Личностно-ориентированный подход к развитию стратегий запоминания словарных слов в рамках модернизации образования

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Личностно-ориентированный подход

к развитию стратегий запоминания словарных слов

в рамках модернизации образования.

Байкарова О.Ю.,

учитель начальных классов,

г.Лениногорск,

МБОУ «Тимяшевская СОШ»

Как известно, правописание словарных слов вызывает у школьников большую трудность в связи с тем, что в содержании обучения не заданы нормативные способы деятельности по запоминанию их верного написания. Кроме того, данное нормативное знание крайне слабо представлено в компетенциях педагога, так как способ написания словарных слов объясняется его происхождением и историей преобразования (этимологией). Большая часть словарных слов пришла в русский язык из других языков (преамбула, футбол, трамвай, аллея и т.д.). В связи с этим корневая основа многих слов не знакома и не понятна учащимся, поэтому осуществление лингвистического анализа слова не приводит к желаемому результату. Из приемов запоминания учитель обычно рекомендует многократное повторение в лучшем случае с незначительными вариациями видов его осуществления (устный - письменный, использование слова в сочетании с различными другими словами), диктанты, изложения, сочинения. Однако все эти классические методы никогда не ориентировались на психологию восприятия языка, особенно на ее возрастные аспекты . А ведь каждый ребенок имеет свое индивидуальное сочетание особенностей нервной системы, которое и определяет успешность или неуспешность системы обучения для него.

В условиях модернизации образования изменение целей обучения влечет за собой изменение и подходов к обучению - ведущим становится индивидуализация образования, ориентация на личность отдельного ученика, учет его личностных особенностей

Т.об. для повышения качества знаний обучение должно быть личностно-ориентированном, где необходимо учитывать личностные свойства и расширять личностные возможности каждого учащегося, формируя «умение учиться», т.е. обучать учащихся полнее использовать свои возможности для более эффективного усвоения учебного материала.

Рассмотрим как человек воспринимает и усваивает новую информацию исходя из своих личностных особенностей.

Известны пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают мир. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, обонять и пробовать на вкус. В первую очередь мир воспринимается зрительно (визуальная система восприятия - В), на слух (аудиальная система восприятия - А) и в ощущениях (кинестетическая система - К). Система, которая используется чаще, чем другие, называется предпочитаемой системой получения информации человеком. Эта система используется сознательно и бессознательно. В обычном классе у большинства учеников достаточно развиты визуальные, аудиальные и кинестетические способности. Но несколько учеников являются представителями какой-либо одной системы. Предпочитая одну систему, они очень слабы в других. Когда информация совпадает с их ведущим каналом получения информации, они хорошо работают на уроке. Когда учитель переключается с ведущей модальности ученика на другую, ученик как бы переводит информацию на язык своей модальности, временно отключаясь от реальности и учебного процесса, что приводит к образованию пробелов в знаниях. Поэтому учитель на уроке должен владеть приемами многосенсорного представления информации. При индивидуальной работе, знание ведущей репрезентативной системы ученика поможет оптимизировать процесс обучения путем использования элементов языка той модальности, которую обучающийся способен воспринимать лучше всего. По данным исследования психологов, среди учащихся различных возрастных групп наблюдается преобладание одной из репрезентативных систем: в начальной школе и 5 классе - кинестетическая модель (ощущения), 6-8 - аудиальная, 9-11 - визуальная. Среди детей, успевающих на "хорошо" и "отлично" в школьной эволюции увеличивается процент визуалов.

Дети-кинестетики, по наблюдениям ученых, являются самыми отстающими в обучении детьми в связи с неразвитостью ведущих в образовании модальностей. А построить обучение на ощущениях проблематично.

Поэтому способы подачи информации в различных возрастных группах должны быть различны. Т.к. мы говорим об обучении с опорой на ведущую модальность в восприятии ребенка, то учителю полезно выявлять ведущий канал восприятия информации и в соответствии с этим строить групповую и индивидуальную работу во время и после уроков.


Дифференциация заданий, приемов объяснения нового материала в зависимости от ведущей системы восприятия информации учащимися

Визуальный

Кинестетический

Аудиальный

Задания на время

Задания на время

Временные задания

Работа в группах

Работа в группах

Работа в одиночку

Схемы, таблицы, карточки

Тезисы, краткие конспекты

Многократное повторение

Образные представления

Представления, основанные на эмоциях

Усвоение правил и грамматических конструкций

Задания на правописание

Задание на исправление ошибок

Задание на поиск ошибок

Задания по образцу.

Творческие задания

Логические задания

Сочинение-описание

Сочинения-ассоциации

Сочинения-рассуждения

Зрительный диктант

Свободный диктант

Слуховой диктант, цифровой диктат

инсценировка

Ролевые игры

Обучение других

Дается выбор в выполнении домашнего задания учащимся. (Здесь также учитываются особенности учащихся)

Визуальный

Кинестетический

Аудиальный

Составить графики, таблицы, схемы; выполнить иллюстрации на основе прочитанного. Выделение цветом - пункты, аспекты.

Сделать краткие записи. Самообъяснение материала, использование различных тестов, объяснение себе перед зеркалом

Читать материал вслух (многократно), используя различные вариации слуха.

Использование различных подходов к обучению делает обучение личностно-ориентированным, проводимым с учетом особенностей нервной системы детей. Такое распределение заданий делает возможным понимание материала и для визуала, и для аудиала, и для кинестетика.

Итак, как же научить ребенка учиться запоминать словарные слова максимально используя свои особенности нервной системы. Т.к. учащиеся 1-4 классов, как уже было сказано, кинестетики и исходя из таблицы мы видим, что в получении новой информации обоснованными будут такие методы, как ассоциация, творческие задания, то на этом и будет построен способ запоминая словарных слов. Ведь у них преобладает ассоциативное мышление, при узнавании нового слова ребенок включает его в свою систему ассоциаций. Для запоминания слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова ребенок может создавать семантический образ, который изображается на бумаге.

Метод графических ассоциаций больше других нравится детям. При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемою букву. Картинка хорошо запоминается и легко вспоминается. Образ должен быть сделан самостоятельно. И детей к такой серьезной работе нужно готовить. Начиная с уроков обучения грамоте при изучении буквы придумываем на что похожа буква, находим в разных ситуациях, изображаем. Происходит ассоциативный тренинг, развитие фантазии и образного мышления.

Личностно-ориентированный подход к развитию стратегий запоминания словарных слов в рамках модернизации образованияЛичностно-ориентированный подход к развитию стратегий запоминания словарных слов в рамках модернизации образования

Потом переходим к следующему упражнению: предлагаются словарные слова с картинками. В каждой картинке есть буква, которую нужно запомнить. Ее не всегда видно сразу, иногда нужно присмотреться чтобы ее узнать в картинке. Т.к. мы уже учились представлять буквы разными способами, это поможет справиться с заданием.

Учитель :Посмотри внимательно на картинки к словарным словам, найди на них запоминаемую букву, которая подчеркнута в слове. Найденную на картинке букву обведи карандашом или фломастером.

Ученик: в слове КОЛОКОЛ ищу букву «О» - сначала ничего не вижу, но как только посмотрела на колокол снизу, сразу увидела круг - это буква «о». Обвожу ее фломастером.

Следующий этап - словарный диктант. Но это будет не обычный диктант, диктант с подсказками в виде картинок.

Учитель: впиши в словарное слово пропущенную букву, а какая это буква - тебе подскажет картинка, в которой находится эта буква.

Ученик: Когда надо вспомнить, как правильно пишется словарное слово, я вспоминаю картинку к этому слову и быстро нахожу ответ. Затем словарный диктант без картинок - подсказок.

Личностно-ориентированный подход к развитию стратегий запоминания словарных слов в рамках модернизации образования

Основным этапом является момент, когда ученикам предлагается самим придумывать сюжет картинки к словарному слову. Каждый на этот этап выходит индивидуально.

Учитель: Сначала представь, а потом нарисуй придуманные тобой картинки с выделенными в них запоминаемыми буквами. Буквы, которые надо запоминать, должны быть хорошо узнаваемыми в рисунке, а то никто, кроме тебя, не найдет их на картинке.

Выше описанная работа необходима для того, чтобы воспользовавшись для начала чужими, впоследствии быстро и эффективно создавать свои собственные картинки - от формирования умения при помощи учителя к самостоятельной индивидуализации учения.

Конечно, не всегда и не все слова можно нарисовать. В таком случае можно привлечь «аудиальную» подсказку, т.е. связать слово с мнемоническим представлением. К изучаемой единице нужно подобрать такое слово, которое всегда на слуху, легко запоминается и имеет схожее звучание со словарным словом. Например, балкон - бал на балконе,

Валенки- лень надевать валенки

Конфета - конь ест конфету

Костя в коричневом костюме идет по коридору.[3]

А для того чтобы подвигнуть ребенка на такую работу уместно рассказать обучающую метафору - это еще один инструмент, который в сочетании с другими методами дает возможность закрепить у детей успешную стратегию запоминания словарных слов. Основываясь на способности метафор создавать яркие и понятные образы, хранящиеся в памяти долгое время, мы можем использовать этот инструмент в процессе обучения, помогая ученикам не только понять сложный материал, но и надолго запечатлеть его в памяти.

Как слоненок подружился со словарными словами.

Где-то далеко-далеко, в жаркой солнечной Африке, за развесистыми кокосовыми пальмами встает ярко-желтое солнце и освещает подножие самой высокой горы АЛОКШ, куда каждое утро, вместе с рассветом, собираются зверята-ребята. Первым всегда прибегает веселый страусенок КИНЕЧУ, за ним, важно покачивая большой головой, приходит слоненок-длинный нос, неся на спине свой большой ранец. Следом за ним, громко крича и дожевывая на ходу бананы, прибегают мартышки-хитрюшки. Скромно фырча и перетаптываясь с ноги на ногу, подходят близнецы носорожки-похожки. Ласково улыбаясь, встречает их всех ученый жираф ТЫПО.

Зверята-ребята всегда стараются прийти пораньше, чтобы, удобно устроившись каждый под своей пальмой, разложить на маленький пенек перышки и огромные листы для записи, а также поболтать с друзьями о том, о сем, побегать, разминая свои лапки, перед началом уроков. И как только звонкими фанфарами старый слон АТХАВ возвещает о начале занятий, все рассаживаются на свои места.

Ученый жираф ТЫПО знает множество удивительных вещей! Он знакомит зверят-ребят с разными науками, объясняет их законы и правила и, что самое важное, помогает с ними подружиться, ведь дружба со знаниями дает так много интересного и полезного каждому.

Зверята уже дружат с арифметикой, в которой главенствуют цифры, живущие по определенные правилам и соблюдающие законы взаимодействия. Например, подружившись с арифметикой, мартышки-хитрюшки перестали ссориться по утрам из-за того, кто сколько бананов съел на завтрак. Теперь они могли легко разделить их поровну и даже стали угощать своих друзей.

Научившись читать, гиппопотамка-танцевалка с удовольствием рассказывала своим многочисленным племянникам удивительные сказки из разных книг. А иногда, по вечерам, все зверята-ребята собирались вместе и читали книжки друг другу вслух.

Научившись писать, зверята-ребята стали писать письма своим друзьям, живущим на далеких-далеких островах. И теперь они могли узнавать новости их жизни прямо "из первых рук".

А совсем недавно жираф ТЫПО познакомил зверят-ребят с волшебным языком, который состоит из восьмиста особенных слов, которые пишутся совсем не так, как слышатся. Эти слова пришли в язык от разных зверей и птиц, и поэтому правила, по которым они пишутся, были либо утеряны, либо забыты. И чтобы правильно написать эти слова, их нужно запомнить. И целых три недели подряд ученый жираф ТЫПО проводит диктанты по особенным словам.
Запоминать эти слова было так увлекательно, интересно и легко, что почти все зверята смогли быстро подружиться с ними и с удовольствием писали диктанты правильно.

И вообще, все уроки, которые проводил жираф ТЫПО, были очень интересными, поэтому время пролетало практически незаметно, и ребята-зверята с большим удовольствием приходили каждое утро к подножию самой высокой горы АЛОКШ.

Но последнее время стали происходить очень странные вещи. Страусенок КИНЕЧУ, прибегавший всегда самым первым, теперь приходил не просто самым последним из всех учеников, но и даже после фанфар слона АТХАВ. Жираф ТЫПО уже несколько дней подряд укоризненно качал головой, глядя, как страусенок, опустив голову низко-низко, тихонько пробирается под свою пальму. И во время уроков малыш стал вести себя очень странно. Если раньше его веселый, переливчатый смех был слышен даже во время урока, когда он один из первых поднимал свое крылышко, чтобы ответить на вопрос жирафа ТЫПО, то теперь он сидел на уроках тихо-тихо и прятал глаза в песок. А после уроков убегал самым первым, иногда даже забывая сказать всем "до свидания".

И зверята-ребята, и жираф ТЫПО очень удивлялись и хотели понять, что же происходит с их веселым страусенком КИНЕЧУ! Из-за чего он стал таким тихим и грустным?

А произошло вот что...

Как раз в то время, когда жираф ТЫПО начал знакомить зверят-ребят с волшебным языком, примерно на второй неделе, заболели близняшки носорожки-похожки. Они пропустили несколько дней, а ходить в гости, чтобы проведать их, узнать, как они себя чувствуют, и поделиться тем, что рассказывал жираф ТЫПО, зверятам было ну никак нельзя. Тогда и слоненок-длинный нос, и мартышки-хитрюшки, и страусенок КИНЕЧУ стали писать им длинные подбадривающие письма, чтобы близняшкам-носорожкам было веселее болеть. Ведь хорошо известно, что хорошее настроение очень способствует скорому выздоровлению. Как и надеялись все зверята-ребята, носорожки-похожки быстро поправились и в одно прекрасное утро пришли к подножию высокой горы АЛОКШ. Все были очень рады снова увидеть их здоровыми! Близняшки-носорожки были довольны больше всех, ведь они несколько дней подряд не видели своих друзей, не болтали с ними о том, о сем, а только читали длинные подбадривающие письма. И как раз именно по этим письмам они хотели задать несколько вопросов своим друзьям.

В письмах зверята-ребята писали о том, что кокосовые ОРЕХИ дают организму силы для выздоровления. А вот страусенок КИНЕЧУ писал про какие-то кокосовые АРЕХИ. И носорожкам-похожкам было очень интересно, что это за АРЕХИ, которые могут им помочь?
И еще друзья советовали полежать и погреться на теплом ПЕСКЕ, а страусенок писал, что, когда болит горло, нужно прикладывать теплый ПИСОК. И носорожки никак не могли понять, то ли это разные вещи, то ли где-то что-то неправильно.

Носорожки-топтыжки спросили у страусенка КИНЕЧУ, о чем же он все-таки писал в своих письмах? И в этот момент всем стало понятно, что ОРЕХ и АРЕХ, ПЕСОК и ПИСОК - это одно и то же, просто страусенок ошибся в буквах, когда писал эти слова из волшебного языка. Страусенок КИНЕЧУ сначала настаивал, что именно он написал слова правильно, но, вспомнив, что последнее время только он один получает после написания диктанта всего 1 или 2 кокосовых ореха, когда все остальные зверята-ребята получают 4 или даже 5, грустно опустил голову и убежал.
И вот с этих самых пор уже несколько дней страусенок КИНЕЧУ приходил на уроки самым последним, даже после того как слон АТХАВ трубил фанфары, сидел тихо-тихо, пряча глаза в песок, и убегал самым первым, забывая сказать всем "до свидания".

Зверята-ребята решили помочь страусенку, так как они были его друзьями. Но как же это сделать? Ведь теперь он перестал с ними болтать о том, о сем, все время убегал один и прятался неизвестно где. И тогда слоненок-длинный нос сказал: "Я найду страусенка КИНЕЧУ и помогу ему подружиться с волшебным языком. Я очень хочу, чтобы страусенок был опять с нами, и его веселый, переливчатый смех был слышен даже во время уроков!"

И слоненок-длинный нос, повесив на спину свой большой ранец, отправился на поиски страусенка.

А страусенок КИНЕЧУ в это время сидел один на берегу водопада и с тоской смотрел в прозрачную воду. "Ну почему же у меня никак не получается подружиться с этими словами из волшебного языка?" - размышлял он вслух. "Ну почему же я никак не могу получить все 5 кокосовых орехов от жирафа ТЫПО за правильно написанный диктант? Ведь я так стараюсь, каких только способов не придумываю! Я по 10 раз в день проговариваю каждое из этих трудных слов и целиком, и по слогам, и вслух, и про себя, и даже пою их. Но как только начинаю писать, все исчезает из моей головы - то ли ПЕСОК, то ли ПИСОК - ну совсем не помню и совсем непонятно".

- И что же ты тогда делаешь, когда выбираешь букву? - спросил слоненок-длинный нос, который нашел страусенка и случайно услышал его последние слова.

Сначала страусенок подумал, что слоненок пришел посмеяться над ним и даже скорчил ему страшную рожицу, чтоб тот отстал, но... Слоненок, продолжая тепло улыбаться, подошел к нему поближе, снял со спины ранец и сел рядом. И так страусенку стало спокойно от его улыбки, так захотелось поделиться с другом своими бедами, что он продолжил едва слышным из-за шума водопада голосом.

- Я просто выбираю ту букву, которая мне на данный момент больше нравится, потому что слово с ней красивее звучит, или ту букву, которой давно не было в других словах. И у меня редко получается угадать, какая же из них живет в этом слове. И поэтому мне очень грустно, ведь я никак не могу подружиться со всеми волшебными словами.
- И поэтому ты стал таким тихим и грустным? - спросил слоненок.

- Да, и поэтому я и прихожу как можно позже утром и убегаю со всех ног после уроков, чтобы другие зверята не смотрели на меня сочувственно и не спрашивали, сколько кокосовых орехов я получил за диктант.

Страусенок выпалил все это на одном дыхании и тяжело вздохнул.

- А я легко смог подружиться с этими особенно трудными словами из звериного языка, - сказал слоненок-длинный нос. - Ты знаешь, что я пишу диктанты каждый раз на 5 кокосов. Хочешь, расскажу тебе, как я это делаю?

- Конечно, хочу, - ответил страусенок.

- Смотри, - сказал слоненок, - главное, увидеть. Сначала внимательно посмотри на само слово, на то, как оно написано, какие буквы в нем живут и дружат между собой. Возьмем, например, слово ПЕСОК.
Теперь представь себе прозрачное, чистое, как вода в водопаде, стеклышко и то, как ты пишешь яркими красками и своим перышком на нем это же самое слово ПЕСОК. В нем целых 5 букв, и только одна - сложная. Это буква Е. Как с ней можно подружиться? Да очень просто! Поиграй с ней! На что она похожа? Может быть, это желтый пятнистый удав свернулся петлей на солнышке, грея свое длинное тело...

Страусенок улыбнулся и сказал:
- Возможно. И если этот удав пролежит на солнце слишком долго, то он потемнеет и станет черным, сильно загоревшим удавом.

- А может быть, - воскликнул слоненок, - лучи солнца запутаются среди его коричневых пятен, и он станет сверкающим, будет мерцать и переливаться, как капля воды на солнце?
- Может быть, пятна на его шкуре захотят спрятаться от солнца, и тогда это будет удав, по которому бегают яркие коричневые пятна?
- Ага, или удав, на котором пятна, если прямо на них светят солнечные лучи, станут маленькими-маленькими, а как только солнце спрячется за тучкой, большими-большими?

А может быть, он... И много разных вариантов придумали слоненок-длинный нос и страусенок КИНЕЧУ.
- А теперь придумай, на что похожа эта буква больше всего? - спросил слоненок.
- Пусть будет очень сильно загорелый удав, свернувшийся петлей на солнце, - сказал страусенок.
- А теперь напиши слово "ПЕСОК", - посоветовал слоненок.

Страусенок взял свое перышко, огромный лист для записи и задумался.
- Я вижу два варианта этого слова: ПЕСОК и ПИСОК. А! Вспомнил! Загорелый удав! Он мне так нравится! Пишу букву Е - она похожа на свернувшегося петлей загорелого удава! Да, теперь этот удав живет на моем листе и написан моим перышком. Посмотри, слоненок!
- Да, ты прав, мы можем посмотреть на твоего удава вместе, и слово ПЕСОК ты написал абсолютно правильно!
- Вот так я и подружился с этими особенными трудными словами из волшебного звериного языка, - сказал слоненок.
- Теперь я тоже с ними легко подружусь, - радостно ответил страусенок.

Слоненок-длинный нос отправился по своим делам, а страусенок стал готовиться к завтрашнему диктанту.

- Так, слово "Орех" совсем не понятно как писать: то ли Орех, то ли Арех. Хорошо, посмотрим на него. Ага, буква "О" - она сама похожа на большой кокосовый орех: такая же круглая и, должно быть, сладкая. Значит, на стеклышке я представляю слово "Орех" с кокосовым орехом на месте буквы "О". Вкусное слово. А теперь пишу "Орех" и смотрю, есть ли кокосовый орех в написанном мною слове? Есть! Значит, получилось вкуснятина. Теперь посмотрим на слово ПЛАТОК. Ага, в этом слове живет буква А. На что же она может быть похожа? О, придумал! Буква А похожа на парусник, которой сделан из этого ПЛАТКА. Представляю на стеклышке слово "ПЛАТОК" с буквой "А" в виде большого белого паруса. Красиво! Я люблю смотреть на море, по которому плавает парусник, - мне очень нравится. Так, и теперь пишу перышком на листе "ПЛАТОК" и смотрю, есть ли парус в написанном мною слове "ПЛАТОК"? Есть! Значит, правильно. Очень легко и приятно запоминать волшебные слова. Сейчас запомню еще несколько слово и пойду играть в футбол! - весело подумал страусенок КИНЕЧУ. - О, как раз надо запомнить слово "ФУТБОЛ". Итак, смотрю на слово "ФУТБОЛ", представляя его на прозрачном, как капли водопада, стеклышке. Всего 6 букв, из которых сложная только одна - "Т". На что же она похожа? Ага, она похожа на меня, когда я стою на воротах и жду мяч, то точно так же расставляю руки в разные стороны. Ух, ты, когда я - вратарь, то похож на букву "Т", или, наоборот, буква "Т" похожа на меня-вратаря, стоящего в воротах с разведенными в разные стороны руками. Здорово! Теперь пишу слово "ФУТБОЛ", смотрю, есть ли в нем я-вратарь. Есть! Ура, получается!

И так страусенок играл со всеми словами из предстоящего диктанта и даже из прошлых, собрав особенную коллекцию разных особенных слов. А потом побежал играть в ФУТБОЛ на ПЕСКЕ у моря вместе со всеми своими друзьями. И, когда ему было особенно жарко, он вытирал капельки пота ПЛАТКОМ, а после игры они все вместе ели вкусные ОРЕХИ.

И когда на следующее утро лучи солнца окрасили в яркие цвета подножие горы АЛОКШ, ученый жираф ТЫПО продиктовал зверятам-ребятам диктант из особенных слов, и страусенок первый раз в своей жизни получил целых 6 сладких кокосов. И кто из вас захочет поспорить, каждое ли утро после этого страусенок ел кокосы или нет?

В приведенной здесь метафоре отражена последовательность шагов эффективной стратегии запоминания словарных слов для учеников младших классов, поэтому выбраны именно такие герои сказки - зверята, их слова и поступки внутри сюжета, место действия - загадочная страна Африка. Все эти нюансы продуманы с целью создания сказки, помогающей ученикам младших классов не только запомнить словарные слова, но и сделать процесс обучения более легким и доступным, что, в свою очередь, способствует получению удовольствия во время обучения и помогает более глубокому пониманию и усвоению учебного материала.

Т.об. открыт канал для получения информации детям-кинестетикам. Такой подход к обучению оправдан привлечением знаний о личностных особенностях и возможностях учащихся.

Стоит также отметить, что необходимо давать возможность детям самим придумывать стратегии запоминания словарных слов и любой другой информации, выявлять из этого арсенала одну наиболее эффективную стратегию, которую они могли бы с легкостью использовать. Классификационная схема (см. схему 1) помогает в обобщенном виде уяснить различные способы деятельности. Важно, что каждый из указанных способов представлен на уровне нормативной стратегии, то есть раскрывается состав и связи его микрокомпонентов.

Схема 1

Возможные варианты запоминания словарных слов с учетом их специфики

Предметные слова

Абстрактные слова

Ассоциативно-сенсорное кодирование

(пАлатка)

Семантическое кодирование

(интеллигент - ел ли?)

Смежное кодирование

(кампания - рекламная кампания)

Этимологический способ

По иностранному написанию

(футуризм - «future» - будущее)

По исходному значению

(малина состоит из маленьких частей)

Способы запоминания словарных слов










В целом нормативная макростратегия запоминания словарных слов может выглядеть следующим образом:
  • выбери слово для запоминания его правильного написания;
  • убедись, что данное слово является словарным (нет правила по проверке его написания);
  • проанализируй слово с точки зрения конкретности/абстрактности: можно ли представить предметный образ слова;
  • если да, то выполни стратегию зрительного кодирования (впиши нужную букву в образ слова однозначным образом);
  • если слово абстрактное, то проанализируй его, чтобы выбрать один из способов запоминания: смысловой, смежный, по происхождению;
  • если слово иностранное, то узнай его иноязычное написание, оценив однозначность кодирования;
  • если есть «трудный фрагмент» в написании (несколько букв), используй смысловое кодирование (помни про его однозначность);
  • используй способ смежного кодирования: осуществи поиск устойчивых выражений, включающих проверяемое слово, оцени наилучший вариант для однозначного запоминания;
  • проверь полученный вариант кодировки: оцени простоту, логичность, однозначность и т.д.;
  • если есть сомнения, повтори вышеуказанные действия снова, используй несколько способов запоминания;
  • если ни один из способов не сработал, ищи другие варианты, используя собственные ассоциации и смыслы;
  • помни, чем больше проделано различных действий кодировки, тем больше шанс сохранить правильное написание в памяти.
Конечно, такого рода макростратегии могут разрабатываться учениками при помощи учителя; рефлексивно-эвристический способ обучения стратегиям существенным образом развивает у школьников субъектную позицию и ее качества: самостоятельность и инициативность, уверенность в том, что учащийся при наличии правильной системы действий может успешно овладеть любым уровнем имеющихся знаний, потребность в поиске и «открытии» эффективных способов деятельности и средств их реализации. При таком психодидактическом подходе учение уходит от механической эксплуатации памяти («зубрежки»), превращаясь в продуктивную деятельность, предполагающую уникальное задействование восприятия, представления, мышления и фантазии. А запоминание становится интересной и рациональной деятельностью (находится под операциональным управлением школьника).

Таким образом, ученик становится истинным управленцем и автором своего образования (субъектом), а педагог - настоящим помощником школьника!

Литература

1. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К., Слоненко Т.Б. Как запоминать словарные слова. - Д.:Сталкер, 1997.-448с.

2. Плигин, А.А. Личностно ориентированное образование: история и практика: монография / А.А. Плигин. - М.: КСП+, 2003, с.169-185.

3. Плигин, А.А. Познавательные стратегии школьников / А.А. Плигин. - М.: Профит Стайл, 2007, с.74-80.

4. Плигин, А.А. Психология познавательных стратегий школьников в индивидуализации образования: дис. … докт. Психол. Наук: 19.00.07 / А.А. Плигин. - М., 2009, с.196-198.

5. Плигин, А.А. Что делать, чтобы ваш ребенок запомнил словарные слова? М.: Айрис-Пресс, 2004.

6. Соболева, О.Л.Ассоциативный алгоритм, «Школьный психолог» (приложение к газете «1 сентября»), №35 за 2000г.

CD Агафонов, В.В. Неправильные правила. Ассоциативный орфографический словарик.

center-nlp.ru/library/s52/slonenok.html



© 2010-2022