- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению Красота природы в японской лирике
Конспект урока по литературному чтению Красота природы в японской лирике
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кудрявцева Э.С. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И.В.ТКАЧЕНКО
Урок литературного чтения в 3 классе
по теме: «Красота природы в японской лирике»
УМК Перспективная начальная школа
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ Кубинской СОШ №1
имени Героя РФ И.В. Ткаченко
Кудрявцева Элита Сергеевна
КУБИНКА
2014 год Тема: Красота природы в японской лирике.
Цель: учить наблюдать и обнаруживать красоту природы и искусства через творчество классиков японской литературы Мацуо Басё и Кобаяси Иссы.
Образовательные ресурсы: учебник по литературному чтению 3 класс Н.А.Чуракова, тексты хокку, образец оригами, карточки с японскими иероглифами, иллюстрации икебаны, слайды с изображением пейзажей и растений, музыкальные произведения с японскими мотивами, ноутбук, нетбуки для учащихся, проектор, СКиМЗ. Задачи: формировать понятия о различных средствах художественной выразительности разных жанров искусства (живопись, литература, музыка), помогающих создать фантазийный образ воспитывать эстетические чувства на примере художественных образов развивать воображение, фантазию. Показать детям, что фантазия и реальность переплетаются в художественных произведениях авторов. Планируемые результаты: Предметные Познакомить учащихся с поэтической формой ХОККУ Коммуникативные Допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнёра Регулятивные Формировать способность прогнозировать, планировать, работать по алгоритму. Личностные Создать ощущение, что у народов мира единый круг ценностей: в России также любят и ценят природу, как и в Японии.
Основные понятия: ХОККУ, лирика.
Межпредметные связи: музыка, окружающий мир, изо.
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
- Мотивация.
- Давайте возьмём с собой воображение, внимание, наблюдательность - и в путь!
Пусть это занятие принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.
Дети: -Мы проснулись! Мы здоровы! И к работе мы готовы!
Учащиеся настраиваются на работу.
Регулятивные:
ощущение потребности в разрешении вопроса, желание сделать самостоятельно что-то новое, непохожее на виденные ранее образцы.
Коммуникативные:
планируют сотрудничество с учителем и одноклассниками.
- Совместное исследование. Постановка цели.
- Молодцы! Правильно подметили. Как вы думаете, почему я прочла именно это стихотворение?
- А что такое ХОККУ? - Хокку (Хайку) - это жанр японской поэзии. Маленький философский стих из трех строк без рифмы. Хокку читают медленно, пытаясь увидеть образ, ощутить мысль, найти то, что прячется за словами. - Так кто мне назовёт тему нашего заседания? - Правильно. Но я хотела бы добавить - красота природы в японской поэзии.
Высказывание детей (а я думаю, это не обычное стихотворение, это хокку) (я могу доказать, что это хокку - здесь только три строчки) (наверное вы увидели сегодня ворона и решили нам об этом рассказать) (может потому, что мы сегодня будем говорить о хокку)
Это вид японской поэзии. В этих стихах нет рифмы.
(ХОККУ и красота)
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель занятия с помощью учителя.
Коммуникативные:
осознанно строят понятные для собеседника речевые высказывания.
Личностные:
положительное отношение к занятию.
- Актуализациязнаний.
- Когда мы с вами впервые услышали об этих стихах? - Отлично, оказывается вы достаточно много знаете об этом жанре японской поэзии. Но хотели бы знать ещё больше? Тогда за дело! Прочитайте хокку, записанное на доске. Узнаёте? Да, это то трёхстишие, которое я вам прочитала в начале нашего занятия. (слайд 11) Уродливый ворон - И он прекрасен на первом снегу В зимнее утро! Как может уродливый ворон быть красивым на снегу?
- Вы правы. В этом и заключается мастерство поэта. Искусство писать хокку - это умение сказать многое в немногих словах. - Малым количеством слов хокку говорит очень многое. Такая краткость роднит трехстишия с народными пословицами. Но хокку - это не назидание, а поэтическая картина, написанная одним-двумя штрихами. Поэт заставляет думать читателя, становиться соучастником изображаемого. - Давайте послушаем хокку. (видеофрпгмент) (слайд 12)
Выступление учащихся. 1. На востоке Азии в Тихом океане лежит небольшая островная страна. Издавна её называют Страной восходящего солнца, а на языке её жителей звучит Ниппон. 2. Солнце изображено на флаге Японии, и герб страны - золотая хризантема - тоже символ солнца. Сегодня в Японии живёт около 130 миллионов человек. Большая часть населения проживает в городах. 1. Жители страны очень любят красоту природы и стараются сохранить её. 2. Старое соседствует с новым. В школах изучают иностранные языки. По окончании школы ученик должен уметь писать более 2000 иероглифов. 1.Большинство жителей носит европейскую одежду, но во время праздников надевают свободные накидки - кимоно. 2.Есть специальные дома, которые называются Чайными домами. 1. Чайный домик - маленький индивидуальный храм, место, где можно сосредоточиться, побыть одному или с друзьями. Хозяин и гости сидят на циновке из соломы - татами. Очаг установлен в центре. Украшением служит ваза или свиток. 2. В чайном домике проводится чайная церемония, когда готовится зелёный чай, гости читают стихи, поддерживают беседу. 1. Уже в школе дети учатся любоваться увиденным, есть специальные уроки - уроки любования. На этих же уроках пишут стихи любования. 2. Японцы во всём стремятся к лаконизму, к наполнению минимальной формы максимальным содержанием. 1. Японцы выработали умение создавать букеты-повествования, в которых каждый цветок несёт определённую смысловую нагрузку - икебана.
2. Многие увлекаются изготовлением фигурок и даже целых композиций из сложенной определённым образом бумаги - оригами.
(во втором классе) (Мы читали хокку Иссы и Басё)
Проводят коллективное исследование, отмечают известные факты.
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. (ворон - некрасивая птица, он не может быть красивым) (В природе нет некрасивых птиц) (если снег первый, значит он чистый, пушистый.А это так красиво, что даже некрасивый ворон прекрасен)
Познавательные:
учатся находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:
находят способы решения поставленной задачи.
Коммуникативные:
отстаивают собственную точку зрения.
- Физминутка.
Выполняют под музыку дыхательную гимнастику.
Личностные:
проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта.
- Творческое задание.
Для дальнейшей работы мы разделимся на группы (карточки разного цвета). Аналитики Попробуйте объяснить смысл следующих хокку. Эй, не уступай, Тощая лягушка! Исса за тебя. "Вишни, вишни цветут!" - И об этих старых деревьях Пели когда-то.
В стране моей родной Цветёт вишневым цветом И на полях трава. Исследователи Продолжите хокку Бассё. Попытайтесь передать в них свое отношение к природе, к жизни, к друзьям. А ну скорее, друзья! ……………………… ……………………… Первый снег под утро. ……………………….. ……………………….. Все засыпал снег. ………………….. ………………….. Иллюстраторы Вам нужно проиллюстрировать данное хокку. А ну скорее, друзья! Пойдём по первому снегу бродить, Пока не свалимся с ног. (Бассё) Стаял зимний снег. Озарились радостью Даже лица звёзд. (Исса) Снега холодней, Серебрит мои седины Зимняя луна. (Дзёсё)
Коллективное обсуждение.
Работа в группах.
Представление от каждой группы.
Познавательные: проведение несложных наблюдений с использованием оборудования.
Коммуникативные: планирование совместной работы в группах, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные: развитие умения анализировать, сравнивать и делать выводы, работа с разными видами информации.
Личностные: мотивация деятельности на основе имеющихся знаний.
- Рефлексия.
- А сейчас, выйдите ко мне те, для кого занятие стало ступенькой к изучению нового. - Теперь подойдите ко мне те ребята, кто сегодня сделал для себя открытие на уроке. - Выходите те, кто помог одноклассникам. - Возьмитесь за руки те, кому помогла дружба. - Я удовлетворена нашим общением на занятии, спасибо за ваши ответы и исследования и пусть та положительная энергия, которой вы зарядились на занятии, поможет вам в открытии новых знаний в дальнейшем. Спасибо за работу. Попробуйте дома создать своё хокку о зиме.
Учащиеся анализируют занятие, подводят итог своей деятельности. (В 3 строчках поэты предают свое восхищение природой, бережное любование ею) (Они могут видеть красоту в простом, потому что любят) …Увидеть красоту в самых обычных предметах …получить наслаждение от занятия …только человек, умеющий фантазировать может стать поэтом
Познавательные:
получают информацию, анализируют, сравнивают и обобщают.
Коммуникативные:
длятся своими впечатлениями.
Регулятивные:
дают оценку деятельности по её результатам.