Урок русского языка на тему Понятие о тексте. Заглавие текста. Структура текста

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Понятие о тексте. Заглавие текста. Структура текста.

Цели: 1) дать учащимся представление о тексте, частях текста: зачине,

основной части, концовке; разъяснить понятие « заглавие текста и

учить подбирать заглавие в соответствии с содержанием текста;

2)развивать устную речь учащихся , навык строить связное высказыва

ние;

3)воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями.

Оборудование: учебник, тетрадь, дидактический материал, карточки.

Ход урока:

1.Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок друзья.

2.Актуализация опорных знаний учащихся

1) Работа по карточкам.

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Когда же пишется разделительный твердый знак в словах?

-А когда пишется разделительный мягкий знак?

Задание: подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком.

2)Беседа.

- Что такое язык? ( Язык - это средство общения.)

- Что такое речь? ( Речь - это использование языка в процессе общения.)

- Для чего нам нужна речь? ( Чтобы общаться.)

- Какая бывает речь? ( Устная и письменная.)

3)Игра «Какая это речь?»

Мальчики поднимают руку, если услышат об устной речи.

Девочки поднимают руку, если услышат о письменной речи.

Два ученика разговаривают.

Учитель пишет на доске.

Бабушка разговаривает по телефону.

Папа читает газету.

Дети пишут в тетрадях.

3.Сообщение темы и задач урока.

Наша речь состоит из предложений. Сегодня на уроке мы узнаем, что образуют несколько предложений, связанных по смыслу. Но вначале - минутка каллиграфии.

4.Первичное восприятие и осознание нового материала.

1) Минутка каллиграфии.

Русский сс ск

-Запишите каллиграфически предложение.

Мы изучаем русский язык.

2) Работа с дидактическим материалом.(слайд)

Пчела - это насекомое. Муравьи - санитары леса.

К нам в окно залетела муха. Они поедают вредных гусениц и тлю.

Муравьи - лесные жители. Муравейник-это их домик.

Разноцветная бабочка села Разрушить муравейник - погубить

на цветок. муравьиную семью.

-Сколько предложений в первой колонке? (4)

-О ком идёт речь в каждом в каждом предложении? ( О пчеле, мухе, муравье, бабочке.)

-Сколько рисунков можно нарисовать? (4)

-Можно ли подобрать заглавие ко всем этим предложениям?

-Прочитайте, о ком идёт речь во второй колонке?

-Сколько предложений во второй колонке?(4)

-О ком идёт речь в каждом предложении? ( О муравьях.)

- Сколько рисунков можно нарисовать? (1)

- Можно ли подобрать общее заглавие к этим предложениям?

- Сравните предложения первой и второй колонки.

- Чем они похожи? (Они о насекомых.)

- Чем они отличаются? ( В первой колонке речь идёт о разных насекомых, это отдельные предложения. А во второй колонке - о муравьях. Предложения связаны по смыслу.)

3)Ознакомление с правилом.

4) Выполнение упражнения 1 на стр. 70

-Рассмотрите рисунки. Что на них изображено?

-Расскажите, каким должен быть лес? В своём рассказе используйте слова из справки, помещенной на с.70.

- Ваш рассказ - это отдельные предложения или текст?

-Что мы называем текстом?

4)Физминутка.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

(одна вверх, другая вниз,

Рывками меняем руки).

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели,

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

(повороты корпусом)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись! (приседания)

И в последний раз присели,

А теперь на место сели.

5.Закрепление и осмысление изученного материала


  1. Игра «Собери предложение». Работа в группах.

- Составьте предложения из слов.

1-я группа. Грибы, в, ягоды, собирали, и, дети, лесу.

2-я группа. Грибы, на, были, колючках, его.

3-я группа. Радостные, домой, вернулись, дети.

4-я группа. Ёжика, увидели, они.

-Зачитайте составленные предложения.

-Обсудите в группах, чьё предложение должно быть первым, чьё вторым и т.д. По команде учителя: «Предложения, станьте по порядку» выходят по одному представителю от команды и занимают своё место у доски.

- Прочитайте предложения в правильном порядке. Что мы составили? (текст)

- Озаглавьте его.

2)Выполнение упражнения 2 на стр. 70

-Прочитайте предложения.

- Какую группу предложений можно назвать текстом? Докажите своё мнение.

-Какова основная мысль текста?

- Объясните правописание выделенных слов.

3)Работа по карточкам (в парах).

Дети получают карточки с заданиями.

- Определите, являются ли эти предложения текстом?

Карточка 1(слайд)

Жили - были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Выросла репка большая - пребольшая.

Карточка 2(слайд)

Шёл дед лесом и потерял рукавичку. Бежит мышка и к рукавичке. Снесла курочка яичко.

Карточка 3(слайд)

Посадил дед репку. Позвал он бабку. Бежит мимо мышка. Кто - кто в рукавичке живёт?

-Почему эти предложения не составляют текст? Докажите это друг другу.

-Попробуйте прочитать предложения так, чтобы получился текст: лишнее уберите и добавьте по смыслу несколько своих.

- Почему вы легко восстановили текст? ( Потому что сказки нам знакомы).

Гимнастика для глаз

Проведём, друзья, сейчас

Упражнения для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять -

Можно глазки открывать!

4)Составление текста из предложений. ( Слайд)

От его крепкого клюва не спрячется ни одно вредное насекомое.

Дятел - очень полезная птица.

Целый день он занят осмотром своего участка.

Дятел - настоящий санитар леса.

-Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему? Докажите своё мнение.

- Расставьте предложения в правильном порядке, чтобы вышел текст.

- Подберите к нему заглавие.

-Определите главную мысль текста.

5)Слово учителя.

Построение текста напоминает построение дома. Дом начинают строить с фундамента. Текст начинается с одного или двух предложений. Они составляют начало текста, которое называется зачином. В зачине мы узнаем, о чем будет идти речь в тексте, где будут происходить события, кто действующие лица. Затем в доме возводят стены, а в тексте составляют основную часть. В ней раскрывается содержание. Строительство дома завершают кровлей, а текст завершает концовка. В ней подводят итоги, делают выводы из прочитанного. Очень ярко три составляющие текста выражены в сказках. Вспомните зачины сказок ( Жили - были… В некотором царстве, в некотором государстве…) и концовки ( Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец! и т.п.)

6)Повторение составных частей текста. Чтение правила на с.72

7) Выполнение упражнения 3 на с.71

Чтение текста учителем

-Что вам понравилось в тексте?

-Из скольких частей он состоит?

-Выберите заглавие к тексту из предложенных в учебнике?

-Прочитайте зачин, концовку…

-Выписать из текста слова с пропущенными буквами и подчеркнуть орфограммы.

6.Итог урока

1)Беседа

-Что нового вы узнали на уроке?

- Что мы называем текстом?

- Что можно подобрать к тексту?

-Что можно выделить в тексте? (основную мысль)

2)Что такое текст? (слайд)

-Это несколько предложений?

-Предложения связаны между собой по смыслу?

-Текст можно озаглавить?

-Важен ли порядок предложений в тексте?

3)Игра «Разгадай слово» (слайды)

7.Объяснение домашнего задания

Упр.на стр.71, выучить правила

8. Организационный конец урока.


© 2010-2022