Конспект урока по литературному чтению «Подарки» зимы. Стихотворение К. Бальмонта «Снежинка»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение в 3 классе. Тема: «Подарки» зимы. Стихотворение К. Бальмонта «Снежинка». Цели: • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Ход урока

Ι. Актуализация знаний. 1.Организационный момент.

Кто, угадай-ка?

Седая хозяйка!

Тряхнёт перинки -

Над миром пушинки! (Зима) Слайд - 1,1

Слайд - 1,2 - Какой вы увидели зиму в стихотворениях С. Есенина, показали на своих рисунках. Организация выставки рисунков «портрет Зимы». Устная оценка. - Молодцы, какая у нас выставка получилась. На перемене подойдете поближе, рассмотрите работы одноклассников. А вот как изобразили выдающиеся художники зиму. Слайд -2 Конспект урока по литературному чтению «Подарки» зимы. Стихотворение К. Бальмонта «Снежинка». 2. Выразительное чтение наизусть (4 человека) 2. Введение в тему урока (учебники пока закрыты). - Тема сегодняшнего урока - «"Подарки" зимы». Слайд -3 - Какие же подарки может нам преподнести зима? (Новый год, горки, ледяной городок…) - Попробуйте предположить, о чём будем читать. Высказывания детей. - Как вы думаете, почему слово «подарки» взято в кавычки? Учитель выслушивает ответы детей, но не комментирует их.

- В конце урока еще вернемся к этому вопросу.

II. Развитие умений.


1. Чтение стихотворения К. Бальмонта «Снежинка». 1. Работа с текстом до чтения. Об авторе. - Откройте 54 страницу учебника, прочитайте фамилию автора. Слайд - 4

Слайд - 5

Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии. Мать Бальмонта, "высокообразованная, умная и редкостная женщина", ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. В пять лет Костя уже научился читать самостоятельно, подсматривая за старшим братом, которого учила мать. Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проник в красоту лесов, полей, болот, лесных речек. Это радостное ощущение детства и родных мест "среди цветов и песнопений" отражено в поэзии Бальмонта.
Александр Блок назвал Бальмонта "поэтом с утренней душой". Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи очень певучи и музыкальны.

- Как видите, имя поэта нам уже знакомо. Что читали? ( «Капля») - А что ждёте от новой встречи с поэтом? (Ответа на вопрос, что за «подарок » зимы) 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (самостоятельно, про себя, стр.54 учебника). Слайд - 6 2. Выявление первичного восприятия. - Какие ожидания оправдались? - Вы почувствовали настроение этого стихотворения? Какое оно? (Светлое, приподнятое, поэт восхищается смелостью снежинки, любуется её красотой...) - Какие картины представляли, когда читали? Расскажите. (Поэт любуется красотой снежинки, её полётом, смелостью. В конце стихотворения автору становится жалко снежинку.) - Все ли слова вам были понятны? Как вы понимаете слова: лазурная - имеющая цвет лазури, светло-синяя, взметается - приходит в смятение, начинает метаться , лелеющий - ласкающий, заботливо ухаживающий , кристальная - прозрачная, чистая ? 3. Повторное чтение (вслух по смысловым частям - картинам). Развитие воображения, эмоций детей: комментированное чтение. Константин Бальмонт СНЕЖИНКА Слайд - 7 Светло-пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая! (Почему поэт так называет снежинку - «смелая»? Что можете предположить?) Дорогой бурною Слайд - 8 Легко проносится, Не в высь лазурную - На землю просится. («Бурная дорога» - это какая? (Трудная, опасная.) Это дорога с небес на землю. А снежинка «легко проносится», не боится, ей хочется на землю...) Под ветром веющим Слайд -9.10 Дрожит, взметается, На нём, лелеющем, Светло качается. Его качелями Она утешена, С его метелями Крутится бешено. (С кем снежинка дружит? - С ветром, он её и крутит, и лелеет, и утешает. - Представьте себе эти картины: снежинка то взлетает, но крутится, то медленно качается, как на качелях...) Но вот кончается Слайд -11 Дорога дальняя, Земли касается Звезда кристальная. (Увидели снежинку? Она похожа на... (звезду из кристаллов). Расскажите, какой вы её представили.) Лежит пушистая Слайд-12 Снежинка смелая. Какая чистая, Какая белая! (Что вы заметили в этой строфе? - Она почти дословное повторение 1-й строфы. - Почему поэт повторяет эти строчки, как вы думаете? (Ответы детей.) Обратите внимание: в 1-й и последней строфах в конце стоит восклицательный знак.) 4. Беседа, подготовка к выразительному чтению. а) - В стихотворении поэт выразил свои чувства, настроение. Попробуйте выбрать из ряда слов те, которые называют их наиболее точно: удивление, радость, восхищение, восторг, огорчение, отчаяние, грусть, сочувствие, счастье (на доске). б) - Какой приём использовал поэт, чтобы мы могли увидеть, представить себе эту снежинку? (Олицетворение.) Снежинка, как живое существо… в) - Как будем читать это стихотворение? (Торжественно, с восторгом, удивлением, с восклицательной интонацией в 1-й и последней строфах...) 5. Выразительное чтение (дети, затем учитель). 6. Обобщающий вопрос: - В этом стихотворении речь о каких подарках идёт? (Дети, скорее всего, сумеют понять и сказать, что сама снежинка - смелая и прекрасная - это и есть подарок нам, мы можем ею любоваться и восхищаться.) - Почему в теме урока слово «подарки» в кавычках? (Не настоящий подарок, а подарок всем…) - А что вы ещё можете назвать подарками зимы? (Санки, катания, зимние игры, снегопад) - А услышали ли вы мелодичность стихов К. Бальмонта? Во всех стихах поэта чувствуется искренность, светлый, жизнеутверждающий тон, любовь к природе, красоте... - Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) - Какое умение формировали?

ΙΙΙ. Итог.

  1. Закрепление. Слайд- 13.
1.Работа в группах. 3 группы по 2 конверта, собрать стихотворение из разрезанных строчек. 2.Повесить на доску по порядку. 3. Проверить. А теперь попробуем разгадать онлайн кроссворд о зиме. Вы готовы? Может, там найдем «подарки» зимы? (онлайн кроссворд для детей, онлайн-кроссворд про зиму.) - Что вам показалось на уроке самым интересным? - Как бы вы оценили свою работу на уроке? Продолжить предложения: Слайд- 14. 1.Я доволен своей работой, потому что… 2. Я допустил ошибку…

3. Мне следует поработать над…

ΙV. Домашнее задание. 1. Выучить стихотворение наизусть. 2. Подобрать музыку (аудиозапись) для стихотворения «Снежинка».

V. Используемая литература:

Бунеева Е. В., Смирнова О. В., Яковлева М. А.

Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве», 3 класс.

Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2012.

Методические рекомендации. - М., «Баласс», «С-инфо», 2013.



© 2010-2022