ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ


Исследования в области педагогики и физиологии ребенка показали, что только скорость чтения 120 слов в минуту позволяет идти параллельно процессам чтения и мышления. Эти выводы ученых и легли в основу поиска новых технологий проведения уроков чтения. Не все технологии оказались приемлемыми на данном этапе с точки зрения подготовленности и развития детей данных классов. Поэтому путем проб и ошибок мы подобрали конкретные приемы с учетом имеющегося контингента детей. Технология - «Развитие критического мышления через чтение и письмо» стратегия ЖИГСО. Изучая творчество Н. Ауэзова (рассказ «Сирота», цель: обучение работе над портретом и характером героя), класс разделился на три Выбрать из текста слова, которые помогут описать Касыма;

  • Выбрать из текста слова, описывающие Айсулу;
  • Выбрать из текста слова, описывающие пейзаж, который окружает Касыма.
Учащиеся двух первых групп должны были подумать и нарисовать портреты своего героя, опираясь на эпитеты, метафоры и сравнения, найденные в рассказе. Ребята третьей группы должны были уточнить значения пейзажа для раскрытия характера Касыма. На подготовку ушло более 20 минут. Затем каждая группа дала устное описание героя, подтверждая свое мнение цитатами из текста. При этом учащиеся демонстрировали портрет героя, нарисованный во время подготовки задания. Оба портрета и пейзажная зарисовка оказались очень мрачными. Тогда детям было предложено сделать вывод и записать его красным цветом. Вот что получилось в итоге: «Касыма никто не любил», «Любовь - смысл жизни человека», «Делись своей любовью», «Счастлив тот, кого любят». Кластер - это стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать. Вокруг определяемого понятия записываются все ассоциации, вызванные им у учащихся, которые можно потом сгруппировать по определенным признакам. Например, понятие «сказка». Ассоциации: герои, волшебство, ковер-самолет, небылица, превращение, автор и т.д. Ассоциации можно сгруппировать по жанрам сказки: социально-бытовые, о животных, волшебные; либо таким образом: герои, волшебные предметы, животные и т.д. Синквейн (пятистишие) стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-то поводу. План сиквейна:
  1. Объект.
  2. Два определения.
  3. Три действия.
  4. Предложение из четырех слов.
  5. Ассоциация.
Козетта. Бедная, одинокая. Убирала, мыла, стирала. Семейство Тенардье ее ненавидело. Сирота. Данная стратегия позволяет уточнить и закрепить знания учащихся. Активно применяем диаграмму Эйлера - Венна для геометрической интерпретации логических связей между понятиями. Например, при изучении повести А.Грина «Алые паруса». Учащимся предлагается вспомнить все важные моменты в жизни главных героев: Ассоль и Грейя, а затем дать характеристику отдельными словами, которые записываются на два круга пересекающихся между собой одним краем. Различия записываются на удаленных от центра частях круга, а общее в центре. В различиях были только родовые и профессиональные черты: он мужчина, пропитанный солеными морскими ветрами, мужественный человек, а она - нежная хрупкая девушка. Все остальное: целеустремленность, доброта, романтизм, вера в добро и справедливость… совпали. Учащиеся легко сделали вывод, что главные герои встретились не случайно. Итог, к которому дети пришли в конце урока: «У Ассоль и Грея много общего, а главное они оба верят в чудеса». Использование данного метода вносит в работу элемент творчества, повышает интерес к изучаемому произведению, характеристикам героев. Одним из средств формирования универсальных учебных действий у младших школьников может стать использование приемов технологии ТРИЗ.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, разработанная Г.Альтшуллером. Нами используется приём «Создай паспорт» для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков; создания краткой характеристики, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики по определенному плану. Опорные слова для паспорта выбираются самими учащимися. Вот несколько примеров паспортов из произведения А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»: Паспорт 1. Имя - Страшила Мудрый Создатель - А.Волков Прописка - сказочная повесть «Волшебник изумрудного города» Внешний вид - соломенное чучело, нарисованное лицо, поношенный голубой кафтан, потертая шляпа, старые голубые батфорты Где впервые встречается - шест у голубой изгороди Личные качества - забавный, добродушный, любопытный, немного глуповатый Заветное желание - мозги, так как хотел быть умным Паспорт 2. Имя - Железный Дровосек Создатель - А.Волков Прописка - сказочная повесть «Волшебник изумрудного города» Внешний вид - человек, целиком сделанный из железа Где впервые встречается - у надрубленного дерева в чаще леса Личные качества - сильный, ловкий Заветное желание - сердце Использование приемов ТРИЗ на уроках литературы способствует формированию навыков внимательного, осознанного чтения, прививает интерес и любовь к чтению художественной литературы. Использование ТРИЗ технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоя-тельность учащихся и углубляет их предметные знания. Проводя уроки литературного чтения с использованием данных приемов нами было отмечено следующее:
  • Лучшее усвоение учебного материала;
  • Развитие умственных и сенсорных возможностей;
  • Развитие у учащихся познавательного интереса;
  • Систематизация имеющихся знаний.


Таким образом, использование данных приемов на уроке позволяет эффективно соблюдать временной режим урока и поддерживать нужный темп урока. Это обеспечивает максимальную заинтересованность учащихся с разными физиологическими особенностями. Данные приёмы различных технологий способствуют лучшему запоминанию изученного материала, развитию познавательной деятельности, активизируют деятельность учащихся на уроке. Дети учатся не только овладевать информацией, но и рассматривать её с различных точек зрения, критически оценивать, осмысливать, приме-нять. Наблюдая за учениками во время работы, видим, как горят их глаза желанием дочитать, понять, решить вопросы, отстоять свою точку зрения и послушать соседа по парте. Все это, на мой взгляд, и является основными признаками качественного обучения.

Литература:

  1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 134 с.

  2. Загашев И. Умение задавать вопросы.//Перемена.-2001.-№4.
© 2010-2022