- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения в 3 классе Читать, чтобы выжить! Читать, чтобы помнить!
Урок литературного чтения в 3 классе Читать, чтобы выжить! Читать, чтобы помнить!
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Попова Т.В. |
Дата | 16.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок литературного чтения в 3 классе
«Читать, чтобы выжить! Читать, чтобы помнить!»
(в рамках акции «Читаем книги о войне») Цель - воспитание патриотизма, чувства любви и гражданского долга к Родине, гордости за свою страну через чтение и анализ произведений о Великой Отечественной войне. Задачи:
- воспитывать интерес к героическому прошлому своей страны;
- расширить знания учащихся о ВОВ;
- повысить интерес к историческому прошлому Родины;
- развивать творческие способности учащихся, навыки устной речи, выразительного чтения.
Ученик. Из воспоминаний Радия Погодина (в 1941 году ему было 16 лет): «До войны я брал книги в четырёх библиотеках. Мне кажется, что именно библиотеки остерегли мое поколение от бандитизма.., именно они спасли нас от дикости тем, что благодаря книге ещё сильнее верили в честь, долг и мужество… В блокаду я остался один. Сам сделал печурку из листового железа. Дрова у меня из сарая украли. Всю домашнюю мебель сжёг. Когда тело мое приняло форму скелета, а отечные ноги - форму валенок, я перешёл на бумажное топливо. Книги горели плохо… Я старался не думать, что жгу книги, пока мне не попался в руки «Дон Кихот». Это была книга моего старшего брата… К тому времени мой старший брат уже погиб где-то в Карпатских горах… «Дон Кихота» я не сжёг. Не сжёг Чехова Антона Павловича и Пантагрюэля…» В 1942 году 17-летний Радий Погодин ушел на фронт. Закончил войну в Берлине командиром отделения разведки танковой дивизии. Награждён многими боевыми орденами. Радий Петрович Погодин стал одним из самых известных детских писателей. Ученик. Из воспоминаний Авенира Калинина, ветерана труда, жителя блокадного Ленинграда: «В 1944 году, уезжая на фронт, мне и старшей сестре отец подарил книгу сказок Андерсена. Само появление на свет этой книги кажется сейчас невероятным. Причина тому - место и время её издания: Ленинград, 25 сентября 1943 года. Что же за люди жили в этом городе, если в условиях осады, когда враг стоял у самых городских ворот, они думали о воспитании будущего поколения и понимали, что воспитывать в детях надо не только ненависть к врагу, но и доброту, порядочность, чувство сострадания!» Ученик. Из воспоминаний 13-летней Новеллы Матвеевой, 1941 год. «Во время войны я слепла - авитаминоз так подействовал. Отец устроил меня в военный госпиталь, где сам работал. Это меня и спасло. Там мне давали сырую морковь, и глаза настолько открылись, что я прочитала «Тома Сойера» и «Гекльберри Финна». Новелла Николаевна Матвеева стала известной писательницей, литературоведом.
- Подведём итог первой части. Почему даже в такие трудные времена люди читали? - Книги не только помогали выжить. Художественное слово стало действенным оружием в борьбе. Чувство живой сопричастности народному подвигу окрыляло и сплачивало воедино людей разных поколений. - Зачем сейчас в мирное время нужно читать книги о Великой Отечественной войне? - Девиз второй части нашего урока «Читать, чтобы помнить!»
Ученики.
1. Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить:
- Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить?
Почему сыновья не вернулись домой,
Столько жён потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?
2. Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда - их еда, и землянка - их кров.
А мечта - до Победы дожить.
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.
- За четыре долгих года войны было всё: и поражения, и победы. О боях и сражениях, о воинах - героях вы узнавали из книг разных авторов. Об одной из них нам расскажут …
- Наравне со взрослыми многие ваши сверстники внесли свой непосредственный вклад в Победу, вступив в борьбу с врагом. О детях - героях расскажут …
- Война не давала детям времени на взросление - они сразу становились взрослыми! Девчонки и мальчишки, оставшиеся сиротами, вынуждены были выживать в сложнейших условиях военного времени. Голодных и промёрзших, этих детей привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлёбкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться - война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции. О судьбе одного такого ребёнка рассказал Валентин Катаев в повести «Сын полка». Своими впечатлениями о прочитанном произведении поделятся …
- Произведения, повествующие о судьбах детей, потерявших всех близких, не оставляют равнодушными никого из читателей: их невозможно читать без слёз. Но как радостно осознавать, что есть люди, готовые принять и разделить чужую беду. Именно об этом Любовь Воронкова рассказывает в повести «Девочка из города». Отзыв о книге представят … - Война губит, разрушает, уничтожает! Как важно при этом не ожесточиться, не потерять свои моральные ценности! Как важно при этом оставаться человеком! Об этом прошу рассказать …
- Война не заканчивается в один день - её отголоски звучат в сердцах людей десятилетия. Благодаря книгам о войне вы можете представить себе события тех лет, узнать о трагических судьбах людей, о мужестве и героизме, проявленном нашим народом. И, конечно же, книги о войне воспитывают лучшие человеческие качества: доброту, милосердие, терпимость, умение прийти на помощь, учат ценить мир и любить свою Родину, дом, семью, близких. Сколь ни было бы далеко прошлое, память о нём важна: вы, ребята, став взрослыми, должны сделать всё для того, чтобы трагические страницы истории никогда не повторились в жизни народа.
Ученик. Анна Ахматова. «Мужество»
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мрачными лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки! - Дорогие ребята, заканчивая наш урок, хочется поблагодарить вас за сотрудничество. Благодаря совместной работе, мы сделали очень важную работу - пропустили через свои души и мысли трагические и героические страницы истории нашей страны. Это значит, что вы растёте достойными наследниками ваших предков! Ваши родители тоже не смогли остаться в стороне. На память об этом уроке они дарят вам книгу рассказов о Великой Отечественной войне! Я поздравляю вас с праздником Великой Победы! Мы помним, мы гордимся! (звучит песня «День Победы», родители с напутственными словами вручают детям книги)