Конспект урока математики Внетабличное умножение и деление

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по формированию универсальных учебных действий

Класс: 3

Предмет: математика

Тема урока: Внетабличное умножение и деление.

Тип урока: Урок практического применения знаний

Формы организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальная работа, работа в группах, фронтальная работа Цель: повторение приёмов внетабличного умножения и деления; закрепление умений решать задачи и выражения изученных видов; развитие навыков устного счёта.

Задачи урока:

  • закрепить табличные и внетабличные случаи умножения и деления; прием деления с остатком; совершенствовать навык решения задач.

  • формировать ИКТ-компетентность учащихся (работа с нетбуками);

  • развивать мыслительные операции, внимание и память, математические познавательные способности;

  • воспитывать самостоятельность, чувство взаимопомощи.

Планируемые результаты (предметные): знать приёмы внетабличного умножения и деления; уметь решать задачи и выражения изученных видов. Универсальные учебные действия (метапредметные): регулятивные: - уметь осуществлять самопроверку и взаимопроверку; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - управлять своей деятельностью, прогнозировать; - выбирать оптимальный способ достижения цели; уметь фиксировать свои достижения; коммуникативные: - уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; - уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; познавательные: - уметь устанавливать причинно-следственные связи; - представлять цепочки объектов и явлений; - строить логические цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство; - использовать общие приемы в решении числовых выражений; личностные: - уметь высказывать отношение к происходящему, выражать свои эмоции.

Оформление: корабль, собираемый из частей; листы для выставления самооценки; сигнальные карточки; карты и фишки для игры «лото».

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, нетбуки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Самоопределение к деятельности/2 мин.

Цель. Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Способствует положительному эмоциональному настрою учащихся на плодотворную работу. Способствует снятию эмоционального напряжения, установлению коммуникативного контакта. - Здравствуйте, ребята. Начинаем урок математики.

- Таблица умножения

Достойна уважения.

Она всегда во всем права:

Чтоб ни случилось в мире, -

А все же будет дважды два

По-прежнему четыре.

- Скажите, с каким настроением вы начинаете урок?

- Каким вы хотите видеть наш урок?


Дети показывают свое настроение при помощи сигнальных карточек.

Ответы детей

Регулятивные:

- формируем умение управлять своей деятельностью, прогнозировать.

Личностные:

- формируем умение быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

- формируем умение не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению. II.Постановка учебной задачи/ 3 мин.

Цель: создать условия для анализа собственных знаний; формирование цели предстоящей работы.


- Ребята, изучение какой темы мы закончили? - Сформулируйте цель нашего урока? - Урок у нас сегодня необычный. Я предлагаю вам, применяя математические знания, построить необыкновенный парусный корабль, на котором мы сможем путешествовать по океану знаний. Работать мы будем тремя группами.

- Ребята, из каких частей состоит парусник?

- Давайте составим план нашего урока.

- А что должны уметь мореплаватели? - План работы составлен, но прежде чем мы сможем приступать к сборке корабля, предлагаю вам пройти специальную подготовку, сделать разминку для ума.

Внетабличное умножение и деление.

Ответы детей

Ответы детей

На доске постепенно появляется план урока:

  • Построение «корпуса корабля».

  • Сборка мачт корабля.

  • Натягивание парусов.

  • Ориентирование по карте.

Регулятивные:

- формируем умение высказывать своё предположение;

- формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Познавательные:

- формируем умение составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием.

III. Актуализация знаний и мотивация/

4 мин.

Цель. Готовность мышления и осознание потребности в получении знаний. Способствует активизации мыслительных операций (внимание, память и т.д.) - Ребята, посмотрите на задание, данное вам в нетбуках. - Что мы сейчас повторим?



- У каждого из вас есть лист самооценки. Поставьте в нем баллы за знание таблицы умножения

Таблицу умножения Дети выполняют тест в нетбуках. (За 3 минуты надо решить 15 примеров на табличные случаи умножения и деления.)

(Дети фиксируют в листе самооценки количество баллов)

Конспект урока математики Внетабличное умножение и деление Регулятивные: - формируем умение действовать по алгоритму;

- формируем умение оценивать результаты индивидуальной работы; - формируем умение определять результат выполнения задания.

Познавательные:

- формируем умение составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы при работе с конкретным заданием.

IV. Практическое применение знаний/28 мин.

Цель: повторение правил нахождения компонентов при умножении и делении.



Цель: подготовка к делению в столбик.



Цель: формирование самостоятельности, совершенствование умений решать задачи.

Взаимопроверка.

1. Построение «корпуса корабля»

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на план урока.

- Что нам предстоит сейчас сделать? - Давайте узнаем, сколько времени понадобится для его строительства. Х - это то число, которое обозначает количество дней. 1 группа совершит путешествие во времени и узнает, сколько времени уходило на эту работу в XVIII веке, когда строили парусники, и работа выполнялась вручную; 2 - узнает, сколько требовалось времени для этого в начале ХХ века; а 3 - определит, за сколько времени эту работу выполняют в наше дни на заводе с современным оборудованием. - Молодцы, вы все справились с заданием и теперь мы знаем, какая это трудоемкая работа. Благодаря знаниям, мы построили «корпус корабля». - Поставьте в листе самооценки баллы за решение уравнения.

  1. Сборка мачт.

- Какой следующий шаг нашей работы?

- Ребята, а вы знаете, из чего делают мачты корабля? - Правильно, для того, чтобы собрать мачту, требуются бревна. Мачта может иметь разную высоту. Давайте узнаем, сколько может понадобиться бревен, чтобы построить мачту, и поможет нам в этом решение следующих выражений. Делимое показывает, сколько взяли бревен, делитель - какой длины нужны бревна, а частное - сколько понадобилось бревен. - Молодцы, ребята, вы показали хорошие знания и поэтому сумели собрать мачту парусника. - Поставьте себе баллы за умение выполнять деление с остатком.


  1. Натягивание парусов.

- Ребята, посмотрите на план урока. Что еще осталось сделать, чтобы корабль был готов к плаванию? - Правильно, осталось натянуть паруса. Чтобы сделать парус, давайте узнаем, сколько понадобится метров парусной ткани. А узнать мы это сможем, если решим задачу.

Конспект урока математики Внетабличное умножение и деление - Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, и мы можем натянуть паруса кораблю. Поставьте себе баллы за решение задачи.

Построить корпус корабля
Каждая группа получает свое задание.

Х:4=23 84:Х=6 12xХ=96 (Один представитель группы работает у доски. Остальные участники во время проверки, сигнальными карточками проверяют решение, и, если потребуется, исправляют. Отвечающий ученик прикрепляет к доске одну из частей «корпуса корабля»)

Конспект урока математики Внетабличное умножение и деление

(Дети фиксируют в листе самооценки количество баллов)

Сборка мачт корабля

Ответы детей

Конспект урока математики Внетабличное умножение и деление

46:9 38:7 73:20

60:8 44:5 56:10

(Решают по одному примеру от каждой группы.)

(Дети фиксируют в листе самооценки количество баллов)



Ответы детей Длина маленького паруса 14 метров, а большого в 2 раза больше, чем маленького. Чему равна длина большого и маленького паруса вместе? (Дети самостоятельно решают задачу. Первые 3 человека получают отметку. Эти учащиеся проверяют решение задач у всей своей группы.)

(Дети фиксируют в листе самооценки количество баллов)

Личностные:

- формируем умение работать в группе;

- формируем умение вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.

Регулятивные:

- формируем умение работать по алгоритму;

- формируем умение принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;

- формируем умение фиксировать свои достижения. Коммуникативные:

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные:

- формируем умение использовать общие приёмы в решении числовых выражений.

Познавательные:

- формируем умение читать и анализировать тексты составных задач;

- формируем умение преобразовывать текст в схему.

Коммуникативные:

- формируем умение активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке.

V. Физкультминутка (под музыку)/3 мин.

Цель: снять усталость.

- Вот и готов наш корабль. Мы хорошо потрудились и пришла пора отдохнуть.

Конспект урока математики Внетабличное умножение и деление

(Дети выполняют упражнения под музыку «Веселый ветер».)

Конспект урока математики Внетабличное умножение и деление

Личностные:

- формируем умение быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

- формируем умение не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

Цель: повторить приемы внетабличного умножения и деления.



Цель: повторение и закрепление ранее изученного.

  1. Название корабля.
- Ребята, как вы думаете, чего нет у нашего корабля? Давайте узнаем, как называется наш корабль. У вас лежат листочки с выражениями, карты для игры «лото» и фишки, которыми накрывают числа. Я предлагаю вам найти значения выражений, числа, полученные при вычислениях, накрыть фишками в карте, и по оставшимся открытым буквам узнать название нашего корабля. Посмотрим, какая бригада первой узнает название.




- Какая группа готова сказать название корабля? - Молодцы! - Поставьте себе баллы за решение выражений на внетабличное умножение и деление.
  1. Ориентирование по карте.
- Ребята, посмотрите на план урока. Какой пункт плана мы будем сейчас выполнять? - Правильно, нам осталось научиться ориентироваться по карте. - Какие океаны вы знаете? - Сейчас мы попробуем проплыть по всем океанам нашей планеты.

- Почему корабли не садятся на мель,

А по курсу идут сквозь туман и метель?

Потому что, потому что,

Вы заметьте-ка,

Капитанам помогает

Математика! Каждое правильно выполненное задание даст нам право двигаться дальше. Попутный ветер раздул паруса нашего корабля, и мы можем отправляться в путь. - Начинается наше путешествие в самом холодном океане. Как он называется? - Молодцы! Чтобы наш парусник мог беспрепятственно попасть в следующий океана давайте ответим на вопрос: - Лестница трапа корабля состоит из 13 ступенек. Игорь стоит на середине лестницы. На какой ступеньке он стоит? - Ребята, мы попали в океан, в котором очень много теплых течений. Он омывает все материки, кроме Австралии. Назовите этот океан. - Молодцы! Чтобы парусник попал в следующий океан, давайте решим «цепочку» выражений: 27 : 9 х 6 : 2 х 5 = - Ребята, океан, в котором мы находимся выделен совсем недавно и омывает только Антарктиду. Кто знает, как он называется? - Продолжаем наше путешествие. А поможет нам двигаться по карте решение следующей задачи: - В одной лодке помещается 12 человек, а в катере - 72 человека. Во сколько раз больше помещается людей в катер, чем в лодку? - Молодцы! Океан, в котором находится сейчас наш парусник самый теплый, из-за чего в нем образуется много кораллов. Кто готов назвать этот океан? - Правильно. Чтобы помочь нашему паруснику двигаться, а так же узнать, сколько дней может длиться наше путешествие, давайте найдем значение данного выражения: 98 - 23 х 4 + 24 = - Мы заплыли в самый большой по площади океан. В нем рождаются самые сильные волны. О каком океане я говорю? - Молодцы! А чтобы вернуться домой, давайте найдем площадь палубы нашего корабля, длина которого 14 метров, а ширина - 6 метров. - Молодцы! Вы показали хорошую готовность к большому плаванию.

Названия

(Работа в группах) Каждый ученик решает по одному выражению.

72:4 60:12

51:17 14х7

16х5 96:3 (Решая выражения, учащиеся закрывают фишками на карточках те числа, которые совпадают с ответами.)

Конспект урока математики Внетабличное умножение и деление

Ответы детей

(Дети фиксируют в листе самооценки количество баллов)

Ориентирование по карте

Ответы детей

Конспект урока математики Внетабличное умножение и деление

(Дети отвечают на поставленные вопросы, а корабль передвигается по океанам на карте Земли.)

Северный Ледовитый океан

Ответы детей

Атлантический океан

Ответы детей

Южный океан

Ответы детей

Индийский океан

Ответы детей

Тихий океан

Ответы детей

Личностные:

- формируем умение работать в группе;

- формируем умение вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.

Регулятивные:

- формируем умение работать по алгоритму;

- формируем умение принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;

- формируем умение фиксировать свои достижения. Коммуникативные:

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные:

- формируем умение использовать общие приёмы в решении числовых выражений.

VI. Домашнее задание/1 мин. Стр.33, № 22; тв.з. составить задачу на деление с остатком.

VII. Рефлексия/4 мин.

Цель: самооценка результатов деятельности. - Ребята, назовите цель нашего урока? - Посмотрите на план. - Достигли мы цели урока? - - Посчитайте в листе самооценки количество набранных за урок баллов и разделите его на 5. Это число показывает качество вашей работы на уроке. -Ребята, кому понравился урок, покажите зеленую карточку, а кому не очень - синюю. - Спасибо за урок.


Ответы детей

(Дети фиксируют в листе самооценки количество баллов)

Конспект урока математики Внетабличное умножение и деление

Личностные:

- формируем умение выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции;

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- формируем умение оценивать себя в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные:

- формируем умение подводить итоги.


© 2010-2022