СТАТЬЯ НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ.


В.В. Воронина

МОУ «Новоусманская СОШ №4»
Орфографическая зоркость - это умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях, которые предназначены для записи или уже написаны, орфограммы, а также быстро определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать допущенные ошибки (свои и чужие). Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая развитость - одна из главных причин допускаемых учащимися ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил, умение их применять. В основе грамотного письма лежит аналитико - синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами. Это - задачи уроков обучения грамоте и письма в I классе.

Работу на этих уроках начинаю с артикуляционной гимнастики, с произношения скороговорок. Большое внимание уделяю слого-звуковому анализу произносимых слов. Обязательно провожу его с опорой на схемы. Схемы помогают выяснить характер связей между звуками и буквами, количество слогов соотнести с количеством гласных звуков в слове, выделить, назвать и охарактеризовать изучаемый на данном этапе звук.

Лента букв автора Горецкого В. Г. - своеобразное средство, оказывающего детям заметную помощь в различении звуков и букв, в осознании принципа их классификации. Работа по развитию орфографической зоркости начинается в I классе в период обучения грамоте, а во II классе указанная работа продолжается, увеличивается в объеме и, сокращаясь во времени, так как у детей уже выработаны определенные умения и навыки. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений. Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращается внимание, можно расположить в определенной последовательности. 1. Письмо с проговариванием. В основе этого письма - проговаривание по слогам. Результат такого письма - грамотное письмо, которое исключает пропуски и замену букв. Проговаривание может быть как хоровое, так и индивидуальное. Чередование различных видов проговаривания вносит разнообразие в урок, предупреждает утомляемость. 2. Списывание. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Чтобы не терять много времени на поиски слова в учебнике, мои ученики пользуются полоской бумаги, которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения. Дети читают слово по слогам и также по слогам, проговаривая, записывают, затем читают по слогам следующее слово. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение (соотнесение количества букв в тетради и в книге), воспитывается самостоятельность, самоконтроль. 3. Комментированное письмо. Учащиеся не просто проговаривают по слогам предложенные слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Педагогу очень важно следить, чтобы все работали одновременно с комментатором. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала комментируют сильные учащиеся, а потом постепенно включаются и все остальные ученики. 4. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Развивает зрительную память, речь, фонематический слух, внимание, интерес. В детях воспитывается трудолюбие, организованность, ответственность, самоконтроль, объективная самооценка. 5. Письмо под диктовку. Повышает внимание к слову, развивает слуховую память, интуитивное письмо. 6. Письмо по памяти. Такой вид письма развивает речь, внимание. Воспитывается аккуратность, дисциплинированность, честность, самоконтроль. 7. Творческие работы. Основные виды творческих работ: сочинения, изложения, творческие диктанты. Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения сосредоточиться на составлении и записи своих предложений и на логике изложения. Самые легкие творческие работы - это составление предложений по опорным словам. Проверка работы обязательна. 8. Грамматические зарядки. Помогают развивать сознательное восприятие слова. Очень часто грамматические зарядки составляю на основе анализа ошибок письменных работ. Формированию орфографической зоркости учащихся способствует также работа над ошибками с памяткой. Все указанные выше виды работ нужно проводить систематически. Только тогда данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты.

Список литературы

  1. Ильина Н.В. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в 1 классе. - Интернет-ресурсы.
  2. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах. - Начальная школа, 1986 год, № 10.
  3. Одегова В.Ф. Развитие орфографической зоркости. - Начальная школа, 1999 год, № 6.
© 2010-2022