Внеурочное занятие проектной деятельностью «Заповедники Самарского края»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочное занятие по программе внеурочной деятельности «Изучаем природу родного края» УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель: Семенова Надежда Петровна

Класс: 4

МБОУ гимназия «Перспектива» г. о. Самара

Тема занятия: Заповедные места Самарского края. Цель занятия: формирование познавательного интереса к достопримечательностям родного края и бережного отношения к природе, формирование представления детей о заповедниках и о причинах их создания как меры по охране природы.

Задачи:

1. Показать красоту окружающего мира и значимость заповедных мест в жизни человека

2. Формировать информационно-коммуникативные компетенции.

3. Продолжать работу по формированию бережного отношения к природе.

Форма организации занятия: аудиторное.

Оборудование: пособие «Атлас Самарской области», лупы, маршрутные листы- карточки с опорными словами и заданиями, дополнительные тексты для работы по теме занятия.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

-Формирование эстетического чувства на основе созерцания картин природы и чувства гордости за достопримечательности родного края

Метапредметные:

коммуникативные УУД :

-формирование умения задавать вопросы по прослушенному материалу;

- формирование умения построения монологического высказывания (в роли экскурсовода заповедной зоны);

-участие в коллективном обсуждении проблем, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

познавательные УУД:

-внимательно рассматривать атлас и находить нужную информацию, а затем самостоятельно формулировать ответы на предложенные вопросы;

-объединять разрозненные впечатления в целостную картину окружающего мира.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Мотивация.

На слайдах картины природы (фото) Самарского края.

У. Наше занятие мне хочется начать словами:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко

У.- О чём говорится в этом стихотворении? (Об охране природы).

У - Что мы делаем для того, чтобы сберечь природу? (Открываем заповедники)

У - Что такое «заповедники»? Где можно найти определение этому слову? (Ответы детей. Поиск значения слова в толковом словаре)

Д.- Заповедники - это место, где всё находится под строгой охраной, где запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а вход разрешён только его сотрудникам или научным работникам.

У - Дети, что вы знаете о заповедниках? (Ответы детей)

У.-Слово «заповедный» означает запрещенный, неприкосновенный. Заповедный лес - лес, который нельзя рубить, т.е тщательно оберегаемый, хранимый. Заповедники необходимы на земле, чтобы сохранять природу такой, какой она уже существует много-много лет. Именно здесь, на особо охраняемых территориях, животные, чувствуя себя в безопасности, рождают своих детенышей и отсюда расселяются по окружающим заповедник районам.

У - Кто из вас догадался, над какой темой мы сегодня будем работать?

На доске открывается тема занятия «Заповедные места Самарского края».

2. Постановка цели и задач занятия

У.- Какую цель мы поставим? (Ожидаемые ответы: узнать о заповедниках родного края, их особенностях и попробовать себя в роли экскурсовода заповедной зоны)

3.Планирование работы.

У.- Сегодня мы работаем в группах, их пять. Не забудьте о распределении обязанностей и правилах поведения при работе в группе. (Дети разбиваются на команды. Распределяют обязанности в группе, договариваются, кто будет представлять работу группы, кто читать текст, кто искать информацию в атласе, а кто оформлять маршрутный лист).

1 группа. Работа с «Атласом Самарской области».

Заполнение маршрутного листа «История создания заповедных зон Самарской области». (Приложение 1)

2 группа. Работа с «Атласом Самарской области».

Заполнение маршрутного листа «Растительный мир Жигулевского заповедника». (Приложение 2)

3 группа. Работа с «Атласом Самарской области».

Заполнение маршрутного листа «Животный мир Жигулевского заповедника». (Приложение 3)

4 группа. Работа с «Атласом Самарской области».

Заполнение маршрутного листа «Красная книга Самарской области». (Приложение 4)

5 группа. Работа с текстом «Бузулукский бор». ( Приложение 6)

Заполнение маршрутного листа. (Приложение 5)

У.-В конце занятия мы должны будем попробовать себя в роли экскурсовода заповедной зоны.

У.- Предлагаю вспомнить алгоритм работы с атласом.

1). Открыть нужную страницу атласа, ориентируясь на её название и содержание заданий маршрутного листа.

2). Прочитать текстовый материал, рассмотреть иллюстрации.

3). Рассмотреть условные оозначения в легенде карты атласа, а затем саму карту на данной странице.( При неоходимости воспользуемся лупой)

4).Прочитать задания маршрутного листа, найти нужную информацию, заполнить лист.

( Шаги алгоритма записываются (или вывешиваются) на доске).

4. Самостоятельная работа учащихся.Поиск нужной информации и оформление маршрутного листа.

У.- Итак, приступаем к работе. (Лупы, атласы лежат на отдельном столе. Дети получают маршрутные листы и приступают к выполнению задания.)

(Учитель контролирует работу групп, оказывает помощь нуждающимся).

5. Подведение итогов работы групп ( Учить строить устные высказывания на основе полученной информации.Учить детей выполнять роль экскурсовода) У.- Предоставляем слово юным экскурсоводам. Для выступления можно воспользоваться маршрутным листом как планом. Выскажите своё мнение о прослушанных выступлениях. Если есть вопросы к выступающим, приготовьтесь задать их. Не забудьте о правилах вежливости. (Дети дают оценку выступлениям, высказывают мнение, что нового мы узнали, делают выводы.)

У.- Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете?

- Для чего вам понадобятся полученные знания и, как вы сможете их применить? (Учащиеся высказывают свои мнения, делятся впечатлениями)

Ответы на вопросы.

6. Рефлексия

У. - Нашей зелёной планете угрожает опасность. Когда вы станете взрослыми, то только вы сможете её защитить. Вы согласны её сберечь? Заповедники играют исключительную роль в сохранении и восстановлении редких видов животных и растений, а также уникальных природных ландшафтов. Важна роль заповедников в научных исследованиях - в них были добыты многие первичные данные о состоянии животного и растительного мира. Ну и, наконец, заповедники выполняют чисто эстетическую функцию - радуют глаз посетителей. Каждый заповедник - природный музей. При посещении заповедных территорий следует все оставлять нетронутым, и ничего с собой не брать. У.-Захотелось ли вам еще больше узнать о природных памятниках родного края?

7. Итог занятия У. -К следующему занятию нужно подготовить дополнительный материал по заповедникам Самарского края. Лучшие работы мы отберем для оформления в пособие «Самарский край- часть великой России».Можно выполнить работу индивидуально, можно в паре, можно в группе. Ждем интересных работ!





© 2010-2022