Урок по русскому языку на тему Многозначные и однозначные слова (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова».


Тема урока: Однозначные и многозначные слова.

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по формированию представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка. Предметные задачи урока: дать первое представление о многозначных и однозначных словах; наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов; ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова», обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи. Метапредметные задачи урока: Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания в соответствии с планом; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ - синтез, группировка, обобщение). Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата; учить целеполаганию как постановке учебной задачи, стимулировать исследовательскую деятельность. Коммуникативные: формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однозначные и многозначные слова.
Оборудование: учебник «Русский язык. 1 класс», «Рабочая тетрадь. 1 класс», компьютер, проектор, экран, сигнальные карточки, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, толковый словарь русского языка.


Ход урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Примечание

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Долгожданный дан звонок!
Кто готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

- Начинаем урок русского языка. - Ребята! Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие по «Стране слов» полной чудес и загадок. Наше путешествие мы совершим на сказочном паровозике. Каждый из вас будет вести дневник путешественника - это наши рабочие тетради, туда вы будете записывать нужные сведения.

Подготовка класса к работе

Готовность к уроку - поднятие руки.

Читает хорошо читающий ученик.

Настрой на учебную деятельность

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.


Слайд 1. «Сказочный паровозик».

Минутка чистописания








Пальчиковая гимнастика














- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?

- Правильно. А еще правильно и красиво писать.
А для этого проведем минутку каллиграфии.

Ребята, я забыла у вас спросить, а вы поздоровались друг с другом?

Давайте пожмем соседу руку. Левая рука здоровается с правой рукой, правая рука гладит левую руку, и пальчики между собой здороваются: мизинцы, безымянные, средние, указательные, большие. Они рады встретиться. И каждая рука занялась своим делом.

- Вот мы разбудили свои пальчики для того, чтобы красиво написать.

- Итак, сели поудобнее, в путь! - Первая остановка - Станция «Подготовительная». - Ребята! Как вы думаете, почему она так называется? (…). Учитель: У нас урок русского языка. Мы будем готовиться к письму. Юля прочитает нам стихотворение о том, как нужно готовиться к письму. Она будет читать медленно, с остановками, а мы выполним те задания, о которых в нём говорится. (При чтении каждой строки дети выполняют определенные движения).

Тихо я тетрадь открою

И с наклоном положу.

Я от всех друзей не скрою,

Ручку я вот так держу.

Не согнусь, и не ленюсь,

За работу я возьмусь. - Сейчас красиво и аккуратно запишем число, классная работа.
- Ребята! Сегодня на минутке чистописания мы напишем строчные буквы алфавита иг, кл в соединении. По пол строки каждые. (Напоминаю правила письма)

Правильно и красиво говорить, …

Подготовка пальчиков к письму.




Формирование правильного письма букв, работа над каллиграфией.



Слайд 2. I остановка Станция «Подготовительная».

На экране стихотворение.


На доске:

Двадцать первое марта

Классная работа

иг кл


Физкультминутка (для глаз) - Немного устали? Давайте выполним разминку для глаз.

Слайд 3. Физкультминутка для глаз.

2.Мотивация учебной деятельности


- Ребята, сейчас я вам назову предметы, а вы определите, какой предмет лишний? (Стол, стул, карандаш, шкаф, диван). Почему?

Правильно, карандаш.

- Очень расстроился Карандаш, что оказался лишним и пошел искать себе друзей. Вышел он на поляну…

На поляне увидел два домика, от которых доносились разные слова.

Из первого - иголка, ключ, ручка, лист.
Из второго - пенал, линейка, тетрадь.
Опять задумался Карандаш, в какой домик ему постучать?
Почему слова не живут вместе?
Кто хочет знать, почему?

Дальше мы постараемся ответить на этот вопрос.

Учащиеся предлагают ответы, комментируют их.

Предлагают вариант -карандаш.

Ведется подводящий диалог между учителем и учащимися;

создается проблемная ситуация.

Побуждает к осознанию темы урока.

3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)


































4.Формирование цели урока и постановка учебных задач


- Поэтому вновь садимся в наш волшебный паровозик и отправляемся дальше. Итак, мы прибываем к следующей станции «А знаете ли вы?» - Ребята, перед вами на столе лежат по две карточки. Сейчас выполним очень интересное задание. Я назову слова, а вы закройте глаза и представьте тот предмет, который я назову. - Итак, слово «Иголка». - А теперь, откройте глаза и нарисуйте на одной карточке предмет, который представили. Только друг к другу не подглядывать. - Покажите карточку, на которой нарисовали «иголку». (Спрашиваю нескольких учащихся, что они нарисовали на своих рисунках). - Молодцы, ребята! Сейчас давайте посмотрим на экран. А что это за иголки нарисованы на рисунках. (Каждый рисунок объясняется). Смотрите, слово одно «иголка», а значений у него много.

- А где можно найти лексическое значение этого слова?
- Откройте толковые словари и прочтите лексическое значение слова «иголка».
А теперь закройте еще раз глаза и представьте слово «ключ». - Представили? Открываем глаза, и на второй карточке каждый из вас рисует то, что представил. (Несколько ребят рассказывают, что они нарисовали). - А теперь посмотрите внимательно на экран и расскажите, что вы видите на каждом рисунке. (Рассказывают о картинках). - Так что же опять мы видим? Слово одно «ключ», а значений у него посмотрите сколько!

-Прочтите лексическое значение слова «ключ».



- Как вы считаете, как можно назвать слова, которые имеют много значений?

(Многозначными). - Итак, ребята! Значит: Слова, которые имеют много значений называются многозначными. - Запишите эти два слова: «иголка» и «ключ» у себя в тетради. иголка ключ - Молодцы! Хорошо справились с этим заданием. Оцените свою работу знаковыми карточками.
А вот следующее задание у меня вот какое! - Придумайте слова, которые бы имели только одно значение. (Дети называют слова). - А как вы думаете, такое слово, как «пенал» сколько имеет значений?

(Одно) - Правильно, значит, это слово тоже называется однозначным. - Итак: Слова, которые имеют одно значение, называются однозначными. - Запишите в тетрадь слово пенал. Поставьте ударение в этом слове и подчеркните гласную букву е. Запомните, как пишется это слово. - Ребята, как вы считаете, вы хорошо справились с чистописанием. Красиво, аккуратно написали слова? Оцените себя. (Поднимают карточки). - Итак, значит, какая у нас тема урока, как вы думаете? (…) - Посмотрите на экран. (Тема урока: «Однозначные и многозначные слова».) - А как вы думаете, какие задачи урока мы с вами ставим? Задачи урока: 1. Познакомиться с однозначными и многозначными словами. 2. Научиться различать эти слова и употреблять их в речи.



В толковых словарях.

1.Тонкий металлический стержень с отверстием для вдевания нити.

2. Колючее образование на теле у некоторых животных.

3. Лист хвойного растения.









В толковом словаре: 1. Приспособление для запирания и отпирания замка. 2. Вытекающий из земли источник, родник. 3. Знак в начале нотной строки, определяющий высоту нот.

Определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

Стимулирование исследовательской деятельности.


Учатся находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях.

Целенаправленно ведется исследовательская деятельность.

















Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Слайд 4. II остановка - Станция «А знаете ли вы?»


Слайд 5. «Иголка».


Слайд 6. «Ключ»







Слайд 7. Тема урока и задачи.

5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.






















- И опять мы мчимся на нашем паровозике по бескрайним просторам «Страны слов». Но вот мы прибываем к станции «Упражняйся». Работа в парах (по карточкам): - Ребята! Сейчас мы с вами поработаем в парах. На каждую парту я раздам по 4 карточки, в которых написаны однозначные и многозначные слова. Вам нужно распределить слова на две группы. В первую группу включите слова однозначные. Во вторую группу - многозначные слова.

линейка

тетрадь

ручка

лист
(Работают в парах, делятся друг с другом своим мнением). - Ребята! Чья пара готова озвучить слова из первой группы? - Пожалуйста, слова из первой группы, то есть однозначные, читает… (- Ребята сигнальными карточками оцените, все ли согласны с ответом). - А чья пара готова озвучить слова со второй группы, то есть многозначные? - Читает… (Сигнальными карточками оцените, согласны ли вы с ответом). Продолжение работы по карточкам с записью однозначных и многозначных слов в тетради. - Ребята! А теперь еще раз внимательно прочитайте слова из первой группы (однозначные). Это: линейка и тетрадь. Обратите внимание на то, как пишутся слова линейка и тетрадь. - Внимательно посмотрели? Запомнили слова? А теперь закройте эти слова из первой группы листочком и запишите их по памяти. - Откройте листочек, проверьте, правильно ли вы записали. Тоже самое выполните со словами второй группы. - Внимательно посмотрите, как пишутся слова ручка и лист. Запомните их, закройте листочком и запишите в тетрадь.

- А теперь откройте и проверьте, правильно ли вы написали.

- Оцените знаковыми карточками работу друг друга в паре.

- Вернёмся к нашему герою-Карандашу и попробуем ему помочь.

- Почему слова не живут вместе?

1. Иголка, ключ, ручка, лист.
2. Пенал, линейка, тетрадь.

- А в какой домик пойдет жить наш Карандаш?

- Докажите свой ответ.

- Молодцы! Вы помогли Карандашу.






Одни многозначные, другие однозначные.

Карандаш к однозначным.

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.


Коммуникативная деятельность.

Слайд 8. III остановка - Станция «Упражняйся».

Физкультминутка - Итак, двигаемся дальше. Наш весёлый паровозик мчит нас вдаль. И вот мы подъезжаем к станции, где вы немного отдохнёте. Эта станция называется «Спортивная».

Здоровьесберегающая деятельность.

Слайд 9. IV остановка - Станция «Спортивная».


- А теперь мы прибываем к станции «Давай подумаем!». Продолжение работы по теме урока. Работа по учебнику. - А сейчас откройте учебники на стр. 26 и рассмотрите рисунки из упражнения 16. - Рассмотрите картинки. - Назовите по картинкам слова, которые имеют только одно значение. (грач, карандаш). (Однозначные слова). - Назовите по картинкам слова, которые имеют несколько значений. (колокольчик, кисть). (Многозначные слова). - Чем похожи предметы, которые названы многозначным словом? (Колокольчик: 1. Маленький колокол; 2. Травянистое растение с лиловыми или темно-голубыми цветами, похожими на маленькие колокола. Кисть: 1. Часть руки от запястья до конца пальцев; 2. Пучок щетины или волос на рукоятке для нанесения краски или клея; 3. Несколько ягод на одном стебле (на рис. - это кисть винограда)). - Ребята, составьте предложение с любым многозначным словом.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Слайд 10. V остановка «Давай подумаем!»

6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.






















- Я сейчас прочитаю вам небольшое стихотворение из упражнения 17 на странице 27, а вы внимательно послушайте и подумайте, о чём в нём говорится.

- Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь, золотая?

- А в ответ колоски шелестят:

- Золотые руки растят.

Что вы можете сказать об этом четверостишии?

О чём в нём говорится? - Ребята! Подумайте, что обозначает слово золотой. 1) сделанный из золота, драгоценного металла жёлтого цвета (например: золотое кольцо). 2) цвета золота, блестяще-желтого цвета. 3) прекрасный, замечательный, умелый. - Какие из этих значений вы выберете, чтобы объяснить выражения золотая рожь, золотые руки. - Ребята! Так сколько значений имеет слово «золотая» (много). Значит какое это слово? (Многозначное) - А по одному слову можно понять, что это многозначное слово? (Нет). (Это можно понять только по тексту (о чём говорится в тексте) или по картинке). Разноуровневые задания. (если ост. время) 1. Работа в тетради на печатной основе, упр. 7 стр. 15. 2. Работа по карточкам (для сил. учащихся).

Привлечение жизненного опыта к ответам на поставленные вопросы.

7. Итог урока

Чтобы знания были впрок,
Давайте кратко повторим урок!
- Какие слова мы называем однозначными?
- Какие слова мы называем многозначными?
- Где мы можем узнать значение слова? - Итак, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? (Познакомиться с однозначными и многозначными словами, и научиться их различать и употреблять в речи). - Мы их выполнили? (Да) Молодцы, ребята.

Слова, которые имеют одно значение-однозначные.

Слова, которые имеют два и более значений-многозначные

В толковых словарях.

Формирование уменения обобщать знания, делать вывод.

Слайд 11. Вывод по уроку.


8.Рефлексия - Ребята, и вот, совершив увлекательное путешествие по «Стране слов» на нашем сказочном паровозике, мы прибываем к конечной остановке. Эта станция называется «Школа». - С какой новой темой мы познакомились на уроке? (Однозначные и многозначные слова). - Кто хорошо понял эту тему? (Поднимите сигнальные карточки) - Кому нужна помощь? (Сигнальные карточки) - Оцените свою работу на уроке. (Поднимают карточки со знаками).


Самооценка учащихся:

осознание своих возможностей в учении; формирование способности адекватно судить о своих возможностях.

Слайд 12. VI остановка - Станция «Школа».



Слайд 13. «Удачи вам».

© 2010-2022