- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа кружка Юный журналист
Программа кружка Юный журналист
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Семерикова Н.Г. |
Дата | 13.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ИМПУЛЬС»
УТВЕРЖДЕНО
на методическом совете
«___» ___________ 20 г
Директор МАОУДО
«Детско-юношеский центр «Импульс»
_________ А.М. Мясников
Образовательная программа
«Юный журналист»
Возрастной состав учащихся 10 лет
Продолжительность образовательного процесса: 1 год
Составитель:
педагог дополнительного
образования
Семерикова Нина Георгиевна
Юг, 2014
Информационная карта
образовательной программы
Педагог - Семерикова Нина Георгиевна.
1.Направление деятельности
2.Форма и название творческого объединения
Творческое объединение «Юный журналист»
3.Название образовательной программы
«Журналистика в школе»
4.Вид программы
Модифицированная
5.Образовательная область
Литература, краеведение, история, природоведение,
6.Продолжительность образовательного процесса
1 год
7.Возраст обучающихся
10 лет
8.Форма организации образовательного процесса
Комплексная
9.Форма организации содержания и педагогической деятельности
Групповая
10.Достижения обучающихся
Публикация творческих работ обучающихся в школьной газете. Создание и защита творческих проектов на занятиях кружка, школьном «Дне науки и творчества». Участие в конкурсах муниципального, регионального уровня.
Пояснительная записка
Программа кружка «Юный журналист» направлена на развитие интеллектуального и творческого потенциала детей. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и событий, стремятся не только реально оценивать современный окружающий мир, но и себя в нём. Знание основ журналистики поможет участникам кружка анализировать и понимать литературные произведения, создавать собственные эмоциональные интересные для других рассказы о своей жизни и происходящих событиях. Издание газеты позволит учащимся делиться впечатлениями, высказывать собственное мнение. Дети усовершенствуют навыки работы в графическом редакторе Word, попробуют свои силы в качестве корреспондентов, редакторов, иллюстраторов ученической газеты. Творческий процесс направлен на воспитание креативной личности, формирование у детей способности критически мыслить, быть толерантными, открытыми, для новых контактов и связей. Цель обучения по программе: Развитие личностных качеств учащихся: формирование активной жизненной позиции, способности к самостоятельной творческой интеллектуальной деятельности. Задачи:
- формировать практические навыки журналистской работы: умение анализировать и отбирать полученную информацию, пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
- развивать критическое мышление через анализ текстов;
- развивать коммуникативные умения через поиск, отбор информации, интервьюирование;
- развивать творческие способности школьников - осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, информационных листов, буклетов.
Программа кружка позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, системно - деятельностный подходы. В основе формирования творческих интеллектуальных умений лежит два главных вида учебной деятельности: учебно-познавательная, учебно - практическая. Программа предусматривает обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи. Новые стандарты образования предусматривают развитие человека мыслящего, умеющего добывать информацию, анализировать и критически оценивать ее. Актуальность данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства на уроках и в жизни. Система занятий ориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками творческой, аналитической, информационной деятельности; построена таким образом, чтобы на каждом занятии обучающиеся, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобретали навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научились писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия. Формы занятия, предусмотренные программой:
- свободная творческая дискуссия;
- ролевые игры;
- выполнение творческих заданий;
- активные методы формирования системы общения;
- практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).
Прошедшие начальную программу могут продолжить занятия в кружке, созданном в основной школе.
В дальнейшем дети смогут без затруднений выступать на публике, приобретенные навыки пригодятся им в написании рефератов, выполнении творческих, проектных коллективных и индивидуальных работ.
Учебно-тематический план 1 года обучения.
№ п/п
Раздел, тема (подтема)
Количество занятий
Теоретические часы
Практические часы
Всего кол-во часов
1.
I Подготовительный этап. Краткая история возникновения и развития средств массовой информации. Роль и место периодической печати. Виды периодических изданий.
2
4
6
2.
II Основы журналистской деятельности. Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства.
4
24
28
3.
III Активизация деятельности младших школьников. Виды газетных и журнальных публикаций. Организация работы юных корреспондентов.
4
26
30
4.
IV Подведение итогов. Презентация творческих проектов. Участие в «Дне науки и творчества» в школе. Выбор лучших работ.
4
4
Содержание изучаемого курса
I Подготовительный этап.
- Тема 1. Краткая история возникновения и развития средств массовой информации. Виды периодической печати. Общий обзор. Специфика детских и юношеских периодических изданий. Анализ структуры газеты, журнала. Экскурсия в библиотеку. Публичное выступление по теме: «Моя любимая газета».
-
Тема 2. Профессия - журналист. Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Практическая работа: коллаж по теме «Расскажи мне о себе».
II Основы журналистской деятельности.
- Тема 3. Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства.
- Тема 4. Активный и пассивный словарь. Словари, справочники, их тематика и использование при создании газеты.
- Тема 5. Информационные жанры. Отчет, репортаж, интервью, заметка.
- Тема 6. Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия.
- Тема 7. Художественные жанры: слово, очерк, эссе.
- Тема 8. Конкурс сочинений на свободную тему в различных публицистических жанрах. Презентация. Выставка работ. Награждение.
III Активизация деятельности младших школьников. Организация работы юных корреспондентов.
- Тема 9. Технические средства журналиста.
- Тема 10. Темы, рубрики, полосы.
- Тема 11. Взрослые правила для юных журналистов.
Практическая работа: коррекция черновых экземпляров газет.
-
Тема 12. Деловая игра. Планирование: шаг за шагом.
Этапы выпуска номера газеты:
-
планирование номера газеты (планерка);
-
сбор информации;
-
подготовка материалов, рубрик, полос;
-
подбор иллюстраций;
-
макетирование и верстка номера;
-
редактирование и вычитка, подписание номера;
-
обсуждение номера на летучке.
- Выпуск газеты.
- Участие в «Дне науки и творчества» в школе.
- Итоговое занятие. Анализ работы.
Прогнозируемый результат реализации программы.
Итогом работы будут выпуски школьной газеты, представление лучших работ на «Дне науки и творчества», а так же участие в районных творческих конкурсах.
К концу 1 года обучения по программе участники кружка научатся:
-
в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал;
-
составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;
-
находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
-
строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
Участники кружка получат возможность научиться:
-
пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
-
фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
-
проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
- умение работать с разной литературой.
- умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером.
- умение брать и давать интервью.
- умение использовать знания основных жанров периодической печати.
- умение создавать макет и делать компьютерную верстку газеты.
Формы контроля
Форма проведения контроля
Сроки контроля
Объект контроля
Форма предъявления результатов контроля
1.Семинар на тему «Поиск литературы»
ноябрь
Умение самостоятельно находить и отбирать нужную литературу
Учащиеся получают баллы за грамотные ответы. Баллы вносятся в таблицу достижений 2.Практическая работа «Место зарисовки в газете»: подготовка пейзажной, портретной или бытовой зарисовки.
декабрь
Умение выступать и отвечать на вопросы, обосновывать актуальность, значимость своего материала.
Обсуждение результатов: «Круглый стол», самооценка, взаимооценка.
3. Создание и презентация репортажа, интервью, заметки.
январь
Умение продумать и составить план вопросов интервью; умение заинтересовать собеседника, оформить материал письменно.
Обсуждение результатов: «Круглый стол», самооценка, взаимооценка.
4. Создание и презентация статьи, эссе.
февраль
Умение использовать художественный текст.
Обсуждение результатов: «Круглый стол», самооценка, взаимооценка.
5. Делова игра
март
Умение обсуждать материалы газеты; их актуальность, направленность на интересы читателей и др.
Обсуждение с каждым членом кружка. Выпуск школьной газеты.
6.Выступление на уровне школы, района.
апрель
Умение выступать и отвечать на вопросы
Участие в конкурсах. Показ лучших работ, награждение грамотами.
Список литературы для учителя:
-
Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. М.: Высшая школа.1987
-
Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М.: Просвещение. 2002
-
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1998
-
Кеворков В.В. Рекламный текст. М., 1996
-
Ливанова М.В. Газета в школе. Учебно-методические материалы по организации и выпуску школьного печатного издания. Смоленск, 2011
-
Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
-
Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996
-
Розенталь Д.Э.. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
Список литературы для учащихся:
-
Шкопоров Н.Б.. Как психологически правильно брать интервью. М.,1990.