• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Интегрированный урок в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа». Интеграция предметов: окружающий мир, технология, математика

Интегрированный урок в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа». Интеграция предметов: окружающий мир, технология, математика

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа». Интеграция предметов: окружающий мир, технология, математика.

Тема: как помочь птицам зимой.

Цель: формирование у учащихся целостного представления о зимующих птицах посредством интеграции знаний в области естествознания, технологии и математики.

Задачи:

Образовательные: обобщить жизненный опыт учащихся о зимующих птицах; сформировать представление о взаимосвязи между природой и человеком; познакомить с многообразием видов зимующих птиц; рассмотреть виды корма для зимующих птиц.

Развивающие: активизировать развитие внимания, памяти, воображения; стимулировать развитие коммуникативной и кооперативной компетенций.

Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к природе посредством посильной помощи людей зимующим птицам; содействовать воспитанию любознательности, творческой активности, стремления познавать новое, расширению кругозора и сознания связи обучения с жизнью; воспитывать культуру учебного труда.

Оборудование: рисунки с изображениями зимующих птиц; аудиозапись голоса птиц; корм для зимующих птиц; костюмы птиц для сценки; бросовый материал - пустые коробки (из под сока, молока), длинный шнурок, ножницы; образец кормушки, изготовленный учителем.

Ход урока:

1. Вводно-мотивационный этап (слайд 1 и 2).

- Сегодня мы отправляемся в путешествие по зимнему лесу, поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму (слайд 3).

- Как называют таких птиц? (Зимующие птицы)

- Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Они создают красоту природы, являются санитарами леса, способствуют размножению растений)

2. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического и учебного материала.

2.1. Работа по учебнику (с. 38-39) и слайду 3 на доске.

- Кто такие «братья наши меньшие» и как мы можем им помочь зимой? (Это птицы и другие животные. Зимой птиц надо подкармливать, устраивать птичьи «столовые»)

- Рассмотрите центральный рисунок.

- Назовите птиц, которые здесь изображены, сравните со слайдом на доске.

-Обсудите в парах: какие птицы живут в нашем крае постоянно?

- Какие птицы прилетают на зимовку? Подготовьте согласованный ответ (слайд 3).

- Где ночуют птицы? Как ведут себя во время морозов? (Птицы нахохливаются). (Слайд 4).

- Почему же это происходит? Птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно, птицы поднимают перья и толщина «воздушной шубы» увеличивается.

-Если бы у вас были перья, покажите, как бы вы нахохлились.

«Можно долго идти зимой по лесу и не услышать ни одного голоса, а потом на опушке встретить целую стаю синиц. Будут слышны тихие, неясные писки, и вдруг вырывается громкое гнусавое «хеее» - это синица-гаечка, непременный участник смешанных синичьих стай. Если рядом держится поползень, то время от времени он будет подавать звучное «теть...теть...теть…»

- Многие зимующие птицы не доживают до весны. Как вы думаете почему?

Рефлексия: Если мы будем подкармливать их зимой, то спасем им жизнь.

2.2. Сценка «Репортаж с лесной опушки».

- Сейчас мы услышим «репортаж с лесной опушки», где собрались ее обитатели(слайд 5).

«Птицы» сидят кружком. Звучит запись «Голоса птиц».

- Первая птица, у которой я взяла интервью, сидела на стволе дерева. Она была очень красивая: перья красные, желтые, черные и белые. Клюв у птицы прямой, граненый и очень красивый.

Дятел встает и проходит перед ребятами, давая им возможность полюбоваться разнообразием красок своего костюма.

Дятел. Хоть я не молоток - по дереву стучу;

В нем каждый уголок обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.

Учитель. Кто же это, ребята? Вы догадались? (Это дятел.)

Дятел. Правильно, ребята.

Учитель. Судя по окраске, вы большой пестрый дятел. Какое разнообразие красок в вашем костюме! Вряд ли у кого найдешь такое сочетание. Это о вас говорят: «Дятел - лучший друг леса», вас ласково зовут Тук Тукич, о вас складывают загадки, например: «Не дровосек, не плотник, а лучший в лесу работник»…(слайд 6)

Дятел. Да, это обо мне. Вся жизнь моя проходит на деревьях. Здесь я добываю себе корм из-под коры деревьев, так как пищей мне служат личинки жуков и насекомых, живущие в коре и древесине. Достаю я их своим тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 см. Язык у меня липкий и имеет на конце маленькие шипики. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо «нанизываются» на его конец. Питаюсь я также и семенами хвойных деревьев.

Ноги у меня приспособлены к лазанию по стволам деревьев. Пальцы на ногах имеют острые когти и расположены не так, как у других птиц. Два пальца направлены вперед, а два - назад. Это помогает мне прочно держаться за кору деревьев.

Учитель. Как внимательный врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он еще и плотник. (слайд 7). За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, и его дупла служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, горихвостки, синицы и многие другие очень полезные птицы.

Дятел. А что вы знаете, ребята, о моих «кузницах»? (Они расположены на пнях. Вы закладываете шишку в щель и разбиваете ее.)

Дятел. А как можно найти эти «кузницы» в лесу? (Вокруг пня, где расположена ваша «кузница», очень много пустых шишек.)

Звучит запись «Голоса птиц».

Учитель. А кто это так бойко перескакивает с одного сучка березки на другой? Кто это выводит протяжно и звонко в солнечный полдень свою песенку: «синь-синь-синь»? Прислушайтесь...

Синичка. Скинь кафтан, скинь кафтан.

Пусть я птичка-невеличка.

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда!

Учитель. Ребята, вы узнали эту птицу? (Это синица). (Слайд 8).

Синичка. Меня можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках, я маленькая, как воробышек. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Место для гнезда я выбираю в гнилом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником - дятлом. Зимой охотно поедаю семена ели, сосны и других растений.

Учитель. Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перекочевывают ближе к селениям и городам. Синицы часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало. Зимой трудно найти синицам пищу, поэтому надо устраивать для них «столовые». К кормушке, куда насыпают сухой паек, можно привязывать и кусочки сала.

Учитель. Ребята, а как зовут эту птицу?

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют,

Гусениц мороженых яблоки клюют(слайд 9).

Дети. Снегирь.

Снегирь. Я снегирь. Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красной грудке. Я частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно мое имя связано с первым снегом. Посмотрите, какой у меня толстый черный клюв. Им я вылущиваю семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю я семена ольхи и березы. Голос у меня скрипучий - «жи-ши», но вместе с тем я издаю и мягкие звуки «фю-фю» («фьи-фьи»).

Учитель. А что это за стайка маленьких сереньких птичек сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод: «чуть-жив, чуть-жив»? (слайд 10).

Воробей. Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха - и тепло ей под пухом и перьями. Вы думаете, воробьи - ненужные птицы? Нет, мы главные защитники-сторожа городских парков и садов. Свое многочисленное потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку.

Учитель. Спасибо вам, птички! Много интересного вы рассказали нам о своей жизни зимой. Что вы можете пожелать ребятам?

Рефлексия: Синица. Не забывайте о нас, ребята, зимой. Устраивайте для нас птичьи столовые. Помогайте нам пережить трудное зимнее время. А мы привыкнем к вашей кормушке зимой и не улетим от вас весной в лес.

Физкультминутка «Ворона».

Особа всем известная,

Она крикунья местная.

Увидит тучку темную -

Взлетит на ель зеленую

И смотрит, словно с трона,

А кто она?

Ворона.

2.3. Игра «перелетные и зимующие птицы».

Учитель. А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Она называется «Перелетные и зимующие птицы». Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх. Если я назову зимующую птицу, то вы должны присесть. Учитель называет птиц - скворец, синица, сорока, журавль, дятел, ворона, ласточка, сорока, дикая утка, снегирь.

2.4.Птичьи задачи.

- А теперь, ребята, решите наши птичьи задачки:

1)Пять ворон на крышу сели,

Две еще к ним прилетели.

Отвечайте, быстро, смело,

Сколько всех их прилетело,

На кормушку нашу село? (7) (Слайд 11).

Работа в тетрадях по математике.

1)Сколько граммов сала потребуется синичке на 5 дней, если в день она съедает 2 г сала? (записать в тетради 2+2+2+2+2=10)

2)За один день снегирь съедает 10 ягод рябины. Сколько ягод нужно 5 снегирям на день? (10+10+10+10+10=50)

3)Из геометрических фигур выложите на партах птицу. (составляют птицу, называя при этом каждую часть).

Работа в парах. (Какую? По желанию учащегося. Геометрические фигуры лежат в конвертах на партах). Какие фигуры использовали в работе? Расскажите соседу по парте какие использовали фигуры.

Рефлексия:

- Что нового вы узнали о зимующих птицах?

- В каких областях жизни вы столкнулись со знаниями о зимующих птицах? Физкультминутка «Сороки и воробьи». 2.5.. Работа по слайду 12 на доске «Корм для птиц». - Рассмотрите рисунок на слайде. Какой корм едят зимующие птицы? (Ответы детей.)

- Для различных видов птиц нужны различные корма. ( слайд 12).

  • Клесты питаются только сосновыми или еловыми семенами.

  • Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток.

  • Семена полсолнечника едят почти все птицы, и в первую очередь синицы и поползни.

  • Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней.

  • Пшено и просо - любимая еда овсянок и воробьев.

  • Ягоды рябины и калины - любимая пища снегирей и свиристелей.. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам

  • Сырое сало - превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.

Рефлексия:

-Чем питаются птицы в зимнее время?

3. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

3.1. Игра «Определи корм» (слайд 12).

- Вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим.

С завязанными глазами ученик должен определить корм и вспомнить, кто им питается. В игре участвуют 4-6 человек.

Рефлексия:

- Молодцы, ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц какой корм любит.

3.2.Изготовление кормушек для птиц.

-А сейчас мы изготовим простейшую кормушку из бросового материала для наших пернатых друзей. (Показ образца).

-Какие материалы и инструменты нам потребуются? (пустая коробка из-под сока или молока, длинный шнурок, ножницы). (Повторение правила техники безопасности при работе с ножницами) (слайд 13).

- Острым концом ножниц проделайте отверстие в одной стенке коробки. Вырежьте почти всю стенку в виде прямоугольника, оставляя небольшой порожек внизу, чтобы корм не выдувало ветром. Проделайте в верхней части четыре отверстия острым концом ножниц. В отверстия проденьте шнурок и завяжите его в единый пучок (показ учителя), так, чтобы кормушку можно было подвесить.

Рефлексия:

Повесьте кормушку около дома и не забывайте периодически наполнять ее!

4.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков ( применение в собственной деятельности).

4.1.Проектное задание:

1)Придумайте разные формы кормушек для птиц, обитающих в лесу.

2)Проведите наблюдение за кормушкой:

а) Определите всех птиц на кормушке и подсчитайте количество птиц каждого вида.

б) Выясните, какие птицы какой корм поедают.

в) Выясните, каковы взаимоотношения птиц на кормушке.

3)Придумайте загадки о зимующих птицах.

4)Составьте меню для птиц.

(Памятку с заданием выдать каждому учащемуся).

5. Итог урока. Рефлексивно - оценочная часть.

Тест:
1.Какое дерево кормит зимой белку, клеста и лесных мышей?
а) клен б) береза в) липа г) ель

2.Какое дерево кормит зимой снегирей и свиристелей?
а) ель б) сосна в) рябина г) дуб

3.Какая птица любит кусочки сала?
а) ворона б) сорока в) синица
4.Какой корм могут найти птицы зимой?
а) ягоды рябины б) семена подсолнечника в) хлебные крошки г ) желуди

- Какой этап урока вам больше запомнился и почему?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Назовите зимующих птиц. Какой корм им необходим?

- Какую помощь зимой люди могут оказать птицам?

Литература:

  • Учебник: О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов: «Окружающий мир 1 класс.» (Текст): / Москва, Академкнига/Учебник. 2011. - 80с.

  • Чуракова, Р. Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе (Текст): / Р. Г. Чуракова.- 3-е изд.. - М. :Академкнига/Учебник, 2011. - 112с.

  • Сергеева, Т. Ф. Система работы с одаренными детьми: теория и практика (Текст): / Т. Ф. Сергеева, Н. А. Пронина, Е. В. Сечкарева. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 284с.

  • Электронное пособие "Окружающий мир. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Перспективная начальная школа"",разработанное в соответствии с учебниками:
    1. Федотова, О. Н. Окружающий мир. 1 кл. : учебник / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М. : Академкнига/Учебник, 2010.



© 2010-2022