, повышать культуру речевого общения
  5. совершенствовать звуковую, произносительную речь детей, устранять недочёты произношения
Результаты изучения учебного предмета Личностными результатами являются:
  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов - тексты литературных произведений из «Азбуки». Метапредметными результатами являются: Регулятивные УУД:
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД:
  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД:
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
  • осмысленно, правильно читать целыми словами;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные);
  • не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
  • определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
  • обозначать мягкость согласных звуков на письме;
  • определять количество букв и звуков в слове;
  • писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
  • находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Для отслеживания результатов освоения курса «Обучение грамоте» предусматриваются следующие формы контроля: Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития первоклассников Текущий: -прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом Итоговый контроль в формах -тестирование -практические работы -контрольная работа Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и проверочных работах.

Содержание программы
Раздел Количество часов Из них
Обучение чтению Обучение письму
Добукварный период 14 18
Букварный период 53+5 резерва 67+5 резерва
Послебукварный период 16+4 резерва 20+5 резерва Проект «Живая Азбука» Итого: 92 115












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(обучение чтению - 92часа)


п/п

дата

Наименование раздела

Тема урока


Кол-во

часов

примечания

По плану

По факту

Добукварный период

«Азбука» - первая учебная книга.

14

1


Речь устная и письменная. Предложение.

1


Слово и предложение.

1


Слог.

1


5

Ударение.

1


6

Звуки в окружающем мире и в речи

1


7

Звуки в словах

1


8

Слог-слияние.

1


9

Повторение
и обобщение пройденного
материала. Любимые сказки.

1


10

Гласный звук
[а], буквы А, а

1


11.

Гласный звук
[о], буквы О, о

1



12.



Гласный звук
[и], буквы И, и

1



13.



Гласный звук
[ы], буква ы

1



14.



Гласный звук
[у], буквы У, у

1



15



Букварный период

Согласные звуки [н], [н'], буквы Н, н.

58

1


16



Согласные звуки [н], [н'], буквы Н, н.

1


17



Согласные звуки [с], [с'], буквы С, с.

1


18



Согласные звуки [к], [к'], буквы К, к.

1



19



Согласные звуки [к], [к'], буквы К, к.

1


20



Согласные звуки [т], [т'], буквы Т, т.

1


21



Согласные звуки [т], [т'], буквы Т, т.

1


22



Согласные звуки [л], [л'], буквы Л, л.

1



23



Согласные звуки [л], [л'], буквы Л, л.

1


24



Согласные звуки [р], [р'], буквы Р, р.

1



25



Согласные звуки [в], [в'], буквы В, в.

1


26



Согласные звуки [в], [в'], буквы В, в.

1



27



Гласные буквы Е,е

1


28



Гласные буквы Е,е

1


29



Согласные звуки [п], [п'], буквы П, п.

1


30



Согласные звуки [п], [п'], буквы П, п.

1


31



Согласные звуки [п], [п'], буквы П, п.

1


32



Согласные звуки [м], [м'], буквы М, м.

1


33



Согласные звуки [м], [м'], буквы М, м.

1


34



Согласные звуки [з], [з'], буквы З, з.

1


35



Согласные звуки [з], [з'], буквы З, з.

1


36



Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б.

1


37



Согласные звуки [б], [б'], буквы Б,

1


38



Согласные звуки [б], [б'], буквы Б,

1


39



Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д.

1


40



Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д.

1


41



Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

1


42



Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

1


43



Гласные буквы Я, я.

1


44



Гласные буквы Я, я.

1


45.



Буква Я -
показатель
мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии.

1







46



Согласные звуки [г], [г'], буквы Г, г.

1


47



Согласные звуки [г], [г'], буквы Г, г.

1


48



Мягкий согласный звук [ч'], буквы Ч, ч.

1


49



Мягкий согласный звук [ч'], буквы Ч, ч.

1


50



Мягкий согласный звук [ч'], буквы Ч, ч.

1


51



Буква Ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

1


52



Буква Ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

1


53



Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.

1


54



Сочетание ши.

1


55



Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

1


56



Сопоставление звуков [ж] и [ш]

1


57



Гласные буквы Ё, ё.

1



58



Сопоставление звуков [ж] и [ш]

1


59



Звук [й], буквы Й, й.

1


60



Согласные звуки [х], [х'], буквы Х, х.

1



61



Согласные звуки [х], [х'], буквы Х, х.

1


62



Согласные звуки [х], [х'], буквы Х, х.

1


63



Гласные буквы Ю, ю.

1


64



Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

1


65



Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц

1


66




Гласный звук [э], буквы Э, э

1


67



Гласный звук [э], буквы Э, э

1


68

Мягкий глухой согласный звук [щ'], буквы Щ, щ

1


69

Мягкий глухой согласный звук [щ'], буквы Щ, щ

1


70

Согласные звуки [ф], [ф'], буквы Ф, ф

1


71



Мягкий и твердый разделительные знаки.

1



72



Русский алфавит.

1




73





Послебукварный период

Стихи русских поэтов: C. Маршак «Как хорошо уметь читать».

19


1


74



Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

1


75



К. Ушинский. «Наше отечество». Анализ содержания текста.

1




76



В. Крупин. «Первоучители словенские». История

славянской азбуки.

1




77



В. Крупин. «Первый букварь».

Поиск информации в тексте.

1




78



А. С. Пушкин. «Только месяц показался…». Сказки.

1


79



Л. Н. Толстой. Рассказы для детей.

Нравственный смысл поступка.

1


80



К. Д. Ушинский Поучительные рассказы для детей.

1


81



К. И.Чуковский.

«У меня зазвонил
телефон». Инсценирование.

1


82



К. И. Чуковский. «Путаница». Небылица. Особенности стихотворения - небылицы.

1


83



В. В. Бианки. «Первая охота». Самостоятельное озаглавливание текста.

1


84



С. Я. Маршак. «Угомон». «Дважды два». Приёмы заучивания стихотворения наизусть.

1



85





М. М. Пришвин. «Предмайское утро».

Знакомство с текстом-описанием.

1





86



М. М. Пришвин. «Глоток молока».

1


87



Стихи русских поэтов: А. Л. Барто «Помощница», «Игра в слова».

1


88



Стихи русских поэтов: С.В. Михалков «Котята».

1


89



Веселые стихи Б. В. Заходера. «Два и три».

1



90



Веселые стихи В. Д. Берестова.

1



91



Проект: «Живая Азбука»

1


92



Наши достижения. Планируемые результаты.

1






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(обучение письму - 115 часов)


№ урока

дата

Наименование

раздела программы

Тема урока

Кол-во

часов

примечания

план

факт
1.


Добукварный период Пропись - первая учебная тетрадь.


18

1


2.

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

1


3

Письмо овалов и полуовалов

1


4.

Рисование бордюров.

1


5.

Письмо длинных прямых наклонных линий.

1


6.

Письмо наклонных прямых с закруглением внизу

1


7.

Письмо наклонных прямых с закруглением вверху.

1


8.

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование.

1


9.

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование.

1


10.

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо.

1


11.

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов.

1


12.

Письмо овалов, их чередование.

1


13.

Строчная и заглавная буквы А, а.

1




14.

Строчная и заглавная буквы О,о.

1


15.

Строчная буква и.

1


16.

Заглавнаябуква И.

1


17.

Строчная буква ы.

1


18.

Строчная и заглавная буквы У, у.

1



19.

Букварный период Строчная и заглавная буквы Н, н. .

72

1




20

Строчная и заглавная буквы Н, н.

1


21

Письмо слов с изученными буквами

1


22.

Строчная и заглавная буквы с, С.

1


23

Строчная и заглавная буквы К,к.

1


24

Строчная и заглавная буквы К,к.

1


25

Строчная и заглавная буквы т, Т.

1




26

Строчная и заглавная буквы т, Т.

1


27

Письмо слов с изученными буквами.

1


28

Строчная и заглавная буквы л, Л.

1


29

Строчная и заглавная буквы л, Л.

1


30

Строчная и заглавная буквы Р, р.

1


31

Строчная и заглавная буквы Р, р.

1


32

Строчная и заглавная буквы в, В

1


33

Строчная и заглавная буквы в, В

1


34

Строчная и заглавная буквы Е,е.

1



35

Строчная и заглавная буквы Е,е.

1


36

Письмо слов с изученными буквами

1


37

Строчная и заглавная буквы п, П.

1


38

Строчная и заглавная буквы п, П

1


39

Списывание с печатного шрифта.

1


40

Строчная и заглавная буквы м, М.

1




41

Строчная и заглавная буквы м, М.

1


42

Письмо слов с изученными буквами.

1


43

Строчная и заглавная буквы з, З.

1


44

Строчная и заглавная буквы з, З.

1


45

Письмо слов С изученными буквами.

1


46

Строчная и заглавная буквы б, Б.

1


47

Строчная и заглавная буквы б, Б.

1


48

Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

1


49

Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

1


50

Строчная и заглавная буквы д, Д

1


51

Строчная и заглавная буквы д, Д

1


52.

Письмо под диктовку слов и предложений

1


53

Строчная и заглавная буквы я, Я.

1


54

Строчная и заглавная буквы я, Я.

1


55

Письмо слогов и слов с буквами Я, я.

1


56

Списывание слов и предложений

с печатного

и письменного шрифта.

1


57

Строчная и заглавная буквы Г,г.

1


58

Строчная и заглавная буквы Г,г.

1


59

Запись и интонирование различных

видов предложений

1


60

Строчная буква ч.

Заглавная буква Ч.

1


61

Строчная буква ч.

Заглавная буква Ч.

1


62

Сочетания ча, чу.

1


63

Буква Ь - знак мягкости.

1


64

Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова

1


65

Списывание с печатного текста.

1


66

Строчная

и заглавная буквы ш, Ш

1


67

Строчная

и заглавная буквы ш, Ш

1


68

Строчная

и заглавная буквы ж, Ж.

1


69

Строчная

и заглавная буквы ж, Ж.

1


70

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

1


71

Строчная и заглавная
буквы ё, Ё.

1


72

Строчная и заглавная
буквы ё, Ё.

1


73

Строчная и заглавная буквы Й, й.

1


74

Строчная и заглавная буквы Й, й.

1


75



Строчная и заглавная буквы Й, й.

1



76

Строчная и заглавная буквы Й, й.

1


77

Запись предложений под диктовку с предварительным разбором

1


78

Запись предложений под диктовку с предварительным разбором

1


79

Запись предложений под диктовку с предварительным разбором

1


80

Строчная и заглавная буквы ц, Ц.


1



81

Строчная и заглавная буквы ц, Ц.

1


82

Письмо слогов и слов с буквами Ц,ц и другими изученными буквами

1


83



Строчная и заглавная буквы э, Э.

1


84

Строчная и заглавная буквы э, Э.

1


85

Строчная буква щ. Заглавная буква Щ.

1


86

Строчная буква щ. Заглавная буква Щ.

1


87

Сочетания ща.щу Письмо под диктовку слов и предложений

1


88

Строчная и заглавная буквы ф, Ф.

1


89

Строчные буквы Ь, Ъ.

1


90

Алфавит

1


91

Послебукварный Списывание текста

24

1


92

Списывание текста

1


93

Оформление предложений в тексте

1


94

Оформление предложений в тексте

1


95

Заглавная буква в именах собственных

1


96

Заглавная буква в именах собственных

1


97

Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?»

1


98

Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?»

1


99

Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»

1


100

Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»

1


101

Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»

1


102

Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»

1


103

Правописание безударных гласных в корне слова

1


104

Правописание безударных гласных в корне слова

1


105

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

1


106

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

1


107

Слуховой диктант

1


108

Правописание жи-ши

1


109

Правописание ча-ща

1


110

Правописание чу-щу

1


111

Правописание чк-чн,щн

1


112

Письмо слов
с Ь и Ъ знаками.

1


113

Письмо слов
с Ь и Ъ знаками.

1


114

Обобщение по теме «Звуки и буквы»

1


115

Проверочная работа по теме «Звуки и буквы».

1







© 2010-2022