- Преподавателю
- Начальные классы
- Окружающий мир «ВЛАСТЬ И НАРОД РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»
Окружающий мир «ВЛАСТЬ И НАРОД РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Черемушникова Е.В. |
Дата | 24.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Окружающий мир (3-й класс)
РАЗДЕЛ III. ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. XVIII - начало XX ВЕКА. Тема: ВЛАСТЬ И НАРОД РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Цели: ознакомить с общественными противоречиями и конфликтами, существовавшими в Российской империи в XVIII - начале XIX века. Выяснить в общих чертах, чем общество и государственное устройство России XVIII века принципиально отличается от того, в котором мы живём сейчас.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
4 1 3 - Каким людям в современном обществе ставят памятники? Ученики перечисляют знаменитых людей: обычно называют писателей, космонавтов, героев войн. Постепенно дети приходят к выводу, что памятники можно ставить всем, кто этого достоин, людям разных занятий и профессий. На доске появляется запись: В современной России памятники ставят всем, кто этого достоин. - Во времена Российской империи знаменитым людям тоже ставили памятники. Один из самых известных - памятник императрице Екатерине II. (Дополнительный материал-«описание памятника Екатерине Великой».) Прочитайте текст на с. 70 от начала и до слов «разве это справедливо?». Как вы считаете, достойна ли Екатерине II памятника? Объясните свою точку зрения. Ученики читают текст, приводят доказательства.
- Могла ли Екатерина II в одиночку добиться богатства и славы для страны? (Нет.) Чьим трудом в XVIII веке создавалось благосостояние государства? (Трудом крестьян, ремесленников и т.д.) Они достойны быть на этом памятнике? (Да.) А они там есть? (Нет.) На доске появляется запись: Простых людей на памятниках времён Российской империи нет. - Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (В современном обществе памятники ставят людям всех занятий и профессий, а во времена Российской империи ставили только императорам и их приближённым?) - Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему во времена Российской империи памятники ставили только императорам и их приближённым? Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
Поиск решения проблемы. 2 1 4 7 3 3 Работа в учебнике. 1. Деление общества на простолюдинов и знать.
Прочитайте текст «Знатные люди империи» и объясните, чем занимались знатные люди Российской империи.
2. Управление государством.
- Объясните, как вы поняли фразу «Вся власть в России принадлежала императору».
Ученики объясняют, опираясь на прочитанный абзац.
- Император был полновластным хозяином в стране. А кто является хозяином страны в современной России? (Возможно, ученики затруднятся ответить, хотя какие-то варианты ответов могут прозвучать.)
Учитель сообщает детям, что хозяином современной России является сам российский народ. Именно народ выбирает людей, которые будут управлять государством в течение определённого срока, а затем народ будет решать - оставлять этих людей править дальше или заменить на других.
3. Взаимоотношения знати и простолюдинов. Учитель: - Рассмотрите иллюстрации на с. 72. О чём эти рисунки? Можно ли сегодня увидеть такие сцены? (Нет.) Учитель: - В подписях к рисункам встречается слово «крепостной». Какие слова с корнем «креп» вы знаете? (Крепкий, крепость, прикреплять.) Ориентируясь на слова, выделенные жирным шрифтом, найдите в тексте на с. 71 объяснение словосочетанию «крепостное право». Вводится понятие «крепостное право». -Далее, дополнительный материал с.73 читают про себя
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.
2 1 4 4 6
Работа в рабочей тетради. Выполнение задания № 1, 2 Н (самостоятельно), задание № 1, 2 П (работа в парах).
.
Регулятивные УУД
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ТОУУ
ΙV. Домашнее задание. Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 14, выбрав из тех, которые не были выполнены в классе. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выбрать творческое задание (вопрос 6 после текста):
V. Итог урока.
- Какую работу мы сейчас выполняли?
- Чему научились?
- Кто с ней справлялся легко?
- Кому пока было трудновато?
- Кто или что вам помогло справиться?
- Кто доволен сегодня своей работой?
- Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
- Какую бы отметку вы себе поставили?