- Преподавателю
- Начальные классы
- «Имена собственные. Названия городов, сёл, рек»
«Имена собственные. Названия городов, сёл, рек»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Котенко Н.М. |
Дата | 10.05.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Сосногорска»
Урок русского языка
по теме «Имена собственные. Названия городов, сёл, рек».
1 класс
(открытый урок для родителей в рамках общешкольного мероприятия «День открытых дверей».)
Учитель начальных классов -
Котенко Н.М.
г. Сосногорск
1. Организация урока.
Прозвенел , друзья, звонок,
Начинается урок.
2. Чистописание.
С Э Сс Ээ Саша Эмма
- Что интересного заметили? ( Саша, Эмма - имена собственные, пишутся с большой буквы. В имени Эмма - удвоенная согласная мм.Имя Саша может быть именем мужским и женским:Александр, Александра.)
3. Словарная работа.
3.1.-Загадки ( «Проверочные работы»): заяц, петух, лиса, медведь.
-Найдите «лишнее» слово. Почему считаете «лишним»?
-На какие группы можно разделить эти слова? ( птица, звери)
-На какие вопросы отвечают эти слова? Почему? (Отвечают на вопрос кто? , обозначают живые предметы.На этот вопрос отвечают ещё слова, обозначающие людей, а остальные слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос что?)
-К слову заяц придумайте слова, обозначающие признак предмета. На какой вопрос такие слова отвечают? (Какой?,-ая, -ое, -ие)
-Заяц белый, пушистый, быстрый, пугливый.
-К слову медведь подберите слова, обозначающие действие предмета. На какой вопрос от вечают такие слова? (Что делает? -ют?)
-Медведь рычит,спит, бродит, сосёт(лапу).
-Молодцы!
3.2.Индивидуальная дифференцированная работа у доски и на карточках(во время словарной работы с классом).
-Составить предложение из слов:
Бурёнка, на, паслась, корова, лугу.
-Вставить нужные буквы в слова:
-Буквы вставишь ты в слова,
Угадаешь их тогда!
в р б й в р н
д в ч к л с
м л ч к м рк в
с р к м дв д
4.Проверка самостоятельной работы и исправление ошибок.
5.Предупредительный диктант с последующей самопроверкой(Один ученик пишет на доске, остальные - в тетрадях)
У Оли жила собака Умка.
6. Новая тема.
6.1.-Ребята, кто-то стучится в дверь. Почтальон Печкин принёс письма. Узнаем от кого. Письма написали вам, ребята, Незнайка,Буратино и Винни-Пух. Прочитаем?
-Итак, первое письмо от Незнайки.
«иванов, васильевич, роман. Что это за слова? Как их можно назвать? Как они пишутся?
Не могу выплнить домашнее задание. Помогите мне, ребята!»
-А что вы знаете об этом, ребята? Сможем помочь Незнайке?
-Этои слова - имена, отчества, фамилии людей, - имена собственные. Они пишутся с заглавной буквы.
-Молодцы! Вы помогли Незнайке.
-Сейчас попытаемся ответить на письмо Буратино.
« орлик, малыш, мурзик, ветерок.Не знаю , что это за слова. Как их правильно написать тоже не знаю. Помогите мне разобраться, ребята!»
-А что вы, ребята, скажете?
-Это клички животных, имена собственные. Пишутся с заглавной буквы. Но среди данных слов есть слова малыш, ветерок. Как их написать, можно будет узнать только в предложении по смыслу, так как они могут обозначать иногда только предмет.Например: Дует ветерок. Спит малыш в кроватке.
- И открываем письмо от Винни-Пуха.
« Байкал, Москва, Пожня, Сыктывкар, Ижма.Не понимаю, что это за слова. Помогите, ребята, в них разобраться.»
-Ну, что, ребята, поможем и Винни- Пуху. Что вы можете сказать об этих словах?
-Это географические названия. Тоже имена собственные, а, значит пишутся с заглавной буквы.
- А какие именно имена собственные? Дополните данные слова.
озеро Байкал, город Москва, деревня Пожня, город Сыктывкар, река (село) Ижма (открываю вторую половину карточек с географическими названиями)
- Этой теме мы и посвятим остальную часть урока и поможем Винни - Пуху.
6.2. Работа с учебником.
Упражнение 47.
-Посмотрите на картинку. Что вы на ней видите? (Москва, Кремль)
-Что такое Москва? (Это главный город нашей страны, столица. Там живёт и работает наш президент, правительство.Там находится Кремль и главная площадь нашей страны -Красная площадь.)
- Как называется наша страна? ( Наша страна называется Россия.)
Россия
Москва
столица - это словарные слова. Мы их запишем в словарик и запомним написание. (После разбора ученики списывают в словарик с указанием орфограмм зелёной пастой.)
-Почему Россия, Москва пишутся с большой буквы?(Эти слова - географические названия, название страны, города.)
-Составьте предложения с данными словами и напишите их в тетрадь.
Наша страна - Россия.
Главный город России - Москва. ( Перед написанием в тетрадь вспомнили правила написания предложения и указали все орфограммы в словах)
Упражнение 48 (устно)
(Дополнить предложения словами, данными для справок: географическими названиями)
На доске даны предложения, их необходимо закончить подходящими по смыслу словами.
Мы живём в городе…
Рядом протекает река…
(Учащиеся называют Сосногорск, Ижма ,2 ученика дописывают предложения на доске. Вспоминаем правила правописания предложения и орфограмм и пишут предложения в тетрадь.)
Работа в тетради «Проверочные работы».
Стр. 9, упажнение 4.
-Подобрать пары и соединить слова ( карандашом).
- Итак, как пишутся имена собственные - географические названия?
(Чтение правила в учебнике
-хором
-отдельные ученики
-устно рассказать, кто запомнил правило. Его надо выучить и запомнить.
7.Домашнее задание.
-Выучить правило.
-Учить словарные слова.
8. Итог урока.
-Чему учились на уроке?
-Над чем работали?
-Какое правило запомнили?
- Правописание каких новых слов запомнили?
-С какой буквы они пишутся? Почему?
- Кто всё понял и может объяснить другу?
-Кому было трудно?
-Как вы думаете, смогли мы помочь нашим героям, которые обратились к вам за помощью?
-Конечно, да. Спасибо вам за работу на уроке, за помощь Незнайке, Буратино и Винни - Пуху.
- Урок окончен.