- Преподавателю
- Начальные классы
- Обобщение опыта работы по теме Использование на уроках современных образовательных технологий
Обобщение опыта работы по теме Использование на уроках современных образовательных технологий
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Золотова С.А. |
Дата | 20.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия №6»
г. Воркуты
Воркута
2012
Динамическое развитие общества требует формирование личности, способной использовать все приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения жизненно - практических задач и способной оставаться собой в постоянно меняющемся мире.
Цель образования - вырастить функционально грамотную личность.
человек самостоятельный человек познающий человек, умеющий жить среди людей
Современным детям свойственна прагматичность мыслей и действий, независимость и раскрепощенность. Главная социальная функция учителя состоит уже не в передаче базовых знаний учащимся, а в формировании у них умений находить, извлекать знания и использовать их в своей практике. Это требует новейших технологий взаимодействия учителя и ученика. Данным требованиям соответствует образовательная система «Школа 2100», которая с 2006 года признана официально развивающей личностно - ориентированной программой. Прежде чем начать работать по данной программе, изучила методологические основы программы, прошла курсы повышения квалификации по теме «Концептуальные основы образовательной системы «Школа 2000», «Школа 2100». Познакомила родителей с комплектом учебников образовательной системы «Школа 2100». Рассказала о преимуществе и отличии от традиционной системы. Изучила уровень психических процессов учащихся и уровень готовности к школе по результатам ПМПК, изучила медицинские карты и выявила сведения о состоянии здоровья детей. В своей деятельности использую личностно - ориентированный подход в обучении и развитии личности: ребенок не для школы, а школа для ребенка. В данной образовательной системе процесс обучения выстраивается через совместную деятельность учителя и учащихся. Поэтому использую в своей работе:
- технологии активизации познавательной деятельности.
- технологии личностной организации педагогического процесса.
Использование современных образовательных технологий
в структуре урока
№ п/п
Этап урока
Варианты использования образовательных технологий
Методы и приёмы
1
Организационный момент Здоровьесберегающие технологии - Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга)
2
Актуализация знаний
Игровые технологии
- Создание игровой ситуации.
- Использование дидактических игр.
Обучение в сотрудничестве
- Совместная деятельность
- Эвристическая беседа
3
Постановка учебной проблемы
Проблемно - диалоговое обучение
Создание проблемной ситуации.
-
Побуждающий к осознанию проблемы диалог
-
Подводящий к теме диалог
-
Сообщение темы с мотивирующим приёмом
Обучение в сотрудничестве
- Работа в группах, парах
- Эвристическая беседа
Информационно-коммуникационные технологии
Представление наглядного материала, использование Интернет - ресурсов.
4
5
Поиск решения учебной проблемы или «открытие» нового знания
Первичное закрепление
Проблемно - диалоговое обучение.
- Побуждающий к гипотезе диалог.
- Подводящий от проблемы диалог.
Деятельностный подход в обучении
а) Метод алгоритмизированного обучения
б) Приём моделирования.
Обучение в сотрудничестве
Исследовательская работа в группах, парах
Гуманно - личностная технология.
- Создании ситуации успеха.
Развивающее обучение
Задания на развитие общеинтеллектуальных умений - сравнения, мышления, конкретизации, обобщения
Игровые технологии
Игровая ситуация
Здоровьесберегающие технологии (физкультминутка)
Гимнастика для тела, глаз; танцевально-ритмические паузы, дыхательная, пальчиковая гимнастика; упражнения на релаксацию
6
Самостоятельная работа
Индивидуальное и дифференцированное обучение
Разноуровневые задания
7
Повторение.
Дифференцированный обучение.
Разноуровневые задания
Развивающее обучение
Упражнения на развитие познавательных процессов
8
Подведение итогов урока.
Обучение в сотрудничестве
- коллективный вывод
- подведение итогов в паре (сравнение)
Гуманно-личностная технология
- создание ситуации успеха
9
Рефлексия
Гуманно-личностная технология
- создание ситуации успеха
- приём самооценки на шкале
- ситуации выбора дом. задания
- сюрпризный момент
Здоровьесберегающие технологии
- Тренинг: «Я смог…Что не получилось?»
Особую роль отвожу проблемно - диалоговому обучению. Проблемно - диалоговое обучение предполагает творческий поиск решения учебной проблемы, обеспечивает познавательную мотивацию учащихся, сохраняет и повышает интерес учащихся к учению, формирует коммуникативную компетенцию учащихся. При постановке проблемы на уроке учащиеся самостоятельно формулируют тему урока или вопрос для исследования.
Применяю 3 основных метода постановки учебной проблемы: 1 метод: Побуждающий к осознанию учебной проблемы диалог. Проблема - конфликт, 2 разных мнения, столкновения. При создании проблемной ситуации для побуждающего к осознанию учебной проблемы диалога использую следующие приёмы:
1 приём: Предъявляю классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или точеки зрения. Например: Диалог героев учебника «Окружающий мир»: Миша: «Грибы - это животные, они не зеленые». Лена: «Грибы - это растения, они не передвигаются». Учебная проблема как тема урока «Грибы - что это такое?»
2 приём: Противоречие между житейским представлением учеников и научным знанием или теорией. Предлагается несколько ситуаций: а) На карусели катались дети. Их сидения прикреплены к крепкой оси. Планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Что их удерживает? б) Яблоко упало с дерева на землю. Почему так происходит? Возникает вопрос: какое правило или какой закон природы здесь действует?
3 приём: Сталкиваю разные мнения учеников, предложив классу вопрос или задание по новому материалу. Так, при ознакомлении с разделительным Ъ вызываю 2 учеников к доске, которые записывают слова в столбик под диктовку. 1 ученик пишет слова с разделительным Ь (на повторение). 2 ученик записывает слова с разделительным Ъ (проблема - слова с пропущенным Ъ или вместо Ъ записан Ь). Учебная проблема как вопрос: «Когда пишетсяразделительный Ъ?».
4 приём: Предлагаю задания, с которым ранее учащиеся не сталкивались. - Найти площадь прямоугольника со сторонами 38 и 26 см. Учащиеся испытывают затруднения: - Здесь надо умножить на двузначное число, мы не умеем умножать на двузначное. Отсюда осознание учебной проблемы как темы: «Умножение на двузначные числа».
5 приём: Отличается от 4 приёма тем, что даю задание, не выполнимое вообще. Учитель: Что такое склонение? Учащиеся: Изменение по падежам. Учитель: Какие известные вам части речи склоняются? Учащиеся: Имена существительные, имена прилагательные. Учитель: Попробуйте просклонять глагол читать. Учитель: Смогли выполнить задание? Учащиеся: Нет. Глаголы не склоняются. Учитель: Какой возникает вопрос? Таким образом, осознаётся учебная проблема как вопрос: «Как изменяются глаголы?»
Следовательно: 1 шаг - создаю проблемную ситуацию, 2 шаг - побуждаю к осознанию или противоречию 3 шаг - побуждаю к формулировке учебной проблемы.
- шаг - принятие формулировки.
2 метод постановки учебной проблемы: Подводящий к теме диалог. Это система вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулировке темы. Здесь не требуется создание проблемной ситуации, но успешно формируется логическое мышление и речь ученика. Записаны слова: Ночь, душ, мышь, сторож, помощь. - Чем похожи эти слова? (Имена существительные с шипящими на конце) - Чем отличаются? (Одни записаны с Ь, другие без) - Над какой темой будем работать? (Правописание имён существительных с шипящими на конце)
3 метод постановки учебной проблемы: Сообщение темы с мотивирующим приёмом - приём яркого «пятна» (использование кроссвордов, легенд, загадок, шуток, т.е. любой материал, связанный с темой урока, способный заинтересовать и захватить внимания учащихся и вывести на тему урока). Например, при разгадывании кроссворда по вертикали получается слово: «Птицы» - приём актуальности. Пример: При ремонте квартиры сталкиваемся с темой «Площадь»
IV этап - Поиск решения учебной проблемы или «открытие» детьми нового знания. - это побуждающий к гипотезам диалог: Так, изучая тему «Состав почвы» предлагаю рассмотреть рисунки, на которых нарисованы обитатели почвы. Подвожу к осознанию проблемной ситуации: - Если они живут в почве, то что в ней содержится, необходимое для жизни?
- Побуждение к выдвижению гипотез.
Vэтап - Первичное закрепление. Первичное закрепление заключается через комментирование искомой ситуации, проговаривание установленных алгоритмов действия. Ученик не только подкрепляет не только письменную речь, но и озвучивает речь внутреннюю, посредствам которой ведётся поисковая работа его сознания.
VI этап - Самостоятельная работа с проверкой в классе - самостоятельное решение типовых заданий. - самостоятельная проверка учащимися своей работы. Задача этого этапа - самоконтроль и самооценка.
VII этап - Повторение. - включение нового материала в систему знаний. - решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.
VIII этап - Подведение итогов. Он напрямую связан с I этапом постановки проблемы. Анализ результата и анализ процесса - рефлексия. Это анализ деятельности, прогнозирование дальнейших действий. Он заключается в поддержании мотивации на следующем уроке. Для того, чтобы мотивация укрепилась, использую приёмы: - ситуация выбора (при организации домашнего задания - разный вид сложности). - сюрпризный момент. - приём самооценки. Оценивая себя, учащиеся делают пометки на шкале, насколько они достигли поставленной цели или приобрели знания. Проблемные уроки очень эффективны и нравятся детям. Конечно, работа трудоёмка, ведь к каждому такому уроку нужно подбирать упражнения для актуализации знаний, продумывать постановку проблемы и путей её решения. Основным способом подачи и изучения материала в начальной школе выступает игровая деятельность. В своей работе широко использую игровые технологии. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития».
В.А.Сухомлинский. Игра - мощный лечебный фактор. Благодаря ей ребёнок освобождается от агрессии, страха, нарушения поведения на уроке. Игра снижает утомляемость, напряжение, тревожность. Она вызывает живой интерес к процессу познания, воспитывает умственную активность детей. Использую игру как форму обучения. Провожу:
- Уроки в форме соревнования и игр.
- Игры, требующие от детей исполнительской деятельности (например, выполнить по образцу «Составь узор»).
- Игры, требующие воспроизведения действий («Сорви яблоко», «Математическая рыбалка», «Забей гол в ворота»).
- Игры, с помощью которых дети изменяют, преобразуют данные (например «Составь цепочку из примеров»).
- Игры, в которых включены элементы творчества и поиска («Угадай загадку Буратино», «Найди ошибки Незнайки»).
Так, на уроках окружающего мира учащиеся на доске заполняют таблицу: знаю хочу узнать узнал Пример: тема «Ледяная пустыня». Знаю: Хочу узнать: Узнал: Очень холодно. Какая погода. Климат:… Нет растений или мало. Какие растения. Растения:... Животные… какие животные. Животные:… Как выживают:… Прием моделирования использую на уроках литературного чтения при составлении опорных конспектов, оформлении таблиц о героях и сюжетах произведений. В процессе поиска пути решения учебной проблемы организую коллективную, групповую работу. В процессе коллективного и группового взаимодействия происходит развитие и совершенствование коммуникативных умений, где учащиеся не только обмениваются знаниями, помогают друг другу, дают комментарии, объясняют правила и учатся общаться. Данный вид работы помогает учащимся поверить в свои силы, а доверительные отношения освобождают учащихся от скованности и чувства неуверенности. Организация внутригруппового взаимодействия осуществляется - на основе выполнения правил работы в группе (даю в готовом виде или вырабатываются группой) - если нужно - ролевого распределения - определение способа организации обсуждения задания и его решения («мозговой штурм» или выполнение по частям: индивидуально, парами, мини - группами). Для работы над решением проблемной ситуации определяю группы в соответствии с уровнем подготовки детей. Раздаю каждой группе карточку с проблемной задачей. Учащиеся работают над карточкой, решают задачи, формулируют вывод. Проблемная задача на высоком уровне не содержит подсказки. На среднем - 1 - 2 подсказки. На низком уровне - роль подсказок выполняю вопросы и задания, отвечая на которые учащиеся приходят к нужному выводу. Высокий уровень - Внимательно прочитайте написанные слова, найдите разницу в их написании и сформулируйте правило. /Дичь, грач, сторож, молодежь, уж, печь./ Средний уровень - Внимательно прочитайте написанные столбики слов и объясните принцип их группировки, сформулируйте правило их написания. /дичь грач молодежь сторож печь уж/ низкий уровень - Внимательно прочитайте написанные в первом и во втором столбиках слова: /дичь грач молодежь сторож печь уж/ Ответьте на следующие вопросы: - К какой части речи относятся слова? - Определите род имён существительных 1 и 2 столбиков. - Какие согласные буквы стоят в конце имён существительных? - В каком случае пишется ь? Проверка результатов работы начинается с группы, решавшей задачу на низком уровне, затем - на среднем и высоком. На уроках закрепления и обобщения занятий организую совместную проектную деятельность учащихся. На уроках окружающего мира проекты помогают детям глубоко проникнуть в тайны природы. Так, выполняя проект «Жизнь леса», учащиеся готовят сообщения о лесе, альбом «Красная книга леса», викторину «Лес в нашей жизни». Выполняя проект по теме «Наши питомцы», учащиеся составляют альбом «Мой четвероногий друг», пишут сочинения «Мой друг». При оформлении альбома «Мой город родной Воркута» учащиеся сочиняют стихи о Воркуте, рисуют рисунки, изучают историю города. Делятся на группы: художники, историки, поэты. Результатами проекта учащихся являются выставки рисунков, оформление стендов, фотоальбомы, экологические плакаты, газеты, выставки поделок «Природа и фантазия», рефераты, книжки - самоделки. Собранный материал в книжках - самоделках пополняю результатами других учеников. Предлагаю учащимся выполнить индивидуальные проекты. Например, выпуск буклетов «Ценные советы»: - «Как правильно питаться», «Береги зрение», «Здоровые зубы - белоснежная улыбка» Учащиеся выполняют творческие работы - сочиняют сказки о буквах, частях речи, частях слова; пишут сочинения о героях литературных произведений.
На каждом уроке я стараюсь использовать здоровьесберегающие технологии. Это чередование различных видов деятельности и применение современных технологий, каждая из которых является здоровьесберегающей. Для того чтобы научить детей управлять своим поведением, провожу упражнения на релаксацию, физкультминутки на развитие эмоций и мимики, сюжетно - ролевые игры. Все это позволяет развивать саморегуляцию у детей, преодолевать замкнутость одних и агрессивность других детей. Дает перспективу уверенности в своих силах, а значит и добиваться хороших результатов в обучении. Дети легче адаптируются к школьным условиям. При проведении физкультминутки использую физические упражнения для различных групп мышц. Эти упражнения необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить кровообращение застойных участков в организме ребенка, снять статическое напряжение. Очень эмоциональны и увлекательны упражнения «пальчиковой гимнастики», которые активизируют моторику рук. Аутотренинги - релаксации позволяют детям расслабится, восстановить силы. Провожу их конце урока, чтобы дети отдохнули, а затем на перемене взбодрились и настроились на дальнейшую продуктивную работу. Дифференцированный подход позволяет ребенку ощущать комфорт, защищенность. Измеряю с возможностями учащихся объём домашнего задания и степень сложности. Ведь если ребёнку тяжело справляться с заданиями, у него пропадает интерес к этому процессу. Хороший терапевтический эффект дают классические музыкальные произведения Шопена, Штрауса, Бетховена. Они снимают тревогу, раздражительность, действуют успокаивающе. Подбираю звуковое сопровождение к урокам - звуки природы (голоса птиц, шум моря). Использую на уроках такие приёмы как сказкотерапия и музыкотерапия. Сказка открывает ребёнку перспективу собственного роста, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого. Оказываю методическую помощь родителям. Рекомендую, например, чтобы их гиперактивные дети читали успокаивающую литературу, а гипоактивные дети (эмоционально зажатые) читали книги, которые стимулируют эмоциональные переживания.
Функциональные звенья психики, обеспечивающие психические процессы, необходимые для усвоения знаний и переработки информации, являются инструментом познания человека. Изучила уровень развития психических процессов детей, поступивших в школу, что позволило в дальнейшем осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Использую на различных этапах урока дополнительные виды заданий, развивающих психические качества учащихся: мышление, быстроту реакций и внимание, воображения и памяти. Ученик, успешно усваивающий все предметы, оказывается неспособным применить знакомое ему правило. Причина кроется в отсутствии дифференцированности восприятия. Поэтому восприятие является основным процессом, вокруг которого строится обучение в 1 классе. Основная задача первого года обучения - сформировать у учащихся навык и привычку осмысленно воспринимать учебный материал, умение слышать учителя и учеников. Ввиду необходимости психического сопровождения процесса психического развития учащихся и отсутствии ставки психолога в школе, был налажен контакт с отделением психолого - педагогической помощи ГУ РК «Центр социальной помощи семье и детям». На основе программы психологического сопровождения учащихся с 1 по 4класс (приложение 1) проведена работа, направленная на: - изучение особенностей учебной мотивации учащихся; - выявление школьной и личностной тревожности; - исследование оценки собственного настроения в различных видах деятельности. Дальнейшее сопровождение учащихся в текущем году проводится в рамках программы групповых занятий «Волшебные средства понимания» и индивидуально на базе Центра социальной помощи семьи и детям по результатам диагностической работы с классом.
Для определения эффективности системы обучения использую различные методики: - тестирование - анкетирование - система диагностических средств - самооценка - опрос при помощи системы карточек
Результатом применения современных технологий в образовательной системе «Школа 2100» является:
- Преобладание учебно - познавательных мотивов над узколичностными (результаты диагностики мотивационной сферы - приложение 2).
- Низкий уровень тревожности учащихся 2А класса (приложение 3).
3) Повышение читательской культуры учащихся. Все учащиеся класса активно посещают школьную и городские библиотеки. 4) Успешное формирование коммуникативной компетентности и умений анализировать, систематизировать, выделять главное.
5) Повышение уверенности учащихся в своих силах.
6) Уменьшение утомляемости.
7) Положительная динамика успеваемости по предметам, высокий уровень качества знаний по предметам (68 - 89%), оптимальный уровень обученности (100%).
8) В конце прошлого учебного года у 3 учащихся снята программа коррекционного обучения и определена общеобразовательная программа. Все свои достижения учащиеся заносят в портфолио. С результатами портфолио знакомлю родителей на родительских собраниях, при индивидуальных беседах. Оказываю родителям методическую помощь, консультации по вопросам воспитания и обучения. Считаю необходимым в дальнейшей работе создавать благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся, обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания и развития его индивидуальности. Исходя из анализа своей работы, основной задачей считаю активизацию интеллектуально - информационной деятельности младших школьников. То есть организовывать уроки таким образом, чтобы все три сферы развития личности младших школьников (сознание, деятельность и общение) взаимодействовали в процессе учения. Чтобы ребенок активно и с интересом, увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.