Рабочая программа мастерская творчества

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТРА ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАНИЦЫ ПОЛТАВСКОЙ



УТВЕРЖДАЮ:


Директор МБОУ ДОД ЦВР


ст.Полтавской


________________ Е.Е.Воловик


Протокол педсовета № ___

от ______________2014 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


«МАСТЕРСКАЯ ТВОРЧЕСТВА»











Срок реализации: 2 года.

Тип программы ________

Возраст:7-12 лет.

Педагог дополнительного

образования:

Денисенко Н.Н.










ст. Полтавская

2014-2015 год.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В современную эпоху научно-технического прогресса и интенсивного развития информационных технологий в России востребованы специалисты с новым стилем инженерно - научного мышления. Этот стиль предполагает учет не только конструктивно-технологических, но и психологических, социальных, гуманистических и морально-этических факторов. Формирование такого современного инженера-конструктора желательно начинать уже с младшего школьного возраста. Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию мира техники и расширению технического кругозора, развивают конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности.


Программа «Мастерская творчества » предусматривает развитие творческих способностей детей и реализует научно-техническую направленность. Творческая деятельность на занятиях в объединении позволяет ребенку приобрести чувство уверенности и успешности, социально-психологическое благополучие.

Актуальность программы определяется отсутствием в Красноармейском

муниципальном районе станции или клуба юных техников, а потребность в занятиях техническим творчеством у детей имеется. За этим следует целесообразность внедрения в процесс дополнительного образования по начальному техническому моделированию (НТМ) программы, соответствующей современным требованиям к образовательным программам дополнительного образования детей. Техническое моделирование - это обогащение воспитанников общетехническими знаниями и умениями, развитие их творческих способностей в области техники. Этот род занятий развивает важные навыки координации движений, концентрацию внимания и изобретательность, умение работать с различными инструментами и материалами, развивая наблюдательность, усидчивость, точность и аккуратность. Программа построена по принципу постепенного усложнения характера деятельности учащихся на различных этапах деятельности. Программа имеет личностно-ориентированную направленность, т.е. направленность не только на возрастные и индивидуальные особенности развития, но и на весь комплекс индивидуальных особенностей личности: потребности, мотивы деятельности, интересы, склонности, одаренности. Целью обучения в творческом объединении «Мастерская творчества» является развитие у детей тяги к творчеству. Цель реализуется посредством организации совместной коллективно-творческой деятельности, а также выполнения следующих задач: - пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции и желание выполнять макеты и модели этих объектов, формировать умение и навыки работы с различными материалами и инструментами; - развивать смекалку учащихся, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности; - воспитывать усидчивость, настойчивость в достижении поставленной цели, аккуратность, трудолюбие и самостоятельность, чувство взаимопомощи; - научить детей планировать свою деятельность, предвидеть результат намеченного дела, прогнозировать этапы работы, производить анализ своей деятельности; - воспитывать нравственные качества, формировать правовое самосознание и стремление к здоровому образу жизни; - познакомить с новыми методами и технологиями работы с хорошо известными доступными материалами; - формировать художественный вкус и творческое видение. Новизна данной программы заключается, в том, что в содержание изучаемого курса введены темы «Оригами», «Астрономия», «Космос», «Экология»; при проведении занятий используются игровой и проектный методы; имеются авторские методические разработки по проведению учебных игр, викторин, чертежи технических объектов и технические задания.
Срок реализации программы - 2 года. Группы комплектуются из обучающихся 7 - 12 лет. Количество обучающихся - 10-15 человек. Продолжительность занятия - 2 часа. Занятия проводятся в группах 2 раза в неделю по 2 часа. Основными формами работы с обучающимися являются групповые занятия, по подгруппам и индивидуальная работа. Широко используются методы фронтальной работы: объяснение, показ, соревнования, а также методы индивидуальной работы: инструктаж, разработка и реализация индивидуальных творческих проектов, запуски моделей. Ожидаемые результаты реализации программы. В ходе реализации программы воспитанники первого года обучения учатся: под руководством педагога рассматривать образец изделия. Определять назначение, материал из которого изготовляется изделие. Использовать термины: «деталь», «форма», «размер». Различать понятия: «материал», «инструмент». Выполнять правила техники безопасности на занятиях. Оборудовать рабочее место инструментами и материалами. Выполнять одну за другой технологические операции. Экономно расходовать материалы. Размечать квадрат, сгибая прямоугольную заготовку и совмещая смежные стороны, отрезать ножницами по расправленному фальцу. Размечать по шаблону контуры криволинейных деталей на однослойной бумаге, по половинке шаблона контур симметричной детали на заготовке сложенной пополам, а также замкнутые контуры простых элементов. Проводить на бумаге ровные (при помощи линейки) вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Складывать квадрат, деля его на треугольники, прямоугольники, квадраты. Гофрировать заготовки, фальцевать, сгибать и соединять кромки деталей точечным склеиванием, создавать плетением из полос бумаги плоские изделия. В конце второго года обучения воспитанники умеют: рассматривать образец готового изделия, отвечать на вопросы: «Из скольких деталей состоит?», «Какой формы?» и «Каких размеров?». Сравнивать технические объекты по различным признакам, делать обобщения. Планировать предстоящие трудовые действия, подбирать материал, инструменты и приспособления для разметки, обработки и отделки изделия. Работать в техниках: модульного оригами, папье-маше, лепки соленого теста, объемного моделирования, щелевого соединения, торцевания, декупажа, квиллинга., скрапбукинга. Заменять способ отделки деталей образца альтернативными. Обосновывать возможность замены одного материала другим. Вырезать ножом отверстия в заготовке по разметке. Прокалывать картон шилом. Прочно соединять детали между собой и устойчиво крепить вращающиеся колеса. При помощи наждачной бумаги шлифовать деревянные рейки и прочно связывать авиационную резинку. Использовать краски, лаки. Проверка знаний, умений навыков обучающихся проводится на занятиях по закреплению изученного, на итоговых занятиях в форме тестовых заданий, зачетов по изготовлению изделий с применением изученных технологий. Формы подведения итогов реализации программы: участие в конкурсах, внутрикружковых мини-выставках, итоговой выставки детского технического творчества.






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения № Темы Количество часов

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие Материалы и инструменты Техника безопасности 2 - 2
Аппликация - 4 4
Аппликация из обрывных кусочков бумаги 2 6 8

Сувениры, поделки к праздникам
1 13 14

Полуобъемная аппликация (крупа, бумага, нитки, пластелин) 2 14 16
Модульное оригами 2 32 34
Конусные игрушки - 6 6
Щелевое соединение - 2 2

Квиллинг
1 7

8

Соленое тесто 1 7 8
Закрепление изученного ранее. Сувениры и поделки к праздникам 1 9 10
Плавающие модели. 1 7 8
Авиационные модели. 1 7 8
Космические модели. 1

7 8

Подготовка моделей в выставке - 6 6
Контрольный срез. Заключительное занятие 2 - 2
Итого: 17 127 144



















































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения 1. Вводное занятие. Материалы и инструменты. Знакомство с лабораторией. Демонстрация моделей, выполненных кружковцами в предыдущие годы. Знакомство с порядком и планом работы на учебный год. Ознакомление с правилами рабочего человека. Знакомство с инструментами и материалами, применяемыми на занятиях по НТМ. Демонстрация инструментов. Правила пользования, техника безопасной работы с ними. Понятие о производстве бумаги, её свойствах, видах и применении. 2. Аппликация. Беседа: «Что такое аппликация?» Виды аппликаций, их применение. Знакомство с шаблонами для изготовления выкроек различных поделок. Разметка при помощи шаблонов. Практическая работа: изготовление настенного панно методом аппликации. 3. Аппликация из обрывных кусочков бумаги. Знакомство с шаблонами, используемых для изготовления выкроек различных поделок. Разметка при помощи шаблонов. Практическая работа: изготовление настенных панно из обрывных кусочков бумаги. 4. Поделки и сувениры к праздникам. Беседы: «Новый год шагает по планете», « Дед Мороз и Санта-Клаус - кто они?» Рождество, Крещение - историческая справка. Практическая работа: изготовление новогодних масок по выбору ребят, сувениров к праздникам (день св. Валентина, день Защитников Отечества, 8 Марта). 5. Полуобъемная аппликация. Беседа: «Чем отличается обычная аппликация от полуобъемной аппликации?» Способы выполнения полуобъемной аппликации. Практическая работа: изготовление полуобъемных аппликаций. 6. . Модульное оригами. Беседы на тему: «Япония - Родина оригами», «Оригами - искусство складывания». Практическая работа: отрабатывание основных приемов оригами: горка, долина и т. д. Изготовление поделок методом модульного оригами.
7. Конусные игрушки. Освоение приёмов изготовления конусной игрушки: фальцевание, работа с шаблонами Практическая работа: изготовление конусной игрушки пчелка. 8.Щелевое соединение. Демонстрация изготовления плоских деталей и сборки их между собой при помощи щелевидных соединений «в замок». Практическая работа: изготовление поделок со щелевым соединением. вырезания. Контрольный срез. Проверка и закрепление полученных навыков. 9.Квиллинг. Беседа: «Бумагокручение». Материалы и инструменты для работы в технике квиллинг. Практическая работа: освоение основных фигур квиллинга, изготовление открытки при помощи квиллинга.
10. Соленое тесто. Технология замеса солёного теста для изготовления поделок. Виды лепных материалов. Приёмы лепки. Практическая работа: замешивание соленого теста, его окрашивание. Изготовление плакеток и сувениров из соленого теста. 11. Закрепление изученного. Поделки и сувениры к праздникам. Беседа: «Как справляют праздники в разных странах мира». Закрепление изученного ранее. Контрольный срез. Проверка и закрепление полученных навыков. Практическая работа: изготовление поделок из полос бумаги, методом аппликации, щелевого соединения, оригами и объемного моделирования. Изготовление подвески. Изготовление сувениров, поздравительных открыток к праздникам: День Мам, День святого Валентина, День Защитников Отечества, Новый год, 8 Марта. 12. Плавающие модели. Беседа: «Как устроен корабль», «На чем люди плавают». Виды водного транспорта. Практическая работа: изготовление плавающих моделей с использованием изученных технологий. 13. Авиационные модели Виды воздушной техники. Особенности строения вертолета. Практическая работа: изготовление простейшей модели вертолета. 14. Космические модели. Беседы: «День космонавтики», «Почему и как летает космический корабль», «Искусственные спутники Земли». Практическая работа: изготовление ракеты с парашютом. 15. Подготовка к выставке. Подготовка моделей к выставке технического творчества. 16. Заключительное занятие. Тестирование. Конкурс на лучшую работу. Подведение итогов работы за год. Обобщение пройденного материала. Экскурсия на выставку детского технического творчества. Материалы, используемые на занятиях: чертежная бумага, линейки, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА, гуашь, кисть для клея, ножницы, фломастеры., , ножницы, фломастеры, цветные нитки, иглы, проволока, тесьма, листы газеты, соль, мука, краски.






















тематическое ПЛАНИРОВАНИЕ

2 год обучения


Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1. Вводное занятие

2

-

2

2.

Модульное оригами

1

11

12

3.

Объемное моделирование

1

9

10

4.

Папье-маше

-

4

4

5.

Торцевание


1

5

6

6.

Сувениры, поделки к праздникам


1

13

14

7.

Соленое тесто


1

7

8

8.

Квиллинг


1

5

6

9.

Нитяная графика. Изонить


1

3

4

10.

Подготовка к выставке


-

4

4

11.

Заключительное занятие, контрольный срез


1

1

2


Итого:

10

62

72












СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 год обучения 1. Вводное занятие. Задачи кружка на учебный год, перспективы работы. Порядок работы в кружке. Инструктаж по технике безопасности. Конструирование объёмных предметов. Простейшие геометрические тела: куб, параллепипед, цилиндр, конус, пирамида. Элементы геометрических тел. Геометрические тела в сопоставлении с геометрическими фигурами. Геометрические тела как объемная основа поделок. Практическая работа: вычерчивание разверток. 2. Модульное оригами. Беседы на тему: «Япония - Родина оригами», «Оригами - искусство складывания». Практическая работа: отрабатывание основных приемов оригами: горка, долина и т. д. Изготовление поделок методом модульного оригами. 3. Объемное моделирование Практическая работа: изготовление объемных моделей с опорой на ранее приобретенные знания и умения. 4. Папье-маше. Технология изготовления работ с приёмами маширования, сушки, грунтовки, окраски. Способы работы в технике папье-маше. Практическая работа: изготовление сувенира в технике папье-маше. 5. Торцевание. Беседа: «Способы торцевания». Материалы и инструменты для работы в технике торцевание. Практическая работа: освоение основных приемов торцевания, изготовление поделки в технике торцевание. 6. Поделки и сувениры к праздникам. Беседы: «Новый год шагает по планете», « Дед Мороз и Санта-Клаус - кто они?» Рождество, Крещение - историческая справка. Практическая работа: изготовление новогодних масок по выбору ребят, сувениров к праздникам (день св. Валентина, день Защитников Отечества, 8 Марта). 7. Соленое тесто. Беседа: «Способы замешивания соленого теста». Техника лепки. Практическая работа: изготовление поделок из соленого теста (цветы, герои сказок, мультфильмов) 8. Квиллинг. Беседа: «Бумагокручение». Материалы и инструменты для работы в технике квиллинг. Практическая работа: освоение основных фигур квиллинга, изготовление открытки при помощи квиллинга. 9. Нитяная графика. Изонить. Беседа: «Рисуем нитью». Материалы и инструменты для работы в технике изонити. Техника безопасности. Практическая работа: освоение основных приемов изонити - заполнение угла и заполнение окружности. Изготовление закладки для книг, орнаментов на картонной салфетке и картины. 10. Подготовка выставочных моделей. Практическая работа: изготовление моделей на итоговую выставку детского технического творчества. 11. Заключительное занятие. Экскурсия на выставку в детского технического творчества. Подведение итогов работы за 2 года обучения, обобщение пройденного материала. Награждение воспитанников сувенирными медалями.
Материалы и инструменты, используемые на занятиях: цветная бумага, цветной картон, ножницы, фломастеры, цветные нитки, иглы, проволока, тесьма, листы газеты, соль, мука, водоиммульсионная краска, краски.











Методическое обеспечение программы.

Для организации занятий по начальному техническому моделированию требуется учебный кабинет и определенное оснащение образовательного процесса. Оборудование: столы, стулья, учебная доска, указка, мел. Инструменты: ножницы, резак, шило, иглы, карандаш, линейка, циркуль, угольник, фальцовка, кисти, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, Материалы: цветная, крепированная, текстурная, копировальная и самоклеющаяся бумага, картон, калька, фольга, ватман, цветные нити, тесьма, вата, кусочки ткани, капроновые ленты, бисер, блистеры, клей ПВА, клей «Момент», скотч, проволока, авиационная резинка, гуашь, акварельные и водоэмульсионная краски, лак, различные виды круп, зубочистки, деревянные рейки, спичечные коробки, природный материал (шишки, жёлуди, сухие листья и цветы).

















Список литературы для педагога:

  1. Геронимус Т. «Работаем с удовольствием», Москва, «АСТ - Пресс», 1998.
  2. Журавлева А.П., Болотина Л.А. «Начальное техническое моделирование», Москва, Просвещение, 1982.
  3. Калмыков В.О. «Сделай сам», Ростов-на-Дону «Феникс», 2004.
  4. Леонова О. «Рисуем нитью», Санкт-Петербург, издательский дом «Литера», 2005.
  5. Литвиненко В.М., Аксенов Н.В. «Игрушки из ничего», Санкт-Петербург, издательство «Кристалл»,2000.
  6. Никандров Н. Н. «Малышам о природе», Чувашское книжное издательство, Чебоксары, 1993.
  7. Перевертень Г. И. «Техническое творчество в начальных классах», Москва, Просвещение, 1988.
  8. Проснякова Т. Н. «Уроки мастерства», издательский дом «Федоров», 2001.
  9. Романина В.И. «Дидактический материал по трудовому обучению», Москва, Просвещение, 1991.
  10. Руссков С.П. «Детское творчество на уроках трудового обучения», Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1993.
  11. Руссков С.П. «На пути к творчеству», Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1997.










Список литературы для детей:

  1. Соколова С. «Оригами. С нами не соскучишься», «Махаон», Москва, Санкт-Петербург, 1999.
  2. Стахурский А.Е., Тарасов Б.В. «Техническое моделирование в начальных классах», Москва, Просвещение, 1974.
  3. Столяров Ю.С., Комский Д.М.»Техническое творчество учащихся», Москва, 1989.
  4. Фетцер В.В. «Твоя первая модель», Ижевск, издательство «Удмуртия», 1983.
  5. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Уроки творчества», издательский дом «Федоров», 2000.


© 2010-2022