Кружок Как хорошо уметь читать

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кружок Как хорошо уметь читатьКружок Как хорошо уметь читать

Кружок Как хорошо уметь читать

Кружок Как хорошо уметь читать

Кружок Как хорошо уметь читать

Кружок Как хорошо уметь читать

Кружок Как хорошо уметь читать

Кружок Как хорошо уметь читать

Кружок Как хорошо уметь читать

1. Пояснительная записка. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным». Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы. Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной проблемы создана программа литературного кружка для учащихся 1-4 классов «Как хорошо уметь читать…» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС. Цель программы - расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения. Задачи: 1 год

  • создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений
  • формировать интерес к литературному чтению;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе
  • обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  • развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;



2 год
  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
  • формировать потребность в постоянном самостоятельном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  • знакомиться с различными типами текстов;
3 год
  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • знакомить с образным языком художественного произведения, выразительными средствами, создающими художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
4 год
  • развивать у детей сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • развивать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, поэтический художественный слух детей;
  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • обеспечивать развитие речи учащихся и активно развивать навыки чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
Отбор литературного содержания программы ориентирован на ценность произведений с учётом возрастных возможностей и социального опыта младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской литературе. На занятиях дети знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в нашей местности. Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и городской детской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций. Ведущие принципы программы «Как хорошо уметь читать…»: Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства. Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Сроки и этапы реализации программы: Программа предназначена для детей младшего школьного возраста (7-11 лет) и рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс - 33 часа в год, 2 - 4 классы - 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы - от 15 человек.
Формы организации занятий: Занятие - диспут, занятие - спектакль, конференция, устный журнал, праздник, конкурс, викторина, игры - путешествия, КВНы, экскурсия, турнир, соревнование, утренник. Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий повышает эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. Для современного ребенка создаются условия, гарантирующие ему открытие целостной картины мира, развитие мотивации к чтению.



2. Учебно - тематический план программы для 1 класса.

Тема

Всего часов

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся.

Ауди

тор

ные

Внеау

дитор

ные

1

Здравствуй, книга!

Из чего состоит книга?

3 ч


1


Знакомство с элементами структуры книги.

2.

Игра" Что в твоём рюкзаке живёт?"


1


Разучивание игры.

3.

" Где живут книги?"

Экскурсия в библиотеку.



1

Знакомство с классификацией книг, с правилами поведения в библиотеке.

4.

Книги о Родине и родной природе.

Мир природы, мир волшебный.

2 ч



1




Обсуждение прочитанных книг.

5. Клуб почемучек.



1 Участвуют в дискуссии.

6.

Писатели - детям.

Книги детских писателей-классиков.

4 ч



1




Обсуждение прочитанных книг.

7.

Из серии " Мои первые книжки".




1 Участие в выставке книг.

8. Инсценировки картин - эпизодов из книг.



1 Групповая работа.

9. Занимательная азбука. С. Я Маршак



1

Участие в конкурсной программе.

10.

Народная мудрость . Книги - сборники.

Народные песенки, потешки и прибаутки.

4 ч




1







Просмотр презентации.

11. Весёлые скороговорки, забавные считалки.



1 Групповая работа.

12. Конкурс загадок.



1

Участие в конкурсной программе.

13.


Русские народные игры. Игра " Вася- гусёночек".



1


Разучивание игр.

14.


По страницам книг В.Сутеева.

Игра " По страницам сказок".

2 ч






1



Участие в литературной игре.

15.

Спектакль

" Любимые герои".



1

Участие в театрализованном представлении.

16. Сказки народов мира Сказки народов России и мира.

3 ч



1
Участие в выставке книг.

17.

Конкурс "Герои народных сказок".



1 Участие в конкурсной программе.

18. Домики - сказки.



1 Проектная деятельность.

19.

Сказки зарубежных писателей.

Книга Дж. Харриса "Сказки дядюшки Римуса".

3 ч



1





Обсуждение прочитанных историй.

20.

"В сказку дверь мы приоткроем."



1

Участие в инсценировках.

21. Турнир по сказкам.



1 Участие в турнире.

22.

Книги - сборники стихотворений для детей.

В стране

"Вообразилии".

4 ч








1




Участие в выставке книг.

23.

Игра "Кто быстрее найдёт произведение в книге?".


1


Участие в игре.

24.

Конкурс "Слушаем и читаем стихи детских поэтов".



1 Участие в конкурсной программе.

25

Литературная игра "Послушай и назови".



1 Участие в литературной игре.

26. Дети - герои книг. Рассказы о детях.

4 ч


1


Обсуждение прочитанных книг.

27. Игра "Диалоги героев".


1


Участие в игре.

28. Конкурс юмористических стихов.



1 Участие в конкурсной программе.

29. КВН по прочитанным произведениям.



1 Участие в КВН

30. Книги о животных. Ребятам о зверятах.

4 ч


1



Обсуждение прочитанных книг.

31. Устный журнал " Жизнь животных".




1 Групповая работа.

32.

Сочинение "Мой маленький друг".



1 Творческая работа.

33

Праздник " Книга - наш друг и учитель"



1 Участие в празднике.

Ито

го: 33


10

23
Учебно - тематический план программы для 2 - го класса

Тема

Всего часов

Кол-во часов

Характеристика деятельности

обучающихся.

Ауди

тор

ные

Внеау

дитор

ные

1 Книга, здравствуй! Роль книги в жизни человека.

3 ч


1



Знакомство с ролью книги в жизни человека.

2. Конкурс "Пословицы о книге и учении".



1

Участие в конкурсной программе.

3.

Работа со справочниками, энциклопедиями.



1 Групповая работа.

4.

Книгочей - любитель чтения

Экскурсия в библиотеку.

Игра "Я - библиотекарь".

2 ч




1



Поиск книг по каталогам, участие в игре.

5.

Викторина " Что вы знаете о книге?"



1 Участие в викторине.

6.

Книги о детях.

Библиотечный урок "Дети - герои детских книг".

5 ч



1 Участие в выставке книг о детях.

7.

Детские журналы "Почитай-ка", "Зёрнышко".


1



Обсуждение прочитанных произведений из детских журналов.

8. Библиотечные плакаты "Герои-ровесники»"



1 Групповая работа.

9.

Конкурс - кроссворд

" Имена героев детских книг".



1

Участие в конкурсе - кроссворде.

10.

Живой журнал " Парад героев - сверстников".





1 Участие в инсценировках.

11.

Крупицы народной мудрости. Книги сборники.

Игра - путешествие по тропинкам фольклора.

4 ч




1







Участие в игре.

12.

Проба пера. Составление загадок.



1 Групповая работа.

13.


Скороговорки. Конкурс "Чистоговорщики".


1



Участие в конкурсе скороговорок.

14.


Проект " Живой цветок народной мудрости"




1 Проектная деятельность.

15.

Писатели - сказочники.

Соревнование по сказкам К.И.Чуковского.

4 ч

1




Участие в соревновании.

16.

Викторина по сказкам Х.К. Андерсена.


1



Участие в литературной игре.

17.

Проект "Лукошко сказок".



1 Проектная деятельность.

18. Сказки А. Толстого для детей.



1


Участие в инсценировках.

19.

Книги о природе.

Выставка книг о природе.

3 ч



1
Участие в выставке книг.

20.

"Знай и люби родную природу!"



1 Творческая работа.

21.

Конкурс на лучшего знатока природы.


1


Участие в конкурсе.

22.

Старые добрые сказки.

Книги сказок народов мира.

4 ч





1

Участие в выставке книг.

23. Любимые сказки.


1


Обсуждение прочитанных сказок.

24.

Театрализованное представление.



1

Участие в театрализованном представлении.

25 КВН по сказкам.



1 Участие в КВН.

26.

Книги о тех, кто подарил нам жизнь.

Утренник "Нет лучше дружка, чем родимая матушка".

3 ч







1

Участие в утреннике.

27.

Проект " Моя семья".



1 Проектная деятельность.

28.

Конкурс " Папа, мама , я - читающая семья".




1 Участие в конкурсе.

29.

Защитникам Отечества посвящается.

Книги о защитниках Отечества.

3 ч




1



Обсуждение прочитанных книг.

30.

Видеофильмы о защитниках Отечества.




1 Просмотр и обсуждение видеофильмов о защитниках Отечества.

31.

Встреча с участниками Великой Отечественной войны.




1



Участие в мероприятии.

32.

По страницам любимых книг.

Презентация любимых книг.

3 ч





1

Творческая работа.

33

Летнее чтение. Читательский дневник.


1


Оформление читательского дневника.

34


Праздник "Книжкины именины".



1 Участие в празднике.

Ито

го:

34

10

24

Учебно - тематический план программы для 3 класса

Тема

Всего часов

Кол-во часов

Характеристика деятельности

обучающихся

Ауди

тор

ные

Внеау

дитор

ные

1

История книги. Библиотеки.

Книги - сборники о былинных героях.

4 ч






1

Участие в выставке книг.

2.

Экскурсия в библиотеку.

Игра "Обслужи одноклассников".



1 Разучивание игры.

3. Детская библия.


1


Знакомство с детской библией.

4.

Летописи. Рукописные книги.


1



Обсуждение прочитанных рукописных книг.

5.

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные.

Игра - викторина "Лукоморье" по сказкам А.С. Пушкина.

4 ч





1




Участие в игре - викторине.

6.

" Пришла сказка в гости".



1 Участие в инсценировках.

7.

Конкурс - кроссворд "Волшебные предметы".




1 Участие в конкурсе.

8. Кубанские сказы.



1 Творческая работа.

9.

Басни и баснописцы.

Конкурс чтецов.

3 ч


1



Участие в конкурсе.

10. Инсценировки басен.



1 Работа в группах.

11.

КВН по басням И. А. Крылова.




1


Участие в КВН.

12.

Книги о родной природе.

Русские поэты об осени.

Конкурс чтецов.

3 ч




1

Участие в конкурсе.

13.


Рассказы о природе.


1


Обсуждение прочитанных рассказов.

14.


Проект " Краски и звуки стихов о природе".



1


Проектная деятельность.

15.

Книги Л.Н. Толстого для детей.

Рассказы, сказки, басни Л.Н.Толстого.

2 ч



1






Участие в выставке книг.

16. Сказки Л.Н. Толстого.



1 Проектная деятельность.

17.

Животные - герои детской литературы.

Книги-сборники о животных.



1




Обсуждение прочитанных книг.

18. Книги - самоделки.



1 Творческая работа.

19.

Игра: " Что? Где? Когда?"




1


Участие в игре.

20.

Дети - герои книг.

Книги о детях.

3 ч


1




Обсуждение прочитанных книг.

21.

Литературная игра "Кто они, мои сверстники - герои книг?".



1 Участие в литературной игре.

22.

Проект "Расскажи о любимом писателе".



1 Проектная деятельность.

23.

Книги зарубежных писателей.

Зарубежные писатели - детям.

3 ч



1




Обсуждение прочитанных книг.

24.

Игра: " Угадай произведение".



1


Участие в игре.

25. Страна " Фантазия"



1 Творческая работа.

26.


Книги о детях войны. Выставка книг о детях войны.

3 ч




1
Участие в выставке книг.

27.

Юные герои - антифашисты.


1


Обсуждение прочитанных книг.

28.


" Дети войны с тобой рядом".




1 Творческая работа.

29.


Газеты и журналы для детей. История изданий для детей. Презентация.

3 ч



1






Просмотр презентации.

30. По страницам детских журналов.




1


Участие в инсценировках.

31. Создание классной газеты.




1 Творческая работа.

32. Книги, книги, книги. Книги, их типы и виды.

3 ч



1
Практическая работа.

33

Справочная литература. Энциклопедии для детей.



1 Групповая работа.

34.


Игра "Что узнали о книгах?".



1 Участие в игре.

Ито

го:

34

10

24

Учебно - тематический план программы для 4 класса

Тема

Всего часов

Кол-во часов

Характеристика деятельности

обучающихся

Ауди

тор

ные

Внеау

дитор

ные

1

Страницы старины седой.

Былины. Былинные богатыри. Книги - сборники.

4 ч






1

Участие в выставке книг.

2.

История книги. Рукописные книги.


1


Обсуждение прочитанных книг.

3. Кубанские были.



1 Групповая работа.

4.

Экскурсия в типографию.



1 Участие в мероприятии.

5.

Крупицы народной мудрости.

Героические песни о героях России.



1






Обсуждение прочитанных песен.

6.

Из истории нашей Родины.


1



Просмотр презентации.

7.

Проект: " «Русь великая в пословицах и поговорках».




1 Проектная деятельность.

8.

Праздник " День народного единства".



1 Участие в празднике.

9. Мифы народов мира. Мифы.

2 ч


1


Обсуждение прочитанных мифов.

10.

Конкурс - кроссворд "Мифологические герои".



1 Участие в конкурсе -кроссворде.

11.

Русские писатели - сказочники.

Книги со сказками русских писателей - классиков.


3 ч






1
Участие в выставке книг.

12.

Викторина по сказке П.П. Ершова " Конёк - Горбунок".



1 Участие в викторине.

13.


Праздник, посвящённый творчеству В.М. Гаршина.



1 Участие в празднике.

14.


Книги о детях и для детей.

Мир детства в рассказах А.П. Чехова.

6 ч



1





Обсуждение прочитанных книг.

15.

Читательская конференция по произведению "Волшебник изумрудного города".




1 Участие в конференции..

16.

"Современные писатели- детям".




1


Участие в инсценировках.

17. Игра: " Ты мне , я тебе".



1 Участие в литературной игре.

18. Книги о детях войны.


1


Обсуждение прочитанных книг.

19. Писатели - фантасты.



1 Проектная деятельность.

20.

Словари, справочники, энциклопедии.

"Хранители слов" - словари.

3 ч






1


Групповая работа.

21.

Детская энциклопедия

"Что такое? Кто такой?"


1



Знакомство с детской энциклопедией.

22.

Игра " 100 вопросов Почемучек".



1 Участие в литературной игре.

23.

Родные поэты.

Книги - сборники поэтов о Родине и родной природе.



1
Участие в выставке книг.

24. Игра: " Знаешь ли ты поэтов - классиков?"



1 Участие в литературной игре.

25

Конкурс чтецов " Стихи о Родине".




1


Участие в конкурсе стихов.

26. Писатели о писателях

Книги-сборники "Очерки и воспоминания".

2 ч


1



Обсуждение прочитанного.

27.

Очерк о своём городе, о своей школе, или о любимой книге.



1 Творческая работа.

28.

Мир книг.

Библиотека. Первые библиотеки.

7 ч



1






Просмотр презентации.

29. Типы и виды книг.



1 Практическая работа.

30.

Детские газеты и журналы.



1 Групповая работа.

31.

" Вчера и сегодня". Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах .


1


Обсуждение прочитанных книг.

32.

" В путь, друзья! " Книги о путешествиях и путешественниках.





1 Проектная работа.

33. Устный журнал " Твоя книжная полка".




1 Групповая работа.

34. Литературный игра " Слабое звено".



1 Участие в литературной игре.

Ито

го:

34

10

24

3. Содержание программы 1 класс (33ч). Здравствуй, книга (3 ч) Аудиторные (2 ч): Из чего состоит книга? Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живет?». Внеаудиторный час:" Где живут книги?" Экскурсия в библиотеку. Правила поведения в библиотеке. Классификация книг по темам и жанрам( работа в группах). Книги о Родине и родной природе (2 ч) Аудиторный час: Книги о Родине и родной природе детских писателей. Обсуждение прочитанных книг. Внеаудиторный час: Занятие - диспут "Клуб почемучек". Писатели- детям (4 ч) Аудиторный час: Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев). Внеаудиторные (3 ч): Из серии " Мои первые книжки". Выставка книг. Художники-иллюстраторы детских книг. Инсценировки картин-эпизодов из выбранной книги. Конкурсная программа "Занимательная азбука". Народная мудрость. Книги-сборники (4 ч) Аудиторный час: Народные песенки, потешки и прибаутки. Презентация. Внеаудиторные ( 3 ч): Групповая работа "Весёлые скороговорки, забавные считалки". Конкурс загадок. Русские народные игры. Игра " Вася - гусёнок". По страницам книг В. Сутеева (2 ч) Внеаудиторные (2 ч): Литературная игра " По страницам сказок В. Сутеева". Занятие - спектакль" Любимые герои". Сказки народов мира (3 ч) Внеаудиторные (3 ч): Сказки народов России и народов мира. Выставка книг. Конкурс "Герои народных сказок". Домики-сказки (коллективная проектная деятельность). Сказки зарубежных писателей (3 ч) Аудиторный час: Книга Дж. Харриса "Сказки дядюшки Римуса". Обсуждение прочитанных историй. Внеаудиторные (2 ч) : "В сказку дверь мы приоткроем". Инсценировки отдельных картин-эпизодов из сказок. Турнир по сказкам. Книги-сборники стихотворений для детей (4 ч) Аудиторный час: Игра "Кто быстрее найдёт произведение в книге?". Поиск нужного произведения в книге - сборнике по содержанию. Внеаудиторные ( 3 ч): В стране "Вообразилии" - выставка книг. Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». Литературная игра «Послушай и назови". Дети - герои книг (4 ч) Аудиторные ( 2 ч): Рассказы о детях. Обсуждение прочитанных книг. Игра "Диалоги героев". Внеаудиторные ( 2 ч): Конкурс юмористических стихов. КВН по прочитанным произведениям. Книги о животных (4 ч) Аудиторный час: Ребятам о зверятах. Обсуждение прочитанных произведений. Внеаудиторные ( 3 ч): Устный журнал "Жизнь животных" (работа в группах).Творческая работа: сочинение "Мой маленький друг". Праздник " Книга - наш друг и учитель". 2 класс (34 часа) Книга, здравствуй (3 ч) Аудиторный час: Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Внеаудиторные ( 2 ч): Конкурс "Пословицы о книге и учении". Работа со справочниками, энциклопедиями (групповая работа).. Книгочей - любитель чтения (2 ч) Внеаудиторные ( 2 ч): Экскурсия в библиотеку. Поиск книги по каталогам. Работа с каталожной карточкой. Игра "Я- библиотекарь". Викторина "Что вы знаете о книге?". Книги о детях. (5 ч) Аудиторный час: Детские журналы "Почитай-ка", "Зёрнышко". Обсуждение прочитанных произведений из детских журналов. Внеаудиторные (4 ч): Библиотечный урок "Дети - герои детских книг". Выставка книг. Библиотечные плакаты "Герои-ровесники» (работа в группах). Конкурс- кроссворд "Имена героев детских книг". Живой журнал "Парад героев-сверстников" (инсценировки отдельных эпизодов из рассказов о детях). Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч) Аудиторные ( 2 ч): Игра - путешествие по тропинкам фольклора. Скороговорки. Конкурс "Чистоговорщики". Внеаудиторные ( 2 ч): Проба пера. Составление загадок (работа в группах). Проект "Живой цветок народной мудрости". Писатели-сказочники (4 ч) Аудиторные ( 2 ч): Соревнование по сказкам К.И.Чуковского.Викторина по сказкам Х.К. Андерсена. Внеаудиторные ( 2 ч): Проект "Лукошко сказок". Сказки А. Толстого для детей (инсценировки отдельных эпизодов). Книги о природе. (3 ч) Аудиторный час: Конкурс на лучшего знатока природы. Внеаудиторные ( 2 ч) : Выставка книг о природе. "Знай и люби родную природу!" (творческая работа). Старые добрые сказки (4 ч) Аудиторный час: Любимые сказки. Обсуждение прочитанных сказок. Внеаудиторные (3 ч): Книги сказок народов мира. Выставка. Театрализованное представление. КВН по сказкам. Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч) Внеаудиторные (3 ч): Утренник "Нет лучше дружка, чем родимая матушка". Проект " Моя семья". Конкурс " Папа, мама , я - читающая семья". Защитникам Отечества посвящается (3 ч) Аудиторный час: Книги о защитниках Отечества. Внеаудиторные (2ч): Видеофильмы о защитниках Отечества. Встреча с участниками Великой Отечественной войны. По страницам любимых книг (3 ч) Аудиторный час: Оформление читательского дневника. Внеаудиторные (2ч): Презентация любимых книг (Творческая работа). Праздник "Книжкины именины". 3 класс (34 часа). История книги. Библиотеки. (4 ч) Аудиторные часы ( 2 ч): Детская библия (разные издания). Летописи. Рукописные книги. Внеаудиторные ( 2 ч): Книги - сборники о былинных героях. Выставка книг. Экскурсия в библиотеку. Игра "Обслужи одноклассников". По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (4 ч) Внеаудиторные ( 4 ч): Игра - викторина "Лукоморье" по сказкам А.С. Пушкина." Пришла сказка в гости"(инсценировки). Конкурс-кроссворд "Волшебные предметы". Кубанские сказы (творческая работа). Басни и баснописцы (3 ч) Аудиторный час: Конкурс чтецов. Внеаудиторные ( 2 ч): Инсценировки басен (работа в группах). КВН по басням И.А. Крылова. Книги о родной природе (3 ч) Аудиторный час: Рассказы о природе. Обсуждение прочитанных рассказов. Внеаудиторные ( 2 ч): Русские поэты об осени. Конкурс чтецов. Проект "Краски и звуки стихов о природе". Книги Л.Н. Толстого для детей (2 ч) Аудиторный час: Рассказы, сказки, басни Л.Н.Толстого. Выставка книг. Внеаудиторный час: Сказки Л.Н. Толстого (проектная деятельность). Животные - герои детской литературы (3 ч) Аудиторный час: Книги-сборники о животных. Обсуждение прочитанных книг. Внеаудиторные( 2 ч): Книги - самоделки (творческая работа). Игра: " Что? Где? Когда?" Дети - герои книг (3 ч) Аудиторный час: Книги о детях. Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Внеаудиторные ( 2 ч): Литературная игра "Кто они, мои сверстники - герои книг?". Проект "Расскажи о любимом писателе". Книги зарубежных писателей (3 ч) Аудиторный час: Зарубежные писатели - детям. Обсуждение прочитанных книг. Внеаудиторные ( 2 ч): Игра: " Угадай произведение". Страна " Фантазия" (творческая работа). Книги о детях войны (З ч) Аудиторный час: Юные герои - антифашисты. Обсуждение прочитанных книг. Внеаудиторные ( 2 ч): Выставка книг о детях войны. "Дети войны с тобой рядом" (творческая работа). Газеты и журналы для детей (3 ч) Аудиторный час: История изданий для детей. Презентация. Внеаудиторные ( 2 ч): По страницам детских журналов (инсценировки). Создание классной газеты (работа в группах). "Книги, книги, книги..." (3 ч) Внеаудиторные ( 3 ч): Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. Справочная литература. Энциклопедии для детей (работа в группах). Игра "Что узнали о книгах?". 4 класс (34 ч) Страницы старины седой. ( 4 ч) Аудиторный час: История книги. Рукописные книги. Обсуждение прочитанных книг. Внеаудиторные ( 3 ч): Былины. Былинные богатыри. Книги - сборники. Выставка книг. Кубанские были (групповая работа). Экскурсия в типографию.. Крупицы народной мудрости (4 ч) Аудиторные ( 2 ч): Героические песни о героях России. Из истории нашей Родины. Презентация. Внеаудиторные ( 2 ч): Проект "Русь великая в пословицах и поговорках". Праздник " День народного единства". Мифы народов мира (2 ч) Аудиторный час: Мифы. Обсуждение прочитанных мифов. Внеаудиторный час: Конкурс -кроссворд "Мифологические герои". Русские писатели-сказочники (3 ч) Внеаудиторные ( 3 ч): Книги со сказками русских писателей - классиков. Выставка. Викторина по сказке П.П. Ершова " Конёк - Горбунок". Праздник, посвящённый творчеству В.М. Гаршина. Книги о детях и для детей. (6 ч) Аудиторные (2 ч): Мир детства в рассказах А.П. Чехова. Книги о детях войны. Обсуждение прочитанных книг. Внеаудиторные (4 ч): Читательская конференция по произведению "Волшебник изумрудного города". "Современные писатели- детям" (инсценировки). Игра: " Ты мне , я тебе". "Писатели-фантасты" ( проектная деятельность). Словари, справочники, энциклопедии (3 ч) Аудиторный час: Детская энциклопедия "Что такое? Кто такой?". Внеаудиторные ( 2 ч): "Хранители слов" - словари. Выставка словарей. Игра "100 вопросов Почемучек": составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках. Родные поэты (3 ч) Внеаудиторные ( 3 ч): Книги - сборники поэтов о Родине и о родной природе. Выставка. Игра: " Знаешь ли ты поэтов - классиков?" Конкурс чтецов "Стихи о Родине". Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (2 ч) Аудиторный час: Книги-сборники "Очерки и воспоминания". Внеаудиторный час: Очерк о своём городе, о своей школе, или о любимой книге (творческая работа). Мир книг (7 ч) Аудиторные часы ( 2 ч): Библиотека. Первые библиотеки. Презентация. " Вчера и сегодня". Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах . Обсуждение прочитанных книг. Внеаудиторные ( 5 ч): Типы и виды книг (практическая работа). Детские газеты и журналы (групповая работа). " В путь, друзья! " Книги о путешествиях и путешественниках (проектная работа). Устный журнал " Твоя книжная полка". Литературный игра " Слабое звено".
4. Предполагаемые результаты реализации программы. Первый уровень результатов - приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений. Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценировки эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей. Ожидаемые результаты : Ученик должен «уметь»: искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию; думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; оценивать произведения искусства и литературы; сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности; приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения. Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными. 5.Формы и виды контроля: Конкурсы, книжно-иллюстративные выставки, викторины, КВНы, конференции, спектакли, соревнования, праздники, экскурсии, инсценировки отрывков из книг, турниры, проекты, устные журналы, игры-путешествия, утренники, встречи с интересными людьми. 6. Методические рекомендации: Программа составлена с учетом технологии коллективной мыследеятельности и нацелена на развитие литературоведческих и языковых навыков учащихся младших классов, развитие коммуникативных навыков, интеллекта, эмоциональной отзывчивости, эстетических потребностей и способностей. Основная задача - организация динамичной системы работы учителя и учащихся по формированию читательской личности учащихся, испытывающей потребность в чтении, как в источнике дальнейшего саморазвития. Этапы работы по программе:

  • Подготовительный
  • Самостоятельное чтение
  • Проектировочный
  • Исполнительский
  • Итоговый
На подготовительном этапе учащиеся знакомятся со списком книг, рекомендованных для чтения, выясняют, что из списка имеется в домашней библиотеке, составляют индивидуальный план порядка чтения книг. Определяется дата посещения городской библиотеки, где выясняется, какие книги можно будет взять там. Также представляют составленный план чтения в классе друг другу для того, чтобы можно было обменяться книгами по мере их прочтения. Некоторые произведения ребята с помощью родителей находят на библиотечных сайтах Интернета. Этап самостоятельного чтения предполагает общение читателя с художественным текстом, ведение диалога с автором через составление вопросов по прочитанной книге. Рефлексия на данном этапе проявляется в уровне вопросов, сформированных после прочтения книги. Учитель подводит итоги наблюдений. Проектировочный этап - самое важное звено программы. Данный этап, по сути, предполагает разработку системы занятий по внеклассному чтению, в ходе которых происходит постановка проблемы (формулировка темы ),организация творческих групп, дискуссия (или иные формы обсуждения), рефлексия проектировочного акта. Основными достоинствами данного подхода являются: развитие коммуникационных навыков учащихся. Их аналитических способностей, развитие интереса к чтению, расширение круга чтения и кругозора. Исполнительский этап предполагает реализацию задуманного и включает, например, обмен впечатлениями по прочитанному произведению с одноклассниками. вывешивание учениками собственных обоснованных рекомендации для чтения той или иной книги и т.д. Проводятся праздники читательских удовольствий. Он предполагает следующие виды деятельности: зачитывание отрывков из прочитанных книг, выставка прочитанных книг и иллюстраций, драматизация, викторина и др. Предполагается ввод учащихся в проблемную ситуацию: постановку проблемы, коллективное обсуждение целей, способов их достижения. Самым важным компонентом деятельности является актуализация противоречий, определение внутренних целей, реальных способов деятельности. Результатом должны являться активизация деятельности в группах, повышение уровня речемыслительной деятельности учащихся. На этом этапе учитель определяет для себя ряд проблем, возникших в процессе работы. Итоговый этап является одновременно и заключительным, и мотивирующим на дальнейшую деятельность. Он предполагает огромную подготовительную работу и может иметь разные формы выражения. Наиболее приемлемыми являются праздники, литературные игры, утренники. Итоговый этап предполагает приглашение гостей - библиотекаря, администрации школы, родителей, учащихся и учителей из других классов.
7. Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения

Количество

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. Внеклассное чтение / худож. : Черноглазов В. - М. : Самовар, 2006. - 143 с. : ил. - (Школьная б-ка). - Содерж. авт.: Тургенев И., Твен М., Чехов А., Куприн А., Андреев Л., Лондон Д., Толстой А., Казаков Ю.

1

2. Родничок: Книга для внеклассного чтения в 3 классе. - 2-е изд. - Тула: Арктоус, 1996. - 223с.: ил.

1

3. Родничок: Книга для внеклассного чтения в 4 классе. - Тула: Арктоус, 1997. - 316с.: ил.

1

4. Родничок: Книга для внеклассного чтения во 2 классе. - 3-е изд. - Тула: Арктоус, 1996. - 316с.:ил.

1

5. Семяновская, А.П. Библиотечные уроки в начальной школе : [материал для игрового занятия, посвященного культуре чтения, с включением викторин и кроссвордов, для учащихся начальных классов] // Школьная библиотека. - 2011. - май (N 4). - С. 79-88.

1

6. Тимофеева, И.Н. Книга в жизни детей и подростков: Фрагменты книг : [фрагменты из книг "Книга в жизни маленьких детей", "Дети. Время. Книга"] // Школьная библиотека. - 2009. - февр. (N 2). - С. 1-32.

1

7. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.1 класс - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.

1

8. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.2 класс - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.

1

9.

10.

11. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-

1


3217. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.

1

12.


Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.

1

13.


Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.

1

14. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.

1

2. Печатные пособия

1.

Плакаты

7

3. Технические средства обучения

1.

Компьютер.

1

2.

Медиапроектор.

1

3.

Экран.

1

4. Экранно - звуковые пособия

1.

Звукоозаписи

4

2.

Видеофильмы.

3

5. Оборудование кабинета

1.

Иллюстративные картинки

12

21


© 2010-2022