Урок литературного чтения на тему: И. С. Никитин Русь

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: И. С. Никитин "Русь".

Предмет: литературное чтение

Программа: Начальная школа XXI век

Класс: 3-А

ФИО учителя: Мельникова Елена Георгиевна, МБОУ «СОШ№14»

Цели педагогической деятельности

Создать условия для: изучения и первичного закрепления знаний произведения И. С. Никитина «Русь», перевода деятельности учащихся с репродуктивной до творческой, самостоятельной (исследовательской) на основе элементов модульного обучения (МО), коллективных способов обучения (КСО)

Способствовать:1)формированию начального представления о патриотической лирике, о роли риторических вопросов в произведении;

2) формированию системы читательских умений и умений выделять поэтический мотив;

3) развитию познавательных способностей в области истории Отечества, установлению межпредметных связей;

4) воспитанию патриотов России.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся понимать, что такое тон, темп и ритм стихов, выделять логические ударения и соблюдать паузы, определять тему текста, выразительно читать, выполнять задания в тетради, понимать содержание стихов (мысли и чувства поэта),видеть сравнения, эпитеты и олицетворения, сравнивать темы и интонационные рисунки стихов, называть фамилии русских поэтов. Метапредметные: регулятивные: организация своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и оценка результатов учебной деятельности.

познавательные: - умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос; коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Личностные: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации,

формирование чувства сопричастности с жизнью своего народа и Родины,

умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может успешно справиться самостоятельно.

Методы и формы обучения

Частично - поисковый, индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Образовательные ресурсы

Презентация «Зима в картинках русских художников»

Презентация «И. С. Никитин»

Видеофильм «Моя Россия»

Видео. Музыкальная физминутка.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАПЫ УРОКА

ОБУЧАЮЩИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ, ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ





ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ





ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ



УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

  1. Мотивация учебной деятельности

Учебник с 4.

Стихи каких русских поэтов вам уже знакомы?

Каждый поэт по-своему передаёт свою любовь к Родине, своё восхищение картинами родной природы, свои чувства и мысли. Познакомьтесь в новом разделе «Стихи русских поэтов» с новыми именами. Постарайтесь услышать их голоса, понять, о чём и как они говорят.

Называть изученные стихотворения русских поэтов.

Личностные: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации

Регулятивные: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

Овладевает навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

  1. Актуализация знаний

Словарная работа.

Мурава. Учебник с 6

Знакомство с новым понятием - логическое ударение. Учебник с 6

I Подготовка первичного восприятия.

- Сегодня мы прочитаем произведение, рассказывающее об истории нашей Родины, о людях, защищавших её, мы подумаем о том, как наша с вами жизнь связана с историческим прошлым и с будущим России.

Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью.

Коммуникативные: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью.



Познавательные: выделять существенную информацию из текста.


  1. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

Презентация " Биография И. С. Никитина"

(Приложение 2)

Статья об авторе в учебнике с 6-7





Видеофильм «Моя Россия» (Приложение 3)

II Первичное восприятие. Чтение учителя.

III Проверка первичного восприятия.

- Понравилось ли стихотворение?

-Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?

IY Биография И. С. Никитина.

Y Постановка учебной задачи.

-Стихотворение " Русь" - это первое произведение И. Никитина, появившееся в печати.

"Когда читаешь " Русь" - особенно вслух, - обжигает душу ощущение кровной связи с каждой частичкой того великого целого, что зовётся Россией. Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть гимн отчей земле!" - писал критик Олег Ласунский.

- Попробуем и мы с вами научиться выразительно читать это замечательное произведение, чтобы в нашем чтении слышался гимн родной земле.

Просмотр видеофильма.

Какие картины природы совпали в вашем воображении при слушании текста и просмотре фильма? Какие чувства возникли?

Слушание текста.

Самоосмысление

Самоанализ.

Читать молча, без речедвижения, справочную статью об авторе. Работать со справочной статьей (читать по абзацам, выделять важные факты из жизни автора).

Личностные: чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

Познавательные: работать с учебной статьёй, осуществлять поиск необходимой информации.

Сравнивает, анализирует, синтезирует, обобщает, классифицирует по родовидовым признакам.


  1. Первичное осмысление и закрепление

Учебник с 4-6

Физминутка:

«Гимнастика со снеговичком» (Приложение 1)

Учебник с 6. Вопросы1-3









Иллюстрации к произведению с 4-5

Презентация «Зима в изображении русских художников»

Тетрадь с

VI Вторичное восприятие. Чтение учащихся.

- Прочитайте стихотворение и разделите текст на смысловые части. ( В парах)

Физминутка.

VII Чтение и анализ текста.

Ответы на вопросы в учебнике.

1)

- Сколько частей у вас получилось?( 3 части )

1 часть: описание необъятных просторов Руси.

2 часть: описание красоты природы

3 часть: прославление богатства и величия Руси.

2)

- Чему посвящена первая часть?

Стихотворение начинается с описания природы. Прочитайте это описание.

- Как вы думаете, можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег?

- Почему же Никитин именно так строит описание? Какая мысль важна для него?

- Какой образ Руси создаёт поэт?

- Найдите и прочитайте четверостишие, обобщающее впечатления от природы Руси.( " Широка ты, Русь..." )

- Каким чувством пронизаны эти строки? ( Гордость, любовь, почитание. )

- Прочитайте выразительно 1 часть.

3)

-Прочитайте 2 часть. Чему она посвящена? ( Необъятным, бескрайним просторам России с севера на юг )

Прочитайте 3 часть стихотворения.

- Чему она посвящена? ( В ней звучит тема богатства родной земли, гостеприимства, открытости для добрых гостей, её славы. )

- Прочитайте две последних строфы.

- Что значит для поэта любить Русь?

Выразительное чтение 3 части и её анализ.

-Сопоставьте иллюстрации с текстом

-Какие бы картины вы нарисовали?

Какое время года сейчас за окном?

А вот как изобразили художники русскую зиму в своих картинах.

Делить стихотворение на части. Упражняться в выразительном чтении стихотворения

Работа в паре. Взаимоконтроль.

Учащиеся выполняют движения под музыку

Самоконтроль.









Выборочное чтение текста.

Словесное иллюстрирование.



Самостоятельно заполнять в тетради схему «Русские поэты».

Коммуникативные: точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

владеть диалогической формой речи;

корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: овладевать навыками смыслового чтения стихотворного текста в соответствии с целями и задачами; сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщает, классифицирует по родовидовым признакам.

обобщать полученные сведения.





Личностные: способность к самооценке.

Регулятивные: выполнять учебные действия в устной и письменной форме.


  1. Итоги урока. Рефлексия.

Какие отрывки из этого произведения вам были знакомы? Если сможете, прочтите их наизусть.

VIII Обобщение и итог.

- Можно ли назвать это произведение гимном России?

- Что хотел передать Никитин нам - своим потомкам этим стихотворением?

Чтение отрывков наизусть

Личностные: способность к самооценке.

Регулятивные:

самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы.


  1. Домашнее задание.

Учебник с 4-6, задания 1-4. Тетрадь с

Напишите мини - сочинение - рассуждение о том, как наша жизнь связана с историческим прошлым и с будущим России.

Памятка №1

Литература.

1)"Литературное чтение" 3 кл, ч. 2. Учебник, авт. Ефросинина Л.А. - М.: Вентана - Граф, 2012.

2)"Литературное чтение". Рабочая тетрадь, ч. 2, 3 кл., авт. Ефросинина Л.А. - М.: Вентана - Граф, 2012.



© 2010-2022