• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Интегрированный урок по литературному чтению, изобразительному искусству и музыке в 3-м классе по теме «О весна, без конца и без края…» по УМК «Планета знаний»

Интегрированный урок по литературному чтению, изобразительному искусству и музыке в 3-м классе по теме «О весна, без конца и без края…» по УМК «Планета знаний»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Интегрированный урок по литературному чтению, изобразительному искусству и музыке

в 3-м классе по теме «О весна, без конца и без края…»

по УМК «Планета знаний»


Разработала: учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории,

МБОУ СШ № 20,

Г. Дзержинск, Нижегородской области,

Кистанова Марина Федоровна

2015 год

Урок разработан в свете требований ФГОС. Рассмотрены вопросы развития у обучающихся универсальных учебных действий, обеспечивающих реализацию требований стандарта к личностным и межпредметным результатам освоения основной образовательной программы, системно-деятельностного подхода, духовно-нравственного развития и воспитания. Идеи интегрированного обучения особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, новыми технологиями, учебно-методическим обеспечением, даёт возможность младшим школьникам воспринимать предметы и явления целостно, разносторонне, системно и эмоционально.

Цель урока: формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Задачи урока:

Личностные

  • учить находить красочные средства изображения, воспитывать чувство прекрасного;

  • учить выражать настроение с помощью цвета; развивать зрительную память , творческое воображение и образное восприятие мира;

  • формировать чувство неразрывной связи человека с природой, бережного отношения к ней;

  • анализировать свои чувства, переживания в процессе восприятия музыки, живописи и литературы;

  • проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала;

Регулятивные

  • определять цель учебной деятельности, соотносить свои действия с поставленной целью;

  • оценивать собственную успешность в выполнении заданий;

Познавательные

  • ориентироваться в учебнике;

  • ввести учащихся в мир образного языка искусства, показать взаимосвязь уроков литературного чтения, изо и музыки;

  • познакомить детей с музыкальными и художественными средствами выразительности, которые используют авторы при изображении природы в музыкальных и художественных произведениях;

  • самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

  • анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные

  • читать вслух и про себя текст учебника;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого;

  • совершенствовать навык работы в группах, развивать интерес к данному виду работы. Формировать навыки сотрудничества в совместной работе.

Методы обучения: словесный, наглядный с использованием ИКТ

Оборудование: компьютер, учебник, музыкальное сопровождение, репродукции художников по теме «Весна», карточки с заданиями, карточки

настроения, краски, кисти, стаканчики для воды

Планируемые результаты достижения учащихся: учиться воспринимать красоту весны средствами музыки, искусства и литературы

Ход занятия.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мобилизующая часть урока.

-Ребята, давайте подарим друг другу наши улыбки.

- А с каким настроением вы пришли сегодня на занятие?

(Выберите карточку- настроения)

- Я вижу настроение у вас хорошее. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и скажем: «Всем, всем доброе утро!»

- Желаю всем нам на весь урок хорошего настроения и успехов!

- Начинаем с речевой разминки:

«Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать,

Все правильно и внятно,

Чтоб было все понятно!»

- А сейчас проговорим чистоговорку:

Ло-ло-ло - на улице тепло

Ко-ко-ко-солнце светит высоко

Ра-ра-ра- рада солнцу детвора

Пель-пель-пель- на дворе звенит капель

На -на-на - к нам пришла уже весна

- На дворе трава, на траве дрова.

Дети показывают цветной карточкой свое настроение

Дети хором говорят девиз

Введение в тему







Сообщение темы урока



Работа в 2 группах

- На нашем занятии сегодня мы будем одновременно работать сразу по трем учебным предметам: литературному чтению, изобразительному искусству и музыке потому, что их объединяет одна общая тема.

(На доске появляется картина И.Левитана «Март»)

- Эпиграф нашего урока

«Я русский человек, и русская природа

любезна мне и я её пою»

В.Гусев

- Эти слова принадлежат поэту Виктору Гусеву, целиком можно отнести к русским писателям, художникам и композиторам, которые отображали в своих произведениях яркие картины русской природы.

( Включаю музыку П.И.Чайковского «Апрель»)

и на фоне музыки зачитываю загадки и показываю

репродукции)

-Я приглашаю вас в гости, а вот к кому закончите фразу хором и тогда поймете:

-Если речка голубая пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая,- значит к нам пришла…

-Если снег везде растаял, и трава в лесу видна,

И поёт пичужек стая - значит, к нам пришла…

-Если солнце разрумянит наши щёки докрасна,

Нам ещё приятней станет - значит, к нам пришла…

- Вы догадались, какая тема будет объединять наши три учебных предмета?

- какие признаки и приметы весны вы услышали в загадках и увидели на картинах?



- А может кто-то знает кто автор этой музыки?

(На слайде портрет П.И.Чайковского)

-Так о чем бы вам хотелось поговорить сегодня на нашем занятии?

- А как раньше на Руси люди звали весну?

- У вас на столах лежат желтые конверты

( вам нужно собрать песню-закличку и позвать весну своей группой)

1 группа

Жаворонки-жавороночки!
Перепелки-перепелочки!

Прилетите к нам,
принесите нам

весну теплую,
лето плодородное

Весну с дождем,
лето с травами.

Весну с солнышком,
лето с зернышком

2 группа

Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!

Приди скорей,
Согрей детей!

Приди к нам с радостью!
С великой милостью!

С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!

- Назовите весенние месяцы. Всегда ли месяцы имели эти названия?



Весна

Весна

Весна

Теме весны

  1. речка пробудилась

  2. снег растаял

  3. трава в лесу появляется

  4. ярко светит солнце

  5. появляются первые цветы

  6. на деревьях появились почки

  7. из теплых стран возвращаются перелетные птицы и т.д.

1)Весна - это пора обновления не только в природе, но и в душе человека.

2)С приходом весны у людей появляется вера и надежда на что-то лучшее

3) А я всегда жду весну с нетерпение потому, что весна-это волшебное время года. Мне нравятся весенние краски голубой лазури и пение птиц, цветение в нашем саду яблонь и вишни. Она яркая и разноцветная.

- А я услышала весну в музыке, которая звучала… ( это звон капели, воздух, наполненный звуками весны, пробуждение природы от зимнего сна, даже звук легкого ветерка)

(П.И.Чайковский)

о весне, об изменениях в природе, о цветах, о солнце

- Специальными песнями-закличками. Люди считали, чтобы пришла весна, её нужно, обязательно, позвать, попросить прийти, выкликнуть.

Дети работают в группах и рассказывают свою песню




Март, апрель, май

-Нет, раньше на Руси месяцы имели другие названия. (Дети рассказывают о месяцах)

Март

Зимобор - побеждающий зиму, открывающий дорогу весне и лету.

Протальник - в этом месяце начинает таять снег, появляются проталины, капель.

Березол - брали сок из берез

Апрель

Снегогон - ручьи бегут, унося с собой остатки снега.

Цветень - ведь именно в апреле начинают зацветать первые деревья, расцветает разными красками весна.

Май

Травень - буйство трав и зелени. Природа расцветает, зеленеет трава.

Работа с картиной И.Остроухова «Ранняя весна»

Работа с книгой

- Рассмотрите картины А.Куиджи и И. Остроухова «Ранняя весна»

- какие чувства вызвали у вас эти картины?

- есть ли в них что-то общее?

- а чем они отличаются?

-Многие писатели, художники и композиторы с нежностью воспевали это время года. Они посвятили свои произведения описанию пробуждения природы.

- А сейчас обратимся к творчеству М.М.Пришвина.

-Знакома ли вам эта фамилия писателя?

-что вы можете рассказать об этом человеке?

-А сегодня мы познакомимся с его рассказом «Лесная капель»

- Попробуйте по заголовку спрогнозировать, о чем пойдет речь в рассказе.

Высказывания детей

- У художников разное восприятие природы

Дети рассказывают о жизни писателя

Работа в группах

1 группа - подобрать синонимы к словам, если испытываете сложность можно обратиться к словарику.

Наблюдать,восхищаться, напрягаться, шептать.

(проверка фронтально)

2 группа - подобрать антонимы

Появились,чудесные, раскрылись, прозрачные.

(проверка фронтально)

У детей 1 группы карточка со словами

У детей 2 группы карточка со словами

Работа с текстом

- Чтение рассказа подготовленными детьми с. 38-39

- какие чувства вызвал у вас рассказ М.Пришвина?

- совпали ли ваши прогнозы с содержанием рассказа?

- какие картины вы представили во время чтения?

- какие выразительные средства использовал автор, чтобы описать весну?

- Что такое олицетворение?

- Найдите в тексте олицетворение, зачитайте.

- какой отрывок в рассказе вам понравился больше всего?

- прочитайте этот отрывок так, чтобы слушателям показалось, что они сами находятся в весеннем лесу и все сами видят и слышат

Чтение вслух


Составление синквейна

- А теперь я вам предлагаю самим побывать в роли писателей.

- Составьте синквейн на тему «Весна»

- кому сложно одному объединитесь в пары.

1 слово - заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)

2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?)

3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?)

4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.

1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)

Дети индивидуально или в парах составляют синквейн на тему «Весна»

- В заключение занятия можно сказать, что весна у каждого человека вызывает свои эмоции и чувства.

-Покажите с какими цветами красок ассоциируется ваша весна.

- Объясните в своих группах, почему вы именно эти цвета взяли?


- Поднимите свои стаканчики.

-Вот с таким ярким настроением мы и закончим наше занятие.

- А сейчас покажите карточкой настроение, которое у вас после нашего занятия.

- Всем спасибо.

- Дети смешивают краски в воде

1) краски яркие, сочные, птицы поют звонко свои песни, возвещая нам о теплых деньках

2) весна-ассоциируется с новым этапом жизни, радостью, молодостью, свежестью

3) с распускающимися листочками, бело-розовыми цветами вишни, первыми подснежниками

4) Какого цвета весна? Сразу и не ответишь. Она у нас разноцветная. Есть что-то очень яркое, а есть что-то в цвете скромное, ответить очень сложно, но у каждого она своя.


© 2010-2022