Методическая разработка. Проект. Первая ступенька Направление - здоровьесбережение

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бюджетное образовательное учреждение « Тарская средняя общеобразовательная школа №4 им. Героя Советского Союза адмирала флота Н.Г.Кузнецова»

Тарского района Омской области

















«Современный классный руководитель - 2015»

Номинация «Проект как современное средство организации воспитательной деятельности»











Тара - 2015.



Методическая разработка.

Методическая разработка.Проект. Первая ступенька Направление - здоровьесбережение.













Проект

«Первая ступенька»

Чередова Э.Э. -учитель начальных классов.

Классный руководитель 3 «б» класса.

Педагогический стаж - 17 лет.

Участник Всероссийского конкурса «Учитель года» - на муниципальном уровне, номинация «Педагогический поиск и творчество»

Награждена Почетной Грамотой Министерства образования Омской области

Соавтор программы ЛДП «Морская регата» - занявшей I место в Областном конкурсе программ. «Лагерь - территория здоровья».

Содержание

1.Актуальность……………………………………………………………….4

2.Цели и задачи………………………………………………………………5

3. Участники проекта………………………………………………………..5

4. Предполагаемый результат……………………………………………….6

5. Основные этапы реализации проекта………………………………..6 -14

6. Критерии оценивания деятельности в рамках реализации проекта…..14

7.Справка о реализации проекта……………………………………………17

8. Литература………………………………………………………………..19

9.Приложения



Актуальность.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. По данным НИИ педиатрии:

  • 14 % детей практически здоровы;

  • 50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;

  • 35 - 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.

Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашего проекта мы определили заботу о сохранении здоровья обучающихся. Проектная работа проводилась под девизом : «Я, ты он она: мы - здоровая страна».

Тип проекта: практико-ориентированный, краткосрочный(1 год)

Цель проекта - формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.

Задачи:

  • Формировать у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочную деятельность системы знаний о здоровьесбережении, мотивации на сохранение здоровья .
  • Создать информационный банк о состоянии здоровья школьников.

  • Вести просветительскую работу с обучающимися, родителями.

  • Построение учащимися индивидуальных образовательных маршрутов (программ) здоровьесбережения
  • Создать систему мониторинга состояния здоровья воспитанников .
  • Создать условия для выбора вида спорта.

Участники проекта.

Предполагаемый результат:

  • Снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями

  • Повышение уровня физической подготовки школьников

  • Повышение уровня знаний по вопросам здоровьесбережения

  • Повышение приоритета здорового образа жизни.

  • Определение учащихся в выборе вида спорта

  • Построение учащимися индивидуальных образовательных маршрутов (программ) здоровьесбережения(приложение 7)

Оценка результатов проводилась :
• путем сравнительного анализа данных, полученных на начальном этапе и в конце реализации проекта;
• путем анкетирования родительской общественности, опроса учащихся

• посредством анализа сведений о количественных и качественных характеристиках мероприятий, проводимых в рамках проекта;
Основные этапы реализации проекта.

Проект, реализуемый на протяжении одного года, предусматривал несколько этапов.

I .Целью подготовительного этапа являлась исследование профессиональных возможностей педагогов, знаний, умений, навыков воспитанников, педагогической просвещенности и культуры здорового образа жизни родителей. Работа на данном этапе строится по трем направлениям.

Для того чтобы выяснить, в какой форме находятся сами педагоги, проводится анкетирование. (приложение 1) Также определяется уровень их знаний о способах приобщения школьников к здоровому образу жизни, создаются условия для изучения педагогами новых здоровьесберегающих технологий, формирования у них готовности и желания участвовать в проекте.

С целью получения данных об уровне знаний, умений, навыков и состояния здоровья воспитанников проводится соответствующий мониторинг, диагностика знаний о здоровьесбережении, в т. ч. в форме интервью (приложение 4)

Анкетирование родителей позволяет установить, какое место занимает физкультура в семье, определить потребность взрослых в приобретении навыков оздоровления. Основная задача педагогов в ходе взаимодействия с родителями на данном этапе - формирование положительного отношения к сотрудничеству.

II .Целью практического этапа является привитие детям и родителям навыков укрепления и сохранения здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни, повышение уровня оздоровительной работы в школе и дома. Работа с педагогами на данном этапе строится в микрогруппах: обсуждаются и разрабатываются сценарии проведения Дней и Недель здоровья, планируется деятельность по организации интегрированных мероприятий, творческой лаборатории, организуются мастер-классы и др. Все это способствует повышению мотивации и профессионализма педагогов в области оздоровительной деятельности.(таблица 1)

Для расширения знаний и умений воспитанников, поддержания интереса к занятиям по физической культуре, снижения заболеваемости среди школьников реализуется модель двигательного режима в течение дня, проводятся туристические походы, соревнования и спортивные праздники.

Родителям предлагаются физкультурные занятия-практикумы, консультации, беседы, участие в совместных мероприятиях. Мамы и папы являются активными участниками спортивных праздников и развлечений. Данная работа позволяет обмениваться лучшим опытом семейного воспитания.

III .Цель оценочного этапа - анализ эффективности реализации проекта путем определения состояния здоровья школьников , сформированности мотивации к здоровому образу жизни детей и родителей.

На данном этапе были разработаны методы оценки уровня знаний в рамках проекта, организован обмен опытом между его участниками. Анализу полученных результатов посвящен итоговый педсовет. Кроме того, проводились сравнительные диагностики знаний, умений и навыков воспитанников, обсуждались итоги мониторинга состояния здоровья. Все это способствовало созданию инновационной модели сотрудничества.

Родители приглашались к участию в итоговых физических занятиях-практикумах, семейной спартакиаде и подведению итогов межсемейных проектов.

Этапы реализации проекта «Первая ступенька»

Таблица1.

Формы работы

С педагогическим коллективом

С учащимися

С родителями

Подготовительный этап «Давайте познакомимся» (сентябрь-октябрь)

Анкетирование «Самооценка личностного здоровья педагога»

Мониторинг физического развития детей на начало учебного года

Создание коммуникативной модели «Вы спрашивали - мы отвечаем»

Изготовление наглядных пособий по ЗОЖ

Исследование мотивов двигательной активности и эмоционального отношения школьников к физической культуре

Беседа «Горячее питание - залог здоровья».

Мастер-классы тренеров спортивной школы

Составление паспорта здоровья.

Встреча с тренерами спортивной школы.

Конкурс «Наши изобретения» (изготовление нестандартного оборудования)

Мастер-класс «Подвижные игры на свежем воздухе»

Интервьюирование «Где прячется здоровье?»

Консультация для родителей на тему «Движение и речь - взаимосвязь при формировании основ здоровья»

Беседа «Здоровье и болезнь»

Родительское собрание «Растим детей активными, ловкими, жизнерадостными»

Практический этап «Учимся, играя» (ноябрь-апрель)

Индивидуальная работа с педагогами спортивной школы по подготовке и проведению совместных мероприятий.

Систематическое выполнение упражнений для глаз, осанки(на уроках физической культуры ), пальчиковая гимнастика.

Телепередача «Виды спорта!» (физкультурно-познавательное мероприятие)

Работа по системе «Телефон доверия» (установка ящика для приема анонимной информации и стенда ответов на поступившие обращения)

Мастер-класс «Подвижные игры на уроках физической культуры»

День здоровья «Калейдоскоп здоровья»(интегрированное физкультурно-оздоровительное мероприятие, с элементами оздоровительного тренинга)

Выставка рисунков «Рисуем вместе ЗОЖ»

  • Консультации «Здоровьесберегающие технологии и их применение в педагогическом процессе»

  • «Личностно-ориентированная модель взаимодействия при формировании физических качеств ребенка»

  • «Организация системы работы по формированию основ здорового образа жизни в системе «семья-школа»

  • «Интегрированные занятия - новый подход в решении задач по оздоровлению детей»

Праздник «Здоровая семья - здоровая страна»

(спортивный праздник с участием родителей)

Занятия по физической культуре и развлечения с участием родителей:

  • Мама, с папой в мире спорта

  • Тематическая неделя «В здоровой семье - здоровый ребенок»

  • Праздник «Навстречу спорту»

  • Посещение спортивных соревнований проходящих на стадионе, ледовой арене.

Мозговой штурм «Здоровый образ жизни в школе!»

Реализация модели двигательного режима в течении дня

Оформление информации на папках-передвижках и стендах

Педагогическое многоборье

«Здоровье - высшая ценность человека»

Профилактические мероприятия (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, осанки)

Фотоконкурс «Красота в движении - здоровье с детства»

Дискуссия «Из опыта работы» по направлению «Игровые обучающие ситуации - способ расширения и закрепления знаний школьников по проблеме проекта»

Конкурс рисунков «Здоровье глазами ребенка»

Межсемейные проекты: «Мой вид спорта самый лучший…»

Подготовка серии видеоконсультаций по вопросам развития ребенка и оптимизации двигательной деятельности детей

Туристические походы

Информационная корзина, памятки

Игровой стретчинг «Правила Здоровья»

Тренинг по вопросам закаливания и оздоровления детей

Праздник совместно с папами, посвященный празднованию 23 февраля «Бравые солдаты»

Семинар-практикум «Игра средство воспитания и развития ребенка»

Заседание круглого стола «Я хочу заниматься ….!»

Реклама вида спорта.

Фоторепортаж «Играем дома»

Комплекс интегрированных занятий:

- «Где прячется здоровье?»

- «Как устроено тело человека?»

- «Витамины и полезные продукты?»

- «Как работает сердце человека?»

- «Личная гигиена».

Консультации и беседы (индивидуальные и групповые) позволяющие корректировать работу по оздоровлению детей, получать вовремя информацию по проблемам семьи в области здоровья:

  • «Здоровье школьника в современном мире»

  • «Загородные прогулки и походы»

  • «Наши привычки - привычки «наших детей»

  • «Как уберечь ребенка от травм»

Акция «Сохраним здоровье сами» ко Всемирному дню здоровья.

Оценочный этап «Наши результаты»

Разработка методов оценки уровня знаний детей.

Сравнительная диагностика знаний, умений и навыков детей. Дневник здоровьесбережения.

Показательные выступления детей.

Анкетирование

Обмен опытом работы участников проекта

Подведение итогов мониторинга состояния здоровья детей

Родительское собрание по теме «Здоровая семья -здоровая страна»

Итоговое заседание с рефлексией деятельности

Выражение благодарности педагогам спортивной школы.

Исследование занятости учащихся видами спорта.

Выражение благодарности родителям, внесшим большой вклад в реализацию проекта

Критерии оценивания деятельности в рамках реализации проекта.

  • устойчивость интереса, который проявляется к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;

  • самостоятельность проявления здоровьесберегающей компетентности в разных видах детской деятельности и поведении;

  • осознание себя, своих желаний и потребностей, стремление к самооценке;

  • направленность на выполнение элементарных трудовых процессов, полезных для здоровья, его укрепления и сохранения;

  • применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в жизни;

  • актуализация здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в конкретной жизненной ситуации;

  • решение задачи, содействующее сохранению собственного здоровья;

  • самостоятельность решения.

Наличие выделенных проявлений в поведении ребенка свидетельствует о его правильном отношении к здоровью и здоровому образу жизни.

Высокий уровень. Ребенок проявляет интерес к здоровью, интересуется содержанием бесед, игр и других форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками, посвященных здоровью, здоровому образу жизни. Интерес проявляется как в организованных взрослым видах деятельности, так и в самостоятельной детской деятельности.

В ходе бесед и решений диагностических проблемных ситуаций и дидактических игр ребенок дает адекватные ответы и предлагает адекватные решения, удовлетворен предлагаемыми решениями. И решения, и ответы на вопросы ребенок готов прокомментировать, объяснить. Школьник обладает здоровьесберегающей эрудицией, в процессе взаимодействия со взрослым показывает глубину и полноту соответствующих знаний, умений, навыков.

Демонстрируемые ребенком знания, умения, навыки закреплены и отражаются в его опыте, самостоятельно проявляются в его поведении и жизнедеятельности. Не существует разрыва между знаниями, умениями, навыками и реальным поведением дошкольника. Возможно серьезное занятие выбранным видом спорта. Первые результаты.

Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к здоровью, интересуется содержанием бесед, игр и других форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками, посвященных здоровью, здоровому образу жизни. Интерес ребенка проявляется исключительно в организованных для него взрослым видах деятельности.

В ходе бесед и решений диагностических проблемных ситуаций и дидактических игр ребенок чаще всего дает адекватные ответы и предлагает адекватные решения. Допускает ошибки или решает некоторые задачи неадекватно, неадекватными способами, не всегда удовлетворен своими решениями. И решения, и ответы на вопросы чаще всего ребенок не готов прокомментировать, объяснить, испытывает затруднения.

Частично демонстрируемые ребенком знания, умения, навыки закреплены и отражаются в его опыте, проявляются в его поведении и жизнедеятельности самостоятельно и с помощью педагога. Но чаще всего знания, умения, навыки глубже, полнее и качественнее, чем реальное поведение дошкольника, имеют тенденцию не отражаться в нем (знаю, но не делаю; знаю, но не переношу в свою жизнь, не применяю в конкретных ситуациях).

Низкий уровень. Ребенок не проявляет интереса к здоровью, не интересуется содержанием бесед, игр и других форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками, посвященных здоровью, здоровому образу жизни, или имеет неустойчивый слабый интерес, который проявляется только в индивидуальном взаимодействии педагога с ребенком и требует постоянной активизации и направленности через специально организованные виды детской деятельности.

В ходе бесед и решений диагностических проблемных ситуаций и дидактических игр ребенок чаще всего дает неадекватные ответы и предлагает неадекватные решения. Допускает серьезные ошибки. И свои решения, и ответы на вопросы прокомментировать, объяснить отказывается.

Демонстрируемые ребенком неадекватные знания, умения, навыки закреплены и отражаются в его опыте, проявляются в его поведении и жизнедеятельности. Ребенок некомпетентен.

Справка о реализации проекта «Первая ступенька». Реализация проекта осуществлялась через решение комплекса задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Индекс здоровья учащихся в ходе реализации проекта не ухудшился. (приложение 2) это говорит о том, что работа по проекту не повлияла отрицательно на здоровье учащихся. Напротив, уровень заболеваний снизился от 36% до 17,3% от числа учащихся класса. Так же повысился уровень культуры здоровья учащихся - от 56% до 84%. Важную роль в укреплении здоровья детей играет рациональное питание. Охват горячим питанием школьников в классе составил 100%. В результате проекта были собраны диагностические игры, позволяющие изучить здоровьесберегающую компетентность детей школьного возраста. (приложение 5). В ходе реализации проекта была решена задача: - построение учащимися индивидуальных образовательных маршрутов (программ) здоровьесбережения; в настоящее время все учащиеся со второго класса привлечены к составлению индивидуальных образовательных программ, направленных на здоровьесбережение; в классе благодаря этому сформировалась благоприятная, комфортная для учащихся среда, наблюдается положительная динамика состояния здоровья учащихся. 10 человек из 26 сформировали устойчивый интерес к занятию шорт-треком.(тренер Хайдуков С.А) Быховцев Илья стал победителем, Афельд Илья - занял второе место в соревнованиях на приз Деда Мороза, проводимых администрацией спорткомитета г.Тара. Остальные ребята с большим удовольствием посещают занятия.(приложение 6) Все учащиеся класса принимают участие в конкурсах рисунков, плакатов на тему спорта и здоровьесбережения. В этом активно помогают родители.

Карасева София стала победительницей НОУ «Поиск» Муниципального уровня по теме : «Все ли вкусное - полезно?».

Таким образом, проект направлен на всех участников образовательного процесса - школьников, их родителей, педагогов , тренеров.

Реализация проекта осуществлялась в ходе разнообразных форм деятельности, как учебной, так и в системе дополнительного образования.

Результаты работы по проекту обобщались в ходе участия ребят в показательных выступлениях на родительских собраниях, соревнованиях.

Результаты проекта были заслушаны на педагогическом совете , результаты работы были одобрены и отмечены.



Литература:

  1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. - М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,

  2. Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,

  3. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.

  4. Давиденко Д.Н., Половников П.В., Глушков Ю.Ю. Здоровый образ жизни. - СПб.: 1996.

  5. Дик Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.

  6. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. -М.: ТЦ Сфера, 2006.

  7. Кривопаленко Е.И., Кучегура Л.А., Замотина Д.О. «Дневник здоровья» . - БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» - 2012.

  8. .Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. - Москва, Сфера, 2002.

  9. Интернет. источник irooo.omskedu.ru/forum

Приложение.1.

Анкета для родителей
"Какое место занимает физкультура в вашей семье"

  1. Ф.И.О., образование, количество детей в семье.
    _________________________________________________________________

  2. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?
    _________________________________________________________________

  3. Есть в доме спортивный снаряд? Какой?
    _________________________________________________________________

  4. Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? Какую?
    _________________________________________________________________

  5. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (Да, нет)

  6. Соблюдает ли ребенок этот режим? (Да, нет)

  7. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику?

  1. Мама (да, нет),

  2. папа (да, нет),

  3. дети (да, нет),

  4. взрослый вместе с ребенком (да, нет).

  5. Регулярно или нерегулярно.

  1. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)?

  2. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их. _________________________________________________________________

  3. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия? (Да, нет)

  4. Что мешает вам заниматься закаливанием детей дома? _________________________________________________________________

  5. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком? _________________________________________________________________

  6. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? (Да. Нет, иногда)

  7. Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых? (Да, нет, иногда).

  8. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:

  1. Подвижные игры

  2. Спортивные игры

  3. Настольные игры

  4. Сюжетно - ролевые игры

  5. Музыкально - ритмическая деятельность

  6. Просмотр телепередач

  7. Конструирование

  8. Чтение книг.



Приложение 2.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ УРОВНЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1 «б» класса


Август 2012 года

Группа

Количество уч-ся

I группа здоровья

16

II группа здоровья

7

III группа здоровья

3

IV группа здоровья

-

Индекс здоровья обучающихся 88,5%

май 2013 года

Группа

Количество уч-ся

I группа здоровья

13

II группа здоровья

10

III группа здоровья

3

IV группа здоровья

-

Приложение 3.

Уровень физической подготовленности учащихся 1 класса (7 лет)



Физические способности

Контроль-ные упражнения (тесты)

Уровень

Мальчики

Девочки

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1


Скоростные

Бег 30 м, сек

7,5

и выше

7,3-6,2

5,6

и ниже

7,6

и выше


7,5-6,4

5,8

и ниже

2

Силовые

Подтягива-ние из виса (м),

из виса лёжа (д), кол-во раз

1

и ниже

2-3

4

и выше


2

и ниже

4-8

12

и выше


3

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

100

и ниже

115-135

155

и выше


85

и ниже

110-130

150

и выше


4

Координа-ционные

Челночный бег 3х10 м, сек

11,2

и выше


10,8-10,3

9,9

и ниже

11,7

и выше


11,3-10,6

10,2

и ниже

Метание мяча в цель с 6 м из 5 попыток, кол-во попаданий

1

и ниже

2

3

и выше


1

и ниже

2

3

и выше


5

Гибкость

Наклон вперёд сидя на полу, см

1

и ниже

3-5

9

и выше


2

и ниже

6-9

12

и выше


6

Выносли-вость

6-минутный бег, м

700

и ниже



750-900

1100

и выше




500

и ниже

550-800

900

и выше


Прыжки через скакалку за 1 мин, кол-во раз

50

и ниже


55-70

75

и выше


70

и ниже


75-90

95

и выше


Ходьба на лыжах 1 км,


Без учёта времени




Приложение 4

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


1.ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ


Цель - изучить особенности ценностного отношения детей младшего и среднего дошкольного возраста к здоровью.

Для достижения обозначенной цели используется хорошо знакомая ребенку детская литература, например В. Берестов «Больная кукла», сказки К. И. Чуковского «Айболит», «Мойдодыр».

Примерные вопросы к ребенку,

1. Скажи, пожалуйста, тебе нравится сказка «Айболит» К.И.Чуковского? (Покажите ребенку книжку, дайте полистать и просмотреть иллюстрации.)

2. Кто твой любимый герой в этой сказке? Почему?

3. А если бы ты стал Айболитом и попал в сказку, чтобы ты делал? Для чего бы ты это делал?

4. Представь, что у Айболита в руках оказалась волшебная палочка, как ты думаешь, какие бы желания он загадал?

В ходе диагностики фиксируются высказывания ребенка, особенно важно обратить внимание на ответы, в которых ребенок совершает выбор (вопросы со 2 по 4). Собственно, он и становится показателем отношения дошкольника к здоровью, понимания ребенком его сущности и значимости для человека, его жизни.

Протокол.

Отношение ребенка (лет, мес.)

к здоровью и ЗОЖ (по материалам наблюдения)

Критерии

Проявляется

Не

проявляется

Проявляется избирательно

Примечания

Интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения

Удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры

Положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания

Интерес к самопознанию

Радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми

Удовлетворенность самостоятельными и совместными действиями и их результатами

Тенденции к самостоятельным проявлениям культуры здоровья

Отношение ребенка (лет, мес.)

к здоровью и ЗОЖ (по материалам наблюдения)

Критерии

Проявляется

Не

проявляется

Проявляется избирательно

Примечания

Устойчивость интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения

Самостоятельность проявления здоровьесберегающей компетентности в разных видах детской деятельности и поведении

Удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры, процессов самообслуживания; удовлетворенность результатами индивидуальных и совместных действий

Радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни

Осознание себя, своих желаний и потребностей, стремление к самооценке

Направленность на выполнение элементарных трудовых процессов, полезный для здоровья результат




ОПРОСНИК

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель опросника - изучить особенности представлений младших школьников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению.

Раздел 1. Строение человеческого тела

Цель - изучить особенности знаний детей о строении тела человека.

Учитывая возраст дошкольников, опрос проводится с использованием пособия «Человек». Пособие раскладывается на столе, ребенок приглашается в совместную с воспитателем игру. Диагностика проводится в индивидуальном режиме.

Вопросы .

Кто это?

Покажи, какие части есть у тела человека? Назови их («Что это?» - помогает воспитатель малышу).

Зачем человеку голова?

Что человек делает с помощью рук?

Что человек делает с помощью ног?

Зачем человеку туловище? Знаешь ли ты, что находится внутри туловища? Назови, пожалуйста (или «Давай наденем волшебные очки и посмотрим, что у нашего человечка находится внутри»).

Вопросы для детей среднего дошкольного возраста

Кто это?

Из каких частей состоит тело человека? Назови их, пожалуйста.

Как ты думаешь, у человека есть главные части тела? Какие, назови, пожалуйста. Почему эти части тела главные?

Может ли человек прожить без руки? А без головы? (Дополнительные вопросы, если ребенок испытывает затруднения.)

Для чего человеку нужны руки? Ноги? Туловище? Голова?

Что находится внутри туловища? Назови, пожалуйста, если знаешь.

Критерии оценки

1. Знание частей тела человека, их обозначение в слове, объяснение их назначения.

2. Адекватность ответа на вопрос.

3. Активность ребенка в диалоге, эрудированность.

Уровни знаний детей

Высокий: ребенок знает все части тела человека, правильно называет их и верно объясняет их назначение. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их, эрудирован.

Средний: ребенок называет части тела человека, объясняет их назначение, допуская при этом некоторые ошибки. Не всегда уверен в собственных ответах, испытывает определенные трудности.

Низкий: ребенок испытывает затруднения в назывании частей тела человека, часто ошибается, не может объяснить их назначения, отказывается отвечать или не отвечает на вопросы.

Раздел 2. Правила чистюли

Цель - изучить особенности знаний детей младшего и среднего дошкольного возраста о правилах здоровья (правилах личной гигиены).

В диагностике используются диафильмы - последовательные сюжетные картинки, на которых представлены алгоритмы умывания рук, ухода за ушами и кожей, бережного отношения к глазам.

Педагог приглашает ребенка в игру-беседу, которая проводится в индивидуальной форме, и предлагает ему рассказать, что он видит на картинках. Учитывая возраст детей, воспитатель создает привлекательную эмоциональную ситуацию для своего воспитанника, естественным образом вовлекая его в разговор.

Примерные вопросы по картинкам:

Что делает девочка?

Зачем она хочет помыть руки?

Зачем намыливать руки мылом?

Зачем вытирать руки?

Чем вытирает руки девочка?

А у тебя есть свое (личное) полотенце? Для чего оно тебе?

Далее педагог предлагает ребенку самостоятельно полистать диафильм «Правила чистюли: умывание рук» и ответить на дополнительные вопросы: «А ты это делаешь? Зачем ты это делаешь? Для чего?»

Критерии оценки

1. Знание правил личной гигиены, их уверенное обозначение в слове.

2. Целостность рассказа по картинке, знание алгоритма действий личной гигиены.

3. Обоснованность действий ребенка изображенного на картинке.

4. Соотнесение изображаемых действий на картинках с личным опытом (перенос).

Уровни знаний детей

Высокий: ребенок знает правила личной гигиены, правильно называет их и знает, как они совершаются. Понимает, зачем они нужны, объясняет, как и зачем совершает их в своей жизни. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их.

Средний: ребенок называет правила личной гигиены, объясняет их назначение, последовательность действий, допуская при этом незначительные ошибки. Не всегда уверен в собственных ответах, испытывает определенные трудности при ответах на вопросы, связанные с личным опытом.

Низкий: ребенок испытывает затруднения в назывании правил личной гигиены, часто ошибается, не может объяснить, зачем они нужны человеку, лично ребенку. Путается в алгоритме действий личной гигиены. Отказывается отвечать или не отвечает на вопросы.

Протокол наблюдения за проявлениями здоровье сберегающей компетентности детей младшего и среднего дошкольного возраста в повседневной жизнедеятельности.

Ф. И. О. ребенка

Культурно- гигиенические умения и навыки

Безопасность поведения на улице и в группе детского сада

Ситуации общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Ситуации, угрожающие собственному здоровью или

здоровью сверстников

1

2

Оформление протокола может происходить по каждому критерию отдельно. Для этого используйте условные обозначения, например первые буквы выделенных критериев и индекс его проявления:

  • применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в жизни - П+ или П-;

  • актуализация здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в

конкретной жизненной ситуации - дополнительный + или ?;

  • решение задачи, содействующее сохранению здоровья, - Р+ или Р-;

  • самостоятельность решения - С+ или С-.

Неоднозначное проявление критерия может сопровождаться значком «?», например П?, но обратите внимание, что неопределенность проявления может наблюдаться в отношении только первых двух критериев. Два последующих критерия или проявляются или не проявляются - промежуточного варианта быть не может!

Таким образом, наличие валеологической компетентности у ребенка сопровождается аббревиатурой П++Р+С+, некомпетентность - П-Р-С- или П??Р-С-

Для более детального изучения здоровье сберегающей компетентности детей младшего и среднего дошкольного возраста целесообразно использовать дидактические игры, направленные на решение ребенком игровых задач:

  • здорового образа жизни и безопасного поведения;

  • разумного поведения в непредвиденных ситуациях;

  • оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

С этой целью можно использовать такие игры, как «Я и мое тело», «Режим дня», «Правильная и здоровая пища», «Опасно - безопасно», «Опасное путешествие», «Волшебный светофор», «Берегите зубы» и др. Исходя из поставленных задач, педагог может самостоятельно перевести имеющиеся у него в профессиональном арсенале дидактические игры валеологического содержания в диагностический контекст.

Критерии к оценке здоровьесберегающей компетентности детей младшего школьного возраста:

  • применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в решении игровой задачи;

  • актуализация здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в

игровой ситуации;

  • решение игровой задачи, которое содействует сохранению здоровья;

  • автономность, самостоятельность решения.

Исходя из них, компетентному ребенку присуще самостоятельно применять здоровьесберегающие знания, умения и навыки в решении здоровьесберегающих задач. Решение задач носит здоровьесберегающий характер. Быстрота актуализации знаний свидетельствует об устойчивости здоровьесберегающей компетентности дошкольника.

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ЗДОРОВЬЕ

Вопросы по разделу «Строение человеческого тела»

Уровни представлений

1

2

Кто это?

Высокий (квадрат): ребенок знает все части тела человека, правильно называет их и верно объясняет их назначение. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их, эрудирован.

Средний(треугольник): ребенок называет части тела человека, объясняет их назначение, допуская при этом некоторые ошибки. Не всегда уверен в собственных ответах, испытывает определенные трудности.

Низкий (круг): ребенок испытывает затруднения в назывании частей тела человека, часто ошибается, не может объяснить их назначения, отказывается отвечать или не отвечает на вопросы

Покажи, какие части есть у тела человека? Назови их.

Зачем человеку голова?

Что человек делает с помощью рук?

Что человек делает с помощью ног?

Зачем человеку туловище? Знаешь ли ты, что находится внутри туловища? Назови, пожалуйста (или «Давай наденем волшебные очки и посмотрим, что у нашего человечка находится внутри а)

Вместо номера по списку можно вписать имя ребенка, с которым проводится беседа, а вместо графических символов можно использовать цветовые обозначения, например высокий уровень представлений - зеленый цвет, средний - синий, низкий - красный.





Приложение 5.

ОПИСАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИГР, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ИЗУЧИТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Диагностическая игровая ситуация «Правила чистюли»

Цель - изучить особенности компетентности детей младшего и среднего, старшего дошкольного возраста в решении задач, связанных с соблюдением культурно-гигиенических навыков и умений.

Содержание - две дидактические куклы - Тепа и Клеи а. Фотоальбом с пустыми кармашками, набор рисунков 9x13 или 10x15 см, отображающих Правила Чистюли (все известные ребенку культурно-гигиенические правила). Чем старше ребенок, тем больше изображений.

Например: ребенок чистит зубы утром, умывается, вытирается полотенцем, ребенок чистит зубы перед сном, полощет рот после еды, моет руки с мылом после прогулки, после посещения туалета, перед едой, принимает душ, моется в ванной с мылом и мочалкой, ухаживает за своим внешним видом, следит за прической, расчесывает волосы перед сном, пользуется носовым платком, ухаживает за своей одеждой и обувью, переодевается в домашнюю одежду, убирает в комнате, убирает игрушки в группе и др.

Ход диагностики.

Педагог приглашает ребенка в игру, разыгрывает перед ребенком сценку.

- Здравствуй!

- Здравствуй!

- Давай знакомиться. Как тебя зовут?

- Степа, но друзья называют меня просто Тепа.

- А я Клепа, но мама часто меня называет Чистюлей.

- Чистюлей? А почему?

- Потому что я люблю чистоту и порядок. Я всегда опрятная и аккуратная.

- Я тоже хочу быть как ты. Научи меня, пожалуйста!

- С удовольствием! Слушай и запоминай мои правила, Правила Чистюли. А чтобы ты лучше запомнил их, я сделаю для тебя фотоальбом моих правил.

Педагог предлагает ребенку сделать фотоальбом для Тепы, собрав его из предлагаемых рисунков, объясняя каждое правило. Важно, чтобы эту задачу ребенок выполнял самостоятельно, без помощи взрослого.

Все вопросы к ребенку следуют после выполнения задания. Правильность решения игровой задачи становится основным критерием компетентности ребенка.

Диагностическая игровая ситуация «Режим дня»

Цель - изучить особенности компетентности детей младшего и среднего, старшего дошкольного возраста в решении задач, связанных с соблюдением режима дня и верного последовательного соблюдения отдельных режимных моментов.

Содержание. Картинки с изображениями режимных моментов: ребенок готовится ко сну (расстилает постель, надевает пижаму); ребенок принимает пищу вместе с родителями; ребенок принимает пищу со сверстником за столом; ребенок на прогулке; ребенок читает, рисует, смотрит телевизор; ребенок проснулся после дневного сна; ребенок проснулся утром дома; ребенок идет в детский сад; ребенок умывается, причесывается; ребенок чистит зубы, вытирается полотенцем; ребенок делает зарядку; ребенок моет руки с мылом; ребенок одевается; ребенок раздевается; ребенок здоровается, приветствует родителей, сверстников. Можно дополнить данный список другими картинками. На картинках может быть изображен не один ребенок, а несколько детей (мальчик и девочка) в тех же ситуациях.

Ход диагностики.

Педагог предлагает ребенку поиграть с ним в игру. Карточки раскладываются произвольно на столе. Обязательно дается время для ознакомления ребенка с ними. Затем педагог просит ребенка выложить карточки в правильной последовательности: «Положи так картинки, как ты себя ведешь, когда приходишь в детский сад. Покажи, что ты делаешь дома с утра, когда просыпаешься». Обязательно помогайте ребенку уточняющими вопросами: «Это ты пришел с прогулки или собираешься на прогулку? А что ты делаешь после прогулки? Для чего мы это делаем?»

После того как картинки будут выложены в определенной последовательности, педагог просит ребенка рассказать, что делает мальчик или девочка в течение дня или в определенное время суток дома и в детском саду.

В диагностике детей младшего дошкольного возраста возможно использование не всех, а двух-трех последовательных картинок из набора. Например, ребенок моет руки с мылом, вытирает полотенцем, садится за стол обедать. Педагог просит ребенка расположить эти картинки в правильной последовательности и объяснить, что делает мальчик или девочка на картинках, почему именно в такой последовательности.

Важно, чтобы ребенок решил игровую задачу самостоятельно, все вопросы и комментарии следуют после выполнения задания. Правильность решения игровой задачи становится основным критерием компетентности ребенка.

Диагностическая игровая ситуация «Здоровые зубы»

Цель - изучить особенности компетентности детей дошкольного возраста в решении задач, связанных с соблюдением правил здоровья зубов, выполнением алгоритма ухода за зубами, профилактики зубных болезней.

Содержание. Игровое двухцветное панно красного и зеленого цветов (возможно в виде двухцветного дерева), набор карточек с изображениями вредных и полезных для здоровья зубов атрибутов и пищи, разнообразных ситуаций (возможно в виде листочков или яблок): зубная паста и щетка; щетки разных размеров; молоко и творог; фрукты; овощи; конфеты и шоколад; мороженое и горячий чай; ребенок, разгрызающий зубами орех; человек, открывающий бутылку зубами; чашечка с полосканием для зубов; жевательная резинка; витамины; улыбающийся ребенок, посещающий врача-стоматолога; расстроенный ребенок в кабинете у врача-стоматолога; зуб здоровый и зуб больной. Можно дополнить данный список другими картинками. На зеленой части панно располагается здоровый беленький улыбающийся зубик, на красной - грустный, со слезинкой больной зубик. Для детей младшего дошкольного возраста фон картинок в соответствии с содержанием может быть красного и зеленого цветов как дополнительный ориентир в решении игровой задачи.

Ход диагностики.

Педагог приглашает ребенка в игру. Раскладывает панно и предлагает малышу заполнить цветовое панно картинками, которые делают один зубик счастливым, а другой - несчастным. После решения игровой задачи педагог уточняет у ребенка, почему он расположил карточку именно в этой части панно. Чем старше ребенок, тем больше картинок предлагается ему для игры.

Правильность решения игровой задачи становится основным критерием компетентности ребенка.

Диагностическая игровая ситуация «Опасные предметы»

Цель - изучить особенности компетентности детей дошкольного возраста в решении задач, связанных с соблюдением правил безопасного поведения в процессе действий с опасными предметами.

Содержание. Набор картинок с изображениями опасных бытовых предметов: нож, иголки, ножницы, гвозди, молоток, розетка, шнур с вилкой, огонь в камине, горящая конфорка. Как и в предыдущих случаях, этот список может быть продолжен, можно дополнить его бытовыми приборами, которые сейчас в избытке есть в каждом доме. Набор картинок с изображениями опасных и безопасных действий с перечисленными предметами.

Ход диагностики.

Педагог приглашает ребенка в игру. Взрослый отбирает картинку с изображением опасного предмета, с которым ребенок встречается в быту, чаще - в домашних условиях. Задается ряд уточняющих вопросов: «Скажи, пожалуйста, что это за предмет» или «Знаком ли тебе этот предмет? Назови его», «Почему мы называем этот предмет опасным?» Дальше педагог просит ребенка отобрать картинки, на которых человек правильно использует данный предмет и тогда он не опасен для его здоровья. Затем ребенок отбирает картинки, на которых человек ведет себя неправильно и тогда предметы становятся опасными.

После выполнения задачи педагог просит ребенка прокомментировать свой выбор, особенно случаи, в которых допущена ошибка. Верность решения игровой задачи становится основным критерием компетентности ребенка.

Диагностическая игровая ситуация «Первая помощь»

Цель - изучить особенности компетентности детей старшего дошкольного возраста в решении задач, связанных с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Содержание игры. Картинки с изображением ребенка (мальчик/девочка), который получил травму: ожог, синяк, ссадину, порез, укол иглой или другим острым предметом и др. Кукла - мальчик/девочка. Аптечка: бинт, марлевые салфетки, вата, йод, зеленка, палочки с ватой, лейкопластырь, чистая вода, имитация кусочков льда. Картинки с изображением расстроенного, плачущего, страдающего, одинокого и т.п. ребенка (мальчика/девочки).

Ход диагностики.

Педагог предлагает дошкольнику (с учетом его половой принадлежности) выбрать любую картинку, на которой изображен ребенок, получивший травму. Задается ряд уточняющих вопросов: «Что произошло с ребенком? Что получилось в результате? От чего он страдает? Можем мы ему помочь? Как?»

Ребенок самостоятельно достает содержимое аптечки, отбирает необходимые предметы и оказывает кукле необходимую помощь. Все действия ребенок осуществляет самостоятельно. Вопросы задаются только после того, как ребенок решил поставленную перед ним задачу. Таким же образом решаются задачи, связанные с эмоциональным состоянием ребенка, изображенного на картинке. Здесь можно использовать звуковую куклу для создания более реалистичной ситуации.

Верность решения игровой задачи становится основным критерием компетентности ребенка.

Диагностическое лото «Опасное путешествие»

Цель - изучить особенности компетентности детей старшего дошкольного возраста в решении задач, связанных с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Содержание игры. Игровое поле, на котором изображен маршрут путешествия с картинками-вопросами, набор карточек с картинками- ответами, набор фишек разного цвета; игровой кубик.

Ход диагностики.

Задача для ребенка - правильно ответить на вопрос-картинку и подобрать к нему нужную картинку-ответ. Перечень вопросов-картинок: «Что делать при укусе животного? При падении во время подвижных или спортивных игр? При солнечном ударе? При перегревании на солнце? При ушибе конечностей и туловища? При растяжении, переломе, вывихе? При отравлении пищей (грибами, ягодами)? При укусе змеи (ядовитой, неядовитой)? При укусе комаром, лесным клещом, блохой? При ожоге? При ударе головой? Как помочь тонущему человеку?»

В диагностике принимают участие несколько детей (от двух человек). Перед началом игры ведущий - воспитатель - помогает им выбрать фишку, разыгрывает очередность ходов; карточки с картинками-ответами находятся у ведущего.

Педагог объясняет правила: если фишка по ходу игры попадает в кружок зеленого цвета, то играющий должен дать правильный ответ

на вопрос. Если ответ правильный (номер на обратной стороне карточки должен совпадать с номером вопроса), то ведущий выдает играющему картинку-ответ, которая кладется на картинку-вопрос, закрывая ее, также ребенок получает дополнительную возможность бросить кубик, продвинувшись на несколько шагов вперед. Выигрывает тот, кто первым попадет в парк.




Приложение 6.

Методическая разработка.Проект. Первая ступенька Направление - здоровьесбережение.







Приложение 7. Индивидуальный маршрут здоровьесбережения (примерный) В маршруте несколько разделов.

Первый раздел называется «Это я».Методическая разработка.Проект. Первая ступенька Направление - здоровьесбережение.

На этой странице учащиеся помещают свою фотографию, сведения о себе и своих родителях.



Следующий раздел - «Я расту». Методическая разработка.Проект. Первая ступенька Направление - здоровьесбережение. В этом разделе дети отслеживают свой вес и рост .

Третья страничка - «Мой режим дня». Методическая разработка.Проект. Первая ступенька Направление - здоровьесбережение.

Здесь ученики под руководством учителей и родителей составляют свой индивидуальный режим дня.



В разделе «Я болею» Методическая разработка.Проект. Первая ступенька Направление - здоровьесбережение.

Отслеживаются заболевания детей и количество пропущенных дней по четвертям, составляется график заболеваемости.





Следующая страница - «Мой индивидуальный маршрут здоровья». Методическая разработка.Проект. Первая ступенька Направление - здоровьесбережение. В этом разделе ученики указывают, какие секции кружки они посещают для укрепления своего здоровья.

Методическая разработка.Проект. Первая ступенька Направление - здоровьесбережение.

В разделе «Нормативы по лёгкой атлетике и ОФП»

указаны нормативы по годам обучения отдельно для мальчиков и девочек и соответствующая им оценка. Методическая разработка.Проект. Первая ступенька Направление - здоровьесбережение.

На следующей страничке «Мои результаты по лёгкой атлетике и ОФП» учащиеся отслеживают свои достижения по данным разделам и вносят свои показатели в таблицу.

В разделе «Мои навыки и умения»Методическая разработка.Проект. Первая ступенька Направление - здоровьесбережение. учащиеся отражают достигнутые результаты в гимнастике и акробатике, и лыжной подготовке. Дети сами оценивают себя и сравнивают свой результат с оценкой учителя и отмечают трудности.

В разделе «Мои спортивные достижения»Методическая разработка.Проект. Первая ступенька Направление - здоровьесбережение. Учащиеся указывают, в каких спортивных соревнованиях они участвовали, какого уровня эти соревнования, каков достигнут личный или командный результат.

Методическая разработка.Проект. Первая ступенька Направление - здоровьесбережение.Методическая разработка.Проект. Первая ступенька Направление - здоровьесбережение.Методическая разработка.Проект. Первая ступенька Направление - здоровьесбережение.Методическая разработка.Проект. Первая ступенька Направление - здоровьесбережение.

Последняя страничка дневника отводится под творческие работы учащихся: рисунки, сочинения о спорте, вкладываются грамоты за достигнутые успехи в спорте.

7



© 2010-2022