Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на районной конференции

Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста

Черненкова Г.М.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 104

им.М.Шаймуратова

Уфа - 2013 г.

Уважаемые родители!

Пройдет совсем немного времени и ваши дети переступят порог школы, станут учениками. А кто из родителей не хочет, чтобы его любимый ребенок успешно справлялся со школьной программой, подружился с ребятами в классе. Во многом это будет зависеть от того, насколько развита речь ребенка и соответствует ли она возрасту.

К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Речь очень важна тем, что уроки преимущественно проходят в речевой форме.

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Анализ последних исследований показывают, что число детей с речевыми нарушениями с каждым годом растет, а сами речевые расстройства принимают все более сложные формы. Довольно часто нарушению речи сопутствуют отклонения в эмоционально-волевой сфере, психическом и физическом развитии ребенка.

Рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и учителя.

  1. Нарушение фонематического слуха, произношения определенных звуков.

  2. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

  3. Недостаточный словарный запас.

  4. Употребление сленговых слов (результат просмотров телевизионных передач).

  5. Неумение грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

  6. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

  7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

  8. Плохая дикция.

Каковы причины недоразвития речи?

Конечно, это могут быть медицинские показания: гипоксия, недоношенность, инфекции, тогда необходимо, как можно раньше начать лечение. Это может быть нарушение строения артикуляционного аппарата, тогда надо тоже обратиться к специалистам, высокий уровень тревожности, слабая речевая память. Но, к сожалению, это чаще всего результат того, что с ребенком мало занимались в младенчестве.

Развитие ребенка базируется на 3 китах: движение, речь, мышление, которые тесно связаны между собой. Недостаточно движений - получим задержку речевого развития, а речь - по выражению одного из неврологов - это повозка, в которой едет мышление. Обучая ребёнка речи, вы одновременно развиваете его интеллект.

Особенно важен период до 3 лет, когда созревают зоны мозга, ответственные за основные двигательные, речевые навыки, элементарные мыслительные операции, память, эмоции. Ребенок должен много двигаться, трогать, разбирать на части. Через движение идет познание мира. Не зря в школах введен 3 час физической культуры. Как известно, период наивысшей речевой активности - пятый год жизни. По данным профессора А. Н. Гвоздевой, к пяти годам дети овладевают сложной системой грамматики.

Что же делать, если время упущено, а проблема остается?

1. В первую очередь, разговаривая с ребенком постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью

2.Нарушение фонематического слуха вызывает нарушение произношения и далее нарушение письма. Если ребенок не выговаривает звуки, надо обратиться к логопеду, который вам даст рекомендации. Заниматься дома надо систематически, контролировать, как говорит ребенок. Не ждите, что кто-то все за вас сделает. Помните, дети с задержкой речевого развития составляют группу риска по проблеме школьного обучения. Вовремя обращайтесь и к таким специалистам, как психолог, невролог, психиатр.

3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух.

  1. Очень важно с детьми разучивать стихи - это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступайте дома друг перед другом.

  2. Способствуют улучшению звукопроизношения скороговорки, чистоговорки.

Например: Ра-ра-ра начинается…(игра)

Шесть мышат в камышах шуршат.

  1. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки. Это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»

7. Играйте с детьми, ведь игра - это не просто развлечение, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Писатель Джанни Родари утверждал, не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».

Несколько игр.

Игра в рифмы:

Если мамы дома нет -
Кто сготовит нам ... (обед)?
Нужно мамочке помочь -
Помогает маме ... (дочь).
Дочь наварит свежих щей,
В щи положит ... (овощей).
Будет сытно, будет вкусно,
В щи нарезана ... (капуста).
Ножик режет очень ловко -
В щи отправилась ... (морковка).
И, конечно же, немножко
Бросим мы туда ... (картошки).
Чтобы вышли щи на славу,
Добавляем мы ... (приправу).

Игра «Найди общий звук» в словах : шапка, машина, шишка, карандаш. Подбери свои слова с этим звуком.

Игра в слова. Кто больше слов подберет, начинающихся со звука, например, а.

Игра "закончи слово". Просите ребенка закончить слово определенным звуком:

самоле
вертоле
самока
сове Т
поле
рассве
салю

но
ли
ле
ве
плю С


рабо
прав
меч ДА или ТА?
конфе

поло
колба
гро
сле
кры ЗА или СА

Игра Интервью

Предложите ребенку сделать интервью, как настоящему журналисту. Вы будете известным ученым или врачом, а малышу нужно подготовить о вас статью. Список вопросов можно готовить вместе. Не забудьте подготовить развернутые ответы! Вы не только отлично проведете время в компании с ребенком, но и привьете ему социальные навыки, а также разовьете диалогическую речь малыша.

В интервью используется очень важный прием: ребенок должен правильно задать вопрос, чтобы получить тот ответ, который ему нужен.

Игра «Небылицы»

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке. (Маки)

Закричал охотник: «Ой,

Двери гонятся за мной!» (Звери)

Сейчас в продаже есть также специальные игры и книжки, нацеленные на развитие речи.

8. Порою речь ребенка бедна, потому что не хватает общения со сверстниками. Разговаривая со взрослым, ребенок не прикладывает особенных усилий для того, чтобы его поняли. Взрослый поймет его всегда. Другое дело - сверстник. Он не будет пытаться угадать желания и настроения своего приятеля. Ему надо все четко и ясно сказать - чего ты хочешь, чем недоволен, что собираешься делать, во что любишь играть. А поскольку детям очень хочется общаться, они стараются более связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания. Именно потребность быть понятым, услышанным, получить ответ делает речь дошкольников более связной, полной и понятной.

9. Как можно чаще общайтесь с ребенком, рассказывайте сказки, просите, чтобы их пересказал ребенок, составляйте рассказы по картинке. Серии картинок.

Итак, к шести годам ваш ребенок:
- Обладает словарем около 4000 слов.
- Все звуки родного языка произносит правильно.

- Различает и дифференцирует звуки речи.

- Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому.
- Помнит и может описать прошедшие события.
- Пользуется сложными предложениями.
- Употребляет все части речи.
- Использует абстрактные и отвлеченные понятия.

По данным социологических исследований 35% детей в возрасте 6-12 лет при определении рейтинга использования свободного времени на первое место поставили компьютер, телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, общение с семьей.
Уважаемые родители, не упустите время, только от вас зависит физическое и психическое здоровье ребенка, его успешность в жизни. Больше общения и внимания к детям!

Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:

  • Ты самый любимый!

  • Ты очень многое можешь!

  • Что бы мы без тебя делали?!

  • Иди ко мне!

  • Садись с нами!

  • Я помогу тебе.

  • Я радуюсь твоим успехам

  • Расскажи мне, что с тобой

Любите своих детей, помогайте им, чаще находитесь рядом, занимайтесь с ними. Это самое дорогое что у вас есть!




2.3 Приемы развития устной и письменной речи младших школьников

.

Скоро, очень скоро придет день, когда ваш ребенок переступит порог школы. Вы можете многое сделать для того, чтобы облегчить малышу первые, самые трудные шаги в школе, а именно, взятие рубежа под названием "грамота". Со словами можно и нужно играть, ведь ребенку предстоит не только освоить правила орфографии, но и научиться чувствовать слова, то есть применять правила. Иначе они останутся для ученика набором звуков, не связанных с практикой письма и чтения. Вот несколько вариантов таких игр:

ребенок догадался об ответе и кричит "морковка", спрашиваем, почему. "Потому что красная". Ну, клубника тоже красная - значит это тоже правильный ответ?

Нужно постараться обратить внимание ребенка на остальные признаки указанные в загадке. Если малыш сообразил и утверждает, что "сидит в темнице" означает - "растет в земле", тогда можно задаться вопросом, а не редис ли это - ведь тоже в земле растет и тоже красный? Теперь обратите внимания малыша и на то, что в темнице сидит именно "она", так что предметы мужского рода (лук, чеснок, редис) сразу отпадают.

Ребенок должен усвоить, что даже мелочи порой играют очень существенную роль в доказательстве. Затем вспомните, что еще растет на грядке. Почему автор загадки не мог иметь в виду свеклу, ведь она тоже вроде красная, когда ее разрежешь? Пусть малыш выскажет свои предположения. Предложите свою версию: свекла на самом деле имеет не красный, а темно-бурый цвет. Попробуйте придумать свои загадки про овощи другого цвета: например, "Желтая девица сидит в темнице" (репа). Объясните, что красота загадки про морковь еще и в том, что словосочетание "красная девица" имеет двойное значение, т.е. автор может иметь в виду вовсе не цвет, а красоту предмета.

Те же самые наводящие вопросы можно использовать и если ребенок не догадался об ответе. Таким образом малыш будет учиться думать и излагать свои мысли, строить рассуждения.

7. Поговорки и скороговорки

Произнесение поговорок и скороговорок - полезно для всех детей, даже если с дикцией у малыша на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще не достаточно координировано и четко работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания, другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается с помощью специальных занятий, никто от природы не обладает идеальным произношением. Поэтому используйте старые добрые скороговорки, и проблем с речью у вашего крохи станет меньше.

Игры со словами:

Найди слово (лингвистическая игра)

Игра слов

Словодел

Это идеал. А что же получается на самом деле?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия - это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

односложная

Состоящая из одних простых предложений речь

бедная речь

Недостаточный словарный запас

Слова - «паразиты»

Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых

грамотные вопросы

Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.

составление рассказов

Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)

не могут логически объяснять

речь не выразительна

Не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.

плохая дикция

Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.

(эти проблемы заранее написаны на карточках и воспитатель постепенно их вывешивает).

Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца), а она у нас. (зачитываю слова

Что дома делать надо:

  1. В первую очередь, разговаривая с ребенком постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью



  1. Во - вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру)

  2. И очень просим вас относиться к этому спокойно, не пугайтесь, если ребенка направят к психиатру. Это хороший врач и он поможет. Мало ли какие проблемы возникнут

(пример из практики)

  1. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное

  2. Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:

    • Ты самый любимый!

    • Ты очень многое можешь!

    • Что бы мы без тебя делали?!

    • Иди ко мне!

    • Садись с нами!

    • Я помогу тебе.

    • Я радуюсь твоим успехам

    • Расскажи мне, что с тобой

И напоследок мы хотим вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое что у вас есть!


© 2010-2022