ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мир игры»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №43»














ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Мир игры»


возраст обучающихся 7-10 лет,

срок реализации - 3 года







Автор:

Тихонова

Наталья Николаевна,

учитель

начальных классов













Нижневартовск,

2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В конце концов, вот что значит учиться: важно не то, проиграем ли мы в игре, важно, как мы проиграем и как мы благодаря этому изменимся, что нового вынесем для себя, как сможем применить это в других играх. Странным образом поражение оборачивается победой.

Ричард Бах Дополнительная образовательная программа «Мир игры» имеет социально-педагогическую направленность. Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. Приходя в 1 класс общеобразовательной школы у ребенка резко меняется преобладающий вид деятельности: игровая деятельность превращается в учебную. Актуальность данной программы заключается в том, чтобы сгладить процесс смены вида деятельности. Ведь в основе игры лежат физические упражнения и движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной цели, поставленной заранее. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она позволяет детям научиться организовывать свое свободное время посредствам игры. Цель данной программы - создание условий для раскрытия и развития творческих и организаторских способностей, заложенных в ребенке. Задачи: Обучающие:

  • познакомить учащихся с многообразием игр, которые можно использовать во время проведения праздников, а также с многообразием народных игр;
  • научить детей различать виды игр, уметь их классифицировать.
Развивающие:
  • формировать устойчивый интерес к культуре родного края, а также к культуре разных народов;
  • способствовать развитию межличностных отношений, доброжелательности.
Воспитательные:
  • воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени, помогать детям в их желании сделать свою работу общественно значимой.
Типовой образовательной программы данной направленности нет, но изучив ряд сборников с играми: Детские народные подвижные игры. Книга для воспитателей детского сада и родителей / А.В. Кенеман, Т.И. Осокина - М.: Просвещение; Владос, 1995; Игры народов СССР / Былеева Л.В., Григорьев В.М. - М.: Физкультура и спорт, 1985; Детские подвижные игры народов СССР / А. В. Кенеман - М.: Просвещение, 1989; 300 подвижных игр для младших школьников. Популярное издание для родителей и педагогов / Л. Фатеева - Ярославль: Академия развития, 2006; Лучшие игры для детей / Акимова Г.Е. - СПб.: Весь, 2002; Психологические игры для детей. Развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные / Анна Мудрова - М.: Центрполиграф, 2011 - видно, что игры разбиты либо по видам (подвижные, малоподвижные, неподвижные; во дворе или в помещении), либо по направленностям (досуговые, обучающие), либо по психологическим характеристикам (на развитие внимания, памяти, мышления и т.д.). Особенностью программы «Мир игры» можно назвать то, что в ней последовательно изучается практически все разнообразие игр, что способствует всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, а также дает возможность каждому учащемуся раскрыть свои творческие способности в процессе игры. Благодаря большому разнообразию содержания игры всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших задач воспитания. В программу включены разнообразные игры: подвижные, малоподвижные, неподвижные, народные, современные и т.д. Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с народными играми. У них формируется устойчивое, уважительное отношение к культуре родной края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. А также педагог помогает ученикам понять, что людей разных народов объединяет интерес к многонациональной культуре. Игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, необходимо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Игра - это один из способов развития в ребенке его интеллекта, творческих способностей, физического здоровья, нравственности, достоинства. Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия в группе 1 года обучения проходят 2 раза в неделю по 2 часа. В группы 1 года обучения принимаются все поступающие. Специального отбора не производится. Общее количество часов - 144 в год. Второй год обучения рассчитан на детей, прошедших курс первого года. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Общее количество - 216 часов в год. Третий год обучения предполагает работу с детьми, прошедшими курс 1 и 2 года обучения. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа и в данном случае больше внимания уделяется творческим разработкам и развитию организаторских способностей. В кружок принимаются мальчики и девочки 7-10 лет. Группы формируются одновозрастные. Количественный состав групп обучающихся следующий: 1 год обучения - 12 человек; 2 год обучения - 10 человек; 3 год обучения - 8 человек. Форма организации деятельности на занятиях - групповая. В течение всего периода обучения воспитанники должны получить следующие знания и умения:
  1. К концу первого года обучения ребенок будет знать и уметь:
  • основы межличностного общения;
  • виды игр: подвижные, малоподвижные, неподвижные игры;
  • иметь первичные знания игр России;
  • различать виды игр;
  • проводить простейшие игры.
  1. К концу второго года обучения ребенок будет знать и уметь:
  • народные игры Украины, Белоруссии, Армении, Узбекистана, Киргизии, Казахстана, Грузии;
  • досуговые и развивающие игры;
  • проводить народные и современные игры;
  • организовывать игру в кругу сверстников.
  1. К концу третьего года обучения ребенок будет знать и уметь:
  • игры народов Севера;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • проводить игры с младшими детьми;
  • изготовить необходимый реквизит для проведения игры.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля на протяжении всего срока обучения.

Вид контроля

Сроки

Форма проведения

Начальный

сентябрь

Устный опрос «Для чего нужна игра? Я хочу уметь играть»

Промежуточный

январь

Практическое занятие «Виды и направленности игр»

Итоговый

май

Проведение «Праздника игры» Формой подведения итогов реализации образовательной программы является карта оценки результатов освоения программы, открытые занятия, участие в различных детских досуговых мероприятиях. Для реализации программы «Мир игры» рекомендуется использовать образовательную технологию игрового обучения: - обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения ЗУНов; - самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и освоение информации, обеспечивающей успех в игре; - игровые ситуации, решение ситуативных задач. При организации игр необходимо соблюдать ряд принципов:

  1. Отсутствие принуждения любой формы при включении детей в игру;
  2. Принцип развития игровой динамики (реализуется через правила игр - могут стимулировать, а могут сдерживать развитие игрового сюжета. Каждый ребенок по-своему овладевает правилами игры. Ведущий призван, сохраняя нормативную схему игры, стимулировать творчество играющих).
  3. Принцип поддержания игровой атмосферы - это поддержание реальных чувств детей.
Способы поддержания:
  • стимулирующий эффект соперничества;
  • условия игрового общения;
  • снятие моментов провоцирующих конфликт;
  • разработка новых игр и т.д.
  1. Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности.
Важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей.
  1. Принцип перехода от простейших игр к сложным игровым формам.





























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

п\п


Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие


10

2

8

2

Развитие навыков межличностного общения детей

20

10

10

3

Считалки и заклички для проведения игры

8

2

6

4

Виды игр

40

6

34

5

Развивающие игры

20

5

15

6

Народные игры

30

6

24

7

Современные игры

10

3

7

8

Итоговое занятие

6

2

4


ИТОГО

144

36

108


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Теория: Техника безопасности. Первое появление игры. Практика: Игры, ушедшие из обихода народа. Старинные игры.
ТЕМА 2. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ Теория: Развитие чувств, фантазии, воображения, внимания, речи, слуховой памяти. Изучение норм и правил поведения, различных средств общения. Практика: Развитие навыков совместной деятельности. Сплочение детского коллектива (игры «Познай себя и своих товарищей»). Развитие умения передавать свои мысли с помощью мимики и жестов (игры «Зеркало», «За стеклом»). Решение конфликтных ситуаций.
ТЕМА 3. СЧИТАЛКИ И ЗАКЛИЧКИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИГР Теория: Для чего народ придумал считалки. Знакомство с видами считалок: заумные считалки, считалки-числовки. Практика: Применение считалок на практике.
ТЕМА 4. ВИДЫ ИГР. Теория: Понятие подвижная, малоподвижная, неподвижная игра. Знакомство с различными видами игр. Практика: Разучивание игр «Совушка», «Пустое место», «Третий лишний», «Золотые ворота», «Дед Мазай и зайцы», «Колечко», «Водяной», «Я знаю», «Молчанка», «Чарли-Чаплин» и т.п.
ТЕМА 5. РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ Теория: Игры на развитие памяти, мышления, внимания, координации. Практика: Знакомство и проведение игр: «Слова, слова, слова», «Раз-два», «Алфавит», «Ассоциации», «Радуга», «Слова наоборот», «Профессионал», «Театр», «Запоминалки», «Повторялки» и др.
ТЕМА 6. НАРОДНЫЕ ИГРЫ Теория: Краткий курс истории игр. Знакомство с народными играми. Практика: Разучивание игр: «Салки», «Мы - веселые ребята», «Платочек», «Классы», «Заря», «Стадо», «Колобок и лиса», «Юрта», «Стрелок», «Иголка, нитка, узелок», «Бабки-лодыжки», «Подними платок», «Достань шапку», «Где гуляли?», «Чепена», «Воронушка», «Невод», «Хлопушки», «Нарты-сани», «Расходитесь», «Ласточка» и т.д.
ТЕМА 7. СОВРЕМЕННЫЕ ИГРЫ Теория: Знакомство с современными играми: игры с предметами, с карандашом; музыкальные, развивающие, настольные игры. Практика: Разучивание игр: «Подарок», «Буратино», «Маска, я вас знаю…», «Примерь улыбку», Возьми приз», «Пройди по следу», «Конкурс художников», «Что-то с памятью моей…», «Четыре стихии», «Автобус, троллейбус, трамвай», «Сантики - фантики», «Самый ловкий», «Сторож», «Здравствуй, Вася!», «Краски», «Неделька» и др.
ТЕМА 8. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ Теория: Устный опрос «Для чего нужно играть?» Практика: «Виды игр» - проведение игр; итоговый праздник.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения

п\п


Название темы


Количество часов


всего

теория

практика

1

Вводное занятие

10

2

8

2

Развитие навыков межличностного общения детей

30

15

15

3

Считалки и заклички для проведения игры

10

2

8

4

Виды игр

60

5

55

5

Народные игры

50

5

45

6

Современные игры

50

5

45

7

Итоговое занятие

6

2

4


ИТОГО

216

41

175

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 год обучения ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Теория: Техника безопасности. Виды игр - подвижные, малоподвижные и неподвижные. Практика: Народные и современные игры
ТЕМА 2. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ Теория: Развитие чувств, фантазии, воображения, внимания, речи, слуховой памяти. Вербальный и невербальный способы общения. Практика: Развитие навыков совместной деятельности. Сплочение детского коллектива. Развитие умения передавать свои мысли с помощью мимики и жестов. Решение конфликтных ситуаций.
ТЕМА 3. СЧИТАЛКИ И ЗАКЛИЧКИ ДЛЯ ПРОВЕДНИЯ ИГРЫ. Теория: Знакомство и заучивание считалок-закличек: Аты-баты, Шла машина. Практика: Применение на практике считалок и закличек.
ТЕМА 4. ВИДЫ ИГР. Теория: Понятие подвижная, малоподвижная, неподвижная игра. Знакомство с играми разных видов. Практика: Разучивание игр «Мороз», «Колечко», «Снятие шапки», «Защитник», «Мяч в кругу», «Есть идея», «Земля, вода, огонь, воздух», «Крепость», «Дедушка, мой дед», «Чай-чай», «Медведь и пчелы» и т.п.
ТЕМА 5. НАРОДНЫЕ ИГРЫ Теория: Краткий курс истории игр. Знакомство с народными играми. Практика: Разучивание игр «Ляпка», «Почта», «Гуси», «Шар», «Повелитель лунки», «Журавли», «Мяч», «Оленпа», «Водяной», «Утушка», «Ловля оленей», «Солнце», «Здравствуй, догони» и т.д.
ТЕМА 6. СОВРЕМЕННЫЕ ИГРЫ Теория: Знакомство с загадками, шуточными вопросами и фокусами. Практика: Разучивание игр: карандашом и без него: «Из конца в начало», «Виселица», «Пятерки», «Сквозная буква», «Чепуха»; Игры типа бельбоке - «Огородник и воробей», «Оркестр», «Каламбур», «Волейбол с воздушным шариком» и т.д.
ТЕМА 7. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ Теория: Устный опрос «Для чего нужно играть?» Практика: «Виды игр» - проведение игр; итоговый праздник.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 год обучения

п\п


Название темы


Количество часов


всего

теория

практика

1

Вводное занятие

8

2

6

2

Виды игр

50

10

40

3

Народные игры

40

5

35

4

Современные игры

40

5

35

5

Развивающие игры

30

5

25

6

Сюжетно-ролевые игры

20

5

15

7

Праздник на пороге

22

5

17

8

Итоговое занятие

6

2

4


ИТОГО:

216

39

177


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 год обучения ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Теория: Техника безопасности. Виды игр - подвижные, малоподвижные и неподвижные. Практика: Народные и современные игры
ТЕМА 2. ВИДЫ ИГР. Теория: Понятие подвижная, малоподвижная, неподвижная игра. Знакомство с играми разных видов. Практика: Разучивание игр: «Автограф», «Телеграмма», «Островок», «Эрудит», «Буриме», «Чей нос лучше», «Волшебная тройка», «Отыщи свою обувь» и т.п.
ТЕМА 3. НАРОДНЫЕ ИГРЫ. Теория: Краткий курс истории игр. Знакомство с народными играми Севера и других народов. Практика: Разучивание игр: «Северная рыбка», «Журавлик», «Ловля оленей», «Здравствуй, догони», «Важенка и оленята», «Волк и олени», «Нарты - сани», «Охота на куропаток», «Сюлы» (ледяные палочки), «Отбивка оленей», «Ловкий оленевод», «Охота на волка», «Борьба на палке», «Перетягивание палки», «Успей поймать», «Хейро», «Бег в снегоступах», «Меткий охотник», «Колечко»; игры других народов: «Пас, пас овец», «Птичка», «Цветы», «Гусиный мост», «Решето», «Кольцо», «Путешественник», «Догони меня», «Сторож», «Черное и белое», «Щелчок», «Лошадки», «Игра в школу», «Овцы и волк», «Яблоко», «Сбор тюльпанов», «Немая игра», «Горны козел», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее?».
ТЕМА 4. СОВРЕМЕННЫЕ ИГРЫ Теория: Знакомство с загадками, шуточными вопросами и фокусами. Практика: Разучивание игр: «Наряди елку», «Гонки сороконожек», «Классики», «Тяни в круг», «Летучий мяч», «Шахматы», «Не боимся мы кота», «Чемпионы беговой эстафеты» и др.
ТЕМА 5. РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ. Теория: Игры на развитие памяти, мышления, внимания, координации. Практика: Знакомство и проведение игр: «Волшебный плащ», «Три перемены», «Наблюдательность», «МПС», «Хлопки», «Калейдоскоп», «Поиск человека», «Пальцы», «Муха», «Селектор», «Хромая обезьяна», «Зеркало», «Лентяй и труженик», «Дыхание», «Лабиринт», «Карусель» и др.
ТЕМА 6. СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ. Теория: Основа сюжета. Распределение ролей в игре. Практика: Разучивание игр: «Царевна Несмеяна», «Ловля обезьян», «Василиса Премудрая», «Магазин», «Больница», «Школа» и др.
ТЕМА 7. ПРАЗДНИК НА ПОРОГЕ Теория: Украшение помещения, приглашение гостей на праздник. Практика: Подготовка реквизита для праздников: «Богатырские потешки», «День рожденья - лучший праздник», «День, пахнущий мимозой», «Зимние забавы».
ТЕМА 8. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ Теория: Устный опрос «Для чего нужно играть?». Практика: «Виды игр» - проведение игр; итоговый праздник.

















МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Тема

Формы занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

Вводное занятие

Беседа; практическое занятие

Репродуктивный; практический

Дидактические карточки; памятки

Реквизит; зеркала

Устный опрос; педагогическое наблюдение

Развитие навыков межличност-ного общения детей

Игра; путешествие

Вербальный; репродуктивный; практический

Аудиозаписи; карточки

Магнитофон; зеркала

Педагогическое наблюдение; устный опрос; анализ

Виды игр

Игра; путешествие

Наглядный; репродуктивный; практический

Аудиозаписи; карточки

Магнитофон; зеркала

Педагогическое наблюдение

Считалки и заклички для проведения игры

Конкурс; практическое занятие

Репродуктивный; практический

Дидактические карточки

-

Педагогическое наблюдение

Народные игры

Игра; путешествие

Репродуктивный; практический

Дидактические карточки

Реквизит;

Педагогическое наблюдение

Современные игры

Игра

Репродуктивный; практический

Раздаточный материал; памятки

Инструменты; зеркала

Педагогическое наблюдение

Сюжетно-ролевые игры

Игра

Репродуктивный; практический

Раздаточный материал; аудиозаписи; памятки

Реквизит; костюмы; магнитофон

Педагогическое наблюдение

Развивающие игры

Игра

Репродуктивный, наглядный

Раздаточный материал; памятки; дидактические карточки

Проектор

Педагогическое наблюдение

Праздник на пороге

Практическое занятие; творческая мастерская

Репродуктивный; практический

Раздаточный материал

Проектор, набор инструментов для уроков труда

Праздник

Итоговое занятие

Устный опрос; практическое занятие; праздник

Контроля самоконтроля

Дидактические карточки; аудиозаписи

Магнитофон; реквизит

Анализ результатов
Для реализации образовательной программы «Мир игры» необходима следующая материально-техническая база:

  1. Наличие большого помещения для проведения занятий - танцевальный зал с зеркальной стеной или площадка школьного двора (при условии хорошей погоды). Помещение должно быть сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, с достаточным освещением. Наличие ученических парт и стульев.
  2. Технические средства обучения: проектор, ПК, магнитофон.
  3. Инструменты и материалы: реквизит (мячи, скакалки, обручи, кегли, настольные игры и т.д.), костюмы.
На занятиях необходимо соблюдать технику безопасности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Детские казачьи игры и забавы. Сборник / Сост. В.В. Ходарев. - Ставрополь: ТОО «Центр пропаганды истории казачества»; Кавказская библиотека, 1993

  2. Детские народные подвижные игры. Книга для воспитателей детского сада и родителей / Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение; Владос, 1995

  3. Журнал «Дополнительное образование», 2000, №№ 1,2,3,4,5,6,9,10. «Развитие навыков межличностного взаимодействия у детей» - М.В.Хайкина

  4. Игры в школе/ Для шк. возраста. - Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. - 144 с. - (Мамина школа)

  5. Игры народов СССР / Сост. Былеева Л.В., Григорьев В.М. -М.: Физкультура и спорт, 1985

  6. О.В.Зайцева, Е.В. Карпова. Встретим праздник весело. Игры для всей семьи. - Ярославль: «Академия развития», 1998

  7. 300 подвижных игр для младших школьников. Популярное издание для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000



ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


  1. Б. Ш. Энн. Лучшие игры для вечеринки. / пер. с анг. В.Л.Кашникова. - М.: Айрис-пресс, 2004

  2. Е.Синицына. Игры для праздников. М.: Лист Нью, Вече, КАРО, 2001

  3. Игры нашего двора. Сборник. - СПб.: регата, Издательский Дом «Литера», 2000

  4. Н.В. Чудакова. Праздники для детей и взрослых. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000

  5. Энциклопедия детских праздников. - М.: Пилигрим, 1999

© 2010-2022