Конспект урока по окружающему миру на тему: Что это за листья (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


УМК «Школа России»














Конспект урока по окружающему миру


Тема урока: «Что это за листья?»


















Выполнила:

Богова А.А. учитель начальных классов

МБОУ «ООШ №26» г. Энгельса











Тема: Что это за листья?

Цели: Формировать представления о строении листьев и их видов.

Планируемые результаты:

Предметные: первоклассники научатся наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам; определять названия деревьев по листьям; получат возможность научиться описывать внешний вид листьев; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные:

регулятивные - освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;

познавательные - освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;

коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.


Учебные материалы: мультимедийная установка, презентация «Что это за листья?»,осенние листья, учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, дидактическая тетрадь, цветные карандаши.






Ход урока.

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний.

I. Муравьишка и Черепашка приготовили для вас кроссворд. Слайд№2.

1. Растение, которое похоже на зеленого ежика. (кактус)

2. Этот цветок называют звездой. (астра)

3. А это растение является лекарственным. (календула)

4. В народе его называют «щучий хвост). (сансевьера)

5. название этого величавого растения означает «меч». (гладиолус)

6. «Кавалер со звездой» - это….(гиппеаструм)

7. Какое растение способно нас радовать цветами почти круглый год? (фиалка)

Какое слово вы видите на зеленых клеточках? (КРАСОТА)

Почему?

Цветы - это всегда красиво, ярко, торжественно. Мы стараемся вырастить самые красивые цветы. Мы ухаживаем за ними, бережем красоту, которую они нам дарят.

II. На какие две группы можно разделить все эти растения?

1). Растут на клумбе.

2). Растут на подоконнике.

Давайте посадим растения на клумбу и в горшки. Слайд №3.

Растения клумбы Комнатные растения

III. Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Потянулся, повернулся,

Взвился вверх и полетел!

IV. Мотивация учебной деятельности.

Муравьишка с осенним букетом предлагает отгадать загадки: Слайд №4.

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят... (осень)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Осенние листья)

Почему золотые монетки - это листья?

(Листья осенью ярко-желтые, их цвет играет и переливается на солнце.)

- В осеннем лесу хозяйничает художница - осень. Она не жалеет красок для деревьев, раскрашивая их листву в желтые, оранжевые, красные цвета.

Муравьишка: - Как называется явление природы, когда листья опадают с деревьев?

-Как вы думаете, почему осенью с деревьев опадают листья?

Черепаха: Осенью становится холодно и ветрено. Солнце светит мало, и листья не могут жить так же, как в теплые дни. Вода не может проникнуть в лист. Умирающий лист меняет цвет, затем засыхает и отмирает. Ветер срывает его с дерева. После того как все листья опадут, дерево засыпает до весны. Опавшие листья, как теплая перина, будут защищать корни дерева от морозов.

Посмотрите на Муравьишку и назовите тему нашего урока.

Осенние листья и деревья, на которых они растут.

V. Работа по теме урока.

Учитель: - Сегодня мы с вами будем говорить о листьях разных деревьев. К концу урока мы должны будет научиться определять, что за листья перед нами.

Работа по учебнику.

Открываем учебники по закладке.

Рассмотрите листья.

Какие листья оказались незнакомые?

- Какой лист можно узнать сразу? (кленовый).

Кленовый лист. Клен

Закружила осень рыжие метели,

Золотые листья с кленов полетели.

- Листопад у кленов начинается с 14 сентября.

Сколько листьев клена на рисунке? Чем они отличаются?

- Найдите на рисунке листья березы. Какого они цвета?

Березовые листья.

Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу.

- Лист какого еще дерева изображен у вас в учебнике? (лист осины).

Сколько листьев осины? Чем они отличаются?

Очень красивы листья осины осенью. Они бывают розовые, огненно-красные, лиловые.

Послушайте, как красиво описал это дерево Иван Сергеевич Тургенев: «Трепетнолистая осина бывает красива и заметна только осенью. Золотом и багрянцем покрываются ее листья, и ярко отличаясь от зелени других деревьев, придает она много прелести и разнообразия лесу во время осеннего листопада»

Листопад у осины начинается с 19 сентября.

В какое время года листья бывают такие разноцветные?

Как называется явление природы, когда осыпаются листья с деревьев?

- Сравните листья, о которых мы говорим. Все они разные по цвету и размеру, но есть у них и сходства.

Части листа.

-Все листья состоят из черешка и листовой пластинки.

Сравнение черешка осинового листа и березового.

- Черешок у осины длинный и сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому при малейшем дуновении ветерка листья начинают дрожать, трепетать. Отсюда и выражение - «трепетная осинка».

Муравьишка: - Листья одинаковой формы или разной? Опишите форму листа.

Черепаха: - Если пластинка одна, то лист называется простой. Если пластинок на черешке несколько, то лист называется сложный.

Муравьишка: - Назовите простые, сложные листья.

VI.Физкультминутка.

VII. Закрепление.

1. Практическая работа.

У каждой пары на парте листья: березы, клена, дуба.

Муравьишка и Черепашка принесли на урок листья и все перепутали.

Назови, с каких деревьев здесь листья?

Разложи их по группам в зависимости от породы дерева.

Лист, с какого дерева появился, которого не было в учебнике. (ДУБ)

Что вы знаете о дубе?

Мощь и величественная красота дуба привлекает всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют в вагоностроении и судостроении. Кору используют в кожевном деле. Положите несколько листьев дуба в банку с солеными огурцами и они станут хрустящими, крепкими, вкусными.

Посмотрите на лист березы и рябины. Чем они отличаются?

(Лист рябины состоит из нескольких листочков).

Посмотрите на лист березы. Из чего он состоит?

2. Работа в тетради.

Девочки раскрашивают листья с простой листовой пластиной, а мальчики со сложной.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Листья, каких деревьев сегодня рассмотрели?

Какие листья имеют простую листовую пластину.

Какие сложную?

Осень дарит нам красивые осенние листья.

Как сохранить нам эту красоту, чтобы она нас могла радовать и зимой?

(сделать поделку из осенних листьев)

- У вас на столах лежат листочки. Если вы считаете, что сегодня на уроке у вас всё получилось, вы были внимательны и активны, покрасьте листок в красный цвет. Если вы в чём-то сомневались - в зелёный цвет. А если вам было очень сложно и осталось много вопросов, на которые вы не могли ответить - в жёлтый цвет. Теперь поднимите свои листочки. И мы посмотрим, листиков какого цвета больше.





























Использованная литература:


  1. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» К учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир. В 2 частях.1 класс - М.: Издательство «Экзамен», 2012
  2. А.А.Плешаков. Атлас - определитель «От Земли до Неба». М: «Просвещение» 2012.
  3. В.В. Петров.«Растительный мир нашей Родины». М: «Просвещение» 2001.
  4. Б.В. Гроздов «Тайны зеленого мира» М: «Просвещение» 2003.
  5. Детский экологический журнал «У Лукоморья» №4. 2011.



© 2010-2022