Рабочая программа по русскому языку. 4 класс система Л. В. Занкова

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Роль и место дисциплины Учебный курс «Русский язык» в 4 классе соответствует образовательной области «Русский язык» базисного учебного плана.

В начальной школе русский язык служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

Кому адресована программа Программа адресована обучающимся начальных классов общеобразовательной школы

Нормативные акты, на основании которых разработана учебная программа.

Программа курса русского языка составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО от 06 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785), с учетом учебного плана МБОУ Сорской СОШ №1 на 2014-2015 учебный год; на основе Программы начального, общего среднего образования по системе Л.В.Занкова; учебника Полякова, А. В. Русский язык. 4 класс : учеб. для образоват. учреждений : в 2 ч. / А. В. Полякова. - М. : Просвещение, 2014.

Цели и задачи программы Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: - познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; - социокультурная цель - изучение русского языка - включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: - развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; - освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; - овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема; - воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Специфика программы «Русский язык» Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика. Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах «Русский язык» и «Литературное чтение». Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц. Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Объем программы в часах и сроки выполнения Согласно годовому календарному графику работы ОУ на 2014-2015 учебный год фактических рабочих недель - 34, следовательно с учетом календарных и праздничных дней программа рассчитана на 170 часов.

Виды и формы организации учебного процесса курса «Русский язык»

Программа предусматривает :

  • Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: традиционных уроков, обобщающих, а так же нетрадиционных форм уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, практических занятии творческих лабораторий и др.
  • Использование фронтальной, групповой, индивидуальной работы, работы в парах.
  • Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся.

Целевая ориентация реализации программы Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: дети учатся в классе с улучшенными организационными условиями. Они активны, любят учиться. Умеют работать парами и группами, осуществляют самооценку и самоконтроль, взаимооценку и взаимоконтроль, используют оценочный лист. Дети научились организовывать свою учебную работу. Они принимают активное участие во всех внеклассных мероприятиях. На конкурсах, олимпиадах занимают призовые места. Необходимо следить за соблюдением санитарно-гигиенических условий (проветривание, двигательные физминутки), так как основная группа учащихся класса склонна к простудным заболеваниям; у 4 учащихся миопия (сидят за первыми партами, физминутки для глаз). Рабочая программа предусматривает построение разных типов уроков: открытие нового знания, комплексное применение новых знаний, обобщение и систематизация знаний, предъявление результатов учебной деятельности, коррекция знаний и умений, комбинированный и контрольный уроки. В основе лежит использование деятельностного метода обучения: построение вместе с учащимися способов действий, создание на уроках рефлексивных ситуаций, обучение разным видам самоконтроля и самопроверки.

Содержание изучаемого курса русского языка Отбор содержания обучения по русскому языку подчинен следующим требованиям, предъявляемым обществом, педагогической наукой и практикой на современном этапе развития начальной школы: - усиление деятельностного подхода при обучении русскому языку; - обеспечение вклада родного языка в формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности (интеллектуальных - обобщение, классифицирование, сравнение; познавательных - учебно-познавательные мотивы, учебная самостоятельность и потребность в творческом самовыражении, умение принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности, работать над их достижением; организационных - сотрудничество и планирование деятельности); - усиление развивающего влияния русского языка на психическое и личностное развитие младшего школьника. Особо выделяется формирование умений читать учебный текст, формулировать задания, правила, определения; владение выборочным чтением - умением находить необходимый учебный материал. Такой подход, с одной стороны, сужает рамки урока, а с другой - позволяет обеспечить формирование умений и навыков устной и письменной речи как общеучебных. Это определило цель обучения русскому языку: заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Международного стандарта качества ИСО 9001: 2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время идеи деятельностного, компетентностного, личностно ориентированного подходов, которые определяют задачи обучения:  приобретение учащимися знаний по фонетике, графике, морфологии, грамматике;  развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;  освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;  овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;  овладение способами индивидуальной, коллективной, парной и групповой деятельности;  освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой компетенций и компетенции личностного саморазвития;  воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, стремления совершенствовать свою речь. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, от самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с людьми. Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по морфологии, фонетике, лексике, орфоэпии, синтаксису. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых общепредметных и предметных компетенций. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Коммуникативная направленность процесса обучения русскому языку требует пристального внимания к значению всех языковых единиц, к их функции в речи, систематического формирования коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников. В обязательном минимуме текст представлен как продукт речевой деятельности, предусмотрено рассмотрение типов текста, темы и основной мысли текста. Функции слова, предложения, текста как единиц языка и речи в соответствии с законами лингвистики представлены в обязательном минимуме во взаимосвязи; все три единицы речи рассматриваются на основе их взаимодействия. Особенности и функции слова, предложения, текста уточняются, углубляются в течение всего периода обучения как в лингвистическом, так и в речеведческом аспектах. А именно: больше учебного времени отводится работе по формированию умений и навыков практического владения языком в разных формах речевой деятельности. Такой подход требует и новой логики построения урока. При такой переориентации обеспечивается значительное повышение результативности учебного процесса при одновременном снижении его трудоемкости. Основой такой работы становится текст. Языковой материал по фонетике, графике, морфемике, грамматике (морфологии и синтаксису), а также по орфографии и пунктуации ориентирован на формирование у младшего школьника целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном, синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве. Основная идея курса русского языка - представление его как системы понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. При этом изучение русского языка не преследует цели формального репродуктивного запоминания правил, терминов и понятий, а формирует умение применять полученные знания в разнообразной речевой деятельности. Знаниевая компонента незначительна, основное внимание уделяется проверке сформированности умений устной и письменной речи, мышления, воображения. Когнитивная функция языка реализуется с учетом возрастных возможностей и потребностей ребенка познавать окружающий мир с использованием языка и речи. В связи с этим важное значение приобретает характер познавательного материала упражнений, которые предъявляются учащимся. Образовательный минимум требует усиления внимания к развитию информационной грамотности младших школьников, что предусматривает работу со словарями русского языка, обучение детей умению находить в них нужную информацию, проверять результаты своей деятельности. Дети могут быть ознакомлены с разными видами справочной литературы (толковый, орфографический словари, словарь синонимов и др.). Эта работа может быть представлена как самостоятельный структурный компонент урока, что обеспечит постепенное развитие умения самостоятельно пользоваться справочной литературой. Содержание обучения языку создает реальные условия для обучения построению алгоритмов действий, пошаговому контролю своих действий, оценки их целесообразности, поиску ошибок и установлению их причин, что способствует развитию умения организовывать свою деятельность, контролировать и оценивать ее, находить причины своих ошибок, устранять их, предвидеть трудности, умение не только исправлять допущенные ошибки, но и не совершать их. Материал курса «Русский язык» представлен в Примерной программе следующими содержательными линиями: - основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); - орфография и пунктуация; - развитие речи. Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества. В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», призванный обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности. Содержание образовательного минимума представлено в двух крупных блоках - «Виды речевой деятельности» и «Система языка (практическое усвоение)». Такое структурирование содержания позволяет сохранить вариативность как принцип современного образования и дает возможность выстроить обучение с учетом определенных требований: возможностей младшего школьника, доступности содержания учащемуся массовой российской школы; недопустимости перегрузки младших школьников понятиями, научными терминами, дублирующими содержание образования в основной школе; возможности изучить предлагаемый материал за часы, отводимые в базисном учебном плане. Основанием для отбора и определения содержания начального общего образования по русскому языку стали учебные действия, связанные со спецификой самого предмета и его основными функциями на каждой ступени начального обучения. Одним из главных направлений остается обогащение словаря и повышение культуры речи обучающихся. Расширение словаря осуществляется на основе частотности лексических единиц в языке и разговорной речи детей, с учетом познавательных интересов и запросов школьников младшего возраста; усиливается внимание к изучению словообразования и выделению наиболее продуктивных корней, приставок, суффиксов, типов и моделей словообразования. Знание учащимися законов словообразования и состава слова необходимо для прочного усвоения правил правописания, так как орфография тесно связана со словообразованием.

Программа формирования универсальных учебных действий Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к наиболее точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы. Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи имен собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Требования к уровню подготовки


Должны иметь общее представление:  о личных местоимениях;  о предлогах перед местоимениями;  о наречиях: разряды наречий по значению, правописание наречий. Должны знать:  склонение имен прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода;  склонение имен прилагательных во множественном числе;  правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе;  понятие о неопределенной форме глагола;  изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение);  глаголы 1-го и 2-го спряжения;  правописание безударных личных окончаний глаголов;  правописание мягкого знака после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе;  изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам;  обозначение гласных и согласных в приставках;  правописание частицы не с глаголами;  правописание неопределенной формы и 3-го лица глаголов (-ться; -тся);  виды предложений. Должны уметь:  ставить знаки препинания в предложениях простых, простых с однородными членами;  устанавливать связь слов в предложениях по вопросам, выделять главные члены предложения (основу предложения) и словосочетания;  распознавать местоимения, определять их число и лицо;  писать раздельно местоимение с предлогами;  правильно писать падежные окончания прилагательных;  подбирать к прилагательным слова, близкие и противоположные по значению;  определять время, число и спряжение глаголов;  спрягать глаголы, правильно писать личные окончания;  распознавать неопределенную форму глаголов;  писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе;  писать не с глаголами раздельно;  писать -ться в неопределенной форме и -тся в 3-м лице глаголов;  писать диктанты различных видов;  объяснять орфограммы по пройденному материалу. Владеть компетенциями:  коммуникативной;  рефлексивной;  ценностно-ориентированной;  личностного саморазвития,  смыслопоисковой. Жизненно-практические задачи:  адекватно воспринимать звучащую речь (высказывания взрослых и сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и др.);  работать со словарями (алфавит);  соблюдать орфоэпические нормы;  создавать в устной и письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике;  владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного речевого общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

1. Учебно-методические комплекты (УМК) для 4 класса. 2. Дополнительная литература. 1. Волина, В. В. 1000 игр с буквами и словами на уроках и дома / В. В. Волина. - М. : АСТ-Пресс, 2006. 2. Полякова, А. В. Русский язык в начальной школе : 3-4 классы : методические рекомендации : пособие для учителя / А. В. Полякова. - М. : Просвещение, 2007. 3. Канакина, В. П. Работа над трудными словами в начальной школе / В. П. Канакина. - М. : Просвещение, 2009. 4. Неусыпанова, Н. М. Толковый словарик русского языка / Н. М. Неусыпанова. - М. : Просвещение, 1989. 3. Интернет-ресурсы. 1. Газета «1 сентября». - Режим доступа : festival.1september.ru 2. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой). - Режим доступа : zankov.ru/practice/stuff/article=50 3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : nsc.1september.ru/uro

4. Сайт Л. В. Занкова. - Режим доступа: zankov.ru 4. Наглядные пособия. 1. Таблицы по основным темам курса «Русский язык. 4 класс». 2. Схемы по основным темам курса «Русский язык. 4 класс».

5. Информационно-коммуникативные средства обучения:

  1. Персональный компьютер учителя.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Мультимедийная доска.

  4. Классная доска с магнитной поверхностью.

6. Учебно-практическое оборудование. 1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт. 2. Штатив для карт и таблиц. 3. Укладка для аудиторных средств (слайдов, кассет и др.). 4. Шкаф для хранения таблиц.


© 2010-2022