- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеурочное занятие проектной деятельностью «Заповедники Самарского края»
Внеурочное занятие проектной деятельностью «Заповедники Самарского края»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Семенова Н.П. |
Дата | 27.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Внеурочное занятие по программе внеурочной деятельности «Изучаем природу родного края» УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель: Семенова Надежда Петровна
Класс: 4
МБОУ гимназия «Перспектива» г. о. Самара
Тема занятия: Заповедные места Самарского края. Цель занятия: формирование познавательного интереса к достопримечательностям родного края и бережного отношения к природе, формирование представления детей о заповедниках и о причинах их создания как меры по охране природы.
Задачи:
1. Показать красоту окружающего мира и значимость заповедных мест в жизни человека
2. Формировать информационно-коммуникативные компетенции.
3. Продолжать работу по формированию бережного отношения к природе.
Форма организации занятия: аудиторное.
Оборудование: пособие «Атлас Самарской области», лупы, маршрутные листы- карточки с опорными словами и заданиями, дополнительные тексты для работы по теме занятия.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
-Формирование эстетического чувства на основе созерцания картин природы и чувства гордости за достопримечательности родного края
Метапредметные:
коммуникативные УУД :
-формирование умения задавать вопросы по прослушенному материалу;
- формирование умения построения монологического высказывания (в роли экскурсовода заповедной зоны);
-участие в коллективном обсуждении проблем, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
регулятивные УУД:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
познавательные УУД:
-внимательно рассматривать атлас и находить нужную информацию, а затем самостоятельно формулировать ответы на предложенные вопросы;
-объединять разрозненные впечатления в целостную картину окружающего мира.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Мотивация.
На слайдах картины природы (фото) Самарского края.
У. Наше занятие мне хочется начать словами:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко
У.- О чём говорится в этом стихотворении? (Об охране природы).
У - Что мы делаем для того, чтобы сберечь природу? (Открываем заповедники)
У - Что такое «заповедники»? Где можно найти определение этому слову? (Ответы детей. Поиск значения слова в толковом словаре)
Д.- Заповедники - это место, где всё находится под строгой охраной, где запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а вход разрешён только его сотрудникам или научным работникам.
У - Дети, что вы знаете о заповедниках? (Ответы детей)
У.-Слово «заповедный» означает запрещенный, неприкосновенный. Заповедный лес - лес, который нельзя рубить, т.е тщательно оберегаемый, хранимый. Заповедники необходимы на земле, чтобы сохранять природу такой, какой она уже существует много-много лет. Именно здесь, на особо охраняемых территориях, животные, чувствуя себя в безопасности, рождают своих детенышей и отсюда расселяются по окружающим заповедник районам.
У - Кто из вас догадался, над какой темой мы сегодня будем работать?
На доске открывается тема занятия «Заповедные места Самарского края».
2. Постановка цели и задач занятия
У.- Какую цель мы поставим? (Ожидаемые ответы: узнать о заповедниках родного края, их особенностях и попробовать себя в роли экскурсовода заповедной зоны)
3.Планирование работы.
У.- Сегодня мы работаем в группах, их пять. Не забудьте о распределении обязанностей и правилах поведения при работе в группе. (Дети разбиваются на команды. Распределяют обязанности в группе, договариваются, кто будет представлять работу группы, кто читать текст, кто искать информацию в атласе, а кто оформлять маршрутный лист).
1 группа. Работа с «Атласом Самарской области».
Заполнение маршрутного листа «История создания заповедных зон Самарской области». (Приложение 1)
2 группа. Работа с «Атласом Самарской области».
Заполнение маршрутного листа «Растительный мир Жигулевского заповедника». (Приложение 2)
3 группа. Работа с «Атласом Самарской области».
Заполнение маршрутного листа «Животный мир Жигулевского заповедника». (Приложение 3)
4 группа. Работа с «Атласом Самарской области».
Заполнение маршрутного листа «Красная книга Самарской области». (Приложение 4)
5 группа. Работа с текстом «Бузулукский бор». ( Приложение 6)
Заполнение маршрутного листа. (Приложение 5)
У.-В конце занятия мы должны будем попробовать себя в роли экскурсовода заповедной зоны.
У.- Предлагаю вспомнить алгоритм работы с атласом.
1). Открыть нужную страницу атласа, ориентируясь на её название и содержание заданий маршрутного листа.
2). Прочитать текстовый материал, рассмотреть иллюстрации.
3). Рассмотреть условные оозначения в легенде карты атласа, а затем саму карту на данной странице.( При неоходимости воспользуемся лупой)
4).Прочитать задания маршрутного листа, найти нужную информацию, заполнить лист.
( Шаги алгоритма записываются (или вывешиваются) на доске).
4. Самостоятельная работа учащихся.Поиск нужной информации и оформление маршрутного листа.
У.- Итак, приступаем к работе. (Лупы, атласы лежат на отдельном столе. Дети получают маршрутные листы и приступают к выполнению задания.)
(Учитель контролирует работу групп, оказывает помощь нуждающимся).
5. Подведение итогов работы групп ( Учить строить устные высказывания на основе полученной информации.Учить детей выполнять роль экскурсовода) У.- Предоставляем слово юным экскурсоводам. Для выступления можно воспользоваться маршрутным листом как планом. Выскажите своё мнение о прослушанных выступлениях. Если есть вопросы к выступающим, приготовьтесь задать их. Не забудьте о правилах вежливости. (Дети дают оценку выступлениям, высказывают мнение, что нового мы узнали, делают выводы.)
У.- Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете?
- Для чего вам понадобятся полученные знания и, как вы сможете их применить? (Учащиеся высказывают свои мнения, делятся впечатлениями)
Ответы на вопросы.
6. Рефлексия
У. - Нашей зелёной планете угрожает опасность. Когда вы станете взрослыми, то только вы сможете её защитить. Вы согласны её сберечь? Заповедники играют исключительную роль в сохранении и восстановлении редких видов животных и растений, а также уникальных природных ландшафтов. Важна роль заповедников в научных исследованиях - в них были добыты многие первичные данные о состоянии животного и растительного мира. Ну и, наконец, заповедники выполняют чисто эстетическую функцию - радуют глаз посетителей. Каждый заповедник - природный музей. При посещении заповедных территорий следует все оставлять нетронутым, и ничего с собой не брать. У.-Захотелось ли вам еще больше узнать о природных памятниках родного края?
7. Итог занятия У. -К следующему занятию нужно подготовить дополнительный материал по заповедникам Самарского края. Лучшие работы мы отберем для оформления в пособие «Самарский край- часть великой России».Можно выполнить работу индивидуально, можно в паре, можно в группе. Ждем интересных работ!