Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему В. П. Астафьев Капалуха

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Халдинская средняя общеобразовательная школа

Селтинского района Удмуртской Республики

















Конспект урока по литературному чтению в 3 классе

Тема: В.П.Астафьев «Капалуха»







Агеева Нина Петровна

учитель начальных классов

1 квалификационная категория



Халды 2016 Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха» Цель урока: Создание условий для формирования правильной читательской компетенции через изучение произведения В.П.Астафьева «Капалуха». Задачи: Образовательные: работать над формированием умения выражать своё отношение к прочитанному, развивать навыки осмысленного чтения Развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся: развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы; развивать эмоциональное восприятие, умение сопереживать. Воспитательные: воспитывать чувство доброты и сострадания, бережного отношения к окружающей природе; формировать положительное отношение к таким нравственным ценностям как доброжелательность и любовь.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь по литературному чтению, карточки для работы в парах и группах, наглядный материал для самооценки, проектор, компьютер, презентация, интерактивная доска, музыкальное сопровождение для физминутки. Ход урока

  1. Положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность

Учитель: Ребята, прошу вас украсить наш цветок настроения. ( Учащиеся украшают цветок) Я очень рада, что он пожелтел, значит настроение у вас хорошее. Пожелаем друг другу удачи и начнём наш урок литературного чтения. 2. Работа с текстом до чтения
1) Какой раздел мы с вами изучаем? Почему он так называется? Какие из произведений вам больше всего понравились? Почему? Сегодня познакомимся с новым произведением из раздела «Люби живое» 2) Прочитайте сочетания слов с доски: - шли медленно и устало - бугорочек, затянутый черничником - неприметная хатка - металась в стороне - плавно слетела - вся была настороже Учитель: О чём может быть произведение, в котором есть такие сочетания слов? ( предположения учащихся) - Откройте учебник на стр. 98 и прочитайте название рассказа, назовите автора. - Можно ли по названию рассказа и фамилии автора предположить о ком или о чём пойдёт речь? Рассмотрите иллюстрацию на странице 98. Кто изображён на иллюстрации? Почему так думаете? Постановка учебной цели: прочитаем и проанализируем текст В.Астафьева «Капалуха», проверим наши предположения. Сл.1 3. Работа с текстом во время чтения 1) Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение про себя. 2) Учитель: Подтвердились ли ваши предположения? Докажите (учащиеся озвучивают свои доказательства). 3) Учитель: А у кого предположения не подтвердились? Почему? Какие вопросы появились у вас при чтении? Попробуем на них ответить, поискав информацию в тексте. Прочитаем 1 абзац. О каких событиях мы узнаём из этой части? Что такое альпийские уральские луга? Сл.2 Чтение 2 абзаца. Что произошло с тайгой? Как вы понимаете выражение «покоробленные ветрами». Найдите в этом отрывке олицетворения и эпитеты. Объясните их значение. Почему листва берёзок и осинок названа «робкой»? Чтение 3 абзаца. Какие вопросы хотите задать автору? Почему шли медленно и устало? Что означают слова «просека» и «валежник»? Сл.3

Найдите в тексте слова, близкие по смыслу к слову осматривать.( озираться по сторонам, ощупывать глазами) Чтение 4 абзаца учителем. Какую картину представили? Как называется такой текст? С каким чувством автор описывает черничный бугорок? Докажите свои ответы словами из отрывка. Какую местность помог нам увидеть писатель? Сл.4 Чтение отрывка на стр. 99 Что произошло у черничного бугорка? Как повели себя телята и ребята? Кого увидел автор возле бугорка? Кто такая капалуха? Сл.5
Глухарь - одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Выводят птенцов в конце мая - начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вско­ре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности. Учитель: Как вела себя глухарка? Почему? Продолжите предложение: «Я глянул, и сердце моё забилось от испуга - ( чуть было не наступил на гнездо)» Что почувствовал рассказчик, когда увидел гнездо? Перечитайте описание гнезда и ответьте на вопрос: Почему гнездо капалухи автор называет неприметной хаткой? Что обозначает выражение «седыми космами»? Что решили сделать ребята с гнездом? Для чего мальчишкам нужны были яйца? О каких правилах поведения в природе забыли ребята? Давайте им напомним. Физминутка (учитель проводит физминутку, используя музыкальное сопровождение)





Учитель: Прочитайте следующие 2 абзаца и выпишите из текста словосочетания, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду (работа в паре) - Озвучивание ответов учащимися. Учитель: Что означают слова металась, заброшены, закостенели? Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи.) Какие слова еще использует писатель для описания внутреннего состояния птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.) Подберите слова близкие к ним по значению. Что необычного увидели дети? Найдите и прочитайте этот отрывок. (Выщипывает перья, голым животом греет яйца). Это доказывает, что капалуха заботливая мать. - Как вы думаете, почему ребята пришли к решению не трогать гнездо? ( Они были восхищены смелостью птицы-матери, им стало её жаль). Учитель: Прочитайте 2 последних абзаца и выпишите слова и сочетания, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей? (работа в паре) Озвучивание ответов учащимися. Назовите слова, в которых описываются действия капалухи, объясните их смысл. Почему автор употребил слово целились? Можно ли было сказать по-другому? На основе проделанной работы по последним частям заполните таблицу и сравните поведение капалухи: когда люди приблизились к гнезду; когда люди ушли от гнезда. Запишите ответ на вопрос в таблице. ( Приложение 1)
Опрос учащихся по заполненной таблице, сравнение поведения капалухи. Кажется, что внешне глухарка успокоилась, а в душе? Как мы это понимаем? (Она еще не избавилась от своего волнения, страха за своих детей, была насторожена).

- Как вы понимаете такое состояние глухарки? ( Капалуха боялась за своих будущих птенцов, она готова была отдать за них свою жизнь.)


4. Работа с текстом после чтения Учитель: Прочитайте слова, которые записаны на слайде. (Нежность, любовь, сострадание, грусть) Сл.6 -Как можно назвать эту группу слов одним словом? (Чувства) - Назовите самое светлое, на ваш взгляд, чувство. (Любовь) К кому может быть направлена любовь? - Скажите, пожалуйста, как можно назвать любовь мамы к своему ребенку? - Это материнская любовь. Она самая сильная, чистая.

- О какой любви идет речь в рассказе? (о любви матери к своим будущим детям) - Какое чувство вы испытали, читая этот рассказ? ( Чувство грусти, жалости, чувство гнева на ребят, которые потревожили птицу). Почему автор назвал свой рассказ «Капалуха»? Какие чувства вы испытали к маме-капалухе? (Чувство восхищения, благодарности, уважения за такую сильную любовь).
Работа с пословицами (Приложение 2)

Материнская ласка конца не знает.

Всякой матери своё дитя мило.

Родную мать никем не заменишь.

При солнышке - тепло, при матери - добро. - Выберите пословицу, которая отражает основную мысль рассказа.

(Дети работают сначала индивидуально, затем обсуждают в паре, высказывают свои мнения) - Какой мамой была капалуха? (заботливая, бесстрашная, отважная, смелая, самоотверженная) - Что значит самоотверженная? (сама себя отвергает, ради чего-то, забывая о своей безопасности, т.е. жертвует собственными интересами во имя интересов других) В данном случае самыми дорогими для глухарки были ее будущие дети, и она делала все, чтобы они остались жить. Для этого она готова была пожертвовать своей жизнью. Учитель: Рассказ дан в сокращении. Предлагаю его дополнить. Поработайте в группах ( 2 группы) и определите к какой части рассказа подходят отрывки. (Приложение 3) Опрос групп Об авторе этого произведения. Сл.7 Виктор Петрович Астафьев родом из Сибири, из Красноярского края. Родился в 1924 году, умер в 2001 году. Очень рано мальчик остался без матери. Когда мальчику было 7 лет, его мать утонула в Енисее, и всю заботу о ребенке взяли на себя дедушка с бабушкой. Все было в жизни Вити: болезни, голод, обиды, но были и радости. Радостями он обязан в первую очередь бабушке, которая выбивалась из сил, старалась, чтобы ее сиротинушке- внуку жилось не хуже других. Пришлось будущему писателю испытать и горькую долю беспризорника, пожить в детском доме. В 19 лет Астафьев попал на войну. Был дважды ранен, контужен. После войны сменил много профессий, но стал писателем. Астафьев писал об Урале, Сибири, об их природе, о назначении человека на Земле. В основу рассказа «Капалуха» положены реальные события. Астафьев побывал на альпийских лугах, расположенных на склонах Кваркуши, одной из самых больших вершин Урала в Пермском крае. Вместе со взрослыми и детьми перегонял скот через тайгу на альпийские пастбища. Свои впечатления опубликовал в журнале «Уральский следопыт» №5 от 1963г.

Как вы считаете, почему написал Астафьев это произведение? Что он нам хотел сказать? Прослеживается ли связь между его биографией и произведением. Если да, то в чём? - Охарактеризуйте, как автор относится к главной героине рассказа? ( Он ею восхищается, гордится ее поступком.).

Учитель: Материнское сердце многое может: может радоваться и страдать, может принимать обиды своих детей, и не помнить о них. Оно способно всегда согреть, помочь, защитить потому, что есть в нем великая сила- это любовь. А любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью движется жизнь. Любовью можно преодолеть любые трудности. Помните об этом всегда. Послушайте стихотворение «Любовь матери» Сл.8 5. Рефлексивно-оценочная деятельность. Самооценка. Дополните предложение: Сегодня на уроке я понял(а), что… (ответы учащихся)

Оцените свою работу за урок так, как вам подскажет ваше сердечко. Выбираем цвета сердечек: жёлтый цвет - я доволен своей работой на уроке, зелёный цвет- я не совсем доволен своей работой на уроке, красный цвет- я не доволен своей работой на уроке. (использование программного обеспечения SMART Notebook)

6. Домашнее задание. По выбору учащихся
1) Задание в рабочей тетради на стр. 70 (составление диалога) 2) вопрос 5 на стр. 101
3) Выборочный пересказ понравившейся части,
























Технологическая карта урока

Этап урока, время
Планируемый результат в области Универсальные учебные действия, предметные учебные действия Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы и приёмы Мотивационно-целевой этап (2 мин)

вызвать эмоциональный настрой,

общую готовность к уроку,

сконцентрировать внимание детей.




Самоконтроль готовности к уроку осознание необходимости нового знания, умение слушать и понимать речь других Создаёт положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность. Проверяет готовность к уроку.
-Настраиваются на учебную деятельность Самостоятельно оценивают свою готовность к уроку, украшают «цветок настроения». Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему В.П.Астафьев Капалуха Беседа, самооценка готовности к уроку






Работа с текстом до чтения (7 мин) выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации, ключевым словам;













Проявление интереса к новому содержанию, осознание неполноты своих знаний Умение видеть проблему (осознавать возникшие трудности) Определение цели учебной деятельности Участие в коллективном обсуждении проблемы, умение интересоваться чужим мнением, высказывать свою точку зрения. умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника Принятие и сохранение учебной задачи Организует подготовку учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности
- Какой раздел мы с вами изучаем? Почему он так называется? Какие из произведений вам больше всего понравились? Почему? Сегодня познакомимся с новым произведением из раздела «Люби живое» - Предлагает прочитать сочетания слов с доски - шли медленно и устало - бугорочек, затянутый черничником - неприметная хатка - металась в стороне - плавно слетела - вся была настороже Учитель: О чём может быть произведение, в котором есть такие сочетания слов? - Предлагает открыть учебник на стр. 98 и прочитать название рассказа, назвать автора. - Можно ли по названию рассказа и фамилии автора предположить о ком или о чём пойдёт речь? Предлагает рассмотреть иллюстрацию на странице 98. Кто изображён на иллюстрации? Почему ты так думаешь? Организует постановку учебной цели: прочитаем и проанализируем текст В.Астафьева «Капалуха», проверим наши предположения. Показывает слайд 1.
Отвечают на вопросы учителя, анализируют иллюстрацию, соотносят её содержание с заглавием произведения и раздела учебника, читают ключевые слова, предполагают, о чём будет текст, который им предстоит прочитать. Беседа, прогнозирование, анализ иллюстрации и заголовка, хоровое чтение, стратегия ключевых слов, презентация слайдов















. Работа с текстом во время чтения (20 мин) самостоятельно читать про себя незнакомый текст,

отвечать на вопросы учителя с опорой на текст

самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному тексту

находить в нём материалы для характеристики героев, их поступков


высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному. Давать сравнительную характеристику поступкам

проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста формирование положительного отношения к процессу познания нравственных ценностей: доброжелательности, доброты, любви Извлечение необходимой информации.

умение слушать и понимать других

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформление своих мыслей в устной и письменной форме;

умение работать в паре.

умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции

оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией. учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре Организует первичное чтение текста про себя, координирует действия учащихся Проводит обмен сведениями: задаёт вопросы о прочитанном

- Подтвердились ли ваши предположения? Докажите

А у кого предположения не подтвердились? Почему? Какие вопросы появились у вас при чтении? Попробуем на них ответить, поискав информацию в тексте.

Организует медленное «вдумчивое» чтение, диалог с автором через текст, вычитывание подтекста.

Прочитаем 1 абзац. О каких событиях мы узнаём из этой части? Что такое альпийские уральские луга? Показывает слайд 2 Чтение 2 абзаца. Что произошло с тайгой? Как вы понимаете выражение «покоробленные ветрами». Найдите в этом отрывке олицетворения и эпитеты. Объясните их значение. Почему листва берёзок и осинок названа «робкой»?

Чтение 3 абзаца. Какие вопросы хотите задать автору? Почему шли медленно и устало? Что означают слова «просека» и «валежник»? Показывает слайд 3

Просит найти в тексте слова, близкие по смыслу к слову осматривать. Читает 4 абзац. Какую картину представили? Как называется такой текст? С каким чувством автор описывает черничный бугорок? Докажите свои ответы словами из отрывка. Какую местность помог нам увидеть писатель Показывает слайд 4 Предлагает прочитать отрывок на стр. 99 Что произошло у черничного бугорка? Как повели себя телята и ребята? Кого увидел автор возле бугорка? Кто такая капалуха? Показывает слайд 5 Рассказывает о глухарях


- Как вела себя глухарка? Почему?

Просит продолжить предложение: «Я глянул, и сердце моё забилось от испуга… Что почувствовал рассказчик, когда увидел гнездо? Просит перечитать описание гнезда и ответить на вопрос: Почему гнездо капалухи автор называет неприметной хаткой? Что обозначает выражение «седыми космами»?

Что решили сделать ребята с гнездом? Для чего мальчишкам нужны были яйца? О каких правилах поведения в природе забыли ребята?

Предлагает вспомнить правила поведения в природе

Проводит физминутку, используя музыкальное сопровождение

Предлагает работу в паре по выписыванию словосочетаний - просит прочитать следующие 2 абзаца и выписать из текста словосочетания, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду

Какие слова еще использует писатель для описания внутреннего состояния птицы?

Подберите слова близкие к ним по значению. Что необычного увидели дети? Найдите и прочитайте этот отрывок. - Как вы думаете, почему ребята пришли к решению не трогать гнездо? - Просит прочитать 2 последних абзаца и выписать слова и сочетания, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей? (работа в паре) Проводит опрос учащихся. Предлагает заполнить таблицу и сравнить поведение капалухи, записать ответ на вопрос в таблице.

Проводит опрос учащихся по заполненной таблице.


Самостоятельно читают текст. Озвучивают доказательства Проверяют свои предположения о содержании и героях текста, выражают чувства, мысли по прочитанному. Перечитывают текст. Задают вопросы автору.

Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения. Находят в тексте олицетворения и эпитеты, слова, близкие по значению. Просматривают предложенные слайды, анализируют их содержание. Выписывают из текста сочетания слов.

Выполняют комплекс упражнений физминутки Озвучивают правила поведения в природе Заполняют и анализируют таблицу сравнения, работают в парах .








Чтение про себя, чтение с остановками, выборочное чтение, беседа по содержанию текста, комментированное чтение, диалог с автором через текст, заполнение таблицы сравнения. Исследование (сбор и анализ фактов, обобщение данных, формулирование выводов), выборочное письмо, постановка уточняющих вопросов, чтение в парах, просмотр презентации, словарная работа, фронтальный опрос
Работа с текстом после чтения (10 мин)

Понимание нравственного смысла рассказа,

определение его основной мысли

Умение оценивать поступки героев в соответствии с определенной ситуацией, ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков героев Адекватное отображение своих чувств и мыслей в речевом высказывании- Умение работать в паре; построение монологического высказывание, владение диалогической формой речи; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или группе Предлагает прочитать и проанализировать слова, которые записаны на слайде. Показывает слайд 6 -Как можно назвать эту группу слов одним словом? - Назовите самое светлое, на ваш взгляд, чувство. К кому может быть направлена любовь? - Скажите, пожалуйста, как можно назвать любовь мамы к своему ребенку? - О какой любви идет речь в рассказе? - Какое чувство вы испытали, читая этот рассказ? Почему автор назвал свой рассказ «Капалуха»? Какие чувства вы испытали к маме-капалухе? Предлагает работу с пословицами (Приложение 2)

- Выберите пословицу, которая отражает основную мысль рассказа. Организует работу по дополнению текста.

-Поработайте в группах и определите к какой части рассказа подходят отрывки. (Приложение 3) Показывает слайд 7 и рассказывает об авторе текста.

-Как вы считаете, почему написал Астафьев это произведение? Что он нам хотел сказать? Прослеживается ли связь между его биографией и произведением. -Охарактеризуйте, как автор относится к главной героине рассказа

Рассказывает о силе материнской любви

Показывает слайд 8 Зачитывает стихотворение. Читают слова и объясняют их значение. Отвечают на вопросы учителя, выражают свои чувства по прочитанному произведению Выбирают пословицу, которая наиболее полно выражает главную мысль рассказа. Знакомятся с краткой биографией автора, просматривают предложенные слайды. Определяют место в рассказе для пропущенных отрывков и анализируют их. Устанавливают взаимосвязь между биографией автора и содержанием произведения. Работают в парах и группах.

Смысловая беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного. Рассказ о писателе, выбор пословиц, презентация слайдов

Подбор отрывка к тексту

Коммуникативное общение в парах и группах

Диалогическая проблемная беседа Рефлексивно-оценочный этап (5 мин) Осмысление процесса и результата деятельности. Оценка результатов деятельности.
Осуществление познавательной и личностной рефлексии


Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, умение контролировать и оценивать результат деятельности, допускать существование различных точек зрения Оценивать совместно с учителем результат своих действий
Обучает анализу полученного результата Помогает учащимся оценить свои достижения

Задаёт рефлексивные вопросы -Оцените свою работу за урок, дополните предложение: Сегодня на уроке я понял, что…




Отвечают на вопросы учителя, проводят самооценку своей деятельности на уроке, дополняют предложение. Демонстрируют результат рефлексивной деятельности при помощи интерактивной доски, объясняют свой выбор. Самооценка деятельности: использование программного обеспечения SMART Notebook


Беседа по вопросам Устный опрос
Домашнее задание 1 мин Проявление интереса к выполнению домашних заданий разного уровня и характера Восприятие и осмысление информации


Задаёт на выбор домашнее задание в соответствии с результатами урока 1) Задание в рабочей тетради на стр. 70 (составление диалога) 2) вопрос 5 на стр. 101
3) Выборочный пересказ понравившейся части.




Слушают, выбирают домашнее задание и записывают его в дневник Беседа Обсуждение




( Приложение 1)





Поведение капалухи


Когда люди приблизились к гнезду Когда люди ушли от гнезда

  • Металась в стороне


Сидела на сучке, вытянув вслед шею
  • Крылья разброшены, мела ими землю


Глаза не следили за нами, они целились на гнездо

  • Закостенели от неподвижности крылья

Плавно слетела с дерева

  • Пыталась и не могла взлететь

Наконец взлетела.

Заползла в гнездо, распустила крылья и замерла. Глаза начали затягиваться дрёмной плёнкой, но вся была настороже, вся напружена.

  • От испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце

Сердце билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью яйца.
Каким было поведение капалухи? ____________________________________ Каким было поведение капалухи? ____________________________________



( Приложение 2)



Материнская ласка конца не знает.

Всякой матери своё дитя мило.

Родную мать никем не заменишь.

При солнышке - тепло, при матери - добро.



















( Приложение 3)



Отрывок №1 Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку... - грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: - А ну пошли стадо догонять! Отрывок №2 И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою.



В.П. Астафьев

"Капалуха" Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скот на летнюю пастьбу. Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки да меж деревьев развёртывал свитые улитками ветви папоротник. Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник. В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнётся увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом. Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников. У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами. Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой). - Гнездо! Гнездо! - кричали ребята. Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда нигде не видел. - Да вот же, вот! - показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял. Я глянул, и сердце моё забилось от испуга - чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем - оно было тёплое, почти горячее. - Возьмём! - выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною. - Зачем? - Да так! - А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё! Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа. Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце. - А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, - сказал подошедший учитель. - Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку... - грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: - А ну пошли стадо догонять! И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла. Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружинена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята. И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою.













Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему В.П.Астафьев Капалуха

© 2010-2022