- Преподавателю
- Начальные классы
- Классный час «Люби и знай свой край»
Классный час «Люби и знай свой край»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шестопалова Т.С. |
Дата | 29.12.2012 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
МБОУ Полевской лицей
Курского района Курской области
Классный час
Тема: Люби и знай свой край.
Подготовила
учитель начальных классов
Шестопалова Татьяна Сергеевна
2013 год
Цель:
-обобщить и проверить, а также расширить знания обучающихся об истории Курского края;
-развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности, поддерживать интерес к изучению родного края.
Ход классного часа:
(Ученица)
Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час.
Встречу тёплую такую
Мы готовили для вас.
Хлебосольством и радушьем
Знаменит наш Курский край.
Здесь для вас и песни русские,
И медовый каравай.
-Сегодня я предлагаем вам отправиться в занимательное путешествие по нашей
Родине - Курскому краю.
(Мальчики стихи читают с места)
-
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Край, в котором мы живём.
Курская земля
-
В пожарах кочующих выгорев,
Траву расстилала, как шелк,
Родная земля, где за Игорем
В бессмертие полк его шел.
-
Земля, где поля береженые
Топтала в налетах орда.
Земля, где, Батыем сожженные,
На пепле росли города.
-
Судьба ей особая выдалась,
Когда через восемь веков
Дугой наша сила тут выгнулась,
Как лук-сагайдак, на врагов.
-
Лежать ли земле этой замерзши?
Развеялась горькая мгла.
И снова на спекшихся залежах
Пшеница, как солнце, взошла.
-
Земля знаменитая курская,
Где княжит весной соловей.
Слияние Сейма и Тускари,
Сияние вод и полей.
(Н. Корнеев)
Просмотр презентации на песню Ю. Антонова «Родные места»
Учитель:
-Давайте назовем адрес нашего края:
-Курская область расположена в центре России. Территория области почти 30 000 квадратных километров.
Работа по карте
-С какими областями она граничит? Назовите наших соседей.
(Она граничит с Орловской, Липецкой, Брянской, Сумской, Белгородской, Воронежской областями).
-Наше путешествие не только в пространстве, но и во времени. Мы пролетаем над древним Курским краем, этот край не спутать ни с каким иным. На Курской земле люди живут уже с древних времён. Первые жители обитали в землянках, одевались в звериные шкуры, охотились на мамонтов.
-Позже стали заниматься рыболовством, скотоводством, земледелием. В далёком прошлом Курский край назывался Посемьем (от названия реки Сейм). Здесь произрастали густые леса, в которых было много дичи. Сюда приходили охотиться местные жители и даже приезжали из других мест.
-Отправимся и мы в тот лес.
1 ученик -В лесах Курской области была обнаружена икона Божией Матери! Богородица! В том месте, где лежала икона, вдруг забил ключ. Это было 8 сентября 1 295 года. Впоследствии здесь был учреждён мужской монастырь. В честь иконы в Курске был построен Знаменский собор.
2 ученик -Икона «Знамение» Божией Матери Курская Коренная помогала всем людям в мирное время, а в годы войны помогала курянам одерживать победы над врагом, а затем восстанавливать свой город.
Учитель:
-Наше путешествие продолжается.
Природа Курского края богата и разнообразна. Насчитывается 265 видов птиц, среди которых самой знаменитой является маленькая серая птичка.
Трели, песни разлились среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твоё пение,
Голосистый (соловей)
-Ученик : Соловей давно и по праву считается живым символом курского края. Самые лучшие певцы - курские соловьи, песни которых мы с удовольствием слушаем по весне. Песня курского соловья насчитывает от 8 до 24 колен: чистейшие звуки флейты, щелканье, клёкот, посвист.
Именно благодаря этой птичке наш край получил звание «Соловьиный край»
(прослушивание записи с пением соловья)
Учитель: -В лесах и степях Курской области обитают 59 видов животных. Отгадайте загадки
и узнаете, кто живёт в лесу.
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)
У косого нет берлоги, не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги, а от голода - кора. (заяц)
На собаку он похож. Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть. На овцу готов напасть. (волк)
Недотрога, весь в иголках, он живёт в норе под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери, но к нему не входят звери. (ёж)
Посмотрите-ка какая! Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой. Хвост пушистый и большой. (лиса)
-Каких птиц и животных вы еще знаете? (ответы детей)
Учитель:
- Есть в наших краях и животные, которые находятся под особой охраной. Где же их охраняют? (в заповедниках)
-А какой заповедник находится на территории Курской области?
- Ученик: -Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник им. проф. В.В. Алехина организован в 1935 году. В нашем Курском районе расположен Стрелецкий участок площадью 2046 га.
-Какие животные занесены в Красную книгу?( выхухоль, дрофа, змееяд, беркут, черный аист, орлан-белохвост. Редкие: ласка, горностай, светлый хорек, европейская норка, бобр, белка, ондатра, благородный олень, пятнистый олень, лось, кабан.)
-Почему эти животные попали в Красную книгу?(потому что люди истребляли их без надобности, нарушили экологические связи в природе)
- Назовите растения, которые также находятся под охраной в заповеднике.
(Пион тонколистный, лен многолетний, купальница европейская, прострел раскрытый)
Наш край чудесный, богатый, уникальный. Давайте беречь свою Родину, чтобы сохранить её для будущих поколений! А для этого будем выполнять простые правила.
(Дети читают стихотворения)
1. Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живётся с нами рядом!
2. Я на кусте у родника
Не тронул сети паука.
Я поглазел на муравьев: У них домище -
Будь здоров!
Я долго по лесу шагал и никого не напугал.
-
Чтоб пустыни нагрянуть не смели, Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, охраняются змеи, Охраняются даже цветы.
-
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остаётся в них навеки Студёная и чистая вода.
-
Не руби берёзы белой, Не губи глуши лесной! Не губи и зла не делай! А особенно весной!
-
Родной свой край не засоряй,
А береги родной свой край!
Учитель:
-Путешествуем дальше. В курской области 10 городов и много деревень. Назовите, какие вы знаете?
(работа по карте)
- А знаете ли вы свой адрес? (Курская область Курский район деревня Полевая)
- Представьте себе, что вы работаете в туристическом агентстве. Вам необходимо рассказать о достопримечательностях своей местности, чтобы к вам приезжало много туристов.
Рассказ о своей деревне
Учитель:
-Издавна Курская земля славилась своими талантами, Многие знаменитые люди родились на нашей земле. Это писатели, композиторы, актёры.
-А теперь отправляемся в главный город области - Курск.
Сообщения детей:
1 ученик: Сначала Курск был маленькой крепостью, городищем, в котором было 3-4 десятка хижин полуземлянок. Крепость была защищена валом, рвом и частоколом. Своё название город получил от названия реки Кур.
2 ученик: У нашего города есть герб, на котором нарисованы 3 куропатки. Давным-давно в наших лесах водилось очень много куропаток. Эта птица бесконечно предана тому месту, где родилась. И мы должны, как и наши предки, быть верными своему краю и охранять его. Есть пословица: «И лягушка на своём болоте поёт», Человек без Родины, что соловей без песни. Береги землю родимую, как мать любимую. Всякому мила своя сторона.
Родная земля - матушка, чужая сторона - мачеха.
3 ученик: Курск вместе со всей страной пережил страшные годы войны. Наш город был разрушен, шли кровопролитные бои. В память о подвиге советских солдат созданы мемориальные комплексы, музеи и памятники. Курску присвоено
почётное звание «Город воинской славы» 4 ученик: Курск
Старинный город, наш зеленый Курск! Ты на плечах несешь тысячелетье. Давно, давно живешь на белом свете. Качается лесов твоих пурпур.
Да, осенью и Сейм течет спокойно И отдыхают влажные сады. А сколько видели? Какие злые войны! Какое помнят зарево войны.
Еще ты помнишь лютые набеги, Арканов свист в полыновых степях, И половцы рвались, и печенеги, А ты стоишь, незыблем на холмах.
5 ученик Год сорок третий, снова, снова орды, Немецких тигров ненасытный рев, Пожарища, развалины, но гордо Ты честь свою и славу уберег.
Теперь тебя узнать нельзя, мой город, Ни стать твою, ни улицы твои. А что ни город, говорят, то норов, Но тут уже помогут соловьи.
Они поют росистыми ночами, Без них, без курских, нам не обойтись, Они и на рассвете нас встречают, И вечером нам с ними по пути.
Дымят заводы, взят в тугие латы Среди лесов черемуховых Сейм, Закат пунцовой осени богатой, А в небе крик, прощальный крик гусей.
(Л. Шелест)
6 ученик: Соловьиный край
Какие только бури не слетали, На молодость твою и седину, А ты стоял, как сделанный из стали. И в Огненной Дуге и в старину.
Горжусь, что я родился в колыбели Полей широких, перелесков, рек, Что мы с тобой не тлели, а горели, Что я курянин и с тобой навек.
Ты стал сейчас прекрасней и моложе, Где бой кипел, хлеба стоят стеной. Любой земли ты для меня дороже, Край соловьиный, близкий и родной. (Г. Ильин)
7 ученик:
-Ты мне дорог, мой край, устоявший от гроз.
Я люблю твои дали степные.
Всю Россию родную люблю я до слёз,
А мой Курск - это трижды Россия.
- А сейчас экспресс-путешествие по знаменитым и памятным местам Курского края
(презентация на песню «Здравствуй, Курск!)
Учитель: Любите наш край, нашу малую родину, храните её и гордитесь тем, что мы - куряне.
Используемая литература:
-
Интернет источники:
zanimatika.narod.ru
adm.rkursk.ru
zapoved-kursk.ru
nsportal.ru