Конспект урока по окружающему миру на тему Лесные опасности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Окружающий мир 2 класс Тема: Лесные опасности Цель: 1. Знать об опасности, которую несут ядовитые грибы, ягоды, некоторые насекомые. 2. Уметь отличать съедобные и ядовитые грибы и ягоды, правильно вести себя в лесу. 3. Воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: мультимедиа, картинки - грибы, ягоды, насекомые, картины леса, звуки природы. Ход урока. I. Вступительное слово. -Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. - Давайте его прочитаем (вызвать одного ученика). - Кто же автор этого письма? («Весёлый старичок, Старичок - Лесовичок!»
«Знаю лес и лес люблю, В гости вас к себе зову. Пусть на солнечной опушке Раздаётся звонкий смех, Игры, конкурсы, забавы. Приглашаю к себе «всех». Я люблю гулять по лесу, В лес хожу я каждый день. Всё в лесу мне интересно: Каждый куст и каждый пень. Но бывает лес опасным. Позаботьтесь о себе!» - Ну, что примем приглашение весёлого старичка - лесовичка? В помощь нам он прислал путеводитель, который не позволит заблудиться во владениях лесного хозяина. - Итак, отправляемся в путь.
II. - Вот мы на лесной поляне. Отгадайте загадки:
  1. На поляне лесной
Под бурой сосной Стоит старичок На нём бурый колпачок, Колпачок на бочок, Кто в лесу бывает, тот его и знает. (Боровик) (Показ)
- Правильно. Боровик - это второе название белого гриба. Все грибы могут быть разной комплектации, у всех могут быть шляпки, разные по величине, форме, цвету. Но белых шляпок у грибов почти никогда не бывает. Белыми их называют не из-за цвета шляпки, а потому что, когда их срезают, на срезе они не темнеют, мякоть их остаётся постоянно белой. Остаётся гриб белым и при варке. Но есть у белого гриба несъедобный двойник. Это желчный гриб. Как же их различить? У белого гриба шляпка снизу белая или желтоватая. А у желчного гриба шляпка снизу розовая, на ножке чёрная сеточка, а если шляпку разломить вначале она покраснеет, потом почернеет. - Отгадайте вторую загадку: 2. Много нас грибочков-братьев. Утром в тёплый летний день Любим мы гурьбой забраться Даже на трухлявый пень. (Опята) - Правильно, опята. Они растут дружной семейкой. В конце лета появляется осенний опёнок. Его можно жарить, солить, сушить, мариновать. Съев этот гриб в любом виде, получишь большое удовольствие. Если, конечно, не соберёшь по ошибке ложный опёнок кирпично - красный. У этого гриба - двойника более яркая, действительно кирпично - красная шляпка, а пластинки под шляпкой серые или даже чёрные. Мякоть у него жёлтая, с неприятным запахом. Главная отличительная особенность настоящего опёнка от ложного - это юбочка под шляпкой. 3. - Отгадайте следующую загадку: Сорвал я красный гриб в лесу. Любуюсь на его красу. На белой он ножке, на шляпке горошки. (Мухомор) - Правильно. А чем отличается он от других грибов? (Это гриб несъедобный). Мухомор - этот гриб природа наградила необыкновенной красотой, но красота его обманчива. Этот гриб ядовитый для человека. Его яд вызывает удушье, обмороки. - Есть и ещё самый опасный из ядовитых грибов - бледная поганка. Спасти человека, отравившегося ею, почти невозможно. - Итак, на какие две группы можно разделить грибы? (Съедобные и несъедобные). - Что надо сделать, если вы сомневаетесь в том, съедобный гриб или ядовитый? (Спросить у взрослых). - Если вы так и не выяснили, ядовитый гриб или нет, как надо с ним поступить? (Не срывать) - Какие правила вы могли бы предложить для запоминания своим друзьям, когда отправляетесь в лес за грибами? - Давайте ещё раз прочитаем эти правила и постарайтесь их соблюдать.
1.Собирай только знакомые тебе грибы. 2.Ни в коем случае не пробуй незнакомые грибы и ягоды. 3.Всегда спрашивай взрослых, съедобны ли грибы и ягоды, которые ты собрал.
III. - Мы с вами отправляемся дальше. Наша следующая остановка «Дары леса». - Летом в лесу появляется большое количество плодов и ягод. Старичок - лесовичок советует вам быть внимательными и осторожными при сборе ягод в лесу. - А какие ягоды можно собирать в лесу, мы с вами узнаем, когда разгадаем кроссворд. По горизонтали: 1.Лоит солнышко лучистое, Зрея на опушке. Покраснеет и душистая Попадает в кружки. (Земляника)
По вертикали: 2.Сколько бус рассыпано по лесной опушке! Девочки - подружки соберут их в кружки. Трудятся, стараются девочки проворные, Потому что вкусные эти бусы чёрные! (Черника)
3.Ягоды эти похожи на малину. Только чёрного цвета. Да колючки, как у ежа. (Ежевика).
4.Невысокий кустарник с овальными тёмно - зелёными листьями и красными ягодами. Его веточки поднимаются над землёй не более чем на 20 см. Ягоды содержат вещество, уничтожающее микробы. Настой ягод дают больным с высокой температурой. (Брусника).
5.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти дети и медведи. (Малина). - А кто из вас знает ядовитые ягоды? Назовите их. - Часто в лесу можно встретить ядовитое растение - вороний глаз (показ). У этого растения прямой стебель, на котором находится один цветок. Название дано за сходство плода -ягоды- сглазом вороны. - Волчье лыко - невысокий кустарник с сочными ярко - красными ягодами, которые кучками лепятся на коре. В его ягодах содержатся сильные яды. Употребление в пищу даже 5-6 ягод может оказаться смертельным для человека. - А знаете ли вы, что цветы ландыша превращаются в красные ягоды? Только их нельзя трогать, а тем более есть. Они ядовиты! - Постарайтесь запомнить эти ягоды и никогда не пытайтесь их пробовать. Даже если вы не запомнили твёрдо их внешний вид, не собирайте незнакомые ягоды и не срывайте их просто так. Яд может попасть на руки, а затем в рот и вызвать тошноту, боли в животе, рвоту. - А как вы думаете, правила сбора грибов, о которых мы с вами говорили, подойдут для ягод? (Да). - Давайте прочитаем, что у нас получится. (Открыть слова - ягоды, в правилах).
IV. Вот оказывается какие опасности нас подстерегают в лесу нашего друга Старичка - лесовичка. Но наш путь продолжается к следующему пункту, обозначенному на карте - станция «Музыка леса». - Что можно услышать в лесу? (Шелест листвы, журчанье ручьев, пение птиц). - Давайте послушаем эти звуки.
Физминутка. - А сейчас, давайте отдохнём. Все встали. Давайте походим по нашему необычному лесу. - Что же можно в нём увидеть? - Посмотрите направо, вот появились на поляне первые подснежники, а за ними красивая сон трава. - Идём дальше. Посмотрите налево. Вот в траве спрятались грибы сыроежки и рыжие лисички. А вон вдалеке пробежал заяц. Много интересного можно увидеть в лесу. - Остановились. Тихонько сели.
V. - А сейчас мы отправляемся в гости к медвежонку Вини-Пуху. - Вспомните, для чего ему понадобился синий воздушный шарик? (Претвориться тучкой и отвлечь внимание пчёл). - Почему пчёлы так подозрительно смотрели на Вини-Пуха? (Не хотели отдавать мёд, он нарушил их покой). - Какой опасности он подвергался? (Его могли покусать пчёлы). - Почему насекомые нападают на людей? (Они потревожены, защищаются). - Каких насекомых вы боитесь? Почему?
Откройте учебник. Попробуйте по рисунку определить названия насекомых. - Запомните внешний вид этих насекомых. - Прочитайте текст в учебнике. - Как нужно вести себя, чтобы насекомые вас не ужалили? (Не тревожить их, держаться от них подальше). - Что надо сделать, если пчела или оса залетела в дом? (Не гоняться за ней, открыть пошире окно и подождать. Пока насекомое улетит). - У нас с вами получились правила поведения с насекомыми. (Показать). - Я думаю, что вы строго будете следовать этим советам.
VI. Итог урока. - Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие в лес. Я думаю, что Старичок - лесовичок остался вами доволен. Сегодня на уроке вы узнали, что в лесу нужно быть очень осторожными и внимательными. - Как уберечь себя от опасностей в лесу?
VII. Дома, каждый из вас на альбомном листе подготовит сообщение про грибы или ягоды. Желательно, чтобы на вашем листе был рисунок или картинка того гриба или ягоды, о которых вы будите писать. А потом из ваших листочков мы сделаем книжку-малышку.
© 2010-2022