- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья Развитие речи первоклассников
Статья Развитие речи первоклассников
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бондаренко Т.М. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Развитие речи первоклассников на уроках обучения грамоте
Приятная для слуха речь -
своего рода музыка.
Аристотель Одним из важнейших показателей уровня культурного человека, его интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. И в зависимости от того, как будет развиваться речь ребёнка, будет зависеть его успех в изучении предметов общеобразовательной школы. Начальное обучение - эта первая ступень школы, которая закладывает фундамент успешного овладения содержанием образования и дальнейшего становления личности школьника. Овладение навыками правильной речи - одна из важнейших задач начального обучения. Развивать речь детей - значит систематически работать над ее содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Основными задачами обучения русскому языку на первом году обучения являются:
-
формирование у детей навыков осознанного, выразительного чтения, навыков письма;
-
приобщение к книге, воспитание читателя;
-
развитие устной и письменной речи.
- Отчетливо и быстро прочитай слоги: за-зо-зы-зэ-зу.
- Доскажи строку: та-та-та - у нас дома чистота.
- Доскажи слово: ма-ма-ма - дома я (сама), му-му-му- молоко (кому?).
- «Читай с пчёлкой»: слайд 1, 2.
- Правильно произнеси звуки. Какой звук часто повторяется?
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу
И звук твержу. (Жук) С(Сь) Длинная шея,
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь) На первоначальном этапе обучения стараюсь в игровой форме отрабатывать навыки слогового анализа, так как слог - ключ к чтению. Игровые моменты и занимательные упражнения - пример творческого подхода к звучащему слову. Упражнения, которые я провожу на уроках, направляют внимание детей на самостоятельное произнесение слов, помогают им понять деление слов на слоги и определять ударный слог:
- Придумай слова, которые по звучанию похожи на данные словосочетания:
- «Сочиняйка-ка» (подбери нужное слово) слайд 4.
1.Вставить букву:
-
с…м (а, о), ми…ка (ш, с), Осы (к)
-
с…р (о, ы) ко…а (ж, с, з, р). враг (о)
2.Вставить целый слог:
-
ша…ши (ла),
-
ма…ши (лы).
3.Добавить слоги до целых слов:
-
о/си…(на), сос/…(на),
-
о/ку…(ни), нит/…(ка).
4.Составить из слогов каждой строчки слова (анаграммы):
-
нок, зво ка, бел
-
ре, та, бя у, ник, че
- [р`/Р]: шар, роза, республика, Россия, шарики;
- [с`/С]: коса, соль, нос, сокол, сражался.
- о - (са).
- наблюдения над окружающей действительностью,
- общение со взрослыми и детьми,
- чтение классное и внеклассное, сопровождаемое обычно анализом и обсуждением содержания,
- специальные речевые упражнения, связанные с анализом языка произведений, с пересказами, изложениями, сочинениями.
Составление словосочетаний с новыми словами, встретившимися в тексте или в процессе работы, помогает глубже понять значение слов, облегчает процесс их усвоения и готовит учащихся к употреблению данных слов в речи. Для того, чтобы развивать у детей умение объяснять значение изученных слов, воспроизводить в памяти дифференциальные признаки лексического значения, на уроках я проводила такие игры, как "Объяснялки". - Представь, что тебе нужно объяснить значение слова пенал человеку, который его никогда не видел. Как ты объяснишь значение этого слова? Для словообразовательного анализа к таким словам как подосиновик, рыжик можно задать вопросы: - От какого слова образовано новое слово? Почему так назвали? Новые слова включаются в предложения, читаются, подвергаются звуковому анализу, составляются из букв разрезной азбуки. Слова включаются в группу лексических и логических упражнений. Группы предметных картинок служат для словарно-логических упражнений: -различие родо - видовых понятий (каким одним словом можно назвать все предметы); -упражнения в классификации (какой предмет лишний и почему); -сопоставление слова со звуковой схемой; -обобщений (чьи это вещи?) Схемы-модели, встречающиеся на первых же страницах, используются для аналитико-синтетической работы: -звуковой анализ слов с опорой на данную схему; -звуковой анализ слов и сопоставление схемы; -сопоставление звукового состава слова с несколькими схемами и выбор соответствующей; Наибольшее значение для развития речи в период обучения грамоте имеет семантическая работа: наблюдения над значением слов, уточнение значений и оттенков. Наиболее ценные упражнения лексического характера связаны с понятием «синонимы», «антонимы». Работа над синонимами и антонимами важна, потому что умение подобрать подходящий синоним или антоним позволяет разнообразить речь, употреблять в речи более точные слова и выражения. К лексическим упражнениям относятся и упражнения, при выполнении которых дети получают представление о многозначности (каток, плита, ключ, коса): слайд В основном периоде расширяются представления детей о прямом и переносном значении слов. Учащиеся подводятся к пониманию переносного значения слова и к умению употреблять слова в переносном значении в собственной речи. Работа над предложением, как и над словом, начинается буквально с первого урока в школе: это выделение предложения из речевого потока, чтение, ответы на вопросы. В период обучения грамоте роль вопросов очень велика; вопрос дает основу для составления предложения. От предложения школьники переходят к связной речи (уровень текста). Связная речь в период обучения грамоте - это пересказ прочитанного самими детьми или учителем, это различные рассказы - по наблюдениям, по воспоминаниям, на основе творческого воображения; это декламация заученных стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, работа с пословицами, поговорками, чтение скороговорок, рассказывание сказок и инсценирование их. Таким образом, развивается монологическая речь первоклассников. Начинать работу над связной речью удобнее всего с картинок. Составляя к каждой картинке предложение, дети получают последовательные рассказы. Сюжетные картинки используются для разъяснения содержания текста, организации работы по развитию связной речи детей. Используя сюжетные картинки, школьники могут отвечать на вопросы, составлять предложения и связные тексты. Вот пример из электронного приложения к учебнику «Азбука» В.Г.Горецкого при изучении буквы т (слайд ). Серии сюжетных картинок используют для составления предложений по каждой из них, а затем всех предложений в связный рассказ. В ходе подготовительной беседы выбираются для рассказа самые лучшие, полные предложения, устраняются неизбежные в таких случаях повторы; для придания событиям большей реальности персонаж получает имя, определяется время года, может быть добавлено предложение о погоде. Рассказ озаглавливается - так дети начинают работу над темой. В дальнейшем дети получают задания на тему, например: «Расскажите о белочке», «Расскажите о том, как играли в…». Обычно опорой детских рассказов в 1 классе служат вопросы учителя или вопросный план. Пересказывая прочитанное, дети обогащают свой словарь за счет лексики образца, соблюдают последовательность текста, подражают синтаксическому строю первоисточника, передают эмоциональное содержание и идейный смысл рассказа. Составляемый рассказ или пересказ постоянно исправляется, выбираются наиболее подходящие слова, объясняется их значение и целесообразность выбора в данной ситуации, идёт работа над предложением, вводятся детали, подробности, улучшается последовательность изложения событий, вводятся простейшие причинные обоснования. Работа над речью учащихся связывается с содержанием текстов и иллюстраций азбуки. В связи с основной темой страницы азбуки привлекается материал экскурсий, наблюдений, предметных занятий. Словарь букварных текстов, включая столбики слов, очень богат: он охватывает разные области жизни детей и взрослых, природные явления, растительный и животный мир, произведения детских писателей, русские народные и авторские сказки (слайд) Тематика текстов предполагает воспитывающее влияние на учащихся (отношение детей между собой, со взрослыми, забота о природе и т. д ). Развитие речи учащихся - это, безусловно, важнейшая задача школы, ибо в жизни человеку необходим навык речи в первую очередь. Развитая речь служит также средством познания. При формировании и развитии языковой личности ребёнка целесообразно учитывать весь опыт, накопленный классической наукой и методикой, и соотносить его с новейшими тенденциями языковой теории и практики, основываясь на принципах системности, научности, непротиворечивости, объяснительной силы, преемственности этапов обучения, а также руководствуясь идеей индивидуального подхода к каждой взятой личности ребёнка.
Использованная литература.
1. Н.И. Жинкин «Язык - речь - творчество» - М., Просвещение, 1998 г.
2. Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - М., Просвещение, 2001 г.
3. М.Р. Львов «Речь младших школьников и пути её развития» - М.,
Просвещение, 1999 г.
4. В.А. Закожурникова «Работа над предложением и связной речью в начальной школе». М., Просвещение, 2000 г.
5. Т.А. Ладыженская «Методика развития речи на уроках русского языка» - М., Просвещение, 2003 г.
6.Т.А. Ладыженская «Речевые секреты», М., Просвещение, 2000 г.
7. М.Р. Львов «Тенденции развития речи учащихся в начальной школе» - М., Просвещение, 2002 г.
8. Т.А. Ладыженская «Живое слово» - М., Просвещение, 1998 г.
9.Р.С. Немов Психология. Книга 3. - М.,1995, стр. 216 - 223.
10. В.А. Синицын «Путь к слову» - М., АО «Столетие», 1996 г.
11. А.А. Бондаренко, М.Л. Калинчук «Формирование навыков литературного произношения у младших школьников». М., Просвещение, 2001г.
12. Н.Н. Ушаков «Вопросы методики развития связной устной речи на уроках русского языка в начальной школе» - М., Просвещение, 1980 г.
13. «Современные подходы к развитию речи младших школьников» Начальная школа, №2, 2003 г.
14. «Что такое виды речевой деятельности» Начальная школа. Плюс - минус, № 4, 2003 г.
15. «Формирование речевой деятельности младших школьников на основе
дидактических принципов К.Д. Ушинского» /Начальная школа, № 10, 2001г.
16. «Формирование культуры речи младших школьников» /Начальная школа, № 10, 2003г.