Окружающий мир. Игра. Организм человека и его здоровье

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Организм человека и его здоровье»

Здоровье своё бережём с малых лет.

Оно нас избавит от болей и бед.

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся об организме человека;

  • развивать умение систематизировать учебную информацию в кроссвордах; работать в группе, отстаивать своё мнение, выслушать мнение товарищей,

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Оборудование: кроссворды «Организм человека», «Скелет», раздаточный материал, таблицы.

Ты должен знать своё тело,

Знать и понимать.

Каждую клеточку тела

Нужно любить,

Оберегать.

Ведущий. Сегодня мы собрались, чтобы обобщить свои знания по изученной теме. В игре принимают участие 2 команды

/Название команд, представление капитанов, членов жюри./

Наша игра состоит из 6 туров. Каждый тур оценивает жюри. Капитаны, приготовьтесь к жеребьёвке.

1 тур «Разминка»

Ведущий.

  1. Какие знания ценились в древности? Знатоком чего был знахарь? /Знаток болезней и их лечения. Эти знания высоко ценились у людей; от них зависела жизнь/


  1. Если бы человек превратился в дерево, чем бы стали его руки, ноги. /Туловище и шея превратились бы в ствол, ноги - в корни, а руки в ветви и листья./


  1. В каком возрасте вы были больше всего похожи на животных? /В грудном возрасте, пока не умели ходить и передвигались на четвереньках./


  1. У какого животного 8 ног и 2 части тела? /У паука./



  1. Какой герой сказки и благодаря чему стал царём зверей? /Герой сказки Р. Киплинга Маугли стал царём зверей после того, как научился пользоваться огнём./


  1. Какие три названия частей скелета человека используют строители?

/ Лопатка, кисть, таз./



  1. Какой опасности подвергала свой позвоночник принцесса на горошине? /На очень мягкой постели позвоночник сильно прогибается и может со временем искривиться./


  1. У каких животных нет позвоночника? Как можно назвать таких животных? /Беспозвоночные насекомые, черви, улитки, осьминоги, медузы/)


  1. Наружный покров тела - кожа - самый обширный орган человека. Кожа защищает тело от повреждений, удерживает в нём жидкости и препятствует проникновению в организм вредных веществ. Очень «странно ведёт себя» кожа на холоде - она бледнеет, во время жары - краснеет. Почему это происходит?

/На холоде кровь устремляется в глубь тела, чтобы согреть внутренние органы. И кожа бледнеет. Во время жары кровь поступает в капилляры на поверхности кожи. При этом из тела удаляется избыток тепла./

Ведущий. ЭТО ИНТЕРЕСНО

Кожа имела первоначальное звучание - козье (шкура) и происходило от слова «коза». В дальнейшем «з» изменилось на «ж». С заменой буквы значение сильно расширилось: «кожа» стало означать уже любую обработанную шкуру, а затем и нашу кожу, а слово «коза» забылось. / Слово жюри./

2 тур «Организм человека»

Ведущий. Сейчас тур загадок. Капитаны берут текст загадок, зачитывают вслух команде и отгадывают. За правильный ответ команда получает 1 балл.

а) Загадочный тур.

  • Отворю я хлевец,

Выпущу стадо белых овец.

Когда мы едим - они работают,

Когда не едим - они отдыхают,

Не будем их чистить - они заболят. /Зубы/


  • Яма с красными краями.

Неподвижно в этой яме

В два ряда над рядом ряд

Колья белые стоят. /Рот/


  • Если б не было его,

Не сказал бы ничего.

Всегда во рту,

А не проглотишь.

Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим. /Язык/

  • Висит мешочек небольшой

То полный, то пустой.

В него вагончики бегут,

Пищу, жидкости везут.

Кипит работа целый день,

Нам помогать ему не лень.

Готовит пищу, нас питает,

А что не нужно - выгоняет. / Желудок/


  • Две фасолины висят,

Ненужные вещества пропускают

И удалять их помогают. / Почки/


  • Тело сверху прикрываю,

Защищаю и дышу.

Пот наружу выделяю,

Температурой руковожу. / Кожа/

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

  • Кожа - самый большой орган тела (главная его часть). Снятая кожа весит около 4 кг и заняла бы 2 кв. м.

  • Оказывается, на 1 кв. см грязной кожи насчитывается около 40.000 микробов.

  • Сколько раз «моется» кровь в почках? (За сутки кровь проходит через почки для очистки около 300 раз.)


  • Видят целый свет,

А друг друга нет.

Что это? / Глаза/

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

  • Что называют мысленным зрением? /Способность человека представлять и видеть сцены и образы с закрытыми глазами./

  • Для чего вокруг глаз есть ресницы? /Защищают глаза от попадания в них соринок./

  • Для чего мы моргаем? /Для того, чтобы периодически смачивать слезами роговицу, когда боимся попадания чего-либо в глаз./

  • Какого цвета зрачок? / Зрачок - это отверстие, через которое свет входит в глаз и почти весь поглощается сетчаткой./


  • За стеной костяной,

Соловейко, спой. / Язык/


  • Мы части тела все связали.

Тоненькими паутинками нас назвали …. / Нервы/


  • Он всё запоминает,

Смотреть, слушать, говорить,

Видеть помогает.

Работой всего нашего организма управляет. /Мозг/


  • Есть у каждого лица два красивых озерца.

Между ними есть гора.

Назови их, детвора. /Нос и глаза/


  • Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь. На самом деле он и фильтр, и печка, и сторожевой пост. /Нос/


  • День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

прекратится этот стук. / Сердце/

Ведущий. ЭТО ИНТЕРЕСНО!

  • Сердце - мышечный орган, обеспечивающий ток крови по сосудам. Масса сердца взрослых людей составляет 250 - 300 граммов. Размер его примерно соответствует кулаку человека.

  • Если бы наше сердце перекачивало не кровь, а воду, то за 70 лет образовалось бы озеро глубиною 2,5 м, шириной 7 м, длиной 10 км.

  • У человека, перешедшего с открытой территории в зону зелёных насаждений, частота пульса может уменьшиться почти на 20 ударов в минуту.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

  • Мышцы напоминают маленьких мышат, которые бегают под кожей, да и само слово МЫШЦА очень похоже на слово мышь. Слово мускул происходит от латинского «мускулус», то есть мышонок.

  • Мышцы составляют примерно 2/5 общего веса тела.

  • Самая большая мышца - ягодичная, образующая ягодицы. Она нужна, чтобы тянуть ногу назад, а тело - вперёд - во время ходьбы, бега и прыжков.

  • Самая маленькая мышца - стременная, расположенная глубоко в ухе.

  • Что не отдыхает в организме, когда вы спите?

/Никогда не отдыхает сердце./

б) Кроссворд «Организм человека»

  1. Орган пищеварения. /Рот/

  2. Орган кровообращения. /Сердце/

  3. Орган зрения. /Глаз/

  4. Орган осязания. /Кожа/

  5. Орган обоняния. /Нос/

  6. Органы дыхания. /Лёгкие/

  7. Центральный отдел нервной системы человека. /Мозг/

  8. Орган, позволяющий человеку двигаться. /Мышца/









5.

6.








8.






3.

4.


2.



7.

1.





О

Р

Г

А

Н

И

З

М





















/Номер художественной самодеятельности/

3 тур

Ведущий. Задания третьего тура проверят ваши знания, умение сравнивать, обобщать и делать выводы. Внимание! Капитанам получить задания. /Работа в команде/

а) ИГРА «Найди лишнее»

  • глаза, нос, сердце

  • лёгкие, желудок, носоглотка

  • пищевод, кровь, желудок

  • почки, череп, позвоночник


  • глаза, артерия, сердце

  • бронхи, почки, носоглотка

  • эритроциты, кровь, желудок

  • почки, череп, рёбра


  • печень, кровь, мозг

  • нерв, мозг, сустав

  • желудок, пищевод, лёгкие

  • нос, лёгкие, кишечник

Ведущий. Музыкальная пауза. Слово жюри.

Продолжаем наше соревнование. Сейчас ваша задача - догадаться, о каком органе человека идёт речь.

б) Игра «Узнай по описанию»

  • Это мускулистая трубка длиной около 20 см, продвигающая по себе измельчённую и смоченную пищу. /Пищевод./


  • Одежда, которая не промокает, не мнётся, не выцветает. Носить её можно хоть 100 лет. /Кожа/



  • Они состоят из пузырьков, не имеют мышц, но способны растягиваться, увеличивая свой объём, и сокращаться, уменьшая его. /Лёгкие/


  • Главный командный пункт организма. /Мозг/

(в среднем головной мозг весит 1,4 кг; каждый участок головного мозга выполняет свою работу. Эти участки называют центрами.)


  • Главное отделение твоей «внутренней кухни». /Желудок/

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Слово «желудок» является производной от слова жёлудь (в старину маленькие жёлуди называли желудками): у некоторых животных он похож на жёлудь).


  • Этот орган называют диспетчером, так как он внимательно следит за составом крови. /Печень/



  • Он помогает нам издавать нужные звуки, помогает нам есть. Он старательно переворачивает пищу, которую ты жуёшь, и подкладывает её то под одни, то под другие зубы. /Язык/


  • Это мышечный насос. За одно сокращение выбрасывает до 100 грамм вещества. В минуту делает в среднем 70 ударов. Располагается в левой части грудной клетки. /Сердце/

  • На военном корабле самые толстые стальные стены надёжно прикрывают боевую рубку, где находится командный пункт корабля. Твой мозг - командный пункт организма. И природа охраняет его так же заботливо, как моряки свою боевую рубку. О какой боевой рубке идёт речь? /Череп/

Ведущий. Слово предоставляется жюри.

/Номер художественной самодеятельности./

4 тур. Вопрос - ответ.

Ведущий. Наш тур состоит из вопросов - коротких ответов.

  1. Почему лёгкие так назвали? /Орган дыхания так назвали не случайно: пронизанная воздушными пузырьками лёгочная ткань гораздо легче мышечной/)


  1. В какое время года длинный нос полезнее короткого? /В зимнее время, когда важно для организма подогревание воздуха, вдыхаемого через нос./

  2. Выводится ли соль из организма? /Чтобы вывести соль из «пересоленного» организма, лучше всего попариться в бане, или сделать длительную пробежку, или поиграть в футбол или баскетбол, чтобы хорошенько пропотеть./


  1. Чем опасен подзатыльник? /Опасен сотрясением мозга. В затылочной области головного мозга находится центр зрения, который можно повредить ударом./


  1. По каким признакам можно опознать человека? /По узорам на подушечках пальцев./


  1. Почему у человека так много мышц? /Более 600. Ими выполняются все движения вплоть до подмигивания. Даже биение сердца или деятельность кишечника происходит с помощью мышц. Мышцы составляют почти половину веса тела.


  1. Чьи мышцы сильнее: человека или муравья? /У муравья сильнее в 20 раз/)


  1. Почему кровь называют транспортной системой? /Она переносит необходимые организму питательные вещества и кислород (красные кровяные тельца). Белые кровяные тельца борются с болезнями. Кровь уносит из клеток продукты распада и доставляет их в органы выделения./

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

  • Если все эритроциты одного человека уложить рядом, то получилась бы лента, три раза опоясывающая Земной шар по экватору.

  • Лейкоциты живут 4-5 дней, и на смену им приходят все новые и новые «славные воины».

  • В организме ребёнка около 3 литров крови, из них 2 литра - плазма.


  1. Как организм очищается? /Выделение отходов и вредных веществ из тела происходит различными способами - с дыханием, потом, мочой и калом./


  1. Что делает печень? /Участвует в процессе пищеварения, выводит из организма яды, накапливает полезные вещества./


  1. Каковы функции потовых желез? /Кожа выводит из организма излишки воды и солей. Пот испаряется с поверхности кожи и тем самым охлаждает её./


  1. Можно ли заменять части тела? /Да, например, сустав, некоторые кровеносные сосуды, внутренние органы - сердце, печень, почки./



  1. Назовите главный командный пункт организма. /Головной мозг/

Ведущий. Слово предоставляется жюри.

Музыкальная пауза. /Можно провести физминутку./

5 тур «Самые, самые…»

Ведущий. Этот конкурс своеобразная Книга рекордов организма. Чья команда первой даст правильный ответ. За каждый правильный ответ, 1 балл.

Внимание!

  1. Назови самый большой внутренний орган.

/Печень./

  1. Назови самый обширный внутренний орган.

/Кожа. Весит около 4 кг./

  1. Назови самую длинную кость человека. /Бедренная, примерно 46 см; начинается от таза и кончается возле колена. Равна примерно ¼ общей длины тела./

  2. Назови самую маленькую косточку в организме. /Стремечко - длина 3-5 мм; находится во внутреннем ухе./

  3. Самая широкая кость. /Тазовая кость./

  4. Какой орган в нашем теле самый длинный? /6- метровая тонкая кишка./

  5. Какой орган никогда не отдыхает? Как быстро бьётся оно? /60-75 ударов в минуту./

Ведущий. /Слово жюри./

И последнее испытание.

6 тур «Практика»

Ведущий. Сейчас каждая команда будет заполнять кроссворд «Скелет», будьте очень внимательны, не спешите.

а) КРОССВОРД «Скелет»

1

2

3

4


5


6

7

8

9

10

11


12


13

14

Вопросы:

  1. Часть ноги, в которой много небольших костей. (Стопа.)

  2. Научное название «маленького хвостика» позвоночника. (Копчик.)

  3. Название дугообразных костей, отходящих от позвоночника. (Ребро.)

  4. Одна из составляющих плеча. (Лопатка.)

  5. Часть руки между плечевой костью и кистью. (Предплечье.)

  6. Составляющие скелета. (Кости.)

  7. То, что защищает мозг от повреждений. (Череп.)

  8. Часть ноги от колена до стопы. (Голень.)

  9. Что образуют лопатка и ключица? (Плечо.)

  10. Основное назначение скелета. (Опора.)

  11. Что идёт от черепа вдоль спины? (Позвоночник.)

  12. Как называется повреждение кости? (Перелом.)

  13. Часть руки, в которой много маленьких костей. (Кисть.)

  14. Положение тела при ходьбе, посадке. (Осанка.)

- Какие слова получились в выделенных клетках?

/Кроссворд можно заменить практической работой: собрать скелет./

б) Команды собирают бумажный скелет человека из деталей, наклеивая их на единый лист бумаги. /См О. Т. Поглазова «Окружающий мир» рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. Часть 2, с. 63/

Ведущий. Молодцы, ребята! Вы прошли все испытания. Слово жюри.

/Награждение победителей, отличившихся игроков./

ЛИТЕРАТУРА

  1. Пиль А. Моё тело /А. Пиль; ПЕР. с нем. В. Волкова. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 64 с.: ил. - (Всё обо всём)

  2. Вопрос и Ответ. Живая природа. Организм человека. Энциклопедия. /Пер. с англ./, Паркер С., Вильямс Б. - М.: «Омега», 2006. - 64 с.: ил.

  3. Поглазова О. Т. Методические рекомендации к учебнику «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» для 3 класса общеобразовательных учреждений: интегрированный курс. - 2-е изд. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. - 336 с.: ил.

  4. Окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику О. Т. Поглазовой, В. Д. Шилина. Часть II /авт.-сост. Т. В. Бондарева. - Волгоград: Учитель, 2007. - 383 с.

  5. Сухаревская Е. Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле: Учеб.-метод. пособ. для учителей начальной школы, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003. - 128 с.

11


© 2010-2022