Урок русского языка 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными. Класс 3в Учитель Паршина И.А. Вид урока: повторительно-обобщающий урок.

Цель: создание условий для формирования знаний о способе проверки непроизносимых согласных в корне слова

УУД: Личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Предметные: проверяет слова с непроизносимыми согласными; подбирает родственные слова; делит слова на группы по видам орфограмм; умеет пользоваться орфографическим и этимологическим словарями; Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; умеет организовывать своё рабочее место и работу. Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие вопросы Задачи:: Способствовать развитию грамотной устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Способствовать развитию умения определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе. Способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Используемые методы и приемы: метод подводящий диалог, метод контроля и оценки, метод объяснительно-иллюстративный. Оборудование: презентация, проектор, карточки, кроссворды

Ход урока слайд1

1.. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд2 Сегодня урок я начну с древней мудрой легенды. «Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами города. Но в городе был человек, завидовавший славе мудреца. Решил этот человек придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить, и отправился на луг. Поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если скажет - мёртвая, я разомкну ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. Прямо с порога злой человек спросил: «Какая у меня в руках бабочка, о мудрейший, - живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Всё у тебя в руках!»

И сегодня, ребята, в ваших руках, в ваших силах на этом уроке познать чудесные законы родного языка Сегодня мы будем опять открывать для себя новое, полезное, интересное. Я рада, что у вас прекрасное настроение и вы готовы подняться вверх еще на одну ступеньку знаний. А для этого нам необходимо повторить то, что мы уже узнали.

2. Чистописание. + Индивидуальные карточки.


Карточка № 1.

Вставить букву, написать проверочное слово,

Окрес…ность - __________________

Звёз…ный - __________________

Со…нце - __________________

Здра…ствуй - __________________

Радос…ный - __________________

Карточка № 2.

Вставить букву, подчеркнуть её.

Трос…ник

Чес…ный

Облас…ной

Прелес…ный

Влас…ный

Крес…ный

Карточка № 3.

Вставить букву, написать проверочное слово.

Извес…ный - __________________

Сер…це - __________________

Свис…нул - __________________

Прелес…ный - _________________

Мес…ность - __________________

Чистописание.

На доске написан ряд букв: О Д Т Ч П Ш С …

Внимательно посмотрите на данный ряд букв. Определите, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания, если в этом ряду написаны первые буквы названий цифр.

Писать мы будем букву В в цепочке с другими буквами.

Определите порядок следования букв в этой цепочке:

Вдлт Влтд Втдл (первая из строчных становится последней).

Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.

-Почему именно эти буквы в каллиграфической минутке? (С ними как-то связана тема сегодняшнего урока)

3. Актуализация знаний (Формулирование темы урока)

Слайд3

Учитель. На доске - начало пословицы. Помогите составить её.

Ученье - лучшее …

обеспеченность

богатство

состоятельность

Что можно сказать об этих словах?

Дети. Это слова - синонимы, так как они близки по смыслу.

Учитель. Выберите слово, которое подходит грамматически и точно выражает смысл пословицы.

Дети. Ученье - лучшее богатство.

Учитель. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Дети. Для грамотного, образованного человека, ученье - лучшее богатство.

Учитель (закрывает доску). Запишите пословицу по памяти.

Дети записывают пословицу.

Учитель. Обратите внимание на слово "богатство". Что вы заметили?

Дети. Расхождение правописания и произношения.

Учитель. Кто догадался, какая же орфограмма сегодня на уроке будет в центре нашего внимания?

Дети. Мы думаем, что непроизносимые согласные в корне слов. +возврат к чистописанию

Обозначьте тему урока СЛАЙД 4

Учитель.Какие задачи вы поставите перед собой сегодня на уроке?

Модельный ответ: СЛАЙД 5

· Повторить

· Узнать

· Научиться

Учитель. Молодцы! Правильно!

У каждого из вас на столе лежит карточка с заданием «Сделай сам». В течение всего урока вы можете работать по ней.

Дети выполняют задание, когда у них появляется время.

Карточка

Сделай САМ

Прочитай -> Проверь -> Напиши

мес...ность -> место -> местность

чудес...ный
чес...ный
радос...ный
поз...но
со...нце
вкус...ный
опас...ный
интерес...ный

4. Поиск решения, совместное открытие знаний(побуждение к гипотезам, подсказки к контраргументам, проверка гипотез)

Учитель. Поиграем в игру "Поймай слово". На доске раскиданы полоски с транскрипцией слов.

Урок русского языка 3 класс

Что вы заметили?

Дети. Не совпадает произношение с написанием.

Учитель. Вам нужно правильно записать эти слова. Как проверить? Какое правило нужно вспомнить?

Дети. В некоторых словах согласные звуки [Т], [Д], [Л], [В] не произносятся, но пишутся. Для проверки непроизносимых согласных нужно подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся.

Дети объясняют орфограммы, подбирают проверочные слова.

Учитель. Какое слово для себя из этих слов вы бы записали первым? Почему?

Дети. Мы думаем, что это слово - счастливый. Ведь каждый человек хочет быть счастливым. Это слово очень важное для каждого из нас.

Учитель. Составьте с этими словами словосочетания.

Дети. Счастливый человек, грустный малыш, доблестный воин, капустный лист.

Учитель. Какая между ними связь?

Дети. Согласование.

Посмотрите на слова. Что их объединяет? (в середине каждого по несколько согласных)

Если в середине слова имеется не менее 3-х согласных, это называется стечением согласных.

Перечислите согласные буквы, которые в ряде слов пишутся, но при стечении согласных не дают звука. (в д л т)

Как могут называться такие согласные? (непроизносимые)

Как проверить пишется в слове непроизносимая согласная или нет? (подобрать однокоренные проверочные слова, в которых эти звуки произносятся)

Обобщите все, о чем мы говорили в порядке рассуждения в виде рассказа.

А поможет вам в этом план: слайд 5

  • Что такое стечение согласных?

  • Какая существует особенность написания слов со стечением согласных?

  • Как называются согласные, которые в середине слова пишутся, но не произносятся?

  • Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?

5.Физминутка

6.Первичное закрепление (фронтально)

НА ДОСКЕ:

печальный рассказ -

знаменитый писатель -

весёлый народ -

хмурые дни -

яркое светило -

удачная находка -

шумное торжество -

Учитель:

- Прочитайте словосочетания. Замените подчёркнутые слова близкими по значению (синонимами) с непроизносимой согласной.

(Уч-ся записывают на доске слова: грустный, известный, праздник, радостный, ненастные, солнце , счастливая. Устно подбирают проверочные слова (кроме слова праздник).

Проблема! Нам встретились слова, которые по общему правилу проверить не удалось. Значит, их написание надо запомнить.

(записать слова в словарики)

. лестница

праздник

чувство


  • Но если заглянуть в этимологический словарь и узнать историю этих слов, то увидим, что эти буквы не зря находятся в данных словах.

  • Лестница - произошло от древнерусского лествица, от слова лества (лезть) - то, с помощью чего лезут.

  • Слово праздник в древнерусском языке звучало праздь (свободный от работы день), отсюда и буква д.

  • А вот как появилась буква в в слове чувство, вы узнаете сами, используя этимологический словарь.


7.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу,эталону

Учитель.Вы уже знаете много стихов А.С.Пушкина, но сегодня мне хотелось бы посмотреть, как вы помните сказки поэта.

на слайде 6 Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С печальной думой на лице.

Добрый день, князь ты мой прекрасный,

Что ж ты тих, как день пасмурный?

Опечалился чему?

Учитель. Узнали сказку? Замените подчёркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными, и тогда мы получим тот текст, который был у А.С.Пушкина.

Запись в тетрадях (с последующим выносом на доску)

С печальной - с грустной.

Добрый день - здравствуй.

Пасмурный - ненастный. (3 мин.)

Учитель.Прочитайте текст, который был у А.С.Пушкина.

8.Включение нового знания в систему знаний и повторения.

(Работа в группах. Решение и составление кроссвордов.)

- Попробуем практически закрепить наши исследования. Поработаем в группах. Помните - важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь не только личный результат, но и результат работы всей группы, приведет к успеху всего класса.

Учащиеся распределяются по группам ( примерно по 5 человек), которые на данном

уроке комплектуются исходя из уровня трудности учебного задания. Групп одного

уровня может быть несколько в зависимости от класса. Группы получают задание на больших листах, вписывая слова в кроссворд фломастером.

Вместе мыслить интересней!

Мы сотрудничаем вместе!

I УРОВЕНЬ. Решают кроссворд составленный на основе загадок или определений.





1




2


3






4


5





1. Ступеньки, ведущие вверх.

2. Мотор человеческого организма.

3. Растение произрастающее на болоте.

4. Небесное светило.

5. Вежливое слово, приветствие.

Ответы: 1. Лестница.

2. Сердце.

3. Тростник.

4. Солнце.

5. Здравствуйте.

7

II УРОВЕНЬ. Решают кроссворд составленный на основе знаниях о лексическом

значении слова.





1


2






3









4


5







1. Слово, противоположное по значению слову РАНО.

2. Слово, противоположное по значению слову НЕСЧАСТНЫЙ.

3. Слово, близкое по значению словам ПЕЧАЛЬНЫЙ, НЕВЕСЁЛЫЙ.

4. Слово, противоположное по значению слову НЕИЗВЕСТНЫЙ.

5. Слово, противоположное по значению слову ЯСНЫЙ (день).

Ответы: 1. Поздно.

2. Счастливый.

3. Грустный.

4. Известный.

5. Ненастный.

III УРОВЕНЬ. Составляют кроссворд из данных слов (можно своих), придумывая к нему

задания.



























































Слова: КАПУСТНИЦА, БУРЕВЕСТНИК, УСТНЫЙ, ПРАЗДНИЧНЫЙ, ПРЕЛЕСТНЫЙ.

Учитель в это время оказывает помощь группам, если у них возникают затруднения.

Если III группа не успеет справиться с заданием, можно ей предложить продолжить

эту работу дома, как дополнительное задание, а на следующем уроке показать.

2. Проверка кроссвордов.

-Поднимите руки те, кто считает, что в его группе действительно было обсуждение, звучали доказательства написания.

- Я хочу посмотреть, вы случайно написали слова или действительно со знанием

дела, после того как мы с вами открыли новое правило.

Кроссворд вывешивается на доску, а группа его защищает, т. е. доказывает

написание слов.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторения (Работа с ЭОР )

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a534419e-c653-4271-bfd7-809b0d84c042/%5BNS-RUS_3-05%5D_%5BIG_114%5D.swf

8.Самостоятельное использование алгоритма (применение новых знаний) работа в парах( если время позволит)

Учитель.Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово праздник? А какой праздник приближается?

Д. Новый год.

У. Что вы знаете об этом празднике?
Возьмите листочки с текстами. Вставьте пропущенные слова.

Новый год - очень хороший ... . На улицах много ... лиц и совсем нет ... . Каждый мечтает о том, что наступающий год будет более ..., более ... .

Слова для справок: радостный, счастливый, прекрасный, грустный, праздник.

Дети проверяют свою работу самостоятельно по тексту на доске.

9. Итог урока

У. Не забудьте поздравить близких с наступающим праздником. Подберите такие слова для своих родных, чтобы им было приятно и радостно на душе, обогрейте своим словом, обласкайте своим взглядом.

От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если рядом с вами
Станет добрым и веселым грустный человек.

- У каждого из вас на столе лежит новогодняя елочка.
Если на уроке вы легко справились со всеми заданиями, то прикрепите к своей елочке звездочку. Если у вас возникали затруднения, то шарик. Если вы часто испытывали трудности и не могли справиться с заданиями, то сосульку.

10. Рефлексия учебной деятельности, самооценка (Рефлексия - приобретённая сознанием способность сосредоточиться на самом себе овладеть самим собой, как предметом …, способность не просто познать, а знать что знаешь.)

Проводится с опорой на таблицы.

- Выбери ответ и обоснуй.


Что узнали на уроке?

нужного …

интересного …

полезного …


Сегодня на уроке

научился …

понял …

было интересно…

Своей работой я:

доволен, так как …

не совсем доволен из-за того что…

не доволен, потому что …

У меня сегодня получилось …

Я и не подозревал …

Мне ещё нужно поработать над …

Учитель . Доволен ты своим результатом или нет и почему? Отразите свои успехи в листе самооценки.

Лист самооценки

Я могу объяснить, какие согласные звуки называются

непроизносимыми

Красный

Использовал правило, чтобы не ошибиться в

написании слов, решал орфографические задачи,

используя памятки

Синий

Знаю словарные слова

Зеленый

В группе помогал составлять

кроссворд

Желтый

Активно работал на уроке и правильно

отвечал на вопросы

Оранжевый

Урок русского языка 3 класс

11.Домашнее задание

© 2010-2022