Конспект урока по русскому языку на тему Корень слова (2 кл.)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Русский язык 2 класс Дата: 22.11.13г. № урока_44_____

Тема: Корень слова( с применением ИКТ).

ТЦУ: 1. Закрепить знания о родственных словах, познакомить с понятием «Корень слова», научить выделять в словах общую часть родственных слов и называть её, продолжить работу над умением выделять родственные слова среди других слов, развивать умения выделять в словах окончание, основу, обогащать словарный запас и грамматический строй речи.

2. Развивать орфографическую зоркость, каллиграфию, продолжить работу над умением рассуждать, выделять главное, работать с учебником, со словарём в паре и самостоятельно, письменно и устно, развивать умение слушать и слышать других учащихся, развивать логическое, абстрактное и критическое мышление.

3.Воспитывать аккуратность, прилежание, организованность в работе, самостоятельность, формировать правильную осанку, снимать напряжение с глаз и кисти рук, мышц спины, создавать психологический климат на уроке, способствовать формированию адекватной оценки собственной деятельности и деятельности учащихся класса.

Формы организации учебной деятельности:

- фронтальная;

- работа в парах;

- индивидуальная.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Методы обучения : информационно сообщающий; объяснительный: инструктивный; стимулирующий, побуждающий, практический, наглядный, словесный, репродуктивный, поисковый

Оборудование: интерактивная доска, учебник, тетрадь, словарики, карточки, презентация «Корень», «Родственные слова», «Рефлексия», электронный учебник по русскому языку, электронная физминутка, прозрачный журнал.



Планируемые результаты:

Предметные: иметь общее представление о родственных словах и корне слова,

уметь находить и выделять корень, окончание, основу в словах.

Личностные: умение слушать других, работать в паре, индивидуально, адекватно оценивать свою деятельность и деятельность учащихся класса.

Ход урока (стр.89-91 учебник, словарик)

  1. Организационный момент.

- Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. И начать наш урок сегодня тоже хочется необычно.

Послушайте одну историю:

Презентация « Родственные слова» Слайд№1

-У Мудреца, однажды, ученик спросил

(он перед этим бабочку словил):

- Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в руках моих, иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал...

Плененный мотылек затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

- Ты держишь все, сейчас, в своих руках! Слайд№2

-Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

- Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

  1. Актуализация

- В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело? -О каком деле идет речь? (об открытии нового знания) Сл. № 3 -Как же вы открываете все новое? (сами должны понять, что мы еще не знаем, и самим постараться открыть это новое) Создание учебной ситуации: Сл. № 5-6 Проверка домашнего задания:

У: - Сейчас послушайте диалог - разговор гусей и гусеницы, который называется «Родственники».

- Вы кто такие? - спрашивает гусеница.

- Я - Гусь, это Гусыня, а это наши дети - Гусята. А ты кто?

- А я ваша родственница - тётя Гусеница.

У: - Правильно ли гусеница назвала себя тетей? Являются ли они родственниками? Почему, ведь у них есть одинаковая часть гус-? Назовите, кто из персонажей является родственниками. Как назовем эти слова? Как называется их одинаковая часть? - Какие слова называют родственными? Сл.№ 7-8 Минутка чистописания. Интерактивная доска.

- Открыли тетради, записали число, классная работа.

Минутка чистописания

-Для чего мы отводим время на чистописание?

крнь слв рдствннки

Гусь, гусыня, гусята

- Выделите окончание, основу, общую часть. - Кто догадался из чистописания, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (ответ детей) Презентация « Корень слова» Слайд № 1-2 - Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем. -Какие значения имеет слово «корень»: Слайд № 3-5 *подземная часть растения, *часть волоса, зуба, ногтя, *начало, источник чего-либо. * корень уравнения.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. - Вы уже догадались о чем мы будем говорить на уроке? (о корне) - Сегодня на уроке вы узнаете, что корень есть не только у зубов, деревьев и цветов, но и у слов, мы научимся находить их в словах и выделять, а также узнаем, что у слов есть родственники. Сегодня мы совершим путешествие в царство корней. Сл.№ 6 Мы должны понять и запомнить: Сл.№ 7

  1. Что такое корень?
  2. Как найти общую часть - корень слова?
  3. Как обозначить корень в слове?

  1. Словарно - орфографическая работа.

- Но перед тем, как начать путешествие по новой теме, что необходимо сделать?

- Наш багаж - это наши….. знания!

- Собираем багаж, что же нам понадобится? ( Слайд 1)

Я тетрадь свою открою,

И наклонно положу.

Я от вас друзья не скрою

Ручку я, вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я возьмусь. - Запишите слова и вставьте пропущенные орфограммы. Сл.№ 8-13

- …рёл, с..бака, к..рова, в…рблюд.

- Какое здесь слово будет лишним? Почему?

-Придумай к слову «орёл» родственные слова.

  1. Формирование новых понятий и способов действия Слайд № 14-16

-Что же такое корень? Выделите главное. Послушайте сказку: Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый. ( учитель показывает условное обозначение корня) Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными)». Слово «корень» употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. «Смотри в корень» или «зри в корень». -Как вы думаете, когда так говорят? Это означает: «Выдели самое главное». Слов без корня не бывает. Это центр слова. Слайд № 17-19

- Проверьте свои выводы, прочитав правило в учебнике на с. 89-90 - работа в паре «Вопрос - ответ».
Физминутка « Ёжики» Слайд № 20 Работа по электронному учебнику: «Как растут слова»: Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым - Был он только словом. Это слово - слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло - Стало много новых слов.



Вот из сада Вам рассада. Вот еще посадки рядом. А вот садовод. С ним садовник идет. Очень интересно Гулять в саду словесном. - Назовите однокоренные слова. Выделите корень. Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод. - Посмотрите, какое необыкновенное дерево выросло в саду. На нем выросли не яблоки, а части слов. Давайте соберем урожай и составим слова.

  1. Применение. Формирование умений и навыков: Слайд № 21-22

Самостоятельная работа - исследование - В физминутке «Ёжики» найдите семью родственных слов, запишите в тетрадь, выделите корень, окончание, основу. Ёж, ёжик, ежиха, ежата.

  1. Этап информации о домашнем задании Слайд № 23-24

Дополнительное домашнее задание:

- Сегодня я вам хочу дать ещё одно дополнительное задание. Задание состоит в следующем:

- Подумайте, какой корень может быть в слове Самолёт, вертолёт, самокат.

VI .Итог урока. Слайд № 25-28 -Какую цель ставили на уроке? - Нам удалось достичь цели? - У кого возникли затруднения? Почему? - Как высчитаете, достаточно ли нам тренировок сегодня на уроке. (нет) На следующих уроках мы продолжим тренироваться, будем учиться находить в словах окончание, основу, корень. Презентация « Рефлексия»

Игра «Третье - лишнее»: Сл.№ 1-3

VIIРефлексия Сл.№ 4-5

- Вы сегодня все отлично работали, молодцы!

- Но хочется отметить самых активных учеников. (Звучат фамилии учеников).

- Встаньте и изобразите собой шкалу успеха.

- Покажите, на сколько сегодня вы:

• Были активны на уроке.

• На сколько вы поняли новую тему.

• На сколько вам понравился урок

(Сидят за партами - плохо, слабо;

Просто стоят - хорошо;

Стоят, руки вверх - отлично). Сл.№ 6-7



© 2010-2022