Рабочая программа по внеурочной деятельности Учимся жить вместе

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №43 г.ТОМСКА
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей ____________________________
Протокол № __ от _______2015г. Рук.МО:_____________________
Согласовано на заседании методического совета МАОУ СОШ №43 г.Томска Протокол №2 от 02.09.2015г. Рук.:_______________________
О.А.Владимирова «Утверждаю» «___» _________________2015г. Директор МАОУ СОШ №43
________________Н.А.Божков







«Учимся жить вместе»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности


Направление:

База реализации:

обучающиеся 4е, 4д классов





Составитель: Стасенко Галина Николаевна учитель начальных классов МОУ СОШ № 43 г. Томска







2015г.

Паспорт программы Наименование программы «Учимся жить вместе» Девиз

Есть жажда творчества, уменье созидать,

На камень камень класть, вести леса строений. Основание для разработки Реализация Модели МИП на базе МАОУ СОШ №43 г.Томска по организации внеурочной деятельности как условия создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов (в рамках реализации ФГОСНОО) Входит в состав Программы работы по реализации плана муниципальной инновационной площадки «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов

Заказчик-координатор Администрация МАОУ СОШ №43 г.Томска Разработчик программы Стасенко Г.Н.., учитель начальных классов МАОУ СОШ №43 г.Томска

Исполнитель команды обучающихся 4д, 4е классов МАОУ СОШ № 43 (возраст 10-11 лет)

Контролёр Департамент образования администрации города Томска. Адресная группа Педагоги, организующие внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОСНОО Перспективы расширения географии продукта Расширение географии использования Программы возможно через очное и дистанционное оказание консультативных услуг, участие разработчика в различного рода конференциях, проведение мастер-классов, «круглых столов» по внедрению Программы в учебно-воспитательный процесс. Идея Программы

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку ознакомиться с культурами разных народов России. Цели и задачи Программы

Цель программы: развитие нравственных общечеловеческих ценностей у детей, подростков путём освоения основных принципов прав человека через организацию внеклассной работы. Задачи программы:

-повысить информированность и компетентность школьников в области прав человека через освоение понятий « толерантность», «достоинство», «дискриминация», «равенство», «ответственность», «справедливость» и др.

- вызвать интерес у школьников к изучению прав человека через организацию творческих конкурсных заданий с учётом возрастных особенностей обучающихся;

-акцентировать практическую направленность конкурсных работ для пропаганды идей ненасилия, справедливости и толерантности в духе прав человека;

- ознакомление педагогов с методиками обучения правам человека разновозрастных категорий обучающихся через проведение семинаров и конкурсов.

Научно-методические основы разработки Программы Документы, положенные в основу Программы развития:

  1. Закон РФ «Об образовании»,
  2. Конвенция ООН «О правах ребёнка»
  3. Устав МАОУ СОШ №43 г.Томска
  4. Программа развития МАОУ СОШ №43 г.Томска
Срок реализации 2015-2016 учебный год Целевые индикаторы реализации Программы
  • уровень мотивации учебной и внеучебной деятельности;
  • уровень воображения, фантазии, художественного и творческого вкуса.
Ожидаемые результаты Результатом работы по программе данного курса можно считать:
  • творческую активность;
  • самостоятельность в художественном творчестве;
  • креативность;
  • умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
  • коммуникабельность;
  • инициативность;
  • умение анализировать, оценивать результаты работы.
Готовность для реализации Программа полностью готова для реализации потребителями





  1. Пояснительная записка


Рабочая программа «Учимся жить вместе» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, Программа внеурочной деятельности «Учимся жить вместе» создана с учетом особенностей и традиций МАОУ СОШ № 43, предоставляющих широкие возможности обучающимся, имеющим разные достижения и результаты, в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров - реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Наряду с реализацией Концепции патриотического развития и воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Учимся жить вместе» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям Актуальность и практическая значимость программы внеурочной деятельности «Учимся жить вместе» обусловлена следующими факторами:
  • недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и культуре для учащихся начальной школы;
  • не систематизирована работа по изучению истории, культуры, обычаев и традиций своей страны;
Данная рабочая программа сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное участие самих школьников в процессе её приобретения. Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для системы преемственности краеведческой деятельности школьников в начальной и средней школе. Важное направление в содержании программы «Учимся жить вместе» уделяется патриотическому воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях;
Цель программы: развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей, развитие эстетических чувств и представлений. Задачи программы:
  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • привитие интереса к культуре разных народов России, развитие познавательной активности детей;
  • воспитание культурных представлений и трудолюбия, умения наблюдать;
  • совершенствование трудовых умений и навыков.

2. Общая характеристика программы


Основным двигателем общественного прогресса во все времена был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу. А чтобы любить Родину, надо знать ее историю, ее место в истории. Ребенок должен быть введен в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которым связана его судьба. Программа «Учимся жить вместе» призвана решать эти задачи. Она позволяет учащимся шире познакомиться с культурой разных народов, населяющих Россию. Программа позволяет приобщить учеников к исследованию родного края в разных формах - от простейших описаний до серьезных исследовательских работ, имеющих общественное значение и практическую ценность, позволяет принять участие в созидательной деятельности, развить свои творческие способности. Педагогу необходимо создать условия для воспитания гражданско-патриотического сознания. Преподавание курса «Учимся жить вместе» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в МБОУ ДОД ДДиЮ «Факел». Она включает проведение кругосветок, семинаров, конкурсов, конференций. Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах (в том числе в изданиях из школьной библиотеки), на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и умные взрослые: учителя-предметники, работники музеев библиотекарь, родители школьников. Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7 - 11 лет в течение одного года обучения. Предусмотренные программой занятия проводятся как на базе 4е и 4д классов, родителей учащихся. На изучение курса выделено 34 часа на год обучения. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 30-40 минут. При проведении встреч с интересными людьми, слётов несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации - партнерами школы: МБОУ ДОД ДДиЮ «Факел»

Условия реализации программы
Программа кружка «Учимся жить вместе» разработана для занятий с учащимися 4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 34 учебных часа практических и теоретических занятий.

Основные методы и технологии
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные обсуждения, самостоятельная работа. Методы контроля: доклад, выступление, конкурс, выставка, презентация, мини-конференция, учебный фильм. Технологии:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии

  1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса «Учимся жить вместе»

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
  • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания "Я" как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
  • эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой разных народов.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД(регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
  • различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
  • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
  • выражать речь в устной и письменной форме;
  • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

4. Содержание программы


Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку в интересной форме ознакомиться с традициями, обрядами и культурой разных народов, населяющих Россию.

5. Планируемые результаты Учащиеся должны знать: - Особенности географического положения России. Соседское положение России. Герб, флаг и гимн России. - Национальный и религиозный состав населения. - Пословицы, поговорки, сказки разных народов, населяющих Россию. - Культура и традиции народов России
Учащиеся должны уметь:

- Работать с книгой

-Отвечать на вопросы викторины

-Применять полученные знания в конкурсных программах.

Способы проверки ожидаемого результата

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников: Конкурс художественного и декоративно-прикладного творчества, конкурс театрализованных миниатюр, представление творческих проектов, конкурс учебных фильмов


6. Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации программы необходимо следующее оборудование:

  • компьютер

  • медиапроектор

7. Учебно - методические средства обучения

Литература для педагога


  1. Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. -Волгоград : Учитель, 2007. - 204 с.
  2. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы /сост. Козлова М.А.- М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 317 с.
  3. Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М.: Флинта, 2003. -128 с.
  4. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников - Москва, 2003.-253с.




Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Дата

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

1 четверть - 8 часов

1


Введение. Знакомство с коллективом. Краткая программа курса.

1

1


2-3


Особенности географического положения России. Соседское положение России. Повторение изученного: герб, флаг и гимн России.

2

1

1

4-5


Страны СНГ. Национальные интересы России.

2

1

1

6-7

Игровая программа «Вместе весело шагать»

1


1

8


Население России. Национальный и религиозный состав населения.

2

1

1

2 четверть- 8 часов


9-10


Изучение Пословиц, поговорок, чтение сказок разных народов, населяющих Россию.

2

1

1

11-12

Культура и традиции народов России

2

1

1

13

26.11

Участие в научно-практической конференции для учащихся «Культура и традиции народов России»

1


1

14-15

Национальные костюмы, блюда национальной кухни.

2

1

1

16

День независимости России. Разучивание стихов о России. Конкурс стихов.

1


1

3 четверть - 10 часов

17-18


Выполнение объемных творческих работ в виде кухонной утвари в разнообразных техниках прикладного искусства, отражающие традиционные национальные формы и орнаменты киргизов.

2


2

19


Конкурс художественного и декоративно-прикладного творчества «Сотворение»

1


1

20-22


Подготовка творческого номера, раскрывающего особенности национальной культуры.

3

1

2

23


Конкурс театрализованных миниатюр «Народная мозаика» (Народ России - киргизы, башкиры и т.д.)

1


1

24

Рисуем рисунки на тему «Народы России»

1


1

25-26

Игры народов России

2


2

4 четверть - 8 часов

27


Посещение библиотеки, для знакомства с литературой, рассказывающей о народах России

1


1

28


Обряды народов России

1

1


29


«Песенный калейдоскоп»

1

1


30


Национальные танцы народов России

1

1


31-32


Создание учебного фильма для конкурса «Вместе - целая страна»

2


2

33


Конкурс учебных фильмов «Вместе - целая страна»

1


1

34


Форум дружбы - итоговое мероприятие

1


1

Итого:

34

11

23


© 2010-2022