СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ

В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Мы, учителя, часто слышим от родителей: «одаренный ребе­нок», «талантливая девочка», «гениальный мальчик». Так ли это? Есть несомненные «вундеркинды», которые в раннем возрасте, в 4-5 лет, проявляют удивительные способности к какой-то деятель­ности. Наиболее заметной бывает музыкальная одаренность детей. Как правило, здесь все налицо: огромное желание слушать му­зыку, звуки, воспроизводить их, в такт музыке делать движения, танцевать. Без сомнения, есть необходимость такого ребенка обу­чать музыке. Обычно у таких детей кто-то из родителей имеет му­зыкальные способности, так что здесь, вероятнее всего, наследст­венность сыграла свою роль. Ребенок постоянно слушает музыку, его тяга к инструменту замечается сразу. Легко протекает музыкальное обучение такого ребенка. Вспом­ним о «чудо-ребенке» - Моцарт в 5 лет хорошо играл на клавесине, с 6 лет давал концерты, да и сейчас есть такие одаренные дети. Совершенно очевидно, что задатки к какому-то виду деятель­ности передаются по наследству и, если находят благоприятную почву, начинают быстро проявляться. Но совсем не значит, что во всех семьях это происходит. Удивителен факт проявления талантливости детей в семьях обычных, где как будто никто из членов семьи ничем особым не отличался. Дети-«феномены» выказывают вдруг незаурядные спо­собности в музыке, рисовании, стихосложении, изучении ино­странных языков... Стремление заниматься влекущим их предметом не кратковре­менно, а постоянно и сильно. Оно заставляет ребенка активно ис­кать способы проявить себя. И желание заниматься этой деятель­ностью у ребенка доминирует над всеми другими. Мне знаком ре­бенок, который рисовал везде: на клочке бумаги, на парте, на учебнике, по рассказам мамы, все обои дома были в рисунках, не смотря на угрозы и уговоры не рисовать на обоях. Ребенок на­столько был полон этим даром, что не замечал, где и на чем он ри­сует. Однако феномен на то и феномен, что встречается очень редко. Чаще речь идет просто о способном ребенке. Что же такое способ­ности? Под способностями понимается такая особенность психики че­ловека, которая дает возможность быстрее и успешнее осуществить какую-то деятельность. Что значит - способный, например, к математике, ученик? Это значит, что такой ученик быстрее схватывает объяснение, способен к самостоятельному решению многих математических задач, и то, что не под силу многим его сверстникам, ему дается легко. Точно так же способный к литературе школьник может образно и инте­ресно передать событие, обрисовать персонажей и находит для это­го нужные выражения, сопоставления, у него есть чувство слова, понимание малейших оттенков. Такие способности ребят относятся к умственным, они строятся на определенных качествах ума. Общепризнанно, что каждый нормальный ребенок имеет обя­зательно способности к тем или иным видам деятельности. Вместе с тем есть дети одаренные, которые могут быть способны ко мно­гим видам деятельности. Их природные данные позволяют им с легкостью обучаться музыке и пению, танцам и языкам. Наряду с такой специфической одаренностью существует более широкая умственная одаренность. Она сказывается везде, где необходимо проявить ум. В условиях школы умственная одаренность ученика сказывает­ся в легком и быстром усвоении дисциплин разного профиля: ма­тематических, гуманитарных, естественных. Такие дети с удоволь­ствием занимаются и математикой, и биологией, литературой и фи­зикой, неинтересных предметов для них нет. Страстная тяга к знаниям - самая характерная черта у одарен­ных детей. Антон 3. научился читать, когда ему было 3,5 года, примерно в том же возрасте он научился, к великому удивлению взрослых, считать. Ребенок настойчиво просил взрослых задавать ему числа, всюду чертил бесконечные ряды цифр, чем озадачивал в детском саду воспитателей, так как вместо игрушек брал прутик и на песке появлялись ряды цифр. В начале пятого года он, к изумле­нию взрослых, нарисовал карту полушарий со всеми ее очертания­ми. В семь лет, сдав экзамены, он сразу поступил в 5 класс. Следует сказать, что такие дети выделяются среди прочих пре­жде всего потому, что их умственные возможности проявляются очень рано и намного превосходят свой возраст. Ребенок потому «вундеркинд», что его умственные способности совершенно не со­ответствуют его возрасту, намного опережают обычное развитие. Те же способности, проявленные позже на 2-3 года, никого не уди­вят. Поэтому феноменальные дети, как правило, дошкольники. И это имеет свое объяснение. Дошкольный возраст - период повышенной чувствительности к восприятию всего нового: ребенок стремится все знать и ему все интересно. Период дошкольника - период повышенной готовности к обучению в различных видах деятельности - проходит, посколь­ку меняется возраст ребенка. С возрастом, когда у детей формиру­ется личность, появляется свой взгляд на многие жизненные явле­ния, а с ними свои цели, свои привязанности и склонности, приоб­ретается избирательность действий. Теперь они не все хотят брать, что предлагают старшие. И нередко родители испытывают разочарование. Блестящие способности, проявившиеся так рано у детей, не оправдали их на­дежд. И где-то в школьном возрасте или старше происходит как бы выравнивание с другими детьми. Всегда ли это так? Возможно, что слишком раннее развитие и усиленная нагрузка быстро истощают ребенка. И если бывший «вундеркинд» впоследствии не найдет предмет приложения своих способностей, то он ничем не будет отличаться от большинства людей. Но даже если бывший «чудо-ребенок» не стал выдающимся впоследствии, как указывают данные, уровень возможностей у не­го, как правило, значительно выше среднего. Способность - это толь­ко предпосылка к успешному выполнению какой-то деятельности, и она может быть не использована, если сам ребенок инертен, не активен , тогда его природные данные остаются неразвитыми. Но большая вина в этом, конечно, родителей. От чего же зависит одаренность, связана ли она с деятельно­стью мозга? Несомненно. Но как? Одно время полагали, что «ум­ные» люди должны иметь «большой» мозг. Однако, как показали исследования, у выдающихся людей вес мозга имел разную вели­чину. Способности людей, умственно одаренных, часто связывают с уникальной памятью. Действительно, это так. Память - важнейшее свойство психики, посредством которого происходит запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта человека. Благодаря работе мозга различная информация, поступающая в него, не остается в «неподвижном» виде, а связывается с другой, образуя сложные системы знаний. Мозг малолетнего ребенка, как губка, впитывает любую информацию, но она не систематизирует­ся, как у взрослого человека. Чем старше ребенок, тем больший отсев получает поступаемая информация, то есть характер восприятия ее становится избира­тельным. С годами механическая память, которой обладают ма­ленькие дети, все чаще заменяется логической, более совершенной. В мыслительной деятельности школьников большое значение имеет способность анализировать, сопоставлять и обобщать. Эти способности заложены в умственном развитии детей. Само собой разумеется, что школьное обучение развивает эти качества мышле­ния, но совсем не лишне родителям учить детей сравнивать, сопос­тавлять факты, делать выводы. Можно ли развить способности, если их нет? Наверное, какого-то уровня при усердных занятиях можно добиться, но в соперниче­стве со способным такой человек будет явно проигрывать. А при правильном и постоянном развитии можно достичь необыкновен­ных результатов. Воспитание воли у детей - одно из самых необходимых усло­вий формирования их личности. Детям самим импонирует быть сильными, волевыми, необыкновенными, и они делают попытки стать таковыми. Иногда довольно наивные стараются не смеяться при интересном рассказе, не позволяют себе пить после соленой пищи, а иногда устраивают себе и более серьезные испытания: бе­рутся за раскаленные предметы, прыгают с крыши и т.п. Ребяче­ская бравада показать себя «волевым» человеком иногда может закончиться и плачевно. И, конечно, эти надуманные приемы не воспитывают характера, а наоборот: как говорится, раз «обжег­шись», дети второй раз не пытаются что-то сделать. Вместе с тем детское стремление стать человеком с сильной волей, способным преодолевать препятствия родителям стоит под­хватывать и использовать в своем воспитании. И начинать надо с малого и доступного. Пусть это будет простейший поступок: прий­ти с прогулки в намеченный час, сделать утром зарядку, хотя лиш­ние минуты можно проваляться в постели, за интересную книжку взяться только тогда, когда сделаешь уроки, и т. д. Одним словом, чуть преодолеть себя сначала в малом. И потом можно ставить бо­лее сложные задачи. И, конечно, с младенческого возраста знать, что такое «нельзя». Однако любое воспитание характера, его волевых качеств теряет смысл, если не ставится какая-то цель, которую надо достичь. И только тогда по-настоящему и развиваются способности, когда есть цель. Для ребенка, обучающегося музыке, цель - поступить в му­зыкальное учебное заведение, быть первым на конкурсе и т. д. Тре­бовать невозможного - значит травмировать психику ребенка, пре­вращать его или в завистливого, жестокого, или в мягкотелого меч­тателя: «когда-нибудь чего-нибудь достигну». Завершая разговор о способностях, можно сказать, что одних способностей мало, только в союзе с трудом и при волевом характе­ре достигаются большие цели. И подтверждение тому - творчество выдающихся людей, где каждый из них может подписаться под сло­вами замечательной балерины Г. Улановой: «Талант- это труд».


© 2010-2022