Урок Органы чувств Окружающий мир (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

~ 8 ~


СКЛЯРОВА Н.А. Конспект. Открытый урок «Окружающий мир».


Тема: Органы чувств. (Обобщающий урок)

Цель: Обобщение знаний об органах чувств человека. Задачи: 1. Продолжить формирование знаний об органах чувств и их роли в познании окружающего мира. 2. Способствовать развитию интереса в познании самого себя. 3. Развивать мышление, речь, познавательные интересы. 4. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности перед товарищами; учить работать в группе.
Оборудование:

  • электронная презентация;
  • 4 карточки с заданием для «Информационного лото»;
  • задания для индивидуального выполнения «Кроссворд» по количеству учащихся;
  • для опытов:
- №1: 2 конверта, в которых находятся геометрические фигуры, различные по цвету, размеру и форме; коробка, с различными детскими игрушками; папка с детскими журналами, книжками.

- №3. 4 стакана, плотно закрытые крышкой. Внутри стаканов по - одному ватному диску, пропитанному ароматами:
1) духов;
2) лимона;
З) чеснока;
4) лука.

- №4. Оборудование: 8стаканов с бесцветной, прозрачной жидкостью без запаха и по бумажной салфетке для гигиенических нужд. - №5. Предметы: мячик, кубик, шишка, ложка; повязка на глаза.

  • ручки, карандаши.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Я приглашаю вас на заседание ученого совета. Мы подведем итог нашей научной работы по теме «Органы чувств». Много вопросов по теме нами уже рассмотрены и сегодня попробуем продемонстрировать результаты наших исканий. В работе принимают участие научные группы, которые заранее были сформированы на предыдущих уроках.

  1. Опрос домашнего задания
- Прикоснись к своей голове. Всего 2,5 см от кончиков пальцев под защитой черепа в противоударной жидкости помещается нежная розовато-серая ткань, сморщенная снаружи наподобие грецкого ореха. Это человеческий мозг. Это центр управления всем организмом. Он дает возможность учиться, познавать мир. - Какая система управляет работой всего тела? (Нервная система) О ней мы подробно говорили на прошедших уроках. - А какие органы помогают человеку познавать мир? (Органы чувств) ( слайды презентации 1,2,3) - Назовите наших помощников, без которых нам не обойтись в окружающем мире? ( Зрение, вкус, слух, обоняние, осязание). На предыдущих уроках по обсуждению органов чувств мы подробно останавливались на каждом из них. Поэтому поработав в своей группе, я думаю, вы без труда сможете ответить на вопрос. - Какие органы чувств задействованы в конкретной ситуации. ( Учащимся дается время для обсуждения и выбора отвечающего) ( слайд презентации 4)
  1. Научное сообщение.
Мы с вами достаточно много узнали об органах чувств во время уроков. Но еще небольшие познавательные сообщения приготовили участники сегодняшней научной беседы. ( слайды презентации 5,6) (Учащимся перед сообщениями предлагается отгадать загадки о теме выступления)
  1. Сообщение ученика. ( Орган зрения. Глаза.)
Глаза - самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Зрение - способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение. Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете. Дефекты зрения - это близорукость и дальнозоркость. Видимость предметов меняется с возрастом человека: 10-ти летний ребёнок хорошо видит на расстоянии 3 см, в сорок пять - 33 см. а в 70 лет необходимы очки для рассмотрения близких предметов. У человека развивается дальнозоркость. Близорукость часто развивается от длительного напряжения зрения при плохой освещенности помещения. Берегите зрение! Учитель: Я думаю очень уместно вспомнить зарядку для глаз.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

(Проводит ученик класса) Игра «Крестики-нолики». Выполняем глазами движения имитирующие «крестик» (сверху-вниз, справа-налево) и «нолик» (круговые движения глазным яблоком). Повторяем 1-2 раза. После выполнения движений - моргаем. ( слайд презентации 7)

  1. Сообщение ученика. ( Орган слуха. Ухо.)
С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку. Второй по важности орган чувств у человека - ухо. Слух - способность организма воспринимать звуковые волны. Они поступают в определенный участок мозга и перерабатываются таким образом: мы слышим и понимаем слова. Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха обедняет мир человека, лишает его возможности общения. Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов. ( слайд презентации 8) 3. Сообщение ученика. (Орган обоняния. Нос.) Запахи воспринимаются мозгом тоже как серия сигналов. Их поставляют в мозг органы обоняния. Они расположены в носу. Обоняние - это способность человека чувствовать запахи. Обоняние - это страж у воздушных ворот, он определяет качество воздуха. Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох. Если поднести к воздуху пахучее вещество, то при нормальном дыхании будет ощущаться запах. Если дыхание задержать на некоторое время, и запах чувствоваться не будет, хотя источник его будет находиться у самого носа. Запахи могут поглощаться, и поэтому часто одежда впитывает запах табачного дыма, пищи, духов. ( слайд презентации 9) 4. Сообщение ученика. (Орган вкуса. Язык.) Органы вкуса находятся на языке. Мы их не видим, потому что это всего лишь группы клеток. Работают они также, как и остальные органы чувств. То есть воспринимают поступающую информацию и превращают её в серии сигналов, которые бегут по нервным клеткам к мозгу. Группы клеток, способных воспринимать определенные сигналы, называют рецепторами (от латинского recipere - получать). Вспомните, ведь по рецепту, который выписал доктор, получают лекарства. Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и солёное язык ощущает своим кончиком, кислое - боками, а горькое - корнем. ( слайд презентации 10) 5. Сообщение ученика. (Органы осязания. Кожа) В коже находятся органы осязания - рецепторы, которые воспринимают давление, тепло и холод. Кожа может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Закрыв глаза, мы можем почувствовать шероховатость, гладкость, форму поверхности, к которой прикоснулись. Угадать, что перед тобой. Кожей мы можем ощутить ветер или жар, жжение или удар. Это свойство коже придают пролегающие в ней нервные окончания. Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, важная её задача - противостоять угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, то есть растяжимостью. Таким прочным и упругим веществом, который входит в состав клеток кожи, является кератит. Благодаря нему кожа никогда сама не рвётся и не сползает.
  1. Практическая работа.
- Мы с вами вспомнили самое главное об органах чувств человека. Когда шла наша научная беседа, мы заставили работать и орган зрения, и орган слуха. Сейчас я предлагаю использовать и остальные органы чувств. Попробуем провести настоящее исследование. - Кто такие исследователи? - Значит, и мы можем назвать себя исследователями. - Что же будет предметом нашего исследования? - Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его ОРГАНИЗМ.
ОПЫТ 1. Исследование органа зрения.

- Закройте глаза. Что у меня в руках? (игрушка)

- Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос?

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.

- Каждая группа получит своё задание: ( 1 и 2 группа получают конверты, в которых находятся геометрические фигуры, различные по цвету, размеру и форме; 3 группа - коробка, в которой находятся различные детские игрушки; 4 группа - папка с детскими журналами, книжками).

Задание: 1 и 2 группа - выполнить группировки;

3 и 4 группа - определить назначение и дать название предметам) Вывод: С помощью зрения можем определить цвет, форму, размер предметов, их расположение в пространстве.

ОПЫТ 2.

Исследование органа слуха.

- Приступаем к следующему исследованию. Закрываем уши.

- 6, 13, 65.

В нашем классе тишина.

- Почему вы не можете воспроизвести мои фразы? (Органу восприятию слуха был закрыт доступ).

- Чтобы провести следующее исследование поиграем:

Игра «Веришь - не веришь».
- Я скажу фразу на ухо помощникам. Вернувшись на место, они скажут её вам, и вы в группе должны решить, правда это или нет.

1 группа - У человека 6 ушей.
2 группа - У слона самые большие уши.
3 группа - У человека в ухе спрятан маленький барабан.
4 группа - У кузнечика уши на коленках.

- Повторите фразу.- Слушаем ваше мнение.
Вывод: Органы слуха помогают ориентироваться в разнообразном мире звуков.

ОПЫТ 3.

Исследование органа обоняния. (Проведение опыта: каждый ученик в своей группе берет стакан с предварительно снятой крышкой и соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находится внутри по запаху. После проведения опыта идет обсуждение с группой. Отвечающий делает вывод). Вывод: Глаза не видят, уши не слышат. Запах нам помогли определить орган обоняния. Вывод: В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(проводит ученик класса)

Дыхание: вдох в 2 раза меньше выдоха.

ОПЫТ 4.

Исследование органа вкуса. (Проведение опыта: ученики пытаются определить, что в стакане по цвету, запаху, но это невозможно. В результате обсуждения делается вывод о необходимости попробовать на вкус. Дети пробуют жидкость, называют, что было в стакане и приходят к выводу о роли органа вкуса). Вывод: Представление о вкусе дает орган вкуса - язык.

ОПЫТ 5.

Исследование органа осязания.

Проведем последний опыт. Вызывается ученик, учитель просит закрыть глаза и на ощупь определить предметы: мячик, кубик, шишка, ложка. - Правильно ли они определили? - Какой орган чувств помог это сделать? Вывод: В данном опыте нам помогли орган осязания - кожа. Общий вывод:

- Вот и походит к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос:
- КТО ЖЕ ОНИ, НАШИ ВЕРНЫЕ ПОМОЩНИКИ?


  1. Информационое лото.

Сейчас вам еще предстоит общая работа. Вы получаете на карточках задание «Найди соответствие». Вы получаете время для совместной работы, а затем представитель озвучит ход ваших рассуждений. ( Ученики получают задание на карточка, готовятся. Представитель докладывает о результатах работы)

VI. Самостоятельная работа.

Вам предстоит разгадать кроссворд. Я думаю, что все справятся с этим заданием.

(Учащиеся получают листочки с кроссвордом, задание выполняется индивидуально)


  1. Подведение итогов. Домашнее задание.



Кислый

Снег

Белый

Листва

Шелест

Лимон


Твёрдый

Подарок

Красивый

Камень

Резкий

Краска


Круглый

Мяч

Крик

Наждачная бумага

Шершавый

Ворона


Звонкий

Шоколад

Ароматный

Духи

Горький

Голос



Памятка работы

в группе.

  1. Выслушай задание.

  2. Подумай сам.

  3. Обсуди с товарищами.

  4. Ответь.

  5. Ответь.


ОТГАДАЙТЕ КРОССВОРД.

3.

1.

5.

6.

2.

4.




  1. С помощью какого органа ты узнаёшь о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник?

  2. С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в книге?

  3. Какой орган нам помогает узнать: колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы?

  4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?

  5. С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую - от солёной?

  6. Впиши недостающий термин.

ОТГАДАЙТЕ КРОССВОРД.

3.

1.

5.

6.

2.

4.




  1. С помощью какого органа ты узнаёшь о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник?

  2. С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в книге?

  3. Какой орган нам помогает узнать: колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы?

  4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?

  5. С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую - от солёной?

  6. Впиши недостающий термин.


© 2010-2022