- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа кружка Краеведение (3 класс)
Рабочая программа кружка Краеведение (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Швецова О.В. |
Дата | 18.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2014 - 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Ступень обучения начальное общее образование
(1 - 4классы)
Учитель: Швецова О.В.
Класс:3 «В»
Предмет: «Краеведение» (кружок)
г. Воронеж
Пояснительная записка. Рабочая программа курса «Краеведение» составлена на основе нормативно-правовой базы: Закон РФ «Об образовании»; Устав школы; Основная образовательная программа начального общего образования школы; Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010 г.; Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009 г.; Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию гражданственности на основе краеведческого материала\ Обухова Л. А., Махина Н. С. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2006. Рабочая программа составлена на основе учебно-тематического плана занятий и содержания разделов и тем курса «Краеведение» Обуховой Л. А., Махиной Н. С. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Общая характеристика курса.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне. На занятиях школьники познакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края - поэтов, писателей, художников. Практическая часть занятий отводится на экскурсии, составление схем, выпуск стенных газет, оформление тематических альбомов, ведение журналов, инсценирование сказок, заучивание стихотворений. Основная цель - расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Воронежской области, ее выдающихся людях, литературе и искусстве родного края, формирование осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены длительным периодом исторического пути народов Воронежского края. Задача курса - воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за наш народ и старшее поколение.
Ценностные ориентиры содержания занятий.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей "малой родины", восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Краеведение - важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств. Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. По точным словам академика Д.С. Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле». Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края - одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к нему всем сердцем и душой. Содержание занятий поможет младшему школьнику овладевать необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой), исследовательским методом; сформирует чувство гордости и уважения к истории и современности Воронежского края, позитивные установки для решения экологических, исторических, социально-экономических проблем своей страны, своего региона, своей местности; воспитает у детей желание к совместной деятельности.
Описание места учебного курса в учебном плане. Настоящая программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для работы с обучающимися 1-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Во 2-4 классах всего 34 часа в год.
Планируемые результаты
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
-
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
-
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
-
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
-
основы гражданской идентичности личности в форме осознания "Я" как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
-
ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
-
эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
-
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
-
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
-
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
-
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
-
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
-
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
-
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
-
выражать речь в устной и письменной форме;
-
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
-
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
-
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
-
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
-
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-
содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
-
точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
-
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание программы
№
Название темы.
Всего.
1.
Искусство и просвещение
5
2.
В гостях у сказки.
5
3.
Литературный Воронеж.
7
4.
Литературное краеведение.
2
5.
Край песенный.
4
6.
В мире муз.
5
7.
Географическое краеведение.
2
8.
Экологическое краеведение
5
9.
Люби и знай родной край.
2
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п
Тема
Дата по плану
Дата по факту
Искусство и просвещение.
В гостях у сказки.
Литературный Воронеж.
О чём расскажут улицы города?
Певец земли воронежской.
Край песенный.
«С песней по свету»: песенные и танцевальные коллективы Воронежской области. Ансамбли «Воронежские девчата», «Весенние зори».
В мире муз.
На кукольном представлении.
Театр юного зрителя.
Географическое краеведение
Природа нашего края
Проект - «Любимый уголок родного края».
Экологическое краеведение
Заповедники Воронежской области.
Представители животного мира. Посещение краеведческого музея.
Представители растительного мира.
Конкурс плакатов и рисунков «Берегите природу»
Занимательные задачи о родном крае.
Люби и знай родной край.
Проверь себя.
КВН «Воронеж - жемчужина черноземья».
Материально-техническое обеспечение.
Материалы для учителя:
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010.
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.
- Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию гражданственности на основе краеведческого материала\ Обухова Л. А., Махина Н. С. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2006.
-
Амелькин А.О. История создания русского флота. - Воронеж, 1997
-
Воронежский фронт // Из серии «Земля Воронежская. Живая память» / Под ред. A.M. Аббасова. - Воронеж, 2005.
-
Моя семья. Мой народ. Моё Отечество. Тесты, практические задания: учебно- методическое пособие/ Суслов В. Н. - Ростов н\Д: Легион, 2011.
-
Шмойлов А.И. Весь мир в игрушке. - Воронеж, 2003.
Материалы для учащихся:
Обухова Л. А. и др. Краеведение: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов/ Л. А. Обухова, Н. С. Махина, Г. В. Онегина, О. И. Гребенщикова. - Воронеж: ВОИПКиПРО.