Урок по чтению Филипок Л. Н. Толстой (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казенное образовательное учреждение

Республики Мордовия «Инсарская общеобразовательная школа-интернат

для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»






Открытый урок

по чтению 4 класс









Тема: «Филипок» Л. Н. Толстой


Урок по чтению Филипок Л.Н. Толстой (4 класс)Урок по чтению Филипок Л.Н. Толстой (4 класс)









Подготовила и провела:

Учитель начальных классов

Овечкина Ирина Александровная

Инсар 2016

Цель: формирование навыков правильного плавного слогового и осознанного чтения.

Задачи:

Обучающие:

• познакомить учащихся с рассказом Л. Толстого «Филипок»

• учить правильному, плавному слоговому, осознанному чтению;

• учить выборочному чтению;

• расширение словарного запаса.

Коррекционно-развивающие:

• коррекция устной речи через чтение по ролям;

• коррекция развития мышления (установление причинно-следственных закономерностей) ;

• расширение кругозора.

Воспитывающие:

• способствовать воспитанию познавательного интереса;

• воспитывать любовь к чтению.

Оборудование и наглядность: З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева «Чтение 4 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» М., «Просвещение» 2012, мультимедиа проектор, ноутбук, колонки, презентация

Ход урока I Орг. момент (слайд 2) На уроке будем читать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! - Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте покажем им, что мы знаем и что умеем. II Артикуляционная гимнастика (слайд 3) - Чтобы вам читалось на уроке быстро и легко, нужно размять нам язычок. Для этого выполним несколько упражнений: а) Артикуляционные упражнения: (слайд 4) «Бегемотик» «Лягушка» «Слон» «Змея» «Лошадка» б) Дыхательные упражнения: (слайд 5) Задуйте свечу. * Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. * Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу. *Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. в) Ч и с т о г о в о р к и: (слайд 6) ЛО-ЛО-ЛО - снежное покрывало ЕГ-ЕГ-ЕГ - выпал в среду первый снег СУ-СУ-СУ - лежит снег в лесу ГА-ГА-ГА - завывает вьюга ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ - метёт снежная метель - А теперь давайте поиграем в игру «Слова в словах»

г) Игра «Слова в словах» (слайд 7)

- Из первого столбика слов уберите по одной или две буквы чтобы получилось новое слово

Парк-пар

Клён-лен

Шарф-шар

Тесто-сто

Удача-дача

Гроза-роза III Повторение изученного - Мы с вами размяли наши язычки, поиграли. Пришло время вспомнить. -Какой раздел по чтению мы с вами изучаем? ( «Идет волшебница зима») (Слайд 8) - Какое произведение о зиме мы с вами изучали на прошлом уроке? - Давайте его прочитаем. Стихотворение И. Сурикова «Детство» (Слайд 8) Дети читают стихотворение (по желанию наизусть) - Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (веселье, радость…) IV Сообщение темы и цели урока Мы сегодня будем читать рассказ великого русского писателя А вот кто это? Я предлагаю вам прочитать фамилию этого писателя. Она спрятана в цепочке букв. (Слайд 9) ХЛКМНУТОЛСТОЙВРЧП V Изучение нового материала

  1. Знакомство с автором. (слайд 10)
Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений - 90 томов. Он много работал. Свои сочинения по нескольку раз перерабатывал, по 10 - 12 раз переписывал, чтобы сделать их лучше. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей. (слайд 11) В то время было ещё очень мало школ , а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей. Написал учебник для ребятишек и сам учил их. (слайд 12) Ребятишки с удовольствием стали ходить в эту школу. Школу посещало от 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Уроки в школе начинались в восемь часов утра и зачастую продолжались до двух часов дня; с двух до пяти часов был перерыв. В сумерках занятия возобновлялись и заканчивались в восемь девять часов вечера.. (слайд 13)Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес Но книг для детей , простых и понятных, было очень мало. И хотя у писателя было всегда много работы Л.Н. Толстой нашёл время для детских учебных книг. Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни.
  1. Знакомство с произведением

Название нового произведения вы тоже определите сами. (Слайд 14)

.и . и . о . кплф

Перед вами запись. Выполним задание вместе.

В названии одно слово, я написала только гласные, их 3, рядом написаны согласные. Ваша задача найти для каждой согласной своё место.

1 согласная буква обозначает звук, являющийся парным к звуку в

2 согласная обозначает звонкий непарный согласный звук, который есть в имени писателя, с которым мы сегодня знакомимся

3 согласная найдётся в алфавите сразу за буквой о

4 согласная прячется в последнем звуке слова урок

Какое слово получилось? - Рассмотрите обложку и предположите о ком эта книга? - В какое время происходят события? - Что может автор рассказать об этом мальчике? а) Первичное знакомство с произведением - Послушайте и посмотрите слайд фильм, проверьте и уточните свои предположения. ( слайд-фильм «Филипок») - Совпало ли ваше предположение с содержанием данного произведения? б) Словарная работа - Могли события произведения произойти на самом деле или это лишь выдумка автора? В основу произведения положен случай, который сам Лев Николаевич наблюдал в своей школе. К какому жанру относится произведение «Филипок»? (Это быль) Что означает слово «быль»? (Быль - это то, что было в действительности, в жизни). Давайте посмотрим в словаре Ожегова В тексте вам встретились незнакомые слова давайте прочитаем, что они означают. Поденная работа- работа по отработанным дням. Слобода- большое село, деревня. Постреленок- озорник, сорванец. Сенцы, сени-помещение между жилой частью и крыльцом. Бедовый - шустрый, смелый. Лавка - большая скамейка. 4. Физминутка в) чтение учащимися А теперь давайте прочитаем часть 1-2 части произведения по цепочке чтение произведения по цепочке. (1-2 часть, стр. 132 - 133) 1) чтение первой части (с.132) "цепочкой": Какие действующие лица появились здесь? (Мальчик Филипп, мать, отец, бабушка, ребята). Что узнали о матери? (мать ушла на подённую работу) Что узнали об отце? (отец уехал в лес) Что узнали о бабушке? (бабушка сидела на печке) Что узнали о ребятах? (ребята ушли в школу) Что узнали о Филипке? (что Филипок был маленький и не ходил в школу) А как он собирался в школу? (Стал искать шапку, своей не нашел. Взял старую отцовскую и пошел в школу) 2) чтение второй части (с.132-133) "цепочкой": - Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село.) - Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда.) - Как звали собак, которые залаяли на Филипка? (Волчок, Жучка) - Кто отогнал этих собак? (вышел мужик и отогнал собак) - Как назвал мужик Филипка? (пострелёнок) 3) чтение третьей части (с.133) про себя. - Куда прибежал Филипок? (в школу) - Что он услышал на крыльце? (как гудят голоса ребят) - Почему он не заходил в класс? (на него нашел страх, что учитель его прогонит) - Почему не хотел идти домой? (боялся что собака заест) - Кто подтолкнул его в школу? (баба с ведром) г) Работа в группах Восстановление деформированного плана рассказа. - Давайте поверим, насколько внимательно вы читали эти части произведение. У вас на столах есть маленькие листочки Вам нужно расположить их в правильной последовательности Учащиеся восстанавливают события в том порядке, в каком они происходят в рассказе.

Скучно дома

Скучно дома

Филипок отправляется в школу

Филипок отправляется в школу

Знакомая дорога

Знакомая дорога

Опасная часть дороги

Опасная часть дороги

Раздумье на пороге школы

Раздумье на пороге школы
- Кто главный герой рассказа? Давайте охарактеризуем его и составим его паспорт Характеристика главного героя Паспорт героя 1. Как зовут? 2. Где живёт? ( в селе)

  1. Чем занимается? (скучал) - У ребят из др. группы есть дополнения?
  2. Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)
  3. Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) - Кто дополнит?
  4. Что думает о нём автор? (одобряет поступок Филиппка) - Какие ещё дополнения? (называет его ласково)
  5. Что вам понравилось или не понравилось в герое?
(смелый, любознательный, но непослушный)
  1. Проверка полученных знаний
- Давайте выполним тест и посмотрим как вы запомнили части рассказа которые мы прочитали. 1. Кто автор произведения о котором мы говорили на уроке А) И. Суриков Б) Н. Некрасов В) Л. Н. Толстой 2. Как называется произведение А) «Детство» Б) «Филипок» В) «Сад друзей» 3. С кем Филипок остался дома? А) с братом; Б) с дедушкой; В) с бабушкой. 4. Клички собак, напугавших мальчика. А) Жучка; Б) Волчок; В) Юла. 5. Почему мальчик по дороге упал? А) испугался; Б) споткнулся и упал; В) уронила собака
  1. Рефлексия деятельности на уроке
В январе 1908 года Лев Толстой получил в подарок от Томаса Эдисона звукозаписывающий аппарат - фонограф. Писатель решил использовать его, прежде всего для диктовки ответов на письма. Он говорил, что иногда ему "хочется, прочтя письмо, сейчас же, под свежим впечатлением, ответить на него, а сказать ответ в фонограф легче и скорее, чем писать на бумаге". Так до нас дошли некоторые письма Толстого, а также отрывки из его произведений не только в письменном, но и в звуковом варианте. Однажды в гости ко Льву Николаевичу пришли школьники. Они попросили писателя показать им "чудо-аппарат", так появилась запись "Обращение к учащимся школы". - Давайте прослушаем это обращение. Я попрошу вас сидеть тихо, чтобы услышать голос Л.Н. Толстого. 7. Итог урока Работа с пословицами Какая из предложенных вам пословиц подходит к этому произведению?
  • Один за всех, а все за одного.
  • Друзья познаются в беде.
  • Грамоте учиться всегда пригодится.
  • Добра желаешь - добро и делай.
Работа с выставкой книг - Обратите внимание на выставку книг Л. Н. Толстого. Эти интересные книги я советую вам взять в нашей библиотеке и прочитать. - А сейчас давайте оценим свою работу. - Возьмите кружочки поднимите и выберите тот, который соответствует вашей работе на уроке.

8. Домашнее задание

Дочитать рассказ до конца

Скучно дома

Скучно дома

Филипок отправляется в школу

Филипок отправляется в школу

Знакомая дорога

Знакомая дорога

Опасная часть дороги

Опасная часть дороги

Раздумье на пороге школы

Раздумье на пороге школы


Скучно дома

Скучно дома

Филипок отправляется в школу

Филипок отправляется в школу

Знакомая дорога

Знакомая дорога

Опасная часть дороги

Опасная часть дороги

Раздумье на пороге школы

Раздумье на пороге школы

© 2010-2022