Интегрированный урок в 1 классе ( окружающий мир и музыка)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Интегрированный урок окружающего мира и музыки в 1 классе. /Звучит отрывок из муз. произведения П.И.Чайковского «Времена года»./

1.Организационный момент. Учитель: Дети, улыбнитесь друг другу, протяните. Представьте, что сейчас пошёл снег, на ваших ладонях пушинки-снежинки, покружитесь. Это подарок, который делает нам природа.
А когда это бывает?

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Все покрылось серебром. Это ...( Зима.).

2.Актуализация знаний и постановка проблемы. Музыкант: Ребята, сейчас мы послушаем музыку Зимы и вы расскажете: -Какими звуками её рисует П.И.Чайковский? -Что хочется делать под эту музыку? /Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев»./ Дети: добрая, светлая, нежная, красивая. Музыкант: хрустальная (треугольник), с пением детского хора, рисующего красоту зимнего, волшебного леса. Дети: Под эту музыку хочется танцевать. Музыкант: А кто может зимой танцевать под эту нежную, плавную, красивую музыку? Конечно, снежинки, потому что это «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского. Учитель: Зимний лес стоит печальный. Кто под снегом спрятал тайны? Почему река молчит? Птичья песня не звучит? Осторожно в лес входи, Тайны леса разбуди. Учитель: Какие тайны скрывает зимний лес? Вы хотите узнать? Тогда давайте превратимся в учёных исследователей и попробуем разгадать эти тайны. Итак, назовите тему нашего урока. (ответы детей) Тема нашего урока «Тайны зимнего леса». 3.Повторение изученного. Учитель: На каждом шагу лес загадывает загадки, а ты идёшь и стараешься их разгадать. Послушайте загадку. Длиннохвоста, белобока, А зовут её…(СОРОКА) Правильно, это сорока. Сорока: Тра-та-та-та-та. Я, сорока-белобока, везде летаю, много знаю И хочу вам о погоде рассказать. (Например: сегодня ясно, морозно, ветер, падает снежок.) О погоде я вам рассказала и дальше полетела. Тра-та-та-та-та. Учитель: Спасибо. Дети, какие изменения происходят в неживой природе зимой? (Становится холоднее, осадки выпадают в виде снега, дни становятся короче, а ночи длиннее...) Назовите самое главное отличие зимы от других времён года...(наступают холода и морозы).

Музыкант: Ребята, а вы боитесь мороза? Почему?

Дети: тепло одеваемся.

Музыкант: И, конечно, любите зимние забавы. Так давайте оденем шапки, шубки, валенки, рукавички, возьмём с собой санки, лыжи, коньки, а снежки мы слепим в лесу.

/Звучит музыка. Дети становятся в круг.)


Физкультминутка «Зимние забавы».

4.Совместное открытие новых знаний. Учитель:

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою Чудной жизнью он блестит. Учитель: Пушистое белое одеяло укрыло от стужи и лес, и его обитателей. Как будто тайна какая-то скрывается. Приподнимем его незаметно, чтобы не спугнуть, не нарушить покой лесных жителей., чтобы захотел зимний лес раскрыть нам свои тайны. Музыкант: Итак, музыкальная загадка композитора Н.Ребикова. О каком лесном жителе расскажет нам она? /Звучит пьеса Н.Ребикова «Медведь» ./ Дети: Медведь. Музыкант: А как вы узнали? Какая по характеру музыка? Дети: Медленная, громкая, неторопливая, неуклюжая, тяжёлая. Музыкант: Действительно, мелодия звучит в низком регистре, и рисует самого сильного и большого лесного зверя. А медведь бродит зимой по лесу? Дети: Нет, он спит в берлоге. Музыкант: А почему медведь зимой спит? Об этом нам расскажет песня. /Инсценировка песни «Почему медведь зимой спит?»муз. Книппера./ Учитель: Как вы все поняли, это песня-шутка. А как бывает на самом деле, вы сейчас узнаете. Учитель: Дети, медведь к зиме совсем не готовился? Лежит он в своей берлоге и сосёт лапу? Чем же он питается зимой? (ответы детей) Он наедается ещё задолго до наступления зимы : медведь-лакомка, он и ягоды любит. А залегает он в берлогу на полгода. Всю зиму он живёт за счёт своего накопленного жира. Зимой у медведицы появляются медвежата. Они слепые и очень маленькие, как два наших кулачка. Тсс, не будем будить мишку, пусть спит до весны. Учитель: Ребята, многих лесных жителей, кого не сморил долгий зимний сон, можно увидеть около рябинки. Хотите увидеть ягоды в зимнем лесу, ищите рябину. Её красные гроздья видны издалека. Сейчас вы узнаете, кто из лесных жителей может полакомиться ягодами рябины зимой. Музыкант: Музыкальная загадка композитора Н.А.Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане». О каком лесном жителе она нам расскажет? /Звучит фрагмент «Белка»(Три чуда) из оперы Н.А.Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане»./ Дети:О белочке.

Музыкант: Теперь попробуем определить, какой была музыка, с помощью игрового приёма «Я утверждаю, что…»(Я сама буду называть определения характера музыки, но буду ошибаться. Вы должны «поймать» сказанное мной правильное слово в ладони, сложенные «чашечкой». Если слово правильное, его надо повторить хором и вернуть мне обратно взмахом рук, а если слово неправильное, то промолчать.)

Итак, я утверждаю, что музыка: нежная, торжественная, лёгкая, отрывистая, солнечная, озорная, жалобная, шутливая. Молодцы!

Учитель: Давайте узнаем, где белочка живёт и как зимует.


Белочка: На сучки, как на гвоздочки, Белка вешает грибочки, Сушит ягоды рябины, Ежевики и малины. Носит жёлуди, орешки. Разбирает всё без спешки. Вот закончила запас И в дупло скосила глаз. Чтобы было в нём тепло, Пухом выстлала его. Зиму жить ей поживать, Никаких забот не знать! Учитель: Белка прячется от врагов и от холода в своём дупле (гнезде). Иногда ей приходится не выходить из гнезда несколько дней.
Некоторые животные линяют - меняют летнюю шубку на зимнюю тёплую и цвет шубки меняется. Зимой у белочки шерсть стала серой. Учитель: Среди стволов деревьев она не так заметна. Чем белки питаются зимой? (Орехами, грибами, ягодами...) Белка припасла орешки, жёлуди, ягоды, вот и достаёт их зимой из кладовых, а ещё рябинкой лакомится. Послушайте загадку и вы узнаете, кого ещё рябинка кормит зимой. Учитель: Маленький, беленький, По лесочку прыг-прыг, По снежочку тык-тык. (Заяц.) Зайчик: До чего хорош денёк И мягка полянка, Что со всех зайчиных ног Расплясался зайка. Музыкант: Зайка расплясался, потому что ему заиграли «Весёлые музыканты». Физкультминутка «Весёлый музыкант». Учитель: Вот какие весёлые зайчики. Им и мороз не страшен, шубка к зиме тёплой стала. А окраска шерсти изменилась? (Стала белой.) Это помогает ему от врагов прятаться. Чем питается зимой заяц? (Веточками, корой, ягодами...) А ягод зимой много? (Ягод зимой мало...) Трудно или легко зайчику зимой? (Ему трудно...) Ягоды рябины его тоже выручают. Интересно, как он их достаёт? Ему помогает птичка, которая ест семена рябины(серцевинку), а остатки ягод падают на снег. Послушайте загадку об этой птичке. Учитель: Не боится он простуды, северянин красногрудый. Выпал снег, а он опять прилетел к нам зимовать. (Снегирь.) Учитель: Правильно, это снегирь. И сейчас мы узнаем, откуда он к нам прилетел зимовать. Снегирь: Пусть, я, птичка-невеличка, У меня, друзья, привычка: Как начнутся холода- Прямо с Севера сюда. Каждый год я к вам лечу, Зимовать у вас хочу. И ещё красней зимой Ярко-красный галстук мой. /Звучит пение снегиря./ Учитель: Выбегай поскорей Посмотреть на снегирей. Прилетели, прилетели, Стайку встретили метели!

А Мороз Красный нос Им рябинки принёс. Хорошо подсластил Зимним вечером поздним Ярко-алые грозди. 3.Итог урока. Учитель: В народе говорят: большой урожай рябины - будет морозная зима. А в этом году рябины много? Дети: Много, зима будет морозной. Учитель: Как мы можем помочь лесным жителям ? Дети: Повесить кормушки, подкармливать. Музыкант: Много тайн скрывает зимний лес, но многие из них мы сегодня разгадали, значит, вы были хорошими, внимательными, настоящими исследователями. Учитель: Природа открывает свои тайны только тем, кто любит её, заботится о ней. Так давайте же возьмёмся за руки - человек и природа, будем дружить, бережно относиться друг к другу. /Звучит отрывок из муз. произведения П.И.Чайковского «Времена года»./

7

© 2010-2022