Конспект урока по русскому языку на тему Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: УМК «Школа России» В.П.Канакина «Русский язык» Класс: 3. Тема урока: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих». Цель: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Задачи: 1)познавательные: - формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; - познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце; - выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих. 2) развивающие: - развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, внимание. 3) воспитывающие: создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать дружно в паре, группе; воспитывать гуманизм и бережное отношение к природе; - способствовать формированию эстетического вкуса учащихся. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - формировать умения писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих, выделять орфограмму, применять правило написания. Межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО.

1 этап. Самоопределение к деятельности.

(Организационный момент)

- Возьмите друг друга за руки. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь урок и на весь день. Пусть урок принесёт вам радость общения.

(Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.)

2 этап. Актуализация знаний. Повторение изученного материала для работы по теме урока. 1.Чистописание. -Отгадайте, о каких буквах идёт речь.

Целый день жужжит уже

На цветочке буква... (Ж)


-Посмотрите на образец и запишите на строке 3 строчных буквы ж.

Для шипенья хороша

В алфавите буква (Ш)


-Рядом на строчке запишите 3 буквы ш.

«Горячо мне как в свече»-

Причитает буква (Ч).


-Продолжаем записывать буквы по образцу.

Не получится борща

Если нет в нём буквы (Щ).


-Закончите строку чистописания. -Что вы можете сказать о звуках этих букв?

-Эти буквы не случайны. Им досталась большая роль на нашем уроке. А какая? Мы скоро узнаем.

Слайд №1 и №2

На доске вывешиваются печатные буквы.

2. Воспроизведение знаний о роли мягкого языка в слове.

Прочитайте предложения. Что это? Объясните, как вы понимаете эти пословицы?

Хорошую речь хорошо и слушать.

Ученье - свет, а неученье - тьма.


- Какая орфограмма пропущена в словах?

- Что вы знаете о букве Ь?

-Зачем же она нужна, если звука она не обозначает? Может быть она «безработная»?

- Найдите в пословицах слова, где буква показывает мягкость предшествующего согласного звука. В каких случаях это бывает? (Между согласными и на конце слова).

- Найдите в пословицах слова, где мягкий знак является разделительным?

3.Создание проблемной ситуации.


- В каком слове на конце пишется мягкий знак, но мы об этом слове ничего не говорили?

- К какой части речи относится слово «речь»?

- На какой звук оканчивается слово?

- Вспомните, что мы знаем об этом звуке?

- Если я закрою «Ь» знак, то слово произнесётся так же, как и с мягким знаком или нет?

- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного?

- А в группу слов с разделительной функцией можем отнести?

- Значит, у мягкого знака есть ещё одна работа, о которой мы не знаем.

(Слайд №3 и №4, на доске выкладывается слово «речь»)


3 этап. Тема урока и постановка учебных задач.

-Давайте сформулируем тему урока.

- Какие учебные задачи мы должны сегодня на уроке решить?

(Слайд №5 «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».

Слайд №6)

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

1). -Прочитайте слова.

- К какой части речи относятся эти слова?

-Что общего в произношении этих слов?

-На какие группы можно разделить эти слова?

-Какой вывод можно сделать?

2).- Где мы можем проверить, правы мы или нет?

-Откройте учебник на странице 31. Прочитаем правило.

-Какую третью работу выполняет мягкий знак в русском языке? (Показатель женского рода).

- Сделайте вывод, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак.

3) -Что такое «слова-антонимы»? Выполняем упражнение № 55 на доске и в тетрадях.

(На доске слова: мяч, плащ, ночь, вещь, дочь, грач, лещ, мышь.

На доске таблички «мужской род» и «женский род»

Слайд №7)

5 этап. Физкультминутка для глаз для снятия усталости.

(Слайд №8)

6 этап. Первичное закрепление полученных знаний.

1. - Откройте MacBook. Мы работаем в программе ПервоЛого 3. Сейчас мы будем работать парами. Задание: разделите слова на два столбика.

-Проверяем.

- К какой части речи относятся все слова?

-Какой звук слышим на конце всех слов?

-В 1 группу попали слова мужского рода. Будем писать на конце слов мягкий знак?

-Во второй группе будем писать на конце слов мягкий знак?

-Почему?

-Поднимите сигнальные карточки, кто ошибся в этом задании. Не забудьте исправить ошибки.

2. - Сейчас давайте составим алгоритм-памятку правописания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

-С чего начинается алгоритм?

-На что далее обращаем внимание?

-Какой вывод делаем?

(Слайд № 9

Ученики составляют из полос алгоритм-памятку.)

3. -А сейчас выполним задание, которое у вас на карточке.

-Задание:

1) В каждой строчке найти и подчеркнуть лишние слова. Почему это слово лишнее? Объясните правописание слов, опираясь на алгоритм-памятку.

2) Подставьте в предложения подчёркнутые слова, чтобы получились пословицы. Чему учат нас пословицы?

- Сколько работ выполняет мягкий знак?

(Слайд №10

Карточка с зелёной полосой)

4. -Отгадайте. (Задание на выявление межпредметных связей).

На стене висит давно,

На холсте всего полно.

Лес и речка, и машина

Называется …... (картина)



-Кто рисует картины?

-Каких художников знаете, с которыми знакомились на уроках русского языка, литературного чтения, уроках рисования?

- Что художники рисуют, изображают на картинах? (Натюрморты, портреты, пейзажи).

-Какое слово меня заинтересовало? (Пейзаж)

-Почему?

-Подружится ли с этим словом мягкий знак?

-Кто знает лексическое значение этого слова?

-Обратимся к толковому словарю.

(Ученик по словарю объясняет лексическое значение слова «пейзаж»)

5.-А сейчас поработаем в группах.

-Посмотрите, что у вас получилось. Объединившись парами, мы с вами создали полотна картин.

-Можно ли утверждать, что на наших картинах пейзаж?

-Почему?

-Как мы можем назвать наши картины, учитывая тему урока? («Лунная ночь», «Ночная тишь», «Мой товарищ»)

(Каждая группа получает своё задание. После выполнения заданий, каждая группа выбирает ученика, который должен доказать правильность выполнения своего задания. Если возникают трудности, ученики помогают)

На столах сигнальные карточки.

7 этап. Создание проблемной ситуации.

-А вот ещё одна картина.

-Придумайте предложения.

-А у меня вот такое получилось предложение:

Из-за туч(?) показалось яркое солнце.


-Найдите слово с шипящим звуком на конце слова.

-Является ли слово именем существительным?

-Нужен ли мягкий знак на конце слова? (Если поставить слово в начальную форму, то слово не будет оканчиваться на шипящий звук).

-О таких словах - ловушка, которые не поддаются нашему правилу, мы будем говорить на следующих уроках.

(Слайд №11)

8 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-На столе у вас карточка с красной полосой. Сейчас поработайте самостоятельно.

- А зачем нужна самостоятельная работа?

-Познакомьтесь с заданиями и выполните одно задание, которое вам показалось наиболее интересным.

-Работаем.

(Фронтальная проверка с применением новых знаний)


9 этап Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

- Наш урок подходит к концу.

- Какие же открытия мы с вами сегодня сделали? Возьмите карточку - тест и отметьте ответы на вопросы сегодняшнего урока.

Тест.

  1. Мягкий знак может выполнять: а) 1 работу; б) 3 работы в) 2 работы.

  1. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного….

а) пишется между двумя согласными или на конце слова; б) пишется только на конце слова.

3. На конце существительных ж. р. после шипящих: а) всегда пишется Ь; б) не пишется Ь.

4.На конце существительных м. р. после шипящих: а) пишется Ь; б)не пишется Ь.

5.Ь после шипящих на конце существительных указывает:

а) на падеж существительных б) на число; в) на род имени существительного

-Давайте проверим. (Слайд №12)








-Вспомните тему нашего урока. -Какую учебную задачу мы решали на уроке? -Какой вывод сделали? -На уроке были допущены ошибки. Чем мы будем заниматься на следующих наших уроках?

- Приготовьте конверты. ( Картинка с изображением ребёнка) - Сегодня мы начали урок с улыбки, с пожеланием друг другу удачи. Покажите, какое у вас сейчас настроение. (Слайд №13)
10 этап. Домашнее задание

- На карточке 3 задания. -Вам необходимо выполнить одно задание.



© 2010-2022