Конспект урока по музыке на тему Природа просыпается. Весна в музыке

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музыка, 1 класс

Целевой блок

Тема

Природа просыпается. Весна в музыке.

Цель

Показать способность музыки изображать просыпающуюся природу

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия

успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД:

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

работать по коллективно составленному плану;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД:

умение оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе

и следовать им.

- Познавательные УУД:

умение ориентироваться в своей системе знаний:

отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы,

используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты

Предметные:

знать музыкальные произведения из цикла «Весна».

Уметь различать музыкальные произведения по жанру.

Личностные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности

учебной деятельности.

Метапредметные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

(Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний:

отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя

свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные:

  • показать учащимся на примере произведений

Э.Грига, П. Чайковского, А.Саврасова взаимосвязь музыки, литературы и изобразительного искусства;

  • дать детям представление о том,

что композитор может изобразить разное состояние природы

и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные картинам природы, изображенным в литературе

и в изобразительном искусстве;

Развивающие:

развивать у детей эстетическое восприятие:

  • чувство красоты

(природы, музыки, живописи, поэтического слова);

  • развивать образное восприятие,

самостоятельность мышления,

вокально-хоровые навыки выразительного исполнения

Воспитывающие:

  • воспитывать личность ребёнка,

его духовность и нравственность на произведениях

музыкального и изобразительного искусства.

Тип урока

Открытие новых знаний

Учебно-методический комплекс

- учебник «Музыка» 1 класс. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.

- еженедельник (для самооценки)

- презентация «Природа просыпается. Весна в музыке»

- алгоритм самооценки

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Заклички, обряды

Организация пространства

фронтальная, коллективная работа

Межпредметные связи

ИЗО, литературное чтение

Действия обучающихся

Учатся ставить цель и задачи урока.

Называют тему урока.

Слушают музыку.

Анализируют характер музыки.

Рассматривают репродукцию картины.

Разучивают и исполняют песню.

Подводят итог урока.

Проводят самооценку.

Диагностика результатов урока (итог урока)

- Какую цель ставили?

- Достигли цели?

- Какая тема урока была?

- Чему научились на уроке.

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.Ход урока

1.Организационный момент. Вход под музыку.

Под звучание пьесы П.И. Чайковского «Март» из альбома «Времена года» дети входят в класс и садятся на свои места. Учитель приветствует их.

2. Актуализация знаний.

Слайд 1

Под звучание пьесы П.И. Чайковского «Март» из альбома «Времена года» читаю стихотворение:

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

Кто скажет, кто знает. Когда это бывает? Весной

Наконец-то пригрело солнышко. Что произошло в природе?

( Весна наступила.)

- Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?

Какие цели и задачи определите для себя на урок?

(Узнать о композиторах, послушать учителя и товарищей - получить информацию, слушать музыку, петь песню)

- Мы познакомимся с композиторами, которые своими произведениями покажут способность музыки изображать просыпающуюся природу, будем совершенствовать свои умения определять характер музыки, давать характеристику музыкального произведения.

  1. Сообщение нового материала.

Примет весны много. Это удивительное время года. От весеннего тепла всем становится хорошо. Люди с удовольствием подставляют лицо ласковому весеннему солнцу. Повсюду слышится пение птиц, звон серебристых ручьёв и рек, тут и там появляются первые проталинки.

Весна, весна и все ей радо… это строки из стихотворения И.Бунина, они говорят о том, что вся природа радуется приходу весны. И эту радость люди пытаются передать через произведения искусства. И поэты, и композиторы, и художники создают прекрасные произведения, в которых воспевают цветение весны, ее необычность, ее долгожданность. Сегодня мы увидим картины, послушаем музыку и стихотворения о весне. И называется тема урока (слайд 2) "Природа просыпается. Весна в музыке». Именно музыка поможет нам глубже почувствовать всю прелесть весенней природы.

- Кто первыми из птиц встречают весну?

= Грачи.

4. Работа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».

слайд

Посмотрите на картину А. Саврасова «Грачи прилетели».

- Какое время года изображено на этих пейзажах? (весна)

- Что мы видим на этой картине? (небо голубое, деревья стоят голые, снег лежит грязный, проталины).

- Какой фон использует художник? (голубое небо и серый снег)

- Что занимает большую часть картины? (деревья)

-Какие линии использовал художник для изображения деревьев? (плавные, тонкие, извилистые)

- Почему художники используют именно такие линии, что они хотели этим сказать? (они относятся к весне с нежностью)

-Какое настроение вызывает эта картина? (немного грустное, но и радостное)

5. Знакомство с праздником "Грачиная каша".

Слайд 3

У башкирского народа есть весенний праздник "Грачиная каша". Этот праздник посвящался пробуждению природы. В нём участвовали только женщины и дети (мальчики до 12 лет). Женщины в этот день кормили птиц, обвешивали ещё голые ветки деревьев различными предметами, как бы предсказывая природе благополучие, пышное цветение. Именно с прилетом грачей начиналась весна - так думали в древности башкиры. Радуясь, они собирались на берегу реки, и, пока варилась вкусная каша, веселились.

Прилетели к нам грачи,

"Кар - кар - кар", - кричат они.

И зовут всех нас на луг.

Приходи и ты , мой друг!

Башкиры его называли «Каргатуй» или «Карга буткахы». Дети бегали по всей деревне, звали гостей, собирали продукты. Затем весь народ собирался на берегу реки и начинался праздник. Танцевали, пели, играли, и, конечно же, варили вкусную - превкусную кашу. Сыграем в игру «Тюбетейка». (Дети стоят в кругу. Пока звучит плясовая музыка, они одевают стоящему рядом игроку на голову тюбетейку. На ком остановится музыка, тот танцует.)

6.Слушание пения жаворонка.

- А вслед за грачами прилетают в родные края и другие птицы. Каких перелётных птиц вы знаете?

= Грачи, скворцы, жаворонки, соловьи.

- Послушайте, как удивительно поет скромная неказистая птичка жаворонок (слайд), высоко взлетая в небо.

(Слушание пения жаворонка).

- Что заметили в пении, как он поет? (В пении заметили трели)

- Песня жаворонка вдохновила великого русского композитора П.И.Чайковского (слайд) на сочинение удивительной музыки "Песни Жаворонка". Послушайте, что общего между пением жаворонка и музыкой? Почувствуйте настроение музыки. Какое же оно?

(Слушание "Песня Жаворонка" П.И.Чайковского)

-Как поет жаворонок? (весело, нежно, звонко, радостно)

-Как вы думаете, меняется ли настроение у жаворонка или звучит всегда одинаково? (меняется, в середине звучит грустно)

7. Рассказ о закличках.

- С тех пор, как увидят люди, что солнце выше и ярче становится - радуются, что скоро Весна - красна на солнечных крыльях прилетит, тепло и радость принесет с собой. А чтобы Весна раньше прилетала, стали ее специально зазывать песенками - закличками. (слайд)

Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.

- Давайте споем свою закличку.

Мы с вами будем закликать Весну на такие слова: (слайд)
Ты замкни, Весна,
Зиму лютую.
Отомкни, Весна,
Тепло летечко,

(распевание стоя)

8. Разучивание и исполнение украинской песни "Ой бежит ручьем вода!"

И увидев удивительную весеннюю красоту, невольно у людей начинала петь душа как в украинской песне "Ой бежит ручьем вода!" (слайд)

Послушайте, какая музыка звучит в этой песне! Какую весну нарисовал нам звуками украинский народ? Какими чувствами, каким настроением поделился он с нами?

(Слушание песни)

Как звучала песня? О чем она? Какое же чувство внезапно охватило всех нас после этой песни? (Радостное, светлое, теплое)

-Действительно, в ней много света, простора. Слушая ее, у нас возникает настроение необычайной радости и ожидания еще больших чудес, которыми так щедра наша гостья Весна. Давайте разучим эту замечательную песню.

(Разучивание по фразам, исполнение)

- А теперь мы с вами споем под фонограмму. Итак, начали...

( «Ой, бежит ручьем вода» - минусовка). Исполнение песни.

-Ребята, как вы уже смогли заметить, с наступлением весны пригревает солнышко, начинает все вокруг таять, появляются проталины и первые цветы.

И сейчас, ребята, вы превратитесь в первые, нежные цветы, которые будут танцевать под музыку П.И.Чайковского "Подснежник".

9. Творческая работа.

- Весна-это утро года. Весна-это светлый праздник рождения природы. Весна вдохновляет поэтов и композиторов, художников.

Сейчас мы тоже станем композиторами и сочиним свою песенку о весне на эти слова: (слайд)

Прилетели к нам грачи,

"Кар - кар - кар", - кричат они.

-Ребята, какая должна быть мелодия у нашей песни? (радостная, веселая, светлая, праздничная) (импровизация на заданный текст)

10. Слушание.

-Ребята, мы с вами говорили о многих признаках весны. Музыка помогала нам почувствовать настроение, увидеть всю красоту весенней природы. Постарайтесь определить, о чем расскажет музыка норвежского композитора Э.Грига? Показ портрета Э. Грига (слайд)

(слушание "Ручеек" Э. Грига)

- Как звучала музыка? С каким настроением? Какие изобразительные моменты вы услышали в музыке? (Весело, бурно, быстро, игриво)

-Давайте попробуем изобразить звучание этого озорного ручейка на металлофоне, а остальные ребята руками покажут, как бежит этот неугомонный весенний ручеек.

11. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.

- Наш урок завершается. Давайте вспомним, какую цель ставили?

- Достигли цели?

- Какая тема урока была?

- Чему научились на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

Теперь вы знаете, как звучит Весна в музыке. Какая же музыка Весны?

-Веселая, радостная, нежная, светлая, просторная.

Что изображается в музыке Весны?

-Пение птиц, журчание ручейка, танец первых цветов. Слушайте музыку весны, учитесь видеть красоту вокруг себя, и тогда вам откроются все тайны природы, все тайны музыки.

До свидания! Спасибо за урок!


© 2010-2022