• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Инновационный педагогический проект «Использование Лего - технологий во внеурочной деятельности младших школьников в рамках внедрения ФГОС»

Инновационный педагогический проект «Использование Лего - технологий во внеурочной деятельности младших школьников в рамках внедрения ФГОС»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное

Образовательноеучреждение

«Шахунская гимназия имени

А.С.Пушкина»

(МБОУ «Гимназия»)

Комсомольская ул., д.5,

Нижегородская область,

г.Шахунья, 606910

Тел./факс (83152) 2-65-30

E-mail: [email protected]

ОКПО 39234547, ОГРН

1025201287737,

ИНН/КПП 5239005744/529901001

от __________2014 №_____

Заявка на организацию

инновационного педагогического проекта по теме:
Тема: «Использование Лего-технологий во внеурочной деятельности младших школьников в рамках внедрения ФГОС»
Цель: обеспечение теоретической и практической помощи педагогам городского округа город Шахунья в организации внеурочной деятельности младших школьников с применением современных информационных и коммуникационных технологий.
Задачи:

  • Организовать поиски и апробацию технологий обучения младших школьников Лего - конструированию.
  • Разработать методическое сопровождение для организации работы учителей в условиях инновационной деятельности.

Сроки деятельности инновационной площадки: 2014-2015г.г.
Научное руководство: методист Шахунского ИДЦ Смирнова Г. Н.
Участники инновационной деятельности: педагоги начальной школы городского округа город Шахунья.
Краткое описание инновационного потенциала организации - соискателя статуса инновационной площадки: Сформированная учебно-методическая и материально-техническая база, установленные прочные отношения с социальными партнёрами, уровень профессиональной подготовки педагогов позволяют перейти к более динамичному развитию гимназии в качестве инновационного образовательного учреждения. Переломное значение в этом плане имело включение гимназии в экспериментальную работу по реализации наиболее актуальных задач программы развития:
2008-2011 гг. Муниципальная экспериментальная площадка«Реализациякомпетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе гимназии» 2011-2013 гг. Муниципальная экспериментальная площадка«Компетентностно-ориентированное обучение-условие эффективной социализации личности гимназиста» 2011-2012 гг. Муниципальная экспериментальная площадка«Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности младшего школьника путем совершенствования его исследовательских способностей во внеурочной деятельности» У МБОУ имеется опыт инновационной деятельности по направлению «Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения для основного общего и среднего (полного) образования» с 2012 г. по 2014г. на базе кафедры педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО
Ресурсное обеспечение: Материальные:для реализации данного проекта используется класс, оснащенный нетбуками, комплект методических материалов «ПервоРоботЛего», в состав которого входят:
  • 9580 КонструкторПервоРобот LEGO ®WeDo™(LEGO Education WeDo Construction Set)
  • ПрограммноеобеспечениеПервоРобот LEGO ®WeDo™(LEGO Education WeDo Software)
Кадровые: педагоги начальной школы городского округа город Шахунья. Информационные:книга для учителя «ПервороботЛего»
Актуальность инновационной идеи: XXI век - это век компьютерных технологий и цифрового оборудования. Интенсивно развиваясь, компьютерная техника проникает практически во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в образование. В связи с этим все большее распространение получает такое направление деятельности учащихся, как Лего-конструирование. ЛЕГО - это совершенно новые технологии в образовании. Применение конструкторов ЛЕГО во внеурочной деятельности в школе позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет учащимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. Образовательная система ЛЕГО обеспечивает дополнительные возможности обучения, предлагая оптимальные проблемы и ресурсы для детей. Ресурсы ЛЕГО позволяют педагогам создавать благоприятную обучающую среду, и каждый вид деятельности проводит детей через структурированный процесс обучения. ЛЕГО позволяет учить детей быть любопытными по отношению к явлениям вокруг них, то есть учить тому, как решить проблему и где искать решения и находить ответы. Образовательная система ЛЕГО предлагает такие методики и такие технологии, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты определяют ведущим направлением во внеурочной деятельности проектирование. Лего-конструирование - одно из ведущих направлений проектной деятельности.
Практическая значимость инновационной идеи:
  • Приобретение и описание конкретного опыта по развитию навыков проектирования и конструирования.
  • Создание методического сопровождения эксперимента.

Ожидаемый результат деятельности инновационной площадки: высокая активность и инициативность в разработке педагогических проектов, ориентированных на развитие навыков технического моделирования. Социальные эффекты реализации инновационной деятельности:
  • Повышение профессиональной и личностной компетентностей педагогов;
  • организация разных форм взаимодействия внутри педагогического сообщества, на уровне окружного и межрайонного объединения педагогов;
  • активизация контактов с социальной средой.

Тиражирование и внедрение результатов инновационной деятельности:
  • Мастер-классы, педагогические мастерские.
  • Публикации участников инновационной деятельности в муниципальных и региональных СМИ.





Директор МБОУ «Гимназия»Н.А. Ленская

Обоснование выбора темы.


Ни для кого не секрет, что XXI век - это век компьютерных технологий и цифрового оборудования. Интенсивно развиваясь, компьютерная техника проникает практически во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в образование. В настоящее время в каждой школе есть хотя бы один компьютерный класс, во многих школах - электронные микроскопы и лего - конструкторы. В связи с этим все большее распространение получает такое направление деятельности учащихся, как лего-конструирование. ЛЕГО - это совершенно новые технологии в образовании. Применение конструкторов ЛЕГО в урочной и внеурочной деятельности в школе, позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет учащимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. Образовательная система ЛЕГО обеспечивает дополнительные возможности обучения, предлагая оптимальные проблемы и ресурсы для детей. Ресурсы ЛЕГО позволяют педагогам создавать благоприятную обучающую среду, и каждый вид деятельности проводит детей через структурированный процесс обучения. ЛЕГО позволяет учить детей быть любопытными по отношению к явлениям вокруг них, то есть учить тому, как решить проблему и где искать решения и находить ответы. Традиционные методы обучения часто ограничивают естественную детскую способность учиться, т.к. предполагают достижение заранее известного данного решения, двигаясь к нему определенными типовыми путями. Результат состоит в том, что учащиеся просто воспроизводят знание вместо того, чтобы добиваться его осмысленно. Образовательная система ЛЕГО предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. В образовательной деятельности учащихся поддержкой в развитии интеллектуальных способностей является использование именно лего-технологий. Все школьные наборы лего предназначены для групповой работы. Таким образом, учащиеся одновременно приобретают и навыки сотрудничества, и умение справляться с индивидуальными заданиями, составляющими часть общей задачи. Конструируя и добиваясь того, чтобы созданные модели работали, испытывая полученные конструкции, учащиеся получают возможность учиться на собственном опыте. Использование лего-конструкторов повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты определяют ведущим направлением во внеурочной деятельности проектирование. Лего-конструирование - одно из ведущих направлений проектной деятельности. Лего- конструирование позволяет учащимся работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков и даже писателей, предоставляя им инструкции,инструментарий и задания для межпредметных проектов. Учащиеся собирают ипрограммируют действующие модели, а затем используют их для выполнения задач, посути, являющихся упражнениями из курсов естественных наук, технологии, математики,развития речи. Занимаясь конструированием, ребята изучают простые механизмы, учатся при этом работать руками, они развивают элементарное конструкторское мышление,фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. Интересные в сборке моделиLego дают ясное представление о работе механических конструкций, о силе, движении искорости. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями Lego позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими рукамимодель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. ПервороботLegoWeDo представляет собой не только средство развития памяти,внимания, мышления, сенсорики учащихся, но и средство достижения целей,сформулированных во ФГОС второго поколения как результаты освоения основнойобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО). Личностныерезультаты освоения ООП НОО включают навыки сотрудничества со сверстниками ивзрослыми в разных социальных ситуациях, умение выходить из спорных ситуаций,стойкую мотивацию к творческому труду, работу, нацеленную на достижение результата, бережное отношение к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты предполагают развитие способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера,умение планировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивнодействовать в любых ситуациях, навыки в использовании знаково-символических средствпредставления информации и схем, активное использование речевых средств и средствинформационных и коммуникационных технологий для решения задач, умение слушать собеседника и вести диалог, умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Лего- конструирование позволяет в полном объеме реализовать применение современных информационных и коммуникационных технологий для развития навыковобщения, творческих способностей детей, для решения познавательных, практических,исследовательских и коммуникативных задач, для реализации проектной деятельностишкольников (требования ФГОС НОО). Таким образом считаем актуальным выбор следующей темы инновационного проекта: «Использование Лего - технологий во внеурочной деятельности младших школьников в рамках внедрения ФГОС»
Цель: обеспечение теоретической и практической помощи педагогам городского округа город Шахунья в организации внеурочной деятельности младших школьников с применением современных информационных и коммуникационных технологий.
Задачи:

  • Организовать поиски и апробацию технологий обучения младших школьников Лего - конструированию.
  • Разработать методическое сопровождение для организации работы учителей в условиях инновационной деятельности.

Ожидаемый результат деятельности инновационной площадки: высокая активность и инициативность в разработке педагогических проектов, ориентированных на развитие навыков технического моделирования. Сроки деятельности инновационной площадки: 2014-2015 г.г.

Этапы деятельности, содержание основных мероприятий, сроки их проведения.

Организационный этап.
  1. Определение базы методической работы проблемной группы и проектирование плана ее работы.

  2. Входная диагностика, направленная на определение уровня ИКТ-компетентности при работе с конструктором ЛегоWeDo(анкетирование).

Июнь - сентябрь 2014 г. Чупина Г. Н. 2. Теоретический, подготовительный этап.
  1. Анализ входной диагностики.
  2. Осмысление теоретических основ проблемы, изучение литературы по теме.
Октябрь 2014. Чупина Г. Н. 3. Поисковый этап.
  1. Изучение программного обеспечения для работы сLegoWeDo.
  2. Конструирование и построение модели машин по схемам с помощью конструктора LegoWeDo.
Заседание 1. Семинар - практикум. «Основы работы с конструктором LegoWeDo». Цели: познакомить с программным обеспечением конструктора, обучить созданию моделей машин по схеме. Ожидаемые результаты: формирование у членов группы умений ориентироваться в среде, умений создавать модели из конструктора, пользоваться программным обеспечением для создания алгоритма движения машины. Декабрь 2014 г. Чупина Г. Н., члены группы.

4. Констатирующий этап.

  1. Повторная диагностика,направленная на определение уровня ИКТ-компетентности при работе с конструкторомLegoWeDo (анкетирование).
  2. Оптимизация процесса обучения - анализ занятий кружка «ПервороботЛего».
Подведение итогов работы. Цель: Посетить и проанализировать открытое занятие кружка с точки зрения использования Лего - технологий; определить удачные и неудачные моменты работы инновационной площадки. Ожидаемые результаты: Пополнение методической копилки педагогов (конспекты открытых занятий с использованием конструктора LegoWeDo и применением Лего-технологий). Март 2015 г. Чупина Г. Н., члены группы.

5. Аналитический этап.

  1. Сопоставление диагностических материалов, определение результативности работы инновационной площадки по использованию Лего-технологий.
Май 2015 г. Чупина Г. Н., члены группы.
Практический выход:
  1. Анализ работы инновационной площадки.
  2. Конспекты открытых занятий с применением конструктора LegoWeDo.
  3. Разработки усовершенствования полученных моделей.


© 2010-2022