Урок литературного чтения в 3 классе. САША ЧЕРНЫЙ. СТИХИ О ЖИВОТНЫХ. «ВОРОБЕЙ», «СЛОН». УМК “ШКОЛА РОССИИ»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок . Саша Черный. Стихи о животных. «Воробей», «Слон». УМК "Школа России»
(учебник, с. 48-49; рабочая тетрадь, с. 61-62)

Тип урока: постановка учебной задачи Педагогические задачи: способствовать формированию умения эмоционально воспринимать художественный текст, красоту поэтического слова, развитию умения находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения; создать условия для обучения определению темы, главной мысли, содержания, осмыслению специфики стихотворений

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведениями Саши Черного;

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному; понимать содержание литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность; осмыслять специфику стихотворений

Метапредметные:

познавательные: прогнозируют содержание раздела; осмысливают произведения литературы; создают свой текст на основе ключевых слов и выражений;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно,

по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;

коммуникативные: понимают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); строят диалог в паре или группе, задают вопросы

Личностные:

осуществляют эмоциональный отклик

на лирическое произведение Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет писателя; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Сообщают о готовности
к уроку. Определяют са-

Умеют слушать в соот-

Продолжение табл.

1

2

3

4


- Проверим готовность к уроку.

Долгожданный дан звонок - начинается урок.

Очень рада видеть вас - за работу, в добрый час!

- Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения. С каким настроением мы начинаем урок, поделитесь со мной? Покажите на экране настроения

моготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

ветствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

- Прочитайте скороговорки по слогам.

- Прочитайте с удивлением.

- Прочитайте с печальной интонацией.

• Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

• Воробей влетел в веранду и выхватил у Вари вареник.

• Свиристель свиристит свирелью.

• Страус на стратостате осваивал стратосферу.

- Что объединяет эти скороговорки?

- Мы продолжим читать произведения о животных

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной работе дома. Читают на оценку. Показывают иллюстрации к произведению.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Слушают в соответствии с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Уточняют высказанные мнения по существу полученного задания

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

- Отгадайте загадки (см. ресурсный материал).

- Мы прочитаем стихотворение Саши Черного «Воробей», «Слон». Прочитайте тему урока.

- Определите цели урока, используя опорные слова:

Отгадывают загадки.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют

Принимают

и сохраняют учебную

цель и задачу.

Продолжение табл.

1

2

3

4

• Мы познакомимся с….

• Мы узнаем…

• Мы вспомним…

• Мы будем уметь…

• Мы сможем поразмышлять…

- Поднимите руку, кто эти произведения еще не читал.

- Как вы думаете, о чем эти произведения?

- Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения

цель урока.

По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения

Делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV. Работа над содержанием стихотворения «Воробей».

1. Работа с толковым словарем.

2. Первичное чтение произведения.

3. Беседа по содержанию

Проводит словарную работу.

- Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Юркий - быстрый, увертливый.

Бисер - мелкие стеклянные цветные бусинки, зернышки со сквозным отверстием.

Врозь - отдельно, не вместе.

Вкось - не прямо.

Пичужка - птичка.

Вьюшка - крышка, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла.

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

- Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

- Понравилось произведение? Выразите свое мнение о произведении одним словом.

- Чему учит это произведение?

- От чьего лица ведется рассказ? Назовите героев произведения.

- Прочитайте стихотворение «Воробей» про себя.

Работают с толковым словарем.

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения.

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, высказывают и обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществля-

Продолжение табл.

1

2

3

4

- Какой рассказ напоминает вам ситуация, описанная в стихотворении?

- Как относится автор стихотворения к воробью?

- Какое время года описано в стихотворении?

- Подтвердите свое мнение строками текста.

- Как можно помочь воробью?

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

- Перечитайте первые четыре строчки стихотворения. Каким вы представили себе воробья? Помогли ли вам в этом выразительные слова (эпитеты) «серый», «юркий»
и сравнение «словно мышка»? Как вы понимаете слова «глазки-бисер»?

- Прочитайте в толковом словаре, что обозначает слово «ритм».

- Еще раз прочитайте стихи, прислушайтесь к звучанию. Помогает ли ритм стихотворения представить, как скачет воробей?

- Как поэт относится к воробью? Обратите внимание, как он называет его.

- «Растрепанный воробей». К. Паустовского.

- С жалостью. Он пытается накормить воробья.

- Зима.

- Воробей маленький, юркий, серенький, как мышка. Глазки как маленькие бусинки.

- Ритм - чередование ударных и безударных слогов. Ритм придает музыкальность стихам.

- Ритм такой, как будто воробей скачет.

- Поэт относится к воробью с нежностью и любовью. Он называет его так: «воробей мой», «воробьишка», «пичужка».

ют контроль по результату. Владеют навыками выразительного чтения. Принимают и сохраняют учебные задачи. Планируют, контролируют и оценивают учебные действия. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы

- В какое время года воробью накрошили хлебных крошек? Прочитайте.

- Зимой птицам холодно и голодно, поэтому надо строить кормушки и подкармливать наших пернатых друзей.

- Прочитайте стихотворение выразительно, так, будто вы сами разговариваете с воробышком

Читают выразительно стихотворение (2-3 уче-

ника)

Продолжение табл.

1

2

3

4

V. Работа над содержанием стихотворения «Слон».

1. Работа с толковым словарем.

2. Первичное чтение произведения.

3. Беседа по содержанию

Проводит словарную работу.

- Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Бархат - плотная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

- Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

- Понравилось произведение? Выразите свое мнение о произведении одним словом.

- Чему учит это произведение?

- От чьего лица ведется рассказ?

- Назовите героев произведения.

- Прочитайте стихотворение «Слон» про себя.

- Что заинтересовало мальчика, пришедшего в зоопарк?

- Почему слон качает головой? Как объяснил это слон? Найдите эти строки в тексте. - Может ли мальчик помочь слону? Чем?

- Что можно сказать об отношении мальчика к животным, к природе? Каким он вырастет человеком?

- Как относится малыш к слону?

- Рассмотрите иллюстрацию. Найдите в тексте строки, которые подходят к рисунку.

- Подумайте, каким голосом нужно читать слова слона?

Читают произведение
по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы: работают с толковым словарем, внимательно слушают произведение, отвечают на поставленные учителем вопросы, выполняют задания в рабочей тетради.


- Мальчику жаль слона, он пытается помочь ему чем может - предлагает ему игрушку.

- Малыш жалеет слона,
чтобы ему не было скучно, принес бархатного

Владеют навыками выразительного чтения. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Высказывают и аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ. Принимают и сохраняют учебные задачи. Планируют, контролируют,оценивают учебные действия

Окончание табл.

1

2

3

4

- Найдите в стихотворении сравнения.

Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы:

- О чем стихотворения Саши Черного: о животных или людях?

- Что объединяет произведения?

слоненка.

- «Человек, такой малыш»; слон «словно мышь».

Работают в рабочих тетрадях. Отвечают на вопросы

VI. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

• Выбрать из трех стихотворений то, которое больше всего понравилось, и выучить его наизусть.

• Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.

• Составить словарик сравнений и эпитетов по произведениям Саши Черного.

• Сочинить веселую историю про слона

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их достижения

VII. Итог урока. Рефлексия

Оценивают результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам:

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

- Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

- Каким вы представляете себе поэта, написавшего такие добрые стихи?

- Чему нас учат стихи Саши Черного? Хотите ли вы познакомиться с другими его произведениями?

- Заполните анкету (см. ресурсный материал). Оцените свою работу на уроке, подчеркнув одно слово в каждой паре.

- Кому из ребят можно сказать особое «спасибо» за активность на уроке и помощь
в нашей работе?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности



Ресурсный материал к уроку

ЗАГАДКИ

1) Здесь под крышей обитаю. 2) У этого крошки столбики-ножки,

Чик-чирик! Не робей! У этого крошки глаза-поварешки,

Я бывалый... (воробей). А ушки покуда с кухонное блюдо.

(Слон.)

АНКЕТА

1. На уроке я работал активно/пассивно.

2. Своей работой на уроке я доволен/недоволен.

3. Урок для меня показался коротким/длинным; интересным/скучным.

4. За урок я не устал/устал.

5. Мое настроение стало лучше/стало хуже.

6. Материал урока мне был понятен/непонятен; полезен/бесполезен.



© 2010-2022