Педагогический опыт Использование современных информационных технологий в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический опыт Использование современных информационных технологий в начальной школеИспользование современных информационных технологий в начальной школе.



Личностно-ориентированное образование признает каждого человека как индивида, наделенного своим неповторимым уникальным субъектным опытом. Под субъектным опытом мы понимаем ту часть личностного опыта ученика, которая относится к его собственным приобретенным и осознанным им самостоятельно знаниям, индивидуальным смыслам и познавательным стратегиям. Как носитель субъектного опыта ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является. При обучении происходит включение субъектного опыта в процесс познания, осуществляется его обогащение "окультуривание". При реализации личностно-ориентированного подхода на первый план должен выступать вопрос о том, как организовать процесс обучения, чтобы научная информация, даваемая через содержание учебного материала, превращалась в индивидуальное знание, становилась частью субъектного опыта ученика. Каждый человек уникален, его индивидуальность проявляется в избирательном отношении к познанию (содержанию, виду, форме его представления), устойчивости этой избирательности, в способах переработки учебной информации, эмоционально-личностном отношении к объектам познания и способам взаимодействия с участниками процесса познания. В процессе обучения учеником используются специально выработанные им формы учебной работы, и ее организация осуществляется на основе личных интересов, предпочтений, потребностей, личностных отношений к ней. На основании вышесказанного, организуя личностно-ориентированное обучение, учитель должен, прежде всего: Признать ученика основным субъектом обучения, обладающим своим неповторимым субъектным опытом. Признать основной целью обучения развитие личности ученика. Определить средства достижения этой цели, позволяющие раскрыть субъектный опыт ученика и включить его в процесс познания: Создание атмосферы заинтересованности и активности ученика в работе класса: созданий ситуаций, которые позволяют понять ребенку, что его знание, опыт ценны, важны и необходимы в процессе познания; стимулирование учащихся к высказываниям; поощрение инициативы и активности; акцентирование важности мнения каждого члена группы; создание ситуаций, позволяющих проявить способности, возможности, интересы. Организация равноправного партнерского обмена между участниками образовательного процесса: приоритет диалогических форм учебной деятельности; организация сотрудничества учителя и учеников, учеников между собой (взаимопомощь, взаимопроверка, организация групповых форм работы и т.д.); проявление доброжелательности в общении; уважительное отношение к мнениям, высказываниям, суждениям учеников; организация учебной работы таким образом, чтобы ее результаты зависели от деятельности всех партнеров; создание возможности задавать вопросы. Обеспечение состояния успешности в процессе обучения: создание ситуации успеха; формирование стремления к достижению успеха, а не к избеганию неудач; обогащение образовательного процесса позитивными эмоциями; открытость проблемам, желаниям, настроениям учеников и заинтересованная реакция на предложения, пожелания, замечания; подробные инструкции к выполнению различных видов работ с целью обеспечения их успешности; оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения; привлечение самих учащихся к оцениванию своей работы. Организация развивающего пространства: ориентация на формирование учебной деятельности школьников, освоение методов научного познания, а не на передачу учебной информации; ориентация учащихся на освоение методов познания, а не на стремление к заданным извне результатам; повышение степени самостоятельности в учебной деятельности школьников; использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него виды и формы учебного материала, действия с учебным материалом и уровень его сложности; обучение целеполаганию; обучение рефлексии, самооценке учениками своих действий и результатов; обучение анализу способов работы других участников процесса познания, выбор наиболее рациональных; использование в основном продуктивных методов обучения и заданий творческого характера; постановка и организация разрешения проблемных ситуаций; учет психо-физических особенностей и личностных интересов учащихся при выборе типа урока, методических приемов, видов заданий; обеспечение дозированности помощи ученикам (в соответствие с зоной ближайшего развития). Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе: развитие опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям; создание ситуаций причастности ученика к процессам и явлениям природы и общества; создание ситуаций нравственного выбора и оценке результатов научных достижений, открытий с точки зрения нравственных норм; создание ситуаций для проявления гуманных качеств личности (милосердия, способности к сопереживанию и т.п.); формирование убежденности в возможности и необходимости познания окружающего мира и использования достижений наук на благо развития человеческой цивилизации. Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы любой фрагмент урока стал событием в жизни личности, дающим ей целостный жизненный опыт, в котором знание - часть его. Урок - основной элемент образовательного процесса. Целью личностно ориентированного урока является создание условий для проявления познавательной активности учеников. Определим основные средства достижения этой цели: использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ; оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения; поощрение стремления ученика находить свой способ работы: анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Критериями эффективности проведения личностно-ориентированного урока являются: наличие учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса; использование проблемных творческих задач; применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала; создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников; обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; оценка при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, почему и в чем ошибся; отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность; при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания. Особенность нынешнего этапа в развитии образования заключается в смене знаниевой парадигмы на познаниевую, то есть в перемещении акцентов с наполнения репродуктивными знаниями. Поворот от образования «для всех» к образованию «для каждого» как основа поворота к личности учащегося, ее индивидуальному сознанию, жизненному опыту, творческому потенциалу. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые: формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивали бы общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. С развитием прогрессивных идей в образовании, с выдвижением на первый план идей и принципов личностно ориентированного обучения, активизируются попытки педагогов найти тот инструментарий, который бы обеспечил бы стабильность достижения большинством учащихся необходимых результатов образования. Когда речь идет об универсальных механизмах обучения, то мы неизбежно обращаемся к понятию «педагогические технологии». Педагогическая технология - это воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой организацией на определенную цель. Изменением целей образования, ориентация на личностно-ориентированное обучение сделало проблему использования педагогических технологий в российской системе образования актуальной и активно решаемой. Технология обучения - системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. Технология обучения должна обеспечить реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью, быть посильной для осуществления в любом учебном заведении педагогом. Психологической сущностью новых технологий обучения должно стать планирование учебного процесса от ученика, т.е. психологически ориентированное обучение. (По определению ЮНЕСКО (1961)) Выпускник современной школы должен обладать определенными качествами, в частности: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; самостоятельно критически мыслить; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Таким образом, основной задачей становится поиск такой технологии, которая бы в наибольшей степени отвечала бы принципам соответствия естественным механизмам усвоения опыта обучающимся. Еще недавно решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для их выполнения при традиционном подходе к образованию. За последние годы такие условия если не созданы полностью, то создаются. Наша школа принимает в этом активное участие. Какие же это условия? 1.​ Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности. 2.​ Совместная работа в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. 3.​ Свободный доступ к необходимой информации. Другими словами, мы создаем условия для формирования личности, обладающей качествами, о которых говорилось выше. И эта задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям, с нашей точки зрения, являются: 1.​ Технология взаимообучения. 2.​ Проектная технология. 3.​ Модульная технология. 4.​ Проблемное обучение. 5.​ ИКТ. 6.​ Педагогическая мастерская. 7.​ Технология встречных усилий. Технология взаимообучения. Можно учиться в коллективе, в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее "схватывает" новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы задать учителю вопросы, соответственно, он не может быстро и правильно отвечать и только "тормозит" ритмичное продвижение ко всеобщему успеху. А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, или обсудить решение очередной задачи. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты не можешь не осознавать ответственности и за свои успехи, и за успехи товарищей. Это и есть обучение в сотрудничестве. Главная идея этого метода - учиться вместе, а не просто делать что-то вместе! Работа обычно выполняется в минигруппах. Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Учебный проект определяется как нежесткое сформулированное задание для учащихся, нацеленное на достижение наглядно представляемого результата, получаемого путем их самостоятельно-групповой творческой деятельности.

Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Доля учителя: трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы можно брать из окружающей действительности, из жизни. ПРОЕКТ - это 5 "П": Проблема - Планирование - Поиск информации - Продукт - Презентация. Классификация проектов (типы): Практико-ориентированный проект (например: от оформления учебного кабинета до пакета рекомендаций по работе над ошибками); нацелен на социальные интересы самих участников или внешнего заказчика. Исследовательский проект (например: "История моей семьи", "Условия жизни на Земле"); напоминает подлинно научное исследование. Информационный проект ("Животные планеты Земля", "Правила дорожного движения"); направлен на сбор информации об объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Творческий проект (это могут быть альбомы, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.) Ролевой проект. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей. Авторитет учителя базируется на способности быть инициатором интересных начинаний. Педагогу предстоит "прожить" в ходе руководства проектом несколько ролей: 1.​ энтузиаста (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели); 2.​ специалиста (обладает знаниями и умениями в нескольких областях); 3.​ руководителя (особенно в вопросах планирования времени); 4.​ "человека, который задает вопросы" (поддержка обратной связи); 5.​ координатора всего процесса; 6.​ эксперта (дает четкий анализ результатов выполненного проекта). Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности: рефлексивные, поисковые (исследовательские), навыки оценочной самостоятельности, умения и навыки работы в сотрудничестве, коммуникативные умения, презентационные умения и навыки. Персональные или групповые проекты: что эффективнее? Преимущества персональных проектов Преимущества групповых проектов 1. План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью. 2. У учащихся полноценно формируется чувство ответственности. 3. Учащиеся приобретают опыт деятельности на всех этапах работы. 4. Формирование у учащихся важных общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом. 1. Формируются навыки сотрудничества. 2. Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне. 3. Каждый этап работы имеет своего ситуативного лидера, и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы. 4. В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения. Этот соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта. Ожидаемые результаты применения проектной деятельности: Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе. Положительное влияние информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни. Обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, на выставках, использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в читальном зале библиотеки. Приобретение коммуникативных навыков. Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме докладов, рисунков, фотографий, звуко- и видеозаписи и др. Формирование на более высоком уровне общеучебных навыков. Развитие речи и обогащение словаря. Активное участие родителей в школьной жизни ребенка. Повышение профессиональной компетентности учителя. «Подводные камни» проектного метода Опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс. Превращение проекта в реферат. Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности. Проблемное обучение. Многие учителя-практики в своей деятельности сталкивались с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных форм и методов обучения. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе. Под проблемными ситуациями в обучении мы понимаем спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Ситуации могут различаться степенью самой проблемности. Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой человек: сам формулирует проблему (задачу); сам находит ее решение; решает и самоконтролирует правильность этого решения. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др. В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть: Проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками; Поиск истины (способа, приема, правила решения); Различные точки зрения на один и тот же вопрос; Противоречия практической деятельности. Напомним пути, которыми учитель может привести учеников к проблемной ситуации: Побуждающий диалог - это "экскаватор", который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу Подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов - "локомотив", движущийся к новому знанию, способу действия; Применение мотивирующих приёмов: "яркое пятно" - сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), "актуализация" - обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся. Основными условиями использования проблемных ситуаций являются: Со стороны учащихся: новая тема ("открытие" новых знаний); умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию; умение определить область "незнания" в новой задаче; активная поисковая деятельность. Со стороны учителя: умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом; формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты. Информационно-коммуникационные технологии. Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более современный учитель должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК, т. е. быть информационно компетентным. Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования. Использование компьютера в учебном процессе - (внедрение новых информационных технологий) - это попытка предложить один из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру. Компьютер - оперативное средство наглядности в обучении, помощникв отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся. Особенностью компьютерного (программированного) обучения является пошаговость самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения. Рассмотрим основные организационные модели использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы. Компьютерный класс. Основное достоинство такой организационной модели заключается в том, что именно в ней можно использовать компьютер без разрушения существующей классно - урочной модели. Опыт показывает, что при наличии предварительной подготовки учащихся и правильно настроенного программного обеспечения учитель может успешно вести урок и в классе с 25-30 учениками и таким же количеством компьютеров с делением класса на группы. Один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору. В этой модели компьютер является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Компьютер с проектором позволяет осуществить демонстрации с обратной связью, когда учитель или ученик могут участвовать в происходящем на экране процессе с помощью управления процессом посредством компьютера. Компьютер у учащегося дома. В данной модели, когда компьютер приобретается в дом именно для ребёнка, большую роль играют электронные учебные материалы. Возможная, с точки зрения образовательной полезности, модель использования домашних компьютеров во многом схожа с моделью использования компьютера в библиотеке школы. Это индивидуальная самостоятельная деятельность учащихся в ходе подготовки домашнего задания и самообразования и работа с медиатекой совместно с родителями или учителем на дому, в случае, когда ребёнок не может посещать школу. Роль учителя на уроке с использованием ПК - организатор всего урока и консультант. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшие ранее проблемы, например: ​ совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся); ​ компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться» (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков); ​ повышение продуктивности самоподготовки после уроков; ​ средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер - хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений - всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов); ​ ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике; ​ возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной. Наиболее содержательными моделями использования информационно- коммуникационных технологий в начальной школе являются компьютерное тестирование и проектная деятельность. Компьютерное тестирование, являющееся аналогом обычного тестирования, позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовать связанные с ответом алгоритмы (например, возвращать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на один тест и т. д.). Открытые тестовые системы или оболочки дают возможность учителю, методисту, автору учебника составлять новые тесты или изменять существующие. В компьютер может быть заложена большая часть упражнений по математике, по русскому языку на вставку пропущенных букв и т. д. при этом возможно повышение эффективности работы учителя и учащегося. Учитель, решивший воспользоваться тестовым методом в начальной школе, может легко сам создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой - системой для создания тестов. Однако опыт использования тестовых систем и опрос учителей показывают необходимость иметь продуманные коллекции тестов и задач. На этапе конкретизации изучаемого материала, возможно применять компьютер и использовать для тренировки и закрепления изучаемого теоретического материала специально разработанные компьютерные программы. Важным качеством обучающих программ является органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приёмами обучения. Обучающие программы рассчитаны на использование их в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Созданные обучающие компьютерные программы, наряду с традиционными методическими средствами, могут быть использованы на любом этапе урока в соответствии с поставленными целями и задачами. Обучающие программы наиболее целесообразны на этапе закрепления навыков и проверки их сформированности. Использование на уроках различных обучающих программ позволяет выбрать школьнику подходящий для него темп обучения, организовать самоконтроль учащихся, автоматически учитывает результаты работы каждого ученика. Выполняя индивидуальные упражнения на компьютере, ученики уточняют количество попыток в работе, иногда переспрашивают задание, однако быстро адаптируются и следующие задания выполняют самостоятельно. Даже при неудачном выполнении задания у школьников отмечена положительная мотивация на всем протяжении занятия. Функции учителя заключаются в организации урока, составлении компьютерных заданий и оперативной коррекции деятельности ученика во время выполнения программы. С использованием методики проектных занятий учащиеся осваивают базовые технические навыки и конкретные модели деятельности с применением средств информационных и коммуникационных технологий. Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него. Такой организации работы в классе, наглядно проявляющей интегрированный характер обучения информатике, наиболее полно отвечает проектная деятельность: групповая или индивидуальная творческая работа, результатом которой является то, что можно использовать в школьной жизни или в учебной деятельности. Работа в одном проекте может естественным образом перетекать в следующий, объемлющий его проект. Типичный урок при работе в проектном стиле можно охарактеризовать как творческий исследовательский урок, включающий сочетание индивидуальной и групповой работы. При реализации проекта одним учителем целесообразно разделять класс на группы (за исключением общих обсуждений). Организация такой деятельности требует наличия простых и удобных инструментов творческой проектной деятельности - редакторов презентаций, текстов, звука, фотоизображений и гипертекстовых страниц. Выбор подобных редакторов для начальной школы невелик. Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации. Опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач. При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Педагогическая мастерская. В работе мастерской принимают участие все, в том числе и сам мастер. Очень важен не столько результат, сколько сам процесс творческого поиска. Именно он приобщает ребенка к радости творчества, самостоятельной исследовательской деятельности. Процесс обучения становится нужным как мастеру, так и каждому участнику мастерской. Радость открытия дарует восторг собственного творчества, ощущение своей значимости и неповторимости другого. «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, и корректируй сам себя» - таков закон мастерской. Это главное отличие от традиционного урока. Принцип мастерской - равенство всех участников, включая мастера. Все способны к творчеству и саморазвитию. Модульная технология характеризуется переводом учебного процесса на субъектно-субъектную основу, увеличением доли самостоятельности учащегося, реальной индивидуализацией и дифференциацией процесса обучения. Основным средством модульного обучения является модульная программа, состоящая из отдельных модулей, который представляет собой законченный блок информации, включающий в себя целевую программу действий, методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактический целей. Технология встречных усилий. Урок, построенный в соответствии с этой технологией, условно разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, «вызов», «сотворчество», рефлексия. Ученик изначально поставлен в такие условия, что он должен прикладывать определенные усилия в процессе образования. Педагог, в свою очередь, тоже должен, делая «шаг на встречу», подниматься на ступеньку выше в своем методическом опыте, умении строить отношения со своими учениками. ТВУ формирует субъективную позицию педагога и учащегося в учебном процессе.

Заключение Важным качеством работы учителя является способность к преодолению отживших штампов и стереотипов, умение найти нетрадиционные педагогические технологии, принять на себя ответственность за педагогическое новаторство при бережном отношении к отечественному и мировому педагогическому опыту. Труд школьного педагога все более должен включать в себя элементы исследования; он должен испытывать постоянную потребность в научном осмыслении педагогической реальности. Педагог школы - это профессионал, способный просчитать варианты педагогического действия, прогнозировать возможные его результаты, владеющий приемами анализа и самоконтроля. Только такой учитель может осуществить творческий подход к своей деятельности. Без такого учителя, находящегося в непрерывном поиске, совершенствование педагогического процесса в школе невозможно. Школьный учитель должен проявлять интерес и быть внутренне готовым к научно-исследовательской, научно-методической и опытно-экспериментальной работе, дающей ему возможность реализовать свой творческий потенциал, а руководство школы должно создавать максимальные условия для такой работы. Развитие личности в школе идет на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Вспомним, что говорил король с одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц": "Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя". Что могут означать для нас эти слова? По существу, в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставь перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило, мы часто игнорируем.

Литература 1.​ Амонашвили Ш.А. размышления о гуманной педагогике. М., Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.

2.​ Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. 3.​ Бунеев Р.Н. Что такое личностно ориентированное образование. Проблемы подготовки учителя для современной российской школы. Сб. материалов. М., Баласс , 2007. 4.​ Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно ориентированное образование в начальной школе? // Начальная школа. 2001. №9. 5.​ Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Педагогический анализ личностно ориентированного урока. // завуч. 2001.№3.

6.​ Гюламирян Дж. Формирование навыков сотрудничества как средство обеспечения гуманистического образовательного процесса. // начальная школа. 2005.№7.

7.​ Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //Начальная школа. 2005. № 9.

8.​ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. //Начальная школа. 2002. №4.

9.​ Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников (Современное состояние и проблемы). // Начальная школа. 2006 №1. 10.​ Куляшова Н.М., Карпюк И.А., Никишин М.Б. "Математика и информатика": учебное пособие. Часть 2. Информатика. - Саранск, 2005.

11.​ Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения.(Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школ). Под ред. А.Г. Каспржака, Л.Ф. Ивановой. М., Просвещение, 2004.

12.​ Папшева Л.В. технологическая культура учителя начальных классов. // Начальная школа.2003. №10.

13.​ Саломатова О.С. Становление коммуникативной компетентности в ходе проектно-исследовательской деятельности. // Начальная школа.2007.№7.

14.​ Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. // Начальная школа.2006. №2.

15.​ Цукерман Г.А. Кто учит, учится (взаимное обучение: возможности и пределы возможностей).// Начальная школа. 1999. №7. 16.​ Якиманская И., Якунина О. Личностно ориентированный урок: планирование и технология проведения. // Директор школы.1998. №3. 17. Идея Коховой Л.А.



© 2010-2022