Конспект урока по русскому языку на тему: Что такое родственные слова? (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа»

учитель начальных классов Фроликова Анна Викторовна

Урок русского языка во 2 классе

Тема: «Что такое родственные слова?»

Цели урока:
познакомить с понятием "родственные слова", с признаками родственных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся; воспитывать любовь к родному языку, строить собственные высказывания; воспитывать самостоятельность, организованность.

Основные виды учебной деятельности: знакомиться с признаками родственных слов. Работать над развитием умения сравнивать слова.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Универсальные учебные действия: подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных; аргументированно отвечать, доказывать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник «Русский язык» (1 - ая часть) В.П. Канакина, рабочая тетрадь, тетрадь по чистописанию В.А. Илюхина, электронное приложение к учебнику, презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент

Колокольчик прозвенел,
Всех собрать он в класс сумел!
Не сутультесь, встаньте ровно,
Ведь к уроку все готовы?
Всем садиться разрешаю,
И урок мы начинаем!

Слайд 2

- Давайте друг другу улыбнёмся. Настроение хорошее стало, и мне хочется. Что мы сегодня пожелаем друг другу на уроке? (Справиться с трудностями, помочь одноклассникам, узнать что - то для себя новое.)

2. Чистописание

Слайд 3

- Следя глазами, определите, какие буквы соответствуют цифрам, прочитайте зашифрованное слово.(Рукодельницы.)

- Кого называют рукодельницами? (Ответы детей.)

Слайд 4

РУКОДЕ́ЛЬНИЦЫ - женщины, занимающиеся рукодельем.

-Откройте тетрадь по чистописанию на с.25.

- Отметим простым карандашом в слове «рукодельницы» серединку. (Дети отмечают.)

- Какие элементы букв мы будем отрабатывать на уроке? (Ответы детей.)

- В каких буквах встречаются эти элементы? (Ответы детей.)

- Выполните штриховку - «свяжите свитер».

3.Орфографическая минутка

Слайды 5 - 11

Игра «Молчанка» (повторение правила: «Безударный гласный»)

(Дети, молча, определяют, что на картинке, пишут слово, отмечают орфограмму.)

Самопроверка. Оценивание.

4. Самоопределение к деятельности.

Слайд 12

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята.

Навстречу им ползёт гусеница.

  • О! Здравствуйте! Вы кто?

  • Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

  • А я ваша родственница - гусеница.

- Ребята, кого называют родственниками? (Тех, кто живёт вместе, одна семья, имеет одну фамилию.)

- Родственники - это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

- Ребята, как вы думаете, права гусеница, считающая себя родственницей гусей? Почему?

- Кого можно здесь назвать родственниками? (Гуся, гусыню, гусят.)

Среди слов тоже есть «родственники».

5. Работа по теме урока.

- Откройте учебники на с.58. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Что такое родственные слова?)

Обратите внимание с.58!

- Назовите два признака родственных слов. (Общая часть и близкое значение.)

Упр.78, с 59

- Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению.) Спишите любую группу слов.

6. Физкульминутка.

Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
Лучики лицо согрели.
Чудеса у нас на свете!
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,

Великанами уж стали.
Хорошо мы отдохнули!
И на место все вернулись.

7. Закрепление изученного материала.

Слайд 13

1) Лишние слова

Прочитай группы слов. Найди лишние слова.

Мех, меховой, механик.

Чайка, чайник, чайный.

Сова, совиный, совет.

Дерево, деревянный, сосна, деревцо.

Слайд 14

2) Посчитай

Сколько родственных слов среди данных слов? (5)

Лиса, липкий, лисичка, линза, лисёнок, лисий, лисица, лист.

Слайд 15

3) Найди

Какое из родственных слов будет многозначным?

лиственница лиса

лист лисий

листопад лисичка

Слайд 16

4) Назови

Как называются детёныши галки, совы, курицы, лисы, волчицы, коровы, свиньи, львицы? Какие из этих слов родственные?

галка -

сова -

курица -

лиса -

волчица -

корова -

свинья -

львица -

Запишите любые три.

Слайды 17 - 19

5) Ребусы

Гриб - грибок, грибник, грибной, грибница.

Барабан - барабанщик, барабанить, барабанчик.

Лёд - ледник, ледяной, ледниковый, ледянка, ледышка, заледенеть, ледок, льдинка.

Слайд 20

6) Загадочное слово

  1. Газообразное состояние воды.

  2. Место отдыха.

  3. Театральная принадлежность.

  4. Теплица.

? - пар - парк - парик - парник. (ПА)

Найдите родственные слова. Запишите их.

7) Работа по электронному приложению к учебнику (Тема 8 «Однокоренные слова»)

8. Рефлексия.

Слайд 21

- Кому было интересно?

- Кто при выполнении заданий испытывал затруднения?

- Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!

9. Подведение итогов работы.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными?

10. Домашнее задание.

Упр.80, с.59.

© 2010-2022