Устный журнал, посвященный 200 - летию Т. Г. Шевченко

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Феодосийская общеобразовательная школа I-III ступеней №7

Феодосийского городского совета Республики Крым



Урок, посвященный 200-летию со дня рождения

Тараса Григорьевича Шевченко

Устный журнал, посвященный 200 - летию Т.Г.Шевченко

Плотникова Вера Михайловна

учитель начальних классов

г.Феодосия, 2013г. Тема: Урок, посвященный 200-летию со дня рождения

Тараса Григорьевича Шевченко
Цель:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством Т.Г. Шевченко;
  • способствовать формированию гражданской позиции, этнического и национального самосознания, языковой культуры;
  • воспитывать любовь и уважение к светлому образу и наследию великого поэта-мыслителя, желание осознать его гениальность и важную роль в истории Украины;
  • воспитывать любовь к историческому прошлому, культуре украинского народа, желание приносить пользу своему Отечеству

Оборудование: иллюстрации, репродукции картин Т.Г.Шевченка, «Кобзар». Тип урока: усвоение и систеатизация знаний Форма урока: устный журнал.
Ход урока І. Организация класса
Учитель: Прозвенел уже звонок, начинается урок. Необычный, интересный О человеке нам известном. ІІ. Сообщение темы и целей урока - Дорогие дети! Сегодня наш урок посвящается 200-летию со дня рождения Тараса Григорьевича Шевченко, которы стал для Украины заповетной мыслью, бесмертной песней. Его еще называют Великим Кобзарем, потому что свою лучшую книгу он назвал - «Кобзарь». (Демонстрация книги). «Кобзарь» издавался много раз. В каждой семне эта книга есть, так как Т.Г.Шевченко - это народный поэт. Давайте посмотрим на его портрет.
- Тарас Григорьевич Шевченко, родился 9 марта, ранней весной, когда природа ждет ласкового летнего ветра, тепла, солнца.
Ученик: Заквітчаний до свята клас - Сьогодні так годиться, З портрета дивиться Тарас, Всміхнувся нам, здається. З-за парт ми вийшли, Стали в ряд… Ми «Заповіт» співаєм, Ми величаєм Кобзаря, Весь край наш величає!
«Садок вишневий» і «Кавказ» Звучить у класі лунко, І всі, як є, стоїть весь клас, Як по команді «струнко».
( Прослушивание песни на слова Т.Г.Шевченка «Зацвіла в долині») ІІІ. Подготовительная работа к обработке материала по теме
  • Много стихов поэта стали песнями. Композиторы разных стран мира писали музику на его стихи. А украинский композитор Николай Лисенко написав музику более чем на сто произведений Кобзаря. Многие из песен на слова Тараса Шевченка стали народными. Вот послушайте одну из них.

(Прослушивание песни на слова Т.Шевченка « Дивлюся, аж світає»)
- Прочитайте стихотворение. (Чтение учениками стихотворения «Дивлюся, аж світає» слух «цепочкой» по одной строке). - Каким Вы представляете утро, описанное в стихотворении? - Кого вспоминает автор? - Какие чувства вызывает стихотворение? - Прочитайте последнюю строчку и скажите, что из прочитаного можно увидеть, а что услышать.
(Прослушивание песни «Колискової» в исполнении Нины Матвиенко. Заходит женщина, одетая в сельскую одежду, несет зажженную свечу и ставит ее на столик возле портрета Т.Г.Шевченко. к ней подходит мальчик. Мальчик. Матусю, а правда що небо на залізних стовпах тримається? Мама. Так, синку, правда. Мальчик. А чому так багато зірок на небі? Мама: Це коли людина на світ приходить, Бог свічку запалює, і горить та свічка, поки людина не помре. А як помре, свічка гасне, зірочка падає. Бачив. Мальчик: Бачив, матусю, бачив... Матусечко, а чому одні зірочки ясні, великі, а інші ледь видно? Мама. Бо коли людина зла, заздрісна, скупа, її свічка ледь-ледь тліє. А коли добра, любить людей, ясне її світло це далеко видно. Мальчик. Матусю, я буду добрим. Я хочу, щоб моя свічечка світила найясніше. Мама. Старайся мій хлопчику. Учитель: Так однажды весной на небе зажглась еще одна яркая звездочка, звездочка Тараса Шевченко. Первая страница журнала «Детские годы Тараса» Презентация первой группы: 9 марта 1814 года в селе Моринцы в семье крестьянина - крепостного родился мальчик Тарас. Он рос молчаливым, задумчивым. (Демонстрация иллюстраций) Восьмилетнего Тараса родители отдали к дьякону «в науку». За любую провинность он наказывал учеников розгами. Но не долго длилась «наука» Тараса. Неожиданное горе случилось в жизни маленького мальчика. Измученная тяжелым трудом, умерла мама. Вскоре умер и отец. Его горе и растеренность описаны в таких строках: Там батько, плачучи, з дітьми (А ми малі були і голі) Не витерпів лихої долі, Умер на панщині…А ми Розлізлися межі людьми, Мов мишенята. Я до школи - Носити воду школярам. Через 20 лет он с болью будет вспоминать свое детство в стихотворении «Мені тринадцятий минало» (Ученик читает стихотворение «Мені тринадцятий минало»)



Вторая страница журнала «Детские годы Тараса»
Учитель: несмотря на то, что родился поэт в бедной крепостной семье и детство его было тяжелым и безрадостным, маленький Тарас рос любознательным и умным мальчиком. Его не оставляло желание научиться рисовать. Учителями его были соседние маляры, но они смогли лишь обучить Тараса элементарным приемам рисования. После этого Шевченко стал пастухом овец. В 16 лет он попадает в число прислуги помещика Энгельгардта, сначала в роли поварёнка, затем казачка. Заметив у Тараса интерес к живописи, помещик решает сделать его придворным художником. Он отдаёт своего крепостного в обучение к преподавателю Виленского университета - портретисту Яну Рустему. В Вильно юный Тарас пробыл 1,5 года.
Хоче малювати, прагне він до знань, Та за це багато зазнає знущань. Нишком він малює статуї в саду, Вночі пише вірші про свою біду…

Встреча в Санкт-Петербурге с земляком - художником Иваном Сошенко, который в свою очередь представил его К. Брюллову и В. Жуковскому. Они увидели большие способности молодого художника и викупили его из крепостничества. Тарас Григорьевич оправдали их надежды. 1845 году он закончил Петербужскую академию искусств с двумя серебряными медалями и званим свободного художника. Тарас рисовал портреты, картины, иллюстрировал свои стихотворения.
Для Тараса Шевченко рисование стало необходимостью, выражением его творческого духа. До нас дошло около 1200 акварелей, рисунков масляными красками, карандашом. За выдающиеся успехи в гравюре Тарасу было присвоено звание академика.
Ученики рассматривают репродукции картин Т.Г.Шевченка (презентация)
Третья страница журнала - «Т.Г.Шевченко - борец за волю народа» Через два года после выкупа из крепостничества впервые выступал в литературе с маленькой книжечкой стихотворений, которая носила такое знаменитое потом название - «Кобзарь». За бунтарские стихотворения 33-летнего Тараса забрали в солдаты. Он пишет: Думи мої, думи мої, лихо мені з вами. Нащо стали на папері сумними рядами? Чом вас вітер не розвіяв в степу як пилину? Чом вас лихо не приспало, як свою дитину?
Когда Т.Г.Шевченко был в изгнании в далеких степях Казахстана, он очень скучал по Украине. Где бы он ни был, он всегда помнил свою Родину.
Четвертая страница журнала - «Мы тебя не забудем, Тарас!»
9 марта 1861 року Тарасу Шевченко исполнилось 47 лет. Пришло много поздравительных телеграмм. Поздравить поэта, который был тяжело болен, пришли друзья. А 10 марта перестало биться серце великого украинского Кобзаря. Он был похоронен в Каневе на чернечной горе. Как завещал великий поэт.
(Слухання запису пісні на слова Шевченка «Заповіт»)
Учитель: весь мир, не только Украина чтит память великого Кобзаря. Память о нем живет вечно!
Ученик: Щовесни, коли тануть сніги, І на рясті засяє веселка, повні сил і живої снаги, Ми вшановуєм пам'ять Шевченка.
Слава його не вмре, не загине, Наш Тарас Шевченко - сонце України.
Поки буде Дніпро сивий Нести в море воду, Живий буде Тарас в серці Вільного народу.
V. Закрепление изученного материала Учитель: Давайте проверим, упорядочим и расширим свои знания про жизненный путь Тараса Шевченко, еще раз пересмортим его биографию через игру. (На доске закрыто слово Моринцы)
  • На доске закрито название села, где родился поет. Первую букву слова откроет тот, кто отгадает загадку.
  1. Скручений, зв'язаний, та не плаче, а по хаті скаче.(Віник)
  • Чтобы открыть следующую букву, нужно отгадать еще одну загадку.
  1. Вдень з ногами, а вночі без ніг.(Чоботи)
  2. Не кущ, а з листочками, не сорочка, а зшита. (Книжка)
  • Кто готов назвать слово полностью?
  • Правильно, поэт родился в селе Моринцы.
Вам понравилась игра?
VI. Итог урока























© 2010-2022