Урок литературного чтения во 2 классе тема: Рассказ Н. Н. Носова «На горке»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал МОУ Сосновской сош №1 в с. Ольхи















Открытый урок литературного чтения во 2 классе

тема : Рассказ Н.Н.Носова «На горке»



тип урока: комбинированный













Учитель: Кудинова Л.В.

2012-2013учебный год







Цели урока: продолжить знакомство с биографией и творчеством Н.Н,Носова; познакомить детей с идейным смыслом рассказа Н.Н.Носова «На горке»; произвести анализ данного эпического произведения.

Задачи урока:

  1. Образовательные: продолжить знакомство детей с биографией и творчеством Н.Н.Носова; познакомить детей с рассказом «На горке», его идейно-смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; продолжить работу над выработкой хорошей дикции; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время чтения и после чтения; проведение литературоведческой пропедевтики; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

  2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность; развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей; развивать дикцию, словарный запас учащихся; расширять кругозор детей.

  3. Воспитательные: воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения; воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей; воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки; воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.

Оборудование: учебник « Литературное чтение» 2 класс, Л.Ф. Климанова, выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя, листы с текстами пословиц, на доске написана скороговорка.

Ход урока:

І.Организация детей на занятие. Приветствие.

ІІ. Проверка домашнего задания.

Начнём урок с проверки домашнего задания. На прошлом уроке мы познакомились с произведением Н.Н.Носова «Живая шляпа», а вы должны были подготовить пересказ рассказа (опрашивается 2 учащихся)

ІІІ. Сообщение темы урока. Постановка цели

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Н.Н.Носова « На горке», продолжим знакомство с жизнью и творчеством этого замечательного детского писателя.

ІV. Подготовительная работа.

  1. Сообщение детей о жизни и творчестве Н.Н.Носова.

Даниил и Илья подготовили для нас небольшие сообщения о Н.Н.Носове. Послушаем ребят.(с докладчиками заранее проведена подготовительная работа)

  1. Выставка книг Н.Н,Носова (носит ознакомительно-рекомендательный характер).

Учитель обращает внимание детей на выставку. Делает краткий обзор книг. Дополняет сообщения детей.

  1. Подготовка к восприятию текста.

Приступаем к чтению рассказа Н,Н,Носова «На горке». Во время моего чтения постарайтесь понять, о чём этот рассказ, и кто его главные герои.

V. Первичное восприятие текста

Читает учитель для целостного восприятия текста произведения. Учебники детей закрыты.

VІ. Проверка первичного восприятия текста

- Что вы можете сказать о прочитанном?

- Что особенно понравилось в этом рассказе?

- Кто главные герои этого произведения?

VІІ. Чтение и анализ произведения

1.Словарная работа. (толкование лексического значения слов.)

Прежде, чем перечитать рассказ, уточним значение некоторых слов.

- Что, по-вашему мнению , называется «дворницкой»?

- От какого слова оно произошло? (карточка со словом и толкованием вывешивается на доску.)

- Как вы думаете, что значит «на четвереньках»? (Карточка; учитель поясняет)

2. Работа над чтением трудных слов.

Для правильности чтения и скорости первый раз трудные слова читаем плавно, по слогам, затем - целыми словами (плавность чтения).

3.Речевые разминки.

Для отработки дикции, скорости чтения поработаем со скороговоркой - выполним дыхательную гимнастику.

Как у горки на пригорке

Жили 33 Егорки.

Вспоминаем правила разучивания скороговорок. Первый раз читаем медленно, второй раз со средней скоростью, затем три раза быстро.

Прочитав скороговорку три раза быстро, на вдохе начинаем отсчёт : раз Егорка, два Егорка, три Егорка…Необходимо считать до тех пор, пока есть воздух в лёгких.

Прочитаем слоговую таблицу хором один раз.



  1. Чтение «по цепочке».

Откройте, пожалуйста , учебники на странице 60. Начинаем читать рассказ «по цепочке». (Данный вид чтения обусловлен спецификой жанра произведения - рассказ.)

  1. Анализ произведения.

Учитель при подготовке урока делит текст рассказа на смысловые части для анализа во время второго чтения.

Вопросы к 1-й части:

- Что делали ребята во дворе?

- Как об этом сказано в тексте? (Выборочное чтение.)

- Прочитайте, что пришлось делать лопатами?

- Как вы думаете, какая горка получилась?

- Почему вы так считаете?

- Как можно назвать работу, которую делают все вместе, дружно?

Вопросы ко 2-й части:

- Что делал Котька Чижов, пока ребята строили горку?

- Найдите и прочитайте в тексте, как Котька реагирует на приглашение ребят выйти на улицу строить горку?

- Что же сделал Котька, когда ребята ушли обедать домой?

Найдите и прочитайте, как Котька собирался на улицу. Эти слова несут особый эмоциональный оттенок.

- Как вы думаете, почему он так спешил?

Вопросы к 3-й части.

- Зачем Котька посыпал горку песком?

- Что из этого вышло?

- Какие чувства вызывает в нас Котька во врем чтения этой сцены? (смех, потеху.)

Верно, в этой ситуации мы ему не сочувствуем, он нас забавляет. Наблюдение за изобразительно-выразительными средствами языка произведения. Найдите в этом отрывке маленькое слово, которое повторятся трижды. С помощью него автор показывает, что Котька постоянно падает на горке. Котька падает неожиданно, мгновенно. При этом мы будто слышим глухой тяжёлый звук.

Обратите внимание, как много слов мы употребили, чтобы передать падение Котьки, а автор эту картину нарисовал одним словом - «бух!».

Найдите в 4-й части и прочитайте только те слова, которыми описывается отношение ребят к поступку Котьки.

VІІІ. Вторичный синтез

Обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного; уточнение идеи произведения; помогаем детям уточнить их читательскую позицию.

- Найдите и прочитайте эпизод, с которого мы начинаем сочувствовать Котьке?

1.Беседа.

- Как вы думаете, какие чувства испытывал Котька, когда по требованию ребят «стал посыпать горку снегом»? (Желание исправить свою ошибку.)

- Как меняется Котька и наше отношение к нему к концу рассказа?

- Как вы считаете, чему научила Котьку история с горкой и песком?

2. Работа с пословицами.

Сейчас вам необходимо будет подобрать одну пословицу из трёх, предложенных в карточке к рассказу «На горке», наиболее соответствующую, на ваш взгляд, его главной мысли. Свой выбор необходимо доказать.

Итак, главную мысль произведения Н.Н. Носова «На горке» можно выразить словами русской пословицы «Умел ошибиться - умей и поправиться».

ІX. Итог урока

- Какое настроение заключено в рассказе «На горке»?

- Что вызвало у нас смех?

- Как вы считаете, а сам Котька посмеялся над собой?

- Что вы можете сказать о ребятах из этого рассказа?

- С творчеством какого детского писателя мы продолжили сегодня знакомство?

- Что нового вы узнали о жизни Николая Николаевича?

- Чему научил нас рассказ Носова «На горке»?

X. Выставление отметок. Похвала.

Благодарность за усердие, старание, прилежание.

Домашнее задание

Стр. 64. Подготовить выразительное чтение рассказа по ролям для игры в «Радиотеатр». Сколько действующих лиц в рассказе?(3.)

Приложение к уроку

Словарная работа

Дворницкая -помещение, в котором дворник хранит приспособления для уборки территории.

Четвереньки - на четвереньках - на обеих руках, опираясь на ладони, и на обеих ногах, опираясь на колени; на карачках.

Сложные для чтения слова.

Взобраться, сгребали, дворницкая, оттолкнулся (слова должны быть поделены на слоги).

Текст сообщений о жизни и творчестве Н.Н.Носова

Сообщение 1

Николай Николаевич Носов один из любимых талантливых детских писателей. Много ребят выросло на юмористических, забавных, познавательных произведениях Николая Николаевича. Он родился в Украине, в Киеве , в семье актёра. Высшее образование носов получил в Московском институте, в котором учат снимать кино. Впоследствии Николай Николаевич Носов стал режиссёром: снимал учебные и художественные мультфильмы. Вообще Носов увлекался музыкой, пением, театром, химией, шахматами, электроникой, фотографией. Сменил много профессий. Был человеком образованным и интересным

.

Сообщение 2

Николай Николаевич Носов начал писать в 1938 году. Первый его рассказ для детей «Затейники» появился в журнале «Мурзилка». Первый сборник рассказов Носова «Тук-тук-тук» вышел в год окончания Великой Отечественной войны, в 1945 году.

Николай Николаевич Носов - автор всем нам хорошо известных произведений: «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Фантазёры», «Витя Малеев в школе и дома». Заслуженную славу писателю принесла роман-сказка «Приключения Незнайки и его друзей» и два его продолжения «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».

В 1976 году Н. Н, Носов умер. Его вклад в детскую литературу очень велик. Дети и взрослые с удовольствием читают рассказы Н. Н. Носова. Они смешные, добрые, поучительные.

Содержание карточек с пословицами

Умел ошибиться - умел поправиться.

Делу время - потехе час.

Слоговая таблица

Ве-во-ви-вы-ва - в лесу выросла трава.

СА-си-сы-со-су- даю Саше я лису.

Ра-ро-ру-ре-ри-ры-ра - начинается игра.

Ар-арь-ар-ар-арь - на стене висит фонарь.

Жа-за-са-жу-су-зу - мы поймали стрекозу.

Три вороны на воротах.

Саша в лесу встретил лису.

© 2010-2022