- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по чтению Филипок Л. Н. Толстой (4 класс)
Урок по чтению Филипок Л. Н. Толстой (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Овечкина И.А. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Государственное казенное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Инсарская общеобразовательная школа-интернат
для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Открытый урок
по чтению 4 класс
Тема: «Филипок» Л. Н. Толстой
Подготовила и провела:
Учитель начальных классов
Овечкина Ирина Александровная
Инсар 2016
Цель: формирование навыков правильного плавного слогового и осознанного чтения.
Задачи:
Обучающие:
• познакомить учащихся с рассказом Л. Толстого «Филипок»
• учить правильному, плавному слоговому, осознанному чтению;
• учить выборочному чтению;
• расширение словарного запаса.
Коррекционно-развивающие:
• коррекция устной речи через чтение по ролям;
• коррекция развития мышления (установление причинно-следственных закономерностей) ;
• расширение кругозора.
Воспитывающие:
• способствовать воспитанию познавательного интереса;
• воспитывать любовь к чтению.
Оборудование и наглядность: З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева «Чтение 4 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» М., «Просвещение» 2012, мультимедиа проектор, ноутбук, колонки, презентация
Ход урока I Орг. момент (слайд 2) На уроке будем читать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! - Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте покажем им, что мы знаем и что умеем. II Артикуляционная гимнастика (слайд 3) - Чтобы вам читалось на уроке быстро и легко, нужно размять нам язычок. Для этого выполним несколько упражнений: а) Артикуляционные упражнения: (слайд 4) «Бегемотик» «Лягушка» «Слон» «Змея» «Лошадка» б) Дыхательные упражнения: (слайд 5) Задуйте свечу. * Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. * Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу. *Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. в) Ч и с т о г о в о р к и: (слайд 6) ЛО-ЛО-ЛО - снежное покрывало ЕГ-ЕГ-ЕГ - выпал в среду первый снег СУ-СУ-СУ - лежит снег в лесу ГА-ГА-ГА - завывает вьюга ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ - метёт снежная метель - А теперь давайте поиграем в игру «Слова в словах»
г) Игра «Слова в словах» (слайд 7)
- Из первого столбика слов уберите по одной или две буквы чтобы получилось новое слово
Парк-пар
Клён-лен
Шарф-шар
Тесто-сто
Удача-дача
Гроза-роза III Повторение изученного - Мы с вами размяли наши язычки, поиграли. Пришло время вспомнить. -Какой раздел по чтению мы с вами изучаем? ( «Идет волшебница зима») (Слайд 8) - Какое произведение о зиме мы с вами изучали на прошлом уроке? - Давайте его прочитаем. Стихотворение И. Сурикова «Детство» (Слайд 8) Дети читают стихотворение (по желанию наизусть) - Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (веселье, радость…) IV Сообщение темы и цели урока Мы сегодня будем читать рассказ великого русского писателя А вот кто это? Я предлагаю вам прочитать фамилию этого писателя. Она спрятана в цепочке букв. (Слайд 9) ХЛКМНУТОЛСТОЙВРЧП V Изучение нового материала
- Знакомство с автором. (слайд 10)
- Знакомство с произведением
Название нового произведения вы тоже определите сами. (Слайд 14)
.и . и . о . кплф
Перед вами запись. Выполним задание вместе.
В названии одно слово, я написала только гласные, их 3, рядом написаны согласные. Ваша задача найти для каждой согласной своё место.
1 согласная буква обозначает звук, являющийся парным к звуку в
2 согласная обозначает звонкий непарный согласный звук, который есть в имени писателя, с которым мы сегодня знакомимся
3 согласная найдётся в алфавите сразу за буквой о
4 согласная прячется в последнем звуке слова урок
Какое слово получилось? - Рассмотрите обложку и предположите о ком эта книга? - В какое время происходят события? - Что может автор рассказать об этом мальчике? а) Первичное знакомство с произведением - Послушайте и посмотрите слайд фильм, проверьте и уточните свои предположения. ( слайд-фильм «Филипок») - Совпало ли ваше предположение с содержанием данного произведения? б) Словарная работа - Могли события произведения произойти на самом деле или это лишь выдумка автора? В основу произведения положен случай, который сам Лев Николаевич наблюдал в своей школе. К какому жанру относится произведение «Филипок»? (Это быль) Что означает слово «быль»? (Быль - это то, что было в действительности, в жизни). Давайте посмотрим в словаре Ожегова В тексте вам встретились незнакомые слова давайте прочитаем, что они означают. Поденная работа- работа по отработанным дням. Слобода- большое село, деревня. Постреленок- озорник, сорванец. Сенцы, сени-помещение между жилой частью и крыльцом. Бедовый - шустрый, смелый. Лавка - большая скамейка. 4. Физминутка в) чтение учащимися А теперь давайте прочитаем часть 1-2 части произведения по цепочке чтение произведения по цепочке. (1-2 часть, стр. 132 - 133) 1) чтение первой части (с.132) "цепочкой": Какие действующие лица появились здесь? (Мальчик Филипп, мать, отец, бабушка, ребята). Что узнали о матери? (мать ушла на подённую работу) Что узнали об отце? (отец уехал в лес) Что узнали о бабушке? (бабушка сидела на печке) Что узнали о ребятах? (ребята ушли в школу) Что узнали о Филипке? (что Филипок был маленький и не ходил в школу) А как он собирался в школу? (Стал искать шапку, своей не нашел. Взял старую отцовскую и пошел в школу) 2) чтение второй части (с.132-133) "цепочкой": - Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село.) - Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда.) - Как звали собак, которые залаяли на Филипка? (Волчок, Жучка) - Кто отогнал этих собак? (вышел мужик и отогнал собак) - Как назвал мужик Филипка? (пострелёнок) 3) чтение третьей части (с.133) про себя. - Куда прибежал Филипок? (в школу) - Что он услышал на крыльце? (как гудят голоса ребят) - Почему он не заходил в класс? (на него нашел страх, что учитель его прогонит) - Почему не хотел идти домой? (боялся что собака заест) - Кто подтолкнул его в школу? (баба с ведром) г) Работа в группах Восстановление деформированного плана рассказа. - Давайте поверим, насколько внимательно вы читали эти части произведение. У вас на столах есть маленькие листочки Вам нужно расположить их в правильной последовательности Учащиеся восстанавливают события в том порядке, в каком они происходят в рассказе.
Скучно дома
Скучно дома
Филипок отправляется в школу
Филипок отправляется в школу
Знакомая дорога
Знакомая дорога
Опасная часть дороги
Опасная часть дороги
Раздумье на пороге школы
Раздумье на пороге школы
- Кто главный герой рассказа? Давайте охарактеризуем его и составим его паспорт Характеристика главного героя Паспорт героя 1. Как зовут? 2. Где живёт? ( в селе)
- Чем занимается? (скучал) - У ребят из др. группы есть дополнения?
- Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)
- Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) - Кто дополнит?
- Что думает о нём автор? (одобряет поступок Филиппка) - Какие ещё дополнения? (называет его ласково)
- Что вам понравилось или не понравилось в герое?
- Проверка полученных знаний
- Рефлексия деятельности на уроке
- Один за всех, а все за одного.
- Друзья познаются в беде.
- Грамоте учиться всегда пригодится.
- Добра желаешь - добро и делай.
8. Домашнее задание
Дочитать рассказ до конца
Скучно дома | Скучно дома |
Филипок отправляется в школу | Филипок отправляется в школу |
Знакомая дорога | Знакомая дорога |
Опасная часть дороги | Опасная часть дороги |
Раздумье на пороге школы | Раздумье на пороге школы |
Скучно дома
Скучно дома
Филипок отправляется в школу
Филипок отправляется в школу
Знакомая дорога
Знакомая дорога
Опасная часть дороги
Опасная часть дороги
Раздумье на пороге школы
Раздумье на пороге школы