- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка сценария или технологической карты урока, основанных на применении технологий индивидуализации и личностно - ориентированного обучения. Разработка урока окружающий мир В подводном мире, начальная школа 1 класс
Разработка сценария или технологической карты урока, основанных на применении технологий индивидуализации и личностно - ориентированного обучения. Разработка урока окружающий мир В подводном мире, начальная школа 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Прокопцова Т.Н. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Разработка сценария или технологической карты урока, основанных на применении технологий индивидуализации и личностно - ориентированного обучения.
Разработка урока окружающий мир "В подводном мире", начальная школа 1 класс
Прокопцова Татьяна Николаевна
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение Развиленская СОШ №9
Аннотация к уроку
Урок окружающего мира по теме «В подводном мире» разработан в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Тип урока - ознакомление с новым материалом. В основе урока метод проблемного обучения и рассчитан на детей с различными способностями.
Благодаря созданию проблемных ситуаций во время урока, учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия. В результате, у учащихся развивается внимание, память, мышление, творческое воображение, трудолюбие. Развивается умение анализировать, сравнивать, вычленять главное. На уроке ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сами. В ходе рассуждения учащиеся предлагают свои версии ответов на поставленные вопросы, Ребята решают задачи в парах и индивидуально, делают выводы из своих наблюдений и проведённых опытов.
Использование метода проблемного обучения позволяет обеспечить качественное усвоение материала, развивает интеллект и творческие способности, воспитывает активную личность.
Тема урока «В подводном мире»
Цели урока: учить самостоятельно добывать знания, поощрять поиск новых способов добычи информации, испытывая при этом радость познания.
-
Познакомить учащихся с многообразием животного мира водоёмов;
-
Определить основные существенные признаки рыб; (строение тела, среда обитания, приспособленность к жизни в воде)
-
Создавать условия для развития внимания, памяти, мышления, трудолюбия, развивать умение анализировать, сравнивать, вычленять главное.
-
Создавать условия для безбоязненного высказывания своего мнения, суждения, вывода.
-
Использовать модели для сравнения предметов (цвет, форма, размер)
-
Извлекать информацию из рисунка, фотографии
-
Развивать умение работать в паре, прививать интерес и любовь к познанию природы.
-
Познакомить с проблемой экологии водоёмов.
-
Воспитывать экологическую культуру.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Содержание этапа
Используемые ресурсы
Формы и методы обучения
Организационный момент. Мотивация учащихся.
Прозвенел звонок…
Покажите, что вы готовы к уроку. Спасибо.
Ребята, посмотрите, а что это такое у вас на партах? (Предположения детей)
Хорошо, молодцы воображение у вас развито, но так как мы не пришли к общему мнению, я предлагаю вернуться к этому вопросу позже.
Картинки - рисунки с изображением сказочных рыбок
Словесные
Актуализация мыслительной деятельности, включение внимания и воображения
Посмотрите на слайд. Как называется этот знак?
(Вопросительный знак) В каком случае его используют? (Когда хотят что то спросить)
Посмотрим…
Следующий слайд: загадка (Ученик читает)
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком
По земле не хожу,
Рот есть - не говорю,
Глаза есть - не мигаю,
Крылья есть - не летаю,
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
О ком идёт речь в загадке? (О рыбе)
Как вы думаете, о ком мы сегодня на уроке будем говорить? (О рыбах)
Хорошо, давайте обратимся к тексту и найдём слова, которые конкретно указывают, на признаки рыб.
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком
По земле не хожу,
Рот есть - не говорю,
Глаза есть - не мигаю,
Крылья есть - не летаю,
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
(Дети перечисляют слова из текста)
Презентация
Слайд№1 (анимация вопросительный знак)
Слайд №2
(загадка)
Слайд №3
(анимация подчёркивание слов)
Анализ и работа с текстом
Проблемно диалогическая ситуация.
Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания.
Вот наша гостья рыбка. (Учитель открывает доску, а там только рисунок туловища рыбки, без чешуи)
Что же случилось? Ребята, это рыбка? (Нет)
Нам необходимо вернуть ей прежний облик, для начала возьмите буквы в конвертах и попробуйте составить слова, может они нам, что нибудь подскажут. (Работая в парах, учащиеся составляют слова, закрепляя буквы на магнитных держателях)
Учитель, руководя последовательностью, предлагает показать слова.
Покажите своё слово
т
у
л
о
в
и
щ
е
Есть на доске туловище? (Дети рядом с туловищем прикрепляют слово)
Какое у вас получилось слово?
г
о
л
о
в
а
Она есть на доске?
Посмотрите, может здесь мы найдём голову для нашей рыбки?
(Дети выбирают нужный рисунок, учитель пытается прикрепить, но целенаправленно прикрепляет не правильно, дети исправляют, а рядом с рисунком головы прикрепляют слово)
Со следующими словами работа ведётся по аналогии
х
в
о
с
т
п
л
а
в
н
и
к
и
Готова рыбка? Нет, а почему?
(Не хватает глаза, дети прикрепляют)
Молодцы ребята.
Посмотрите, но рыбка прислала нам послание, говорить она не умеет, поэтому сделала вот такие рисунки. Почему?
перья
шерсть
?
Рисунок петуха
Рисунок овцы
Рисунок рыбки
Что она хочет этим сказать?
(Рассуждение детей)
Собрав из этих букв слово, мы узнаем, правильно вы догадались.
ч
е
ш
у
я
Рисунки рыбки в виде паз лов по частям тела
Конверты с буквами, магнитные держатели.
Рисунки: голова медведя, дятла, рыбы.
Рисунки: хвост петуха, рыбы, зайца;
крылья: бабочки, птицы,
рыбьи плавники
Слайд №4
Буквы, магнитный держатель
Решение проблемной ситуации
Работа в парах
Интеграция (Обучение грамоте)
Хором произнесём слово, назовите количество букв, количество звуков, сколько слогов.
Проблемно диалогическая ситуация.
Почему именно чешую подарила природа рыбке? А если бы шерсть, перья?
(Рассуждение детей: шерсть и перья намокнут, и рыбка не сможет плавать)
А причём здесь вода? (Рыбы живут в воде)
А как чешуя помогает рыбе?
(Дети рассматривают живую рыбу, выясняем, зачем нужна чешуя, обращаем внимание на форму, употребляя слово обтекаемая)
Аквариум с живой рыбой
Поисковый
Проведение опытов
Посмотрите, какой замечательный подарок подарила природа рыбке.
Что это такое? (Рыбий пузырь)
Кто знает, что находиться внутри? (Предположение детей)
Я предлагаю проверить. (Ученик ногой ударяет по пузырю… Хлопок)
Так что находится внутри? (Воздух)
А зачем рыбе пузырь с воздухом? (Предположение детей)
Давайте проверим.
Два шара один спущен, второй надут, дети опускают в воду, надутый шар остаётся на поверхности, а спущенный тонет.
Что происходит?
(Дети делают вывод: если, у рыбки пузырь наполнен воздухом, она поднимается к поверхности воды, а когда спущен она ближе к дну водоёма)
Настоящий рыбий пузырь
Аквариум, два воздушных шарика (прозрачных бесцветных) один надут, другой спущен.
Исследователь
ский
Наглядный
Физкультминутка
Я предлагаю вам превратиться в рыбок.
Возьмите воздушные шары, представьте, что это рыбий пузырь. (По команде учителя дети передвигаются по коврикам)
«Вот рыбки плывут по дну водоёма (шарик сдут) захотели рыбки погреться и поднимаются к поверхности водоёма (дети поднимаются, надувая шарик), снова опустились на донышко, поднялись к поверхности и опустились каждая на свой камушек (коврик).
Так зачем нужен пузырь рыбам? (Ответы детей)
Ребята, когда вы превратились в рыбок, какой рыбкой вы себя представляли? (Ответы детей)
Сейчас посмотрите, под камушком у каждого из вас есть рыбка (Дети находят рисунки с изображением рыбок, называют каждый свою рыбку и садятся на место)
Воздушные шары по количеству учащихся, коврики с нашитыми пуговицами
Рисунки различных рыб по количеству учащихся.
Использование здоровье-
сберегающих
технологий
Проблемно диалогическая ситуация.
А сейчас нам нужно расселить всех рыбок по водоёмам. (Дети подходят к доске и прикрепляют каждый свою рыбку, рассуждая и объясняя почему)
река
море
аквариум
карась
акула
гуппи
лещ
кит
меченосец
судак
камбала
телескоп
окунь
сельдь
золотая рыбка
щука
Посмотрите внимательно и назовите, что у всех рыбок одинакового? Чем они отличаются? (Ответы детей)
Какая из рыбок самая сказочная? Почему её назвали золотой?
А вот посмотрите на эту рыбку, её назвали рыба - бабочка.
А это рыба - ёж
Почему? (Сходство с бабочкой, с ежом)
Учитель предлагает изображения рыб, а дети предполагают, как бы они назвали рыбку.
Рыба - пила, рыба - молот, рыба - зебра, рыба - игла, морской конёк.
Хорошо. Теперь давайте вернёмся к нашим картинкам, которые смутили вас в начале урока. Так что же изображено на них? (Рыбки)
А как бы вы назвали этих рыбок.
(Рыбки - солнышки)
Таких рыбок в природе нет это фантазия детей которые учились когда то в 1 классе они оставили их вам в подарок и просили позаботиться о них.
Карточки со словами
Слайд №5
(рыба-бабочка)
Слайд №6
(рыба - ёж)
Слайд№7 - №13 (изображения рыб)
Картинки - рисунки с изображением сказочных рыбок
Поисковый
Наглядный Поисковый
Проблемно диалогическая ситуация.
Итог урока
Рефлексия
И наша задача найти им домик.
Посмотрите вот их два, а ваша задача найти тот, где рыбкам будет хорошо.
(Дети под музыку проходят к доске и расселяют рыбок по водоёмам)
Чистый водоём
Загрязнённый водоём
Ребята, а почему так получилось, что все ваши рыбки в одном водоёме? (Мы хотим, чтобы рыбки жили в чистой воде)
Что не так со вторым водоёмом? (Вода мутная, сапог на дне, пустая банка из-под консервы)
Наверное, это рыбка носила сапоги, ела консервы?
Кто же виноват?
У нас есть такие места, где рыбкам будет очень плохо?
Что нужно делать? (Бороться)
Как бороться? (Учитель подводит к тому, что борьба в одиночку не даёт желаемый результат, а вот когда дружно все вместе, тогда всё получится)
Дети выходят к доске, берутся за руки
Два листа А-3
На одном водоём с чистой водой, на втором загрязнённый.
Музыка «Белая река»
Музыка «Земля наш общий дом»
Анализ ситуации