- Преподавателю
- Начальные классы
- Кружок Как хорошо уметь читать
Кружок Как хорошо уметь читать
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кочубей Е.А. |
Дата | 23.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
1. Пояснительная записка. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным». Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы. Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной проблемы создана программа литературного кружка для учащихся 1-4 классов «Как хорошо уметь читать…» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС. Цель программы - расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения. Задачи: 1 год
- создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений
- формировать интерес к литературному чтению;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе
- обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
2 год
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
- формировать потребность в постоянном самостоятельном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- знакомиться с различными типами текстов;
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- знакомить с образным языком художественного произведения, выразительными средствами, создающими художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- развивать у детей сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- развивать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, поэтический художественный слух детей;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- обеспечивать развитие речи учащихся и активно развивать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
Сроки и этапы реализации программы: Программа предназначена для детей младшего школьного возраста (7-11 лет) и рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс - 33 часа в год, 2 - 4 классы - 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы - от 15 человек.
Формы организации занятий: Занятие - диспут, занятие - спектакль, конференция, устный журнал, праздник, конкурс, викторина, игры - путешествия, КВНы, экскурсия, турнир, соревнование, утренник. Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий повышает эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. Для современного ребенка создаются условия, гарантирующие ему открытие целостной картины мира, развитие мотивации к чтению.
2. Учебно - тематический план программы для 1 класса.
№
Тема
Всего часов
Кол-во часов
Характеристика деятельности обучающихся.
Ауди
тор
ные
Внеау
дитор
ные
1
Здравствуй, книга!
Из чего состоит книга?
3 ч
1
Знакомство с элементами структуры книги.
2.
Игра" Что в твоём рюкзаке живёт?"
1
Разучивание игры.
3.
" Где живут книги?"
Экскурсия в библиотеку.
1
Знакомство с классификацией книг, с правилами поведения в библиотеке.
4.
Книги о Родине и родной природе.
Мир природы, мир волшебный.
2 ч
1
Обсуждение прочитанных книг.
5. Клуб почемучек.
1 Участвуют в дискуссии.
6.
Писатели - детям.
Книги детских писателей-классиков.
4 ч
1
Обсуждение прочитанных книг.
7.
Из серии " Мои первые книжки".
1 Участие в выставке книг.
8. Инсценировки картин - эпизодов из книг.
1 Групповая работа.
9. Занимательная азбука. С. Я Маршак
1
Участие в конкурсной программе.
10.
Народная мудрость . Книги - сборники.
Народные песенки, потешки и прибаутки.
4 ч
1
Просмотр презентации.
11. Весёлые скороговорки, забавные считалки.
1 Групповая работа.
12. Конкурс загадок.
1
Участие в конкурсной программе.
13.
Русские народные игры. Игра " Вася- гусёночек".
1
Разучивание игр.
14.
По страницам книг В.Сутеева.
Игра " По страницам сказок".
2 ч
1
Участие в литературной игре.
15.
Спектакль
" Любимые герои".
1
Участие в театрализованном представлении.
16. Сказки народов мира Сказки народов России и мира.
3 ч
1
Участие в выставке книг.
17.
Конкурс "Герои народных сказок".
1 Участие в конкурсной программе.
18. Домики - сказки.
1 Проектная деятельность.
19.
Сказки зарубежных писателей.
Книга Дж. Харриса "Сказки дядюшки Римуса".
3 ч
1
Обсуждение прочитанных историй.
20.
"В сказку дверь мы приоткроем."
1
Участие в инсценировках.
21. Турнир по сказкам.
1 Участие в турнире.
22.
Книги - сборники стихотворений для детей.
В стране
"Вообразилии".
4 ч
1
Участие в выставке книг.
23.
Игра "Кто быстрее найдёт произведение в книге?".
1
Участие в игре.
24.
Конкурс "Слушаем и читаем стихи детских поэтов".
1 Участие в конкурсной программе.
25
Литературная игра "Послушай и назови".
1 Участие в литературной игре.
26. Дети - герои книг. Рассказы о детях.
4 ч
1
Обсуждение прочитанных книг.
27. Игра "Диалоги героев".
1
Участие в игре.
28. Конкурс юмористических стихов.
1 Участие в конкурсной программе.
29. КВН по прочитанным произведениям.
1 Участие в КВН
30. Книги о животных. Ребятам о зверятах.
4 ч
1
Обсуждение прочитанных книг.
31. Устный журнал " Жизнь животных".
1 Групповая работа.
32.
Сочинение "Мой маленький друг".
1 Творческая работа.
33
Праздник " Книга - наш друг и учитель"
1 Участие в празднике.
Ито
го: 33
10
23
Учебно - тематический план программы для 2 - го класса
№
Тема
Всего часов
Кол-во часов
Характеристика деятельности
обучающихся.
Ауди
тор
ные
Внеау
дитор
ные
1 Книга, здравствуй! Роль книги в жизни человека.
3 ч
1
Знакомство с ролью книги в жизни человека.
2. Конкурс "Пословицы о книге и учении".
1
Участие в конкурсной программе.
3.
Работа со справочниками, энциклопедиями.
1 Групповая работа.
4.
Книгочей - любитель чтения
Экскурсия в библиотеку.
Игра "Я - библиотекарь".
2 ч
1
Поиск книг по каталогам, участие в игре.
5.
Викторина " Что вы знаете о книге?"
1 Участие в викторине.
6.
Книги о детях.
Библиотечный урок "Дети - герои детских книг".
5 ч
1 Участие в выставке книг о детях.
7.
Детские журналы "Почитай-ка", "Зёрнышко".
1
Обсуждение прочитанных произведений из детских журналов.
8. Библиотечные плакаты "Герои-ровесники»"
1 Групповая работа.
9.
Конкурс - кроссворд
" Имена героев детских книг".
1
Участие в конкурсе - кроссворде.
10.
Живой журнал " Парад героев - сверстников".
1 Участие в инсценировках.
11.
Крупицы народной мудрости. Книги сборники.
Игра - путешествие по тропинкам фольклора.
4 ч
1
Участие в игре.
12.
Проба пера. Составление загадок.
1 Групповая работа.
13.
Скороговорки. Конкурс "Чистоговорщики".
1
Участие в конкурсе скороговорок.
14.
Проект " Живой цветок народной мудрости"
1 Проектная деятельность.
15.
Писатели - сказочники.
Соревнование по сказкам К.И.Чуковского.
4 ч
1
Участие в соревновании.
16.
Викторина по сказкам Х.К. Андерсена.
1
Участие в литературной игре.
17.
Проект "Лукошко сказок".
1 Проектная деятельность.
18. Сказки А. Толстого для детей.
1
Участие в инсценировках.
19.
Книги о природе.
Выставка книг о природе.
3 ч
1
Участие в выставке книг.
20.
"Знай и люби родную природу!"
1 Творческая работа.
21.
Конкурс на лучшего знатока природы.
1
Участие в конкурсе.
22.
Старые добрые сказки.
Книги сказок народов мира.
4 ч
1
Участие в выставке книг.
23. Любимые сказки.
1
Обсуждение прочитанных сказок.
24.
Театрализованное представление.
1
Участие в театрализованном представлении.
25 КВН по сказкам.
1 Участие в КВН.
26.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь.
Утренник "Нет лучше дружка, чем родимая матушка".
3 ч
1
Участие в утреннике.
27.
Проект " Моя семья".
1 Проектная деятельность.
28.
Конкурс " Папа, мама , я - читающая семья".
1 Участие в конкурсе.
29.
Защитникам Отечества посвящается.
Книги о защитниках Отечества.
3 ч
1
Обсуждение прочитанных книг.
30.
Видеофильмы о защитниках Отечества.
1 Просмотр и обсуждение видеофильмов о защитниках Отечества.
31.
Встреча с участниками Великой Отечественной войны.
1
Участие в мероприятии.
32.
По страницам любимых книг.
Презентация любимых книг.
3 ч
1
Творческая работа.
33
Летнее чтение. Читательский дневник.
1
Оформление читательского дневника.
34
Праздник "Книжкины именины".
1 Участие в празднике.
Ито
го:
34
10
24
Учебно - тематический план программы для 3 класса
№
Тема
Всего часов
Кол-во часов
Характеристика деятельности
обучающихся
Ауди
тор
ные
Внеау
дитор
ные
1
История книги. Библиотеки.
Книги - сборники о былинных героях.
4 ч
1
Участие в выставке книг.
2.
Экскурсия в библиотеку.
Игра "Обслужи одноклассников".
1 Разучивание игры.
3. Детская библия.
1
Знакомство с детской библией.
4.
Летописи. Рукописные книги.
1
Обсуждение прочитанных рукописных книг.
5.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные.
Игра - викторина "Лукоморье" по сказкам А.С. Пушкина.
4 ч
1
Участие в игре - викторине.
6.
" Пришла сказка в гости".
1 Участие в инсценировках.
7.
Конкурс - кроссворд "Волшебные предметы".
1 Участие в конкурсе.
8. Кубанские сказы.
1 Творческая работа.
9.
Басни и баснописцы.
Конкурс чтецов.
3 ч
1
Участие в конкурсе.
10. Инсценировки басен.
1 Работа в группах.
11.
КВН по басням И. А. Крылова.
1
Участие в КВН.
12.
Книги о родной природе.
Русские поэты об осени.
Конкурс чтецов.
3 ч
1
Участие в конкурсе.
13.
Рассказы о природе.
1
Обсуждение прочитанных рассказов.
14.
Проект " Краски и звуки стихов о природе".
1
Проектная деятельность.
15.
Книги Л.Н. Толстого для детей.
Рассказы, сказки, басни Л.Н.Толстого.
2 ч
1
Участие в выставке книг.
16. Сказки Л.Н. Толстого.
1 Проектная деятельность.
17.
Животные - герои детской литературы.
Книги-сборники о животных.
3ч
1
Обсуждение прочитанных книг.
18. Книги - самоделки.
1 Творческая работа.
19.
Игра: " Что? Где? Когда?"
1
Участие в игре.
20.
Дети - герои книг.
Книги о детях.
3 ч
1
Обсуждение прочитанных книг.
21.
Литературная игра "Кто они, мои сверстники - герои книг?".
1 Участие в литературной игре.
22.
Проект "Расскажи о любимом писателе".
1 Проектная деятельность.
23.
Книги зарубежных писателей.
Зарубежные писатели - детям.
3 ч
1
Обсуждение прочитанных книг.
24.
Игра: " Угадай произведение".
1
Участие в игре.
25. Страна " Фантазия"
1 Творческая работа.
26.
Книги о детях войны. Выставка книг о детях войны.
3 ч
1
Участие в выставке книг.
27.
Юные герои - антифашисты.
1
Обсуждение прочитанных книг.
28.
" Дети войны с тобой рядом".
1 Творческая работа.
29.
Газеты и журналы для детей. История изданий для детей. Презентация.
3 ч
1
Просмотр презентации.
30. По страницам детских журналов.
1
Участие в инсценировках.
31. Создание классной газеты.
1 Творческая работа.
32. Книги, книги, книги. Книги, их типы и виды.
3 ч
1
Практическая работа.
33
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
1 Групповая работа.
34.
Игра "Что узнали о книгах?".
1 Участие в игре.
Ито
го:
34
10
24
Учебно - тематический план программы для 4 класса
№
Тема
Всего часов
Кол-во часов
Характеристика деятельности
обучающихся
Ауди
тор
ные
Внеау
дитор
ные
1
Страницы старины седой.
Былины. Былинные богатыри. Книги - сборники.
4 ч
1
Участие в выставке книг.
2.
История книги. Рукописные книги.
1
Обсуждение прочитанных книг.
3. Кубанские были.
1 Групповая работа.
4.
Экскурсия в типографию.
1 Участие в мероприятии.
5.
Крупицы народной мудрости.
Героические песни о героях России.
4ч
1
Обсуждение прочитанных песен.
6.
Из истории нашей Родины.
1
Просмотр презентации.
7.
Проект: " «Русь великая в пословицах и поговорках».
1 Проектная деятельность.
8.
Праздник " День народного единства".
1 Участие в празднике.
9. Мифы народов мира. Мифы.
2 ч
1
Обсуждение прочитанных мифов.
10.
Конкурс - кроссворд "Мифологические герои".
1 Участие в конкурсе -кроссворде.
11.
Русские писатели - сказочники.
Книги со сказками русских писателей - классиков.
3 ч
1
Участие в выставке книг.
12.
Викторина по сказке П.П. Ершова " Конёк - Горбунок".
1 Участие в викторине.
13.
Праздник, посвящённый творчеству В.М. Гаршина.
1 Участие в празднике.
14.
Книги о детях и для детей.
Мир детства в рассказах А.П. Чехова.
6 ч
1
Обсуждение прочитанных книг.
15.
Читательская конференция по произведению "Волшебник изумрудного города".
1 Участие в конференции..
16.
"Современные писатели- детям".
1
Участие в инсценировках.
17. Игра: " Ты мне , я тебе".
1 Участие в литературной игре.
18. Книги о детях войны.
1
Обсуждение прочитанных книг.
19. Писатели - фантасты.
1 Проектная деятельность.
20.
Словари, справочники, энциклопедии.
"Хранители слов" - словари.
3 ч
1
Групповая работа.
21.
Детская энциклопедия
"Что такое? Кто такой?"
1
Знакомство с детской энциклопедией.
22.
Игра " 100 вопросов Почемучек".
1 Участие в литературной игре.
23.
Родные поэты.
Книги - сборники поэтов о Родине и родной природе.
3ч
1
Участие в выставке книг.
24. Игра: " Знаешь ли ты поэтов - классиков?"
1 Участие в литературной игре.
25
Конкурс чтецов " Стихи о Родине".
1
Участие в конкурсе стихов.
26. Писатели о писателях
Книги-сборники "Очерки и воспоминания".
2 ч
1
Обсуждение прочитанного.
27.
Очерк о своём городе, о своей школе, или о любимой книге.
1 Творческая работа.
28.
Мир книг.
Библиотека. Первые библиотеки.
7 ч
1
Просмотр презентации.
29. Типы и виды книг.
1 Практическая работа.
30.
Детские газеты и журналы.
1 Групповая работа.
31.
" Вчера и сегодня". Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах .
1
Обсуждение прочитанных книг.
32.
" В путь, друзья! " Книги о путешествиях и путешественниках.
1 Проектная работа.
33. Устный журнал " Твоя книжная полка".
1 Групповая работа.
34. Литературный игра " Слабое звено".
1 Участие в литературной игре.
Ито
го:
34
10
24
3. Содержание программы 1 класс (33ч). Здравствуй, книга (3 ч) Аудиторные (2 ч): Из чего состоит книга? Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живет?». Внеаудиторный час:" Где живут книги?" Экскурсия в библиотеку. Правила поведения в библиотеке. Классификация книг по темам и жанрам( работа в группах). Книги о Родине и родной природе (2 ч) Аудиторный час: Книги о Родине и родной природе детских писателей. Обсуждение прочитанных книг. Внеаудиторный час: Занятие - диспут "Клуб почемучек". Писатели- детям (4 ч) Аудиторный час: Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев). Внеаудиторные (3 ч): Из серии " Мои первые книжки". Выставка книг. Художники-иллюстраторы детских книг. Инсценировки картин-эпизодов из выбранной книги. Конкурсная программа "Занимательная азбука". Народная мудрость. Книги-сборники (4 ч) Аудиторный час: Народные песенки, потешки и прибаутки. Презентация. Внеаудиторные ( 3 ч): Групповая работа "Весёлые скороговорки, забавные считалки". Конкурс загадок. Русские народные игры. Игра " Вася - гусёнок". По страницам книг В. Сутеева (2 ч) Внеаудиторные (2 ч): Литературная игра " По страницам сказок В. Сутеева". Занятие - спектакль" Любимые герои". Сказки народов мира (3 ч) Внеаудиторные (3 ч): Сказки народов России и народов мира. Выставка книг. Конкурс "Герои народных сказок". Домики-сказки (коллективная проектная деятельность). Сказки зарубежных писателей (3 ч) Аудиторный час: Книга Дж. Харриса "Сказки дядюшки Римуса". Обсуждение прочитанных историй. Внеаудиторные (2 ч) : "В сказку дверь мы приоткроем". Инсценировки отдельных картин-эпизодов из сказок. Турнир по сказкам. Книги-сборники стихотворений для детей (4 ч) Аудиторный час: Игра "Кто быстрее найдёт произведение в книге?". Поиск нужного произведения в книге - сборнике по содержанию. Внеаудиторные ( 3 ч): В стране "Вообразилии" - выставка книг. Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». Литературная игра «Послушай и назови". Дети - герои книг (4 ч) Аудиторные ( 2 ч): Рассказы о детях. Обсуждение прочитанных книг. Игра "Диалоги героев". Внеаудиторные ( 2 ч): Конкурс юмористических стихов. КВН по прочитанным произведениям. Книги о животных (4 ч) Аудиторный час: Ребятам о зверятах. Обсуждение прочитанных произведений. Внеаудиторные ( 3 ч): Устный журнал "Жизнь животных" (работа в группах).Творческая работа: сочинение "Мой маленький друг". Праздник " Книга - наш друг и учитель". 2 класс (34 часа) Книга, здравствуй (3 ч) Аудиторный час: Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Внеаудиторные ( 2 ч): Конкурс "Пословицы о книге и учении". Работа со справочниками, энциклопедиями (групповая работа).. Книгочей - любитель чтения (2 ч) Внеаудиторные ( 2 ч): Экскурсия в библиотеку. Поиск книги по каталогам. Работа с каталожной карточкой. Игра "Я- библиотекарь". Викторина "Что вы знаете о книге?". Книги о детях. (5 ч) Аудиторный час: Детские журналы "Почитай-ка", "Зёрнышко". Обсуждение прочитанных произведений из детских журналов. Внеаудиторные (4 ч): Библиотечный урок "Дети - герои детских книг". Выставка книг. Библиотечные плакаты "Герои-ровесники» (работа в группах). Конкурс- кроссворд "Имена героев детских книг". Живой журнал "Парад героев-сверстников" (инсценировки отдельных эпизодов из рассказов о детях). Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч) Аудиторные ( 2 ч): Игра - путешествие по тропинкам фольклора. Скороговорки. Конкурс "Чистоговорщики". Внеаудиторные ( 2 ч): Проба пера. Составление загадок (работа в группах). Проект "Живой цветок народной мудрости". Писатели-сказочники (4 ч) Аудиторные ( 2 ч): Соревнование по сказкам К.И.Чуковского.Викторина по сказкам Х.К. Андерсена. Внеаудиторные ( 2 ч): Проект "Лукошко сказок". Сказки А. Толстого для детей (инсценировки отдельных эпизодов). Книги о природе. (3 ч) Аудиторный час: Конкурс на лучшего знатока природы. Внеаудиторные ( 2 ч) : Выставка книг о природе. "Знай и люби родную природу!" (творческая работа). Старые добрые сказки (4 ч) Аудиторный час: Любимые сказки. Обсуждение прочитанных сказок. Внеаудиторные (3 ч): Книги сказок народов мира. Выставка. Театрализованное представление. КВН по сказкам. Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч) Внеаудиторные (3 ч): Утренник "Нет лучше дружка, чем родимая матушка". Проект " Моя семья". Конкурс " Папа, мама , я - читающая семья". Защитникам Отечества посвящается (3 ч) Аудиторный час: Книги о защитниках Отечества. Внеаудиторные (2ч): Видеофильмы о защитниках Отечества. Встреча с участниками Великой Отечественной войны. По страницам любимых книг (3 ч) Аудиторный час: Оформление читательского дневника. Внеаудиторные (2ч): Презентация любимых книг (Творческая работа). Праздник "Книжкины именины". 3 класс (34 часа). История книги. Библиотеки. (4 ч) Аудиторные часы ( 2 ч): Детская библия (разные издания). Летописи. Рукописные книги. Внеаудиторные ( 2 ч): Книги - сборники о былинных героях. Выставка книг. Экскурсия в библиотеку. Игра "Обслужи одноклассников". По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (4 ч) Внеаудиторные ( 4 ч): Игра - викторина "Лукоморье" по сказкам А.С. Пушкина." Пришла сказка в гости"(инсценировки). Конкурс-кроссворд "Волшебные предметы". Кубанские сказы (творческая работа). Басни и баснописцы (3 ч) Аудиторный час: Конкурс чтецов. Внеаудиторные ( 2 ч): Инсценировки басен (работа в группах). КВН по басням И.А. Крылова. Книги о родной природе (3 ч) Аудиторный час: Рассказы о природе. Обсуждение прочитанных рассказов. Внеаудиторные ( 2 ч): Русские поэты об осени. Конкурс чтецов. Проект "Краски и звуки стихов о природе". Книги Л.Н. Толстого для детей (2 ч) Аудиторный час: Рассказы, сказки, басни Л.Н.Толстого. Выставка книг. Внеаудиторный час: Сказки Л.Н. Толстого (проектная деятельность). Животные - герои детской литературы (3 ч) Аудиторный час: Книги-сборники о животных. Обсуждение прочитанных книг. Внеаудиторные( 2 ч): Книги - самоделки (творческая работа). Игра: " Что? Где? Когда?" Дети - герои книг (3 ч) Аудиторный час: Книги о детях. Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Внеаудиторные ( 2 ч): Литературная игра "Кто они, мои сверстники - герои книг?". Проект "Расскажи о любимом писателе". Книги зарубежных писателей (3 ч) Аудиторный час: Зарубежные писатели - детям. Обсуждение прочитанных книг. Внеаудиторные ( 2 ч): Игра: " Угадай произведение". Страна " Фантазия" (творческая работа). Книги о детях войны (З ч) Аудиторный час: Юные герои - антифашисты. Обсуждение прочитанных книг. Внеаудиторные ( 2 ч): Выставка книг о детях войны. "Дети войны с тобой рядом" (творческая работа). Газеты и журналы для детей (3 ч) Аудиторный час: История изданий для детей. Презентация. Внеаудиторные ( 2 ч): По страницам детских журналов (инсценировки). Создание классной газеты (работа в группах). "Книги, книги, книги..." (3 ч) Внеаудиторные ( 3 ч): Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. Справочная литература. Энциклопедии для детей (работа в группах). Игра "Что узнали о книгах?". 4 класс (34 ч) Страницы старины седой. ( 4 ч) Аудиторный час: История книги. Рукописные книги. Обсуждение прочитанных книг. Внеаудиторные ( 3 ч): Былины. Былинные богатыри. Книги - сборники. Выставка книг. Кубанские были (групповая работа). Экскурсия в типографию.. Крупицы народной мудрости (4 ч) Аудиторные ( 2 ч): Героические песни о героях России. Из истории нашей Родины. Презентация. Внеаудиторные ( 2 ч): Проект "Русь великая в пословицах и поговорках". Праздник " День народного единства". Мифы народов мира (2 ч) Аудиторный час: Мифы. Обсуждение прочитанных мифов. Внеаудиторный час: Конкурс -кроссворд "Мифологические герои". Русские писатели-сказочники (3 ч) Внеаудиторные ( 3 ч): Книги со сказками русских писателей - классиков. Выставка. Викторина по сказке П.П. Ершова " Конёк - Горбунок". Праздник, посвящённый творчеству В.М. Гаршина. Книги о детях и для детей. (6 ч) Аудиторные (2 ч): Мир детства в рассказах А.П. Чехова. Книги о детях войны. Обсуждение прочитанных книг. Внеаудиторные (4 ч): Читательская конференция по произведению "Волшебник изумрудного города". "Современные писатели- детям" (инсценировки). Игра: " Ты мне , я тебе". "Писатели-фантасты" ( проектная деятельность). Словари, справочники, энциклопедии (3 ч) Аудиторный час: Детская энциклопедия "Что такое? Кто такой?". Внеаудиторные ( 2 ч): "Хранители слов" - словари. Выставка словарей. Игра "100 вопросов Почемучек": составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках. Родные поэты (3 ч) Внеаудиторные ( 3 ч): Книги - сборники поэтов о Родине и о родной природе. Выставка. Игра: " Знаешь ли ты поэтов - классиков?" Конкурс чтецов "Стихи о Родине". Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (2 ч) Аудиторный час: Книги-сборники "Очерки и воспоминания". Внеаудиторный час: Очерк о своём городе, о своей школе, или о любимой книге (творческая работа). Мир книг (7 ч) Аудиторные часы ( 2 ч): Библиотека. Первые библиотеки. Презентация. " Вчера и сегодня". Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах . Обсуждение прочитанных книг. Внеаудиторные ( 5 ч): Типы и виды книг (практическая работа). Детские газеты и журналы (групповая работа). " В путь, друзья! " Книги о путешествиях и путешественниках (проектная работа). Устный журнал " Твоя книжная полка". Литературный игра " Слабое звено".
4. Предполагаемые результаты реализации программы. Первый уровень результатов - приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений. Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценировки эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей. Ожидаемые результаты : Ученик должен «уметь»: искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию; думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; оценивать произведения искусства и литературы; сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности; приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения. Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными. 5.Формы и виды контроля: Конкурсы, книжно-иллюстративные выставки, викторины, КВНы, конференции, спектакли, соревнования, праздники, экскурсии, инсценировки отрывков из книг, турниры, проекты, устные журналы, игры-путешествия, утренники, встречи с интересными людьми. 6. Методические рекомендации: Программа составлена с учетом технологии коллективной мыследеятельности и нацелена на развитие литературоведческих и языковых навыков учащихся младших классов, развитие коммуникативных навыков, интеллекта, эмоциональной отзывчивости, эстетических потребностей и способностей. Основная задача - организация динамичной системы работы учителя и учащихся по формированию читательской личности учащихся, испытывающей потребность в чтении, как в источнике дальнейшего саморазвития. Этапы работы по программе:
- Подготовительный
- Самостоятельное чтение
- Проектировочный
- Исполнительский
- Итоговый
7. Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п
Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения
Количество
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. Внеклассное чтение / худож. : Черноглазов В. - М. : Самовар, 2006. - 143 с. : ил. - (Школьная б-ка). - Содерж. авт.: Тургенев И., Твен М., Чехов А., Куприн А., Андреев Л., Лондон Д., Толстой А., Казаков Ю.
1
2. Родничок: Книга для внеклассного чтения в 3 классе. - 2-е изд. - Тула: Арктоус, 1996. - 223с.: ил.
1
3. Родничок: Книга для внеклассного чтения в 4 классе. - Тула: Арктоус, 1997. - 316с.: ил.
1
4. Родничок: Книга для внеклассного чтения во 2 классе. - 3-е изд. - Тула: Арктоус, 1996. - 316с.:ил.
1
5. Семяновская, А.П. Библиотечные уроки в начальной школе : [материал для игрового занятия, посвященного культуре чтения, с включением викторин и кроссвордов, для учащихся начальных классов] // Школьная библиотека. - 2011. - май (N 4). - С. 79-88.
1
6. Тимофеева, И.Н. Книга в жизни детей и подростков: Фрагменты книг : [фрагменты из книг "Книга в жизни маленьких детей", "Дети. Время. Книга"] // Школьная библиотека. - 2009. - февр. (N 2). - С. 1-32.
1
7. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.1 класс - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
1
8. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.2 класс - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
1
9.
10.
11. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-
1
3217. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.
1
12.
Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.
1
13.
Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.
1
14. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
1
2. Печатные пособия
1.
Плакаты
7
3. Технические средства обучения
1.
Компьютер.
1
2.
Медиапроектор.
1
3.
Экран.
1
4. Экранно - звуковые пособия
1.
Звукоозаписи
4
2.
Видеофильмы.
3
5. Оборудование кабинета
1.
Иллюстративные картинки
12
21