Конспект урока по русскому языку. Раздел: Обучение письму. Тема: Заглавная буква М

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

[email protected] Технологическая карта урока Приложение 2 Тема раздела: Обучение письму. Ю.Б.Антоненко уч.нач.кл. Самусьский лицей им. ак. В.В.Пекарского

№ п/п

Параметр

Описание

Учебный предмет, класс

Русский язык. Обучение письму.1 класс

    Тема занятия/урока

    Заглавная буква М.

      Цель

      Формирование навыков правильного написания заглавной буквы М.


        Задачи

        1.Актуализировать знания учащихся о новом звуке.

        2. Научить писать заглавную букву М по алгоритму и под счёт.

        3. Упражнять учащихся в написании слогов, слов, предложений с буквой М.

        4. Развивать навык грамотного письма, организуя работу в парах с использованием критериев записи слов.

        5. Организовать самооценивание работы обучающимися на уроке.


          Ожидаемый учебный результат Предметные результаты Универсальные учебные действия (Личностные и метапредметные результаты)

          Овладение навыками написания заглавной буквы М, слов и предложений с новой буквой.

          Формирование умения самопроверки на основе сравнения собственной записи с образцом; определения темы и этапов урока , чтение языка условных обозначений (сопоставление слова с его моделью), оценки и самооценки.

          Проявление учебно-познавательного интереса в работе с учителем, в паре, индивидуально.

          Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к героям, людям.

          Формирование умения прогнозировать предстоящую работу.

          Анализирование объектов с целью выделения признаков. Осознание обучающимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока и положительное отношение к проделанной работе.

            Оборудование и материалы

            Компьютер, колонки, интерактивная доска, колонки , презентация, прописи № 2, цветные карандаши, листы с изображением сюжетов разных сказок.

            Этап урока (занятия)

            Цель - результат

            Деятельность

            педагога

            Деятельность

            ученика (воспитанника)

            Формы работы, приёмы

            Мотивация

            (Эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности.)

            Психологический настрой на урок. Концентрация внимания обучающихся посредством анализа своего имени и написания буквы.













            Самоопределение к деятельности.


            Мы приветствуем гостей, Дорогих учителей! Всех знакомых, незнакомых И серьезных и веселых.

            Раз, два, три, четыре, пять Урок пора нам начинать. Будьте внимательны, А еще старательны!

            -А сейчас, займут свои места те ученики , в имени которых есть эта буква. СЛАЙД1.(Поочередный показ письменных строчных и заглавных букв :

            ( Л; р ; С ; л ; Н ; с ; а ;) -На какие группы можно поделить эти буквы? -Что вы умеете делать с этими буквами?


            -Ребята, а для чего нам нужны эти умения? -Поднимите руку , кто хочет научиться писать новые буквы. Тогда я приглашаю вас в необычное путешествие.


            Уч-ся анализируют свое имя .

            -Строчные и заглавные.

            -Писать, читать слоги, слова и предложения. -Высказывания детей.


            Интеллектуальная разминка.

            Подводящий диалог.

            Введение в тему

            (Постановка учебной задачи , проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями.)

            Обозначить тему урока,

            цель занятия.

            Мотивировать ребят на поиск ответов проблемных ситуаций.


            Повторение изученного материала.

            Сегодня мы в сказке одной побываем И многое увидим, и многое узнаем. Научимся новую букву писать И старых друзей из беды выручать. СЛАЙД 2. (Замок ) - В одном волшебном Замке жили сказки. И управляла этим чудесным Замком необычная Королева. На голове её ярко сверкала золотая корона. У Королевы был удивительный сад. Все цветы росли там парами и они были необыкновенными, потому что ,каждое утро приветствовали свою королеву прекрасной песенкой. СЛАЙД 3 ( Ряды гласных букв) - Как вы думаете, что обозначает эта песенка на языке цветов?



            -Почему мы тоже знаем песенку цветов?



            -Королева строго следила за порядком в сказках: чтобы герои сказок не перепутали свои места, чтобы в каждой сказке был счастливый конец. И всё было бы прекрасно, если бы не появился в этом сказочном Королевстве коварный Колдун СЛАЙД 4 (Изображение Колдуна). -Он хитростью выманил Королеву из ее владений, заколдовал цветы и героев сказок и запер волшебный Замок на ключ. - Что же делать? Неужели сказки так и останутся навсегда запертыми и не смогут приходить к людям? -Да ,ребята, нам могли бы помочь цветы, так как они умеют петь , но они заколдованы. -Возьмите рисунок с цветочком, цветные карандаши и вместе с соседом по парте придумайте штриховку для вашей пары цветов.

            - Цветы подсказывают , что ключ похож на первую букву каждого слова их новой песенки: СЛАЙД

            Марта, Маша, Марк и Майя Маргарита,Мариэль Мурзик, Муля, Маг и Маня Вот где прячет ключ Колдун.

            -Где же ключ?


            СЛАЙД Буква М

            -Какая эта буква? Дайте характеристику выделенной букве.


            - Кто из вас заметил, на какие группы можно поделить все эти слова?



            -Ребята, а у нас в классе есть дети ,имена которых начинаются с буквы М? - Максим , а ты умеешь писать первую букву своего имени? - А кто умет- поднимите руку. -А кто хочет научиться ее писать - встаньте, пожалуйста!

            -Давайте в паре составим эту букву с помощью наших рук.





            - А сейчас я вам предлагаю подумать и сказать, чему нам нужно научиться на сегодняшнем уроке письма? СЛАЙД (План урока)






            - Доброе утро, здравствуйте…, я вас приветствую.

            -Потому что мы знаем гласные и при произношение этих звуков, язычок не встречает преград.



            -Дети предлагают найти ключ и освободить героев сказок и королеву.

            -Давайте попробуем расколдовать цветы и спросим у них.

            Дети выполняют штриховку в паре ,выставляют свои работы на доску .

            -Слушают песенку цветов.

            -Буква М - это и есть наш волшебный ключ.

            -Буква М - заглавная буква, обозначает звонкий согласный звук.

            -Имена людей и клички животных, их пишем с большой буквы.

            -Максим.

            -Нет.

            Дети , образуя пару , составляют букву М.(аналогичная работа была проведена на уроке обучения грамоте)

            -Научиться красиво писать заглавную букву М. -Научиться соединять заглавную букву М с другими буквами, писать слова с новой буквой и предложения.

            Сказка.



            Фонетическая зарядка.



            Создание проблемной ситуации.


            Работа в паре.

            Штриховка.

            Музыкальное иллюстрирование.


            Подводящий диалог.


            Работа в паре.


            Открытие нового (знания , способа действия)

            (Привлечение уже изученного материала, практическая работа, обсуждение (в парах, группах), формулирование вариантов выводов. Обобщение.)

            Ознакомить обучающихся с алгоритмом написания буквы М

            Формировать представления о количестве элементов букв, их написании в прописях .





            Формировать умение применять полученные знания на практике, подготовка обучающихся к письму.


            Формировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности.

            - Для того, чтобы изготовить волшебный ключ, нам нужно знать: из каких деталей он состоит? Где мы можем об этом узнать? Откроем прописи и посмотрим внимательно на заглавную букву М. -Из каких элементов она состоит?

            -Найдите эти элементы у себя в конвертах. А теперь соедините их вместе. Ключ от заколдованного Замка готов!

            -Ребята, для чего рассматривали элементы этой буквы?

            - Откуда начинаем его писать? - Посмотрите на образец со стрелочками и расскажите ,как вы продолжите написание буквы. Показ написания буквы учителем на доске с проговариванием алгоритма.

            - Но для того, чтобы ключ обладал волшебной силой, нам всем нужно написать заглавную букву М. - Ребята, кто из вас помнит правила написания красивых букв? -Но прежде чем начать работать в прописях, давайте подготовим свои пальчики. Пальчиковая гимнастика. Мышка мылом мыла лапки. Каждый пальчик по порядку. Вот намылила большой, сполоснув его водой. Не забыла и указку, Смыв с него и грязь и краску. Средний мылила усердно-Самый грязный был ,наверно Безымянный терла пастой- Кожа стала сразу красной. А мизинчик быстро мыла, очень он боялся мыла ! « Письмо» в воздухе под счёт. - Прежде, чем написать эту букву в прописях, мы « напишем» её в воздухе и произнесем « заклинание». - И - раз -и -два -и.

            - А теперь мы наделим наш Ключ волшебной силой. -Вначале обведите элементы буквы М в прописях по точкам. - Теперь обведите целую букву М по контуру.

            - Молодцы! Самостоятельно напишите три буквы. Следует помнить, что расстояние между буквами должно быть одинаковым. Соблюдайте наклон. - Подчеркните ту букву, которая вам особенно понравилась и зажгите под ней зеленый фонарик. - Допишите строку до конца. Старайтесь писать остальные буквы так же красиво и аккуратно, как и ту, под которой горит зеленый фонарик. - А теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и зажгите фонарик, а может и не один ,под той буквой, которая на ваш взгляд наиболее соответствует образцу . -Ребята, скажите, пожалуйста , кто помнит какие задачи урока мы определяли в начале урока? -С какими из них мы справились? Поставьте на полях красным карандашом восклицательный знак!




            Ответы детей.

            Дети называют элементы буквы М.

            Дети конструируют букву М.(аналогичная работа с другими буквами)

            Ответы уч-ся.

            Комментирование образца буквы в прописи одним из учеников.

            Дети проговаривают гигиенические требования на уроке письма.




            Самостоятельное письмо буквы в прописи.




            Ответы уч-ся.

            Поисковый метод.

            Конструирование.

            Работа в паре.


            Постановка новой учебной задачи.





            Выполнении пробных действий


            Оценка результатов.


            Работа в паре.




            .

            Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным

            (Самостоятельная работа (в парах, группах). Дифференцированные задания. Творческие задания. Диагностические задания на осознание и понимание нового, включение будущего нового материала.)



            Формировать умение применять полученные знания на практике, умение читать и писать слоги и слова с изученной буквой.

            .



            Формировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности.


            Закрепление полученных на уроках знаний.



            Закрепление полученных на уроках знаний,

            самоконтроля и самооценки собственной деятельности





            Выполнение практического задания, подведение итогов урока, формулировка выводов по теме урока.

            Над какими задачами нам еще предстоит поработать?

            Физкультминутка.

            Отложите-ка тетрадку! Раз - два!

            Становитесь на зарядку! Раз - два!

            Сладко - сладко потянулись и прогнулись и нагнулись.

            Ваши мышцы все проснулись? (Да)

            Ваши губы улыбнулись? (Да)

            Пальчики к письму готовы? (Да)

            Мы работать будем снова? (Да) - Для чего мы смастерили ключ и наделили его волшебной силой?

            - Ну вот, наш ключ обладает теперь волшебной силой и сможет открыть заколдованный Замок сказок и вернуть королеву и сказочных героев. СЛАЙД (Пустой Замок)

            -Но что это? В Замке никого нет! -Это злой Колдун сделал всех сказочных героев невидимыми. -Давайте напишем в прописях слога ,может в них спрятаны имена сказочных героев. Учитель показывает написание слогов на доске.


            -Какое соединение в написании каждого слога? -Ма; Маша -СЛАЙД -Му ; Мук-СЛАЙД -Мы; Мышата-СЛАЙД



            - А каких ещё сказочных героев, чьи имена начинаются на М ,вы знаете?

            СЛАЙД ( Другие сказочные герои) - Почему в начале всех этих слов мы будем писать заглавную букву М.


            -Чему новому мы сейчас научились? -Поставьте па полях красным карандашом восклицательный знак! -Героев сказок мы вернули, а где же сама королева? -Колдун прислал нам загадку, если мы ее отгадаем, то он ее вернет. СЛАЙД (загадка) СЛАЙД (Кошка в короне).




            -У каждой кошки или кота есть кличка, давайте прочитаем, как зовут нашу необычную Королеву. - Прочитайте слово, написанное в прописи. - Что вы можете рассказать об этом слове?










            - Назовите согласные звуки в схеме этого слова.



            -Ребята, поднимите у кого есть кошка . Встаньте те ребята, у кого кличка кошки начинается с буквы М.Назовите клички.

            Показ написания и проговаривание слова учителем -Записываем слово Мурка.

            Ребята, можем ли мы поставить восклицательный знак ?

            -Мурка хочет с вами поиграть и приготовила для вас слова. Когда начинается слово с мягкого звука [м] -встанут девочки, твёрдый звук [м] - встанут мальчики. А если таких звуков не будет, то вы покачаете руками над головой. - Молоко, мясо ,масло, капуста, морковка, сало ,мед, котлеты, минтай.

            -Подумайте, какое еще задание предстоит выполнить?



            -Вставьте пропущенные слова. - Прочитайте получившееся предложение.

            Сделайте звуко-буквенный анализ пропущенных слов.

            -Взаимопроверка: что понравилось, что посоветовали бы соседу.


            -Докажите, что это предложение.






            -Запишите предложение. -Сверьте написание с доской.

            - Кто написал без ошибок? У кого одна ошибка? Какая? У кого более двух ошибок?

            -Какую задачу урока мы сейчас выполнили ?Поставим восклицательный знак.


            - А теперь сказочным героям пора отправляться в свои сказки. Но для этого нужно прочитать следующие слова: СЛАЙД Ома-ома-ома- все герои дома. Ома-ома-ома- вот и Мурка дома. Ама-ама-ама- рядом с нами мама.

            Мама для всех нас самых дорогой и близкий человек. Прочитайте предложение в прописи о маме.

            - Давайте напишем это предложение для самого дорого человека на земле - нашей маме.

            - Кто бы хотел написать его очень красиво? Поднимите руку. - Скопируйте предложение в тетрадь.











            -Подберите слово - родню к слову мама:

            - Чаще называйте маму ласково, ласковое слово - сердце греет.








            -Чтобы освободить Королеву и расколдовать героев сказок.










            Дети читают слога.





            - Верхнее соединение.


            Дети пишут по одному соединению по образцу. На слайде появляются изображения сказочных героев.

            Дети вспоминают героев сказок : Мойдодыр, Миша, Мамонтенок, Малыш, Мышка- норушка, Морозко, Маугли, Мальвина.


            Один из учеников читает загадку:

            Усище, хвостище, глазище,

            А моется всех чище.

            Читают все вместе.

            -Мурка.

            Один из уч-ся комментирует. -Это кличка кошки, поэтому пишется с заглавной буквы, в слове 2 слога.

            Первый слог -Мур- состоит из слога-слияния и одиночной согласной,

            второй - слог -слияния, ударение падает на первый слог.

            Один из уч-ся комментирует

            м- тв. согл. ,р-тв.согл.,к-тв.согл.

            Уч-ся называют клички кошек.

            Самостоятельная деятельность.

            Да, мы написали слово с новой буквой.

            Дети выполняют задание.


            - Нам необходимо написать предложение с написанием новой буквы.

            -Мурка лакала молоко.

            Самостоятельная работа.

            -Предложение состоит из слов. В предложении выражается законченная мысль. На письме начало предложения обозначается большой буквой, а конец точкой.

            Уч-ся самостоятельно записывают предложение, затем сверяют с доской.

            Ответы уч-ся.


            Чтение чистоговорок хором.

            Чтение предложения одним из уч-ся.

            -Прежде чем записать, дети ещё раз повторяют предложение, считают количество слов в предложении, вспоминают правила оформления предложения, перед записью каждого слова произносят его по слогам и записывают, диктуя себе вслух.

            - Мамочка, мамуленька, маменька, матушка.





            Упражнение по образцу.

            «Яркое пятно»




            «Яркое пятно»






            Игровой прием.



            Комментирование.




            Речевая разминка.


            Практические действия.

            Итоговая рефлексия

            (Самоанализ и самооценка: личностные приращения.)

            Задание на дом

            (Детям даётся возможность реализовать личные образовательные потребности)

            Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.

            - Ребята, вернемся к плану нашего урока? Сколько задач мы ставили перед собой? Посчитайте восклицательные знаки на полях.

            - Какой вывод мы можем сделать?

            .

            - Кто доволен сегодня своей работой? Нарисуйте зеленый кружок

            - Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? Нарисуйте синий кружок.

            - А королева Мурка считает , что вы все сегодня старались на уроке и оставила вам подарки. Это страницы ваших любимых сказок. Не удивляйтесь тому, что они чёрно-белые. Вспомните эти сказки, перескажите их, и ваша фантазия и цветные карандаши раскрасят их в яркие весёлые краски.

            ( Звучит песня « Сказка», детям раздаются страницы из раскраски « Любимые сказки»).

            Ответы детей.

            Мы научились красиво писать заглавную букву М. -Научились соединять заглавную букву М с другими буквами. -Научились писать слова с новой буквой и предложения.

            Оценивание результатов.



            Создание ситуации успеха.

            .


            © 2010-2022