- Преподавателю
- Начальные классы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сабитова Т.Х. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Исследования в области педагогики и физиологии ребенка показали, что только скорость чтения 120 слов в минуту позволяет идти параллельно процессам чтения и мышления. Эти выводы ученых и легли в основу поиска новых технологий проведения уроков чтения. Не все технологии оказались приемлемыми на данном этапе с точки зрения подготовленности и развития детей данных классов. Поэтому путем проб и ошибок мы подобрали конкретные приемы с учетом имеющегося контингента детей. Технология - «Развитие критического мышления через чтение и письмо» стратегия ЖИГСО. Изучая творчество Н. Ауэзова (рассказ «Сирота», цель: обучение работе над портретом и характером героя), класс разделился на три Выбрать из текста слова, которые помогут описать Касыма;
- Выбрать из текста слова, описывающие Айсулу;
- Выбрать из текста слова, описывающие пейзаж, который окружает Касыма.
- Объект.
- Два определения.
- Три действия.
- Предложение из четырех слов.
- Ассоциация.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, разработанная Г.Альтшуллером. Нами используется приём «Создай паспорт» для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков; создания краткой характеристики, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики по определенному плану. Опорные слова для паспорта выбираются самими учащимися. Вот несколько примеров паспортов из произведения А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»: Паспорт 1. Имя - Страшила Мудрый Создатель - А.Волков Прописка - сказочная повесть «Волшебник изумрудного города» Внешний вид - соломенное чучело, нарисованное лицо, поношенный голубой кафтан, потертая шляпа, старые голубые батфорты Где впервые встречается - шест у голубой изгороди Личные качества - забавный, добродушный, любопытный, немного глуповатый Заветное желание - мозги, так как хотел быть умным Паспорт 2. Имя - Железный Дровосек Создатель - А.Волков Прописка - сказочная повесть «Волшебник изумрудного города» Внешний вид - человек, целиком сделанный из железа Где впервые встречается - у надрубленного дерева в чаще леса Личные качества - сильный, ловкий Заветное желание - сердце Использование приемов ТРИЗ на уроках литературы способствует формированию навыков внимательного, осознанного чтения, прививает интерес и любовь к чтению художественной литературы. Использование ТРИЗ технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоя-тельность учащихся и углубляет их предметные знания. Проводя уроки литературного чтения с использованием данных приемов нами было отмечено следующее:
- Лучшее усвоение учебного материала;
- Развитие умственных и сенсорных возможностей;
- Развитие у учащихся познавательного интереса;
- Систематизация имеющихся знаний.
Таким образом, использование данных приемов на уроке позволяет эффективно соблюдать временной режим урока и поддерживать нужный темп урока. Это обеспечивает максимальную заинтересованность учащихся с разными физиологическими особенностями. Данные приёмы различных технологий способствуют лучшему запоминанию изученного материала, развитию познавательной деятельности, активизируют деятельность учащихся на уроке. Дети учатся не только овладевать информацией, но и рассматривать её с различных точек зрения, критически оценивать, осмысливать, приме-нять. Наблюдая за учениками во время работы, видим, как горят их глаза желанием дочитать, понять, решить вопросы, отстоять свою точку зрения и послушать соседа по парте. Все это, на мой взгляд, и является основными признаками качественного обучения.
Литература:
-
Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 134 с.
- Загашев И. Умение задавать вопросы.//Перемена.-2001.-№4.