Программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №82 Программа рассмотрена на заседании Согласовано Утверждаю МО учителей начальных классов Зам. директора по УВР Директор МБУ СШ № 82 Протокол № 1 от 29.08.2013г. _____________Е.А.Никитина В.Н. Ульянов Руководитель МО ________Р.И.Касымова





ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Первые шаги в науку



Направление: общеинтеллектуальное

Тип: авторская

Возраст: 8-10 лет (3-4 классы)

Срок реализации: 2 года





Разработчик:

Касымова Р.И.



г.о. Тольятти

2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка


Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности




Учебно - тематический план


Содержание программы Методическое обеспечение


Список литературы


























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Начальная школа является важнейшим этапом образования каждого человека. От того, насколько грамотно организован процесс обучения и воспитания на этой ступени, зависит успешность каждого ученика в будущем. Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Первые шаги в науку». Педагогическая целесообразность программы «Первые шаги в науку» заключается в том, что сегодня в начальной школе всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют у учащихся умение выдвигать гипотезы, собирать необходимую информацию, самостоятельно добывать новые знания, делать выводы и умозаключения. Ребёнком успешно запоминаются, а в последующем эффективно применяются лишь те знания и умения, которые он получил сам в результате самостоятельного исследовательского поиска. Актуальность программы обусловлена тем, что согласно федеральным образовательным стандартам второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Отличительной особенностью программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Первые шаги в науку» является то, что она предназначена для учащихся начальной школы, интересующихся проектной деятельностью. На занятиях дети знакомятся с процессом проведения исследовательской работы: постановкой проблемы, определением темы, обоснованием актуальности, формулированием цели, объекта и предмета исследования, определением границ научного поиска. Проектная деятельность в начальной школе, учитывая возрастные возможности детей, имеет свои особенности. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников становятся проектные задачи. В ходе реализации системы проектных задач в начальной школе решаются следующие проблемы начального образования:

  • Осуществить переход на компетентностный подход в образовательном процессе
  • Вооружить учащихся начальной школы способами и средствами будущей проектной деятельности

Освоение материала происходит в процессе практической творческой деятельности. Ученик постепенно осваивает последовательность действий и операций, механизм создания исследовательской работы. Данная программа основывается на следующих принципах: доступность, добровольность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Цель программы - развитие творческого потенциала личности младшего школьника через исследовательскую деятельность.
Задачи программы:

  • Развивать познавательные потребности и способности младших школьников
  • Формировать у учащихся представление об исследовательской деятельности
  • Развивать у младших школьников умения и навыки исследовательского поиска
  • Формировать умение работать с информацией
Программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку» рассчитана на 68 часов, из расчета 1 час в неделю: 34ч - 1 год, 34ч - 2 год и предназначена для младших школьников 8-10 лет (3-4 классы). Сроки реализации программы: 2 года. Занятия проводятся во второй половине дня. Основные понятия Метод проектов - педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых (путем самообразования). Проект - буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования. Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования, которая реализуется в МБУ СШ № 82: духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию учащихся; созданию основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Первые шаги в науку» направлена не только на развитие творческих способностей и выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Внеурочная деятельность становится своеобразной лабораторией творчества и сотрудничества преподавателя и учащихся.

Формы занятий:

  • Тренинги

  • Практикумы

  • Семинары

  • Фестивали

  • Экскурсии

  • Круглые столы







ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Воспитательные результаты проектной деятельности школьников распределяются по трем уровням:
Программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку»













































Ожидаемые результаты освоения программы В результате реализации программы у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Личностные УУД

  • умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
  • желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
  • умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • умение осваивать новые виды деятельности;
  • участие в творческом, созидательном процессе;
  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
  • стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Познавательные УУД
  • умение выдвигать гипотезу и осуществлять их проверку;
  • умение самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • умение правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • умение формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • умение выделять главное и второстепенное в собранном материале;
  • умение классифицировать предметы, процессы, явления и события;
  • умение делать выводы и умозаключения.
Коммуникативные УУД
  • умение без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
  • умение работать в коллективе, группе;
  • умение презентовать работу общественности;
  • умение конструктивно взаимодействовать, разрешать возникающие конфликты;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуни­кации; владение монологической и диалогической формами ре­чи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нор­мами родного языка, современных средств коммуникации.
Регулятивные УУД
  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию;
  • умение контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
  • умение прогнозировать - предвосхищать результат деятельности;
  • умение выделять и осознавать то, что усвоено и что ещё нужно усвоить;
  • умение оценивать результаты работы.
Предметные УУД
  • характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);
  • определять тип справочной и научно-познавательной литературы;
  • характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;
  • характеризовать основные правила гигиены;
  • характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;
  • оказывать себе и другим людям первую помощь;
  • перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье.
Формы контроля полученных результатов: 1.Самостоятельные работы. 2.Наблюдение. 3.Презентации проектных работ. Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель ученика. Портфель индивидуальных образовательных достижений обучающихся содержит документы и материалы, подтверждающие достижения учащихся 1-4 классов за определенный период обучения: таблицы результатов наблюдения, листы самооценки, обработку и интерпретацию результатов, на основании которых заполняется сводная таблица, которая дает итоговую оценку планируемых результатов освоения программы.




Учебно-тематический план

3 класс


№п/п Темы занятий Кол-во часов Теория Прак тика

1 О чём я больше всего хочу рассказать. Проект. Выбор темы проекта. Актуальность темы проекта.

1

0,5

0,5

2 Проблема. Решение проблемы.

1

0,5

0,5

3-4 Гипотеза. Учимся выдвигать гипотезы.

2

1

1

5 Цель проекта.

1

0,5

0,5

6 Задачи проекта.

1

0,5

0,5

7-8 Продукт проекта. Виды продукта.

2

1

1

9-10 Визитка. Учимся правильно составлять визитку проекта.

2

0,5

1,5

11-12 Сообщения. Учимся выступать.

2

0,5

1,5

13-14 Проводим опыты: «Делаем мобильный телефон», «Получаем электричество», «Как напоить цветок», «Меняем цвет мела»

2

0,5

1,5

15 Алгоритм работы над проектом.

1

0,5

0,5

16-17 Выбор темы твоего проекта. Ты проектант.

2

0,5

1,5

18 Ставим проблему.

1


1

19 Выработка гипотезы-предположения.

1


1

20 Ставим цель и задачи проекта.

1


1

21-22 Сбор информации для твоего проекта. Обработка информации.

2

0,5

1,5

23 Создание продукта проекта. («Макет», «Поделка»)

1

0,5

0,5

24 Отбор информации для выступления

1

0,5

0,5

25-27 Что такое презентация? Знакомство с программой «Microsoft Power Point»

3

0,5

2,5

28-30 Совмещаем текст выступления с показом презентации.

3

0,5

2,5

31-33 Групповой проект «Здоровью цены нет»

3

0,5

2,5

34 Итоговое занятие. Самоанализ.

1


1 Итого:

34

9,5

24,5











СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 класс Занятие 1. Тема: О чём я больше всего хочу рассказать. Проект. Выбор темы проекта. Актуальность темы проекта. Знакомство с понятием проект, тема проекта, актуальность темы проекта. Понятия: проект, тема проекта, актуальность темы проекта. Занятие 2. Тема: Проблема. Решение проблемы. Знакомство с понятием проблема, формирование умения видеть проблему, развитие умения изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. Игра «У вас проблема?». Понятия: проблема, объект исследования. Занятия 3-4. Тема: Гипотеза. Учимся выдвигать гипотезы. Знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать. Играем в предположения. Понятия: гипотеза, вопрос, ответ. Занятие 5. Тема: Цель проекта. Знакомство с понятие цель проекта, развитие умения ставить цель проекта. Игра «Поможем Колобку поставить цель» Понятие: цель проекта.
Занятие 6. Тема: Задачи проекта. Знакомство с понятие задачи проекта, развитие умения ставить задачи проекта. Игра «Поможем Дракоше» Понятие: задачи проекта.
Занятия 7-8. Тема: Продукт проекта. Виды продукта. Знакомство с понятие продукт проекта, с видами продукта. Составление плана изготовления макета домика. Понятия: продукт проекта, макет.
Занятия 9-10. Тема: Визитка. Учимся правильно составлять визитку проекта. Знакомство с понятие визитка проекта. Формирование умения правильно составлять визитку проекта. Выставка детских визиток. Понятие: визитка проекта.
Занятия 11-12. Тема: Сообщения. Учимся выступать. Развитие умения делать сообщения. «Добрые советы для выступающих». Пробные выступления. Пожелания от друзей проектанта. Понятие: сообщение.
Занятия 13-14. Тема: Проводим опыты: «Делаем мобильный телефон», «Получаем электричество», «Как напоить цветок», «Меняем цвет мела» Практическое занятие по организации и проведению опытов по изготовлению «мобильного телефона», получения электричества из волоса, изготовления поилки для цветка, изменения цвета мела. Понятия: опыт, исследование.
Занятие 15. Тема: Алгоритм работы над проектом. Знакомство с понятие алгоритм, этапы работы над проектом, составление памятки для учащегося. Понятия: проект, алгоритм.
Занятия 16-17. Тема: Выбор темы твоего проекта. Ты проектант. Обсуждение темы проекта каждого проектанта. Обоснование актуальности темы проекта. Понятия: тема проекта, проектант, словарь.
Занятие 18. Тема: Ставим проблему. Развитие умения формулировать проблему. Игра «Сколько функций у предмета». Понятия: проблема, формулировать.
Занятие 19. Тема: Выработка гипотезы-предположения. Формирование умения выдвигать гипотезы, делать предположения. «Копилка народной мудрости». Понятия: выработка, гипотеза, предположение.
Занятие 20. Тема: Ставим цель и задачи проекта. Формирование умения ставить цель своего проекта и определять задачи проекта. Коллективное обсуждение. Понятия: цель проекта, задачи проекта.
Занятия 21-22. Тема: Сбор информации для твоего проекта. Обработка информации. Знакомство с понятие источник информации (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Интервью. Развитие умения обрабатывать информацию. Понятия: источник информации, энциклопедия.
Занятие 23. Тема: Создание продукта проекта. («Макет», «Поделка») Развитие умения определять продукт проекта. Игра «Определи форму продукта проекта». Понятия: продукт проекта, макет, поделка.
Занятие 24. Тема: Отбор информации для выступления. Развитие умения делать сообщение, выступать перед аудиторией. «Добрые советы для выступающих» Понятие: выступление.
Занятия 25-27. Тема: Что такое презентация? Знакомство с программой «Microsoft Power Point» Знакомство с понятием презентация. Значимость компьютера в создании проектов. Формирование умения работать с программой «Microsoft Power Point», создавать презентации. Практическая работа. Понятия: презентация, информация.

Занятия 28-30. Тема: Совмещаем текст выступления с показом презентации. Практическая работа по совмещению текста выступления с презентацией, выполненной с помощью программы Microsoft Power Point. Понятия: выступление, презентация.
Занятия 30-33. Тема: Групповой проект «Здоровью цены нет» Практическая работа над проектом. Защита проектов. «Золотые правила» здорового образа жизни. Понятия: здоровье, здоровый образ жизни.
Занятие 34. Тема: Итоговое занятие. Самоанализ. Развитие умения выполнять рефлексию, анализ ошибок. Тест «Чему я научился» Понятия: рефлексия, анализ.










Учебно-тематический план

4 класс
п/п Темы занятий Кол-во часов Теория Прак тика 1-2 Исследование и исследователи. Основные методы исследования. Подбор методов Исследования.

2

1

1 3-4 Проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности. Виды презентаций проектов.

2

1

1 5-6 Выбор темы творческого проекта. Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы.

2

1

1 7-8 Проектирование - познание в действии. Правильное мышление и логика. Подбор методов проектирования. Практическая работа.

2

1

1 9-10 Гипотезы и идеи. Практическая работа по выдвижению гипотез.

2

0,5

1,5 11-12 Структурирование текста. Обработка полученных результатов. Подготовка отчёта.

2

0,5

1,5 13-14 Искусство делать сообщения. Секреты успешного выступления. Практическая работа.

2

0,5

1,5 15-16 Подготовка презентации. Подготовка выступления.

2

0,5

1,5 17-18 Распределение учащихся по проектным группам. Индивидуальные и групповые проекты.

2

0,5

1,5 19-21 Проект «Игры наших дедушек и бабушек».

3

0,5

2,5 22-24 Проект «Растения нашего края».

3

0,5

2,5 25-27 Проект «Домашние животные»

3

0,5

2,5 28-30 Проект «Вода в жизни человека»

3

0,5

2,5 31-34 Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.

4


4 Итого:

34

8,5

25,5











СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 класс Занятия 1-2. Тема: Исследование и исследователи. Основные методы исследования. Подбор методов исследования. Знакомство с понятием «исследование», его видах и роли в жизни человека. Игра «Найди десять отличий» Понятия: исследование, исследователи.
Занятия 3-4. Тема: Проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности. Виды презентаций проектов. Знакомство с понятием «проектная деятельность», с видами презентации проектов. Понятия: проектная деятельность, презентация.
Занятия 5-6. Тема: Выбор темы творческого проекта. Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. Знакомство с понятиями «наблюдение» и «наблюдательность». Развитие умения видеть проблему, выделять проблемные задачи. Понятия: наблюдение, наблюдательность.
Занятия 7-8. Тема: Проектирование - познание в действии. Правильное мышление и логика. Подбор методов проектирования. Практическая работа. Развитие умения проектировать, устанавливать закономерности, подбирать методы проектирования. Знакомство с понятиями «мышление», «логика», «метафора». Понятия: проектирование, логика, мышление, метафора.
Занятия 9-10. Тема: Гипотезы и идеи. Практическая работа по выдвижению гипотез. Развитие умения делать предположения, выдвигать гипотезы. Сравнение гипотез. Игра «Копилка народной мудрости». Понятия: гипотеза, идея.
Занятия 11-12. Тема: Структурирование текста. Обработка полученных результатов. Подготовка отчёта. Развитие умения анализировать собранный материал, выделять главное и второстепенное, структурировать текст, обрабатывать полученные результаты, делать умозаключения, выводы, готовить итоговый отчёт. Понятия: суждение, эксперимент, парадокс.
Занятия 13-14. Тема: Искусство делать сообщения. Секреты успешного выступления. Практическая работа. Развитие умения представлять результаты своей работы в виде доклада. Знакомство с основными правилами успешного выступления. Понятия: сообщение, доклад.
Занятия 15-16. Тема: Подготовка презентации. Подготовка выступления. Развитие умения представлять результаты собственных изысканий, высказывать свои суждения, задавать вопросы по прослушанным работам, называть основные правила успешного выступления. Понятия: презентация, выступление.

Занятия 17-18. Тема: Распределение учащихся по проектным группам. Индивидуальные и групповые проекты. Развитие умения называть качества, которыми должен обладать исследователь, строить гипотезы, перечислять знания, умения и наывки, необходимые в исследовательском поиске. Понятия: исследователь, проект.
Занятия 19-21. Тема: Проект «Игры наших дедушек и бабушек». Знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей. Понятия: игра, товарищ, друг
Занятия 22-24. Тема: Проект «Растения нашего края». Обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания. Дикорастущие и культурные растения. Растения нашего края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в Самарской области. Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.

Занятия 25-27. Тема: Проект «Домашние животные» Обобщение знаний о домашних животных, об их роли в жизни человека, воспитание любви к братьям нашим меньшим. Сказки, стихи и рассказы о домашних животных. Пословицы и загадки о домашних животных. Организация фотовыставки «Мой любимый питомец». Понятия: домашние животные, условия жизни домашних животных.
Занятия 28-30. Тема: Проект «Вода в жизни человека» Обобщение знаний учащихся о воде, её роли в жизни человека, основных свойствах воды. Опыты с водой. Воспитание бережного отношения к воде. Пословицы и загадки о воде. Понятия: вода, свойства воды.
Занятия 31-34. Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. Систематизация и обобщение знаний учащихся по курсу «Первые шаги в науку». Рефлексия изученного за год. Оформление выставки лучших работ. Презентация работ учащихся.








МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ В процессе реализации программы используются следующие методы:

  • игра (деловая, ролевая, познавательная);
  • словесные методы;
  • метод проектов;
  • экскурсия;
  • решение ситуационных задач;
  • наглядный метод;
  • наблюдение
Материальное обеспечение Для выполнения задач, поставленных в программе необходимо иметь:
  • Класс или другое помещение со столами.
  • Наглядный материал - подбирается заранее и располагается в доступном месте.
  • Технические средства обучения: проектор для показа слайдов, экран, компьютер, нетбуки для учащихся.

Литература
  1. Брицкая Е.О. Метод проектов, особенности применения в начальной школе [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2006. - 2, 34 Mб
  2. Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе. М.: Просвещение, 2011г.
  3. Гайдаенко Е. Проектная деятельность учащихся: Шаги в науку с 1-го класса./Е. Гайдаенко // Нач.шк.: Прил.к газ. «Первое сентября».-2006. - № 10. - С.2-3
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2008.-151с
  5. Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе. /А.И.Комашинский // Практика административной работы в школе.-2006. - № 6. - С.65-70
  6. Мальцева Л.Р. Опыт организации творческих дел младших школьников. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 30 августа
  7. Материалы дистанционного курса ЦДО «Эйдос»: Как разработать и провести проект в начальной школе.
  8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. - Самара, издательство «Учебная литература», 2006. - 208 с
  9. Савенков, А.И. Я- исследователь : учебник - тетрадь для младших школьников. - Самара: Изд-во «Учебная литература». - 2004. - 32 с.
  10. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие. М.: Издательство РОСТ, 2012 г.
  11. Шатилова М.Ю., Селезнёва Н.И. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. Волгоград: Издательство «Учитель, 2010 г.




© 2010-2022