Конспект урока по русскому языку на тему Связь слов в предложении (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Ломакина Г.М.

Класс: 2 -б МБОУ СШ №5 г. Архангельск

Тема: «Связь слов в предложении».

Цель темы: учить детей устанавливать связь слов в предложении

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

На основе имеющихся знаний систематизировать информацию о предложении; учить детей находить связь слов в предложении, ставить вопрос от главного слова к зависимому; аргументировано отвечать и доказывать свое мнение.

Познавательные УУД:

общеучебные - Выделять и формулировать познавательную цель, осознанное и произвольное строить речевое высказывание в устной и письменной форме, рефлексировать способы и условия действий, выполнять контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Формировать навыки зрительного ориентирования в пространстве, зрительного и слухового внимания.

Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие.

Коммуникативные УУД: Уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. Воспитывать коммуникативную культуру при работе в микрогруппах .

Высказывать свое мнение, уважать мнение других.

Самоопределение.

Вывод, обобщение: слова в предложении связаны между собой по смыслу, форме, интонации.

Методы исследования: наблюдение работе в парах; выдвижение гипотезы; проверка гипотезы.

Оборудование:

  1. Учебник «Русский язык». 2 класс. Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий.

  2. Печатная тетрадь (часть №1).

  3. Карточки:

- Я'БЛОКО (буквы О закрыты яблочком);

- СИ'ВЕРКО;

- опорные слова к предложению по теме;

- парная работа;

Конспект урока по русскому языку на тему Связь слов в предложении (2 класс)- групповая работа: осенние листочки со словами (составить предложения);

- оцени себя.

  1. Карточки для физкультминутки: (изобразить фигуру)

  2. На стенах магнитные буквы (С, В, Я, З, Ь).

  3. Осенние листочки для рефлексии (желтые, зеленые, красные).

  4. Мячик тряпичный.

8. Магнитофон с музыкой для релаксации («Осенняя песенка» П.И.Чайковский)

9. Мешочки с горохом.

10. Увеличитель.

11. Музыкальная физкультминутка.

12.


Этапы урока.

I. Мотивация к учебной деятельности

1). Раз, два, три, четыре, пять

Прозвенел звонок опять.

Перерыв кончается,

Работа начинается…

2). Создание психологического и эмоционального комфорта:

- Настал новый день. Улыбнулись друг другу и нашим гостям, поздоровайтесь.

3). Наполним лёгкие кислородом - дыхательная гимнастика:

- свежий воздух: вдох - выдох, вдох - выдох порциями, вдох - выдох с задержкой.

4). Сели красиво.

- Сегодня мы совершим путешествие в страну, которая:

Пришла без красок и кистей,

И перекрасила все листья. (Осень)

- И посвятим наш урок этому прекрасному времени года.

Настроимся на работу пальчики:

- Здравствуй, осень!

- Здравствуй, прохладный ветерок!

- Здравствуй, осенний листок!

- Здравствуй, небо голубое!

- Здравствуй, солнце золотое!

- Мы живём в одном краю,

- Всех я вас приветствую!

- Откройте тетради. Записать число и классная работа.

II. Актуализация знаний

- Мы совершим удивительное путешествие в мир предложений, выполняя задания ОСЕНИ.

1). Словарная работа:

- Небольшой зверек из отряда грызунов с длинными ушами и длинными задними ногами.

Водится и в наших лесах. (ЗАЯЦ)

- Без рук, без ног, а ворота отворяет. (ВЕТЕР)

- На Севере холодный резкий ветер, даже и не с севера. (СИВЕРКО)

- Первый месяц осени? (СЕНТЯБРЬ)

- Отгадайте загадку:

Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Я'БЛОКО)

-Какая орфограмма в слове? (буквы закрыты яблочками)

2). Минутка чистописания (подготовка руки к работе). Мешочки с горохом.

а). Найдите буквы, которые мы выделили из загадок, на стенах класса - магнитные буквы.

Запишите по одной букве . Будьте внимательны.

З В С Ь Я

- Посоветуйтесь с соседом и составьте из этих букв слово. Запишите его справа от букв. (СВЯЗЬ)

б). - Что обозначает это слово? (взаимную зависимость кого-то с кем-то, с чем-то; какие-то отношения)

- СЛОВАРИ: С.И.Ожегов - трактуется слово СВЯЗЬ - отношение взаимной зависимости.

- Какая связь существует у нас с вами? (учитель - ученик; одноклассники; обучаемся все в СШ №5 г.Архангельска)

- Сейчас мы изучаем на уроках окружающего мира «Связь живой и неживой природы».

в). Назовите однокоренные слова к слову СВЯЗЬ.

- А у меня получились такие слова:

связно'й свя'зь связа'ть скрепить связи'ст

- Какое слово надо исключить? (скрепить) Почему? (корень другой)

- Спишите, поставьте ударение, выделите корень.

3). Чтобы попасть в мир предложений, нужно прочитать (на магнитной доске) предложение:

Осень - красивое время года

- Что заметили? (нет знака в конце) Какие можно поставить?

- Прочитайте его разными способами по цели высказывания.

(повествовательное, вопросительное, восклицательное)

- ЗАПИШИТЕ восклицательное предложение.

- А что такое предложение? (слово или слова, связаны по смыслу и выражают законченную мысль)

- Что всегда есть в предложении? (грамматическая основа)

- Как вы думаете, что придает осени особое очарование? (Листья)

Как долго длится жизнь листьев?

4). Игра «МЯЧ». Подберите слова, обозначающие действие листьев.

III. Постановка учебной задачи и темы:

1). Работа над предложением (на карточке напечатаны слова для доски)

КРАСУЮТСЯ, ОСЕНЬ, РАЗНОЦВЕТНЫХ, ДЕРЕВЬЯ, НАРЯД, РАННЯЯ

- Можно ли эту группу слов назвать предложением?

- Почему? (слова не связаны по смыслу, нет заглавной буквы, точки)

- ТЕМА урока: будем устанавливать СВЯЗЬ слов в предложении.

- Составьте предложение (в парах - на карточках).

- Что вы первоначально исправили, чтобы из слов получилось предложение?

(вставили предлог, исправили окончание слова)

Запишите предложение в тетрадь (можно с комментированием):

Ранней осенью деревья красуются в разноцветных нарядах.

- Какое слово показывает наше отношение к листьям?

- Что содержит это предложение? (вопрос, призыв, сообщение)

- Значит, оно по цели высказывания повествовательное.

По интонации - невосклицательное.

- Наша цель: формировать умение, как установить связь слов в предложении? (по смыслу и с помощью вопросов)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (изобрази фигуру). Под музыку П.И.Чайковского «Осенняя песенка». IV. Работа по теме урока. Открытие новых знаний.

- ПРОВЕРИМ? Разбор предложения. Выделите грамматическую основу в предложении. (В предложении говорится о….)

- Можно ли установить связь между главными и второстепенными членами предложения?

- С помощью чего? (вопроса)

- Поставим вопросы от главного члена предложения - подлежащего:

НЕТ

- Поставим вопросы от главного члена предложения - сказуемого.

КРАСУЮТСЯ (когда?) осенью…

- Стрелкой установите связь.

КРАСУЮТСЯ (в чём?) в нарядах…

- Установите связь между второстепенными членами предложениями.

ОСЕНЬЮ (какой?) ранней….

В НАРЯДАХ (каких?) разноцветных….

- Связь устанавливали между словами в предложении с помощью вопросов. Это смысловая связь.

- Слова в предложении связаны по смыслу.

- С помощью значка // (логическое ударение) попробуйте прочитать предложение. (При чтении значок ставится над каждым словом.)

- Состав предложения менялся? (нет)

- А что менялось? (интонация)

- Слова в предложении связаны по интонации.

- Подтвердились ли ваши предположения (гипотезы)?

- Проверим, верны ли ваши предположения о связи слов в предложении.

- Обратимся к учебнику - источнику знаний. Страница 37. Прочитайте вывод.

ВЫВОД: Слова в предложении связаны по:

- ФОРМЕ - СМЫСЛУ - ИНТОНАЦИИ

- МЫ поставили перед собой цель: чему мы должны научиться на уроке? (ХОРОМ читают на карточке)

РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ СОСТАВЛЯТЬ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ …..

ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ УСТАНАВЛИВАТЬ СВЯЗЬ СЛОВ В ….

- Для чего нам нужны эти умения? (Чтобы строить красивые предложения. Чтобы наша речь была красивой…)

IV. Закрепление знаний и способов действий:

1). Работа по карточкам в группах. Работа с деформированным предложением.

- Осень преподнесла нам новое задание: Шалун - ветер подул и рассыпал листики. Каждая из групп должна сложить свое предложение.

(Каждая группа получает листики разных цветов. Составление предложения по опорным словам, написанных на них.)

а) В ЗОЛОТИСТЫЕ ПЛАВНО ЛИСТИКИ ОСЕННЕМ КРУЖАТСЯ ВОЗДУХЕ

б) КОВРОМ ЛИСТЬЯ ПЁСТРЫМ УСТИЛАЮТ ЗЕМЛЮ

в) ЛИСТОЧКИ ШУРШАТ ПОД НОГАМИ БАГРЯНЫЕ ЖАЛОБНО

- Выделите грамматическую основу в ваших предложениях. Найдите словосочетания. Прочитать предложения.

ФИЗУЛЬТМИНУТКА музыкальная, проводит ученица.

2). Прочитайте ВСЕ предложения, которые мы составили и записали.

Осень - красивое время года! Ранней осенью деревья красуются в разноцветных нарядах.

Плавно кружатся в осеннем воздухе золотистые листики. Пестрым ковром листья

устилают землю. Жалобно багряные листочки шуршат под ногами.

Какая красота кругом!

Что получилось у вас? (текст).

- Какова главная мысль нашего текста? (осень)

- Составьте восклицательное предложение, которое передаст, что вы чувствуете в конце осени или ваше отношение к осени. Запишите понравившегося предложения.

3). Осенью есть период, который называют Бабье лето…

Что такое «БАБЬЕ ЛЕТО»?

«Только женщина может так согреть, когда уже почти всё потеряно» (народная пословица). Бабье лето в природе - это период по-летнему тёплой погоды в преддверии настоящей осени. По народным приметам, в средней полосе России бабье лето начинается 14 сентября, на день Симеона - летопроводца. В разных странах и губерниях нашей страны бабье лето называют по-разному. В словаре В.И.Даля написано, что бабье лето - Марфино лето - начинается в Семен-день (14 сентября) и заканчивается на Аспосов день (21 сентября), или в день Воздвиженья (28 сентября).
В период бабьего лета заканчивались полевые работы, устраивались праздники. Женщины превращали лён в нити и ткали. Считалось, что во время бабьего лета нужно со всеми
помириться и уладить имеющиеся конфликты.
В старину говорили, что на
бабье лето даже собаки добреют. Радуга на бабье лето предвещала долгую и тёплую осень…. (Материала много в интернете)

4). Печатная тетрадь №1 (если позволит время).

Осень - долгое время года. Она начинается, как праздник красок, а заканчивается ненастьями, когда деревья стоят голыми, повсюду грязь, дождь, сырость. Поэтому это время года вызывает разные настроения людей. Каждый замечает в осени что - то свое. Осень - это не только краски, но и особые звуки и запахи.

V. Итог урока

- Что вы чувствовали, когда слушали?

- Какие виды работ особенно понравились на уроке?

- Эти виды заданий помогут развивать нашу речь, формировать умение распространять предложения. Значит, мы справились с поставленной учебной задачей.

- Эту тему урока мы продолжим изучать и дальше, а тему «Осень» мы расширим при написании сочинения завтра и при изучении темы «Люблю природу русскую. Осень» на уроках литературного чтения.

- Вспомни цель урока, которую мы ставили перед собой?

Оцени свою деятельность по алгоритму (карточки на партах):

Я научился… Я познакомился... Я узнал…

Я справился … Я ставлю себе отметку…..

- Спасибо всем за работу. Дома расскажите о нашем путешествии родителям.

VI. Рефлексия учебной деятельности:

В природе есть праздники: ледоход, первая зелень, первый снег…. И есть пора, когда земля надевает самые дорогие наряды из различных цветов красок - листопад. УСТРОИМ наш листопад!

Возьмите листок на столе у учителя (крепят на доску):

- если вам было интересно и легко, то ЖЕЛТЫЙ,

- если вам было немного сложно, то ЗЕЛЕНЫЙ,

- а если было трудно, то КРАСНЫЙ.

VII. Д/З 1) Стр.37, правило, упр. 45.

2) Понаблюдать с родителями за красотой осени, подышать ее запахом.

Спасибо за работу на уроке!

© 2010-2022